Параллельно с «Парисом и Еленой» Давид начал работать над картиной «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей», выставленной лишь в Салоне, открывшемся после взятия Бастилии, осенью 1789 г. Здесь Давид опять возвращается к древнеримской истории. В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Том раскрыт на странице с изображением бюста Брута. Поэта Цинну, друга Цезаря, спутали с другим Цинной, заговорщиком и убили. Это первые строки I-й оды Сафо.
В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха.
Полотно представляет собой огромный холст. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Не тиранию он ненавидел, а лично Цезаря, не мог терпеть чьего-либо превосходства. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Одна с Волчицей, другая с бюстом Брута. В витрине рядом с бюстом лежит огромный фолиант с гравюрами голландского художника Мартена ван Хемскерка (Maarten van Heemskerk).
Луций Юний Брут – освободитель Рима от господства царей и первый консул. Избирая для картин трагические сюжеты из античной истории, Давид облекал их в строгую и четкую форму, с безукоризненно точным рисунком и ясным, холодным цветом, с повышенно выразительным действием, развертывающимся словно на сцене театра, всем этим стремясь придать поступкам своих героев характер совершенной закономерности и необходимости. Тем неожиданнее эффект, когда видишь оригинал. Потом все завопят «Смерть Цезарю. ».
Взгляд жесткий, если не сказать злобный. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Однако, Телемах был вынужден прервать их романтические отношения, чтобы продолжить поиски своего пропавшего отца Одиссея.
Остальное его пока не тревожило. Таким образом, Жак-Луи Давид противопоставляет необходимость выполнения сыновнего долга любви и женской привязанности. Никому не удавалось укротить жеребца, удержаться в седле было невозможно, самые искусные наездники потерпели неудачу. Удивительно в этом рисунке то, как художник приукрасил античный портрет.
Классицизм проявил себя во всех областях изобразительного искусства – в архитектуре, живописи, скульптуре. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Брут повел против неприятеля конницу. «Антиох и Стратоника».
Складки бронзовой материи не отполированы и потому не блестят. Брут удостоился пышных похорон. Его бюст наряду с капитолийской волчицей стал одним из важнейших символов Рима. Художник работал над ним в период с 1532-го по 1537-й годы. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т.
Главным представителем нового художественного течения во Франции конца XVIII в. стал Жак-Луи Давид (1748-1825). Навряд ли его солдаты были убежденными республиканцами. Однако он не вернулся, хотя и смог сохранить должность городского претора. Все хапают деньги, нарушают закон и Брут кидается в финансовую авантюру. Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения.
После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Уцелевшие солдаты Брута сдались и влились в войска триумвиров.
Победа осталась на стороне римлян. В своей лучшей картине «Убитый Марат» (1793 г. ), в замечательных, ярко реалистических портретах, подобных «Зеленщице» или «Старику в черной шляпе», Давид по существу отбросил классицистические принципы, положил начало новому реализму XIX в. и стал вместе с испанцем Гойей и англичанином Констеблем родоначальником наиболее сильной линии развития европейского искусства этого времени. Но убив своего благодетеля, Брут совершил предательство, для римлянина непростительное. Брут пообещал отдать в случае победы своим воинам два города на разграбление.
Сам прощенный и просивший за другого, лично Цезаря он предал. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Однако историческое значение этого скульптурного изображения и впечатление, которое он производит, от этого не меньше.
Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Брут же не был ни грубым, ни упрямым, ни энергичным. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо).
Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Это первый том его римской книги эскизов. Хрупкий мир раскололся, как дорогой стеклянный бокал, упавший во время пирушки. Эвхарида изображенная в профиль, мягко приникла своей головой на плечо Телемаха в прощальном объятии. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Картина была показана на выставке. Сенека был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. Не было традиционного пирамидального расположения группы и выделения главной фигуры в центре: Брут помещен сбоку, б тени (что тоже было нарушением старых правил). Брут, однако, тут же бросился ниц и прикоснулся своими губами к матери земле. Когда Лукреция, жена Коллатина, вонзила себе в грудь кинжал, не желая пережить бесчестие, которому подверглась от сына Тарквиния Гордого.
Кассию Брут необходим был как имя, как символ тираноборца с одной стороны, с другой — необходима была репутация человека честного и принципиального. Позднее уже Брут смог добиться прощения для Кассия. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом. «Срезался» честнейший Брут, как говорится. Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии.
Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. Учительская философская деятельность Сократа, состоявшая в беседах со всеми, кто его хотел слушать, кончилась для него весьма трагично: борьба Сократа против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не спасла его от того, что его же приняли за главу софистической школы и обвинили во вредной, антигосударственной деятельности. В римских портретах использовался развитый язык форм и символических формул, которые характеризовали изображаемого человека (скажем, показывали, к какому роду он принадлежит). «Леонид I при Фермопилах». Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация.
Цицерон отказал вежливо, но твердо: есть закон — пусть Брут его выполняет. Наиболее прославленная из его дореволюционных картин «Клятва Горациев» (1784 г. ) звучит как призыв к оружию, к революционному и патриотическому действию, наподобие ставшей гимном революции «Марсельезы»Руже де Лиля. Луция Юния Брута в этом бюсте узнали еще в эпоху Возрождения, сравнив с портретами на античных монетах. Его желание отомстить за Цезаря завоевывало ему симпатии ветеранов. Много непривычного в построении произведения оказалось здесь для зрителя. «Антиох и Стратоника».
Решив, что все уже потеряно точно, Брут покончил с собой, бросившись на меч. Между тем, возобновилась война с персами. Марк Антоний повел себя с «мальчишкой» Октавианом нагло. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Брут и Кассий в спешке покинули Рим.
Ветераны Цезаря стекались в Рим, чтобы отомстить убийцам, надеясь, что Брут возвратится. Минет приступ алчности и Брут снова будет вести себя безупречно.
Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Время работало на него. Однако не следует делать далеко идущих выводы из этой сомнительной финансовой истории. С трибуны якобинского клуба, а затем революционного Конвента Франция признала лидера классицизма Жака Луи Давида (1748 — 1825) художником, «чей гений приблизил революцию».
К числу гадательных эпизодов жизни Сафо относится ее любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы. И руки сами потянутся к мечу. Сам Октавиан сбежал и его нигде не могли найти, Антоний прятался в болоте. Брут, проиграв сражение, бежал. На вопрос сыновей царя, кто будет править Римом после смерти их отца, дельфийская пифия ответила: «Тот из вас, кто первый поцелует свою мать». В «Бруте», как и в «Клятва Горациев», двойной драматизм ситуации.
На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо. Он подвержен соблазнам, подвержен влиянию, поддается настроению толпы.
Они идут на бой, веря в торжество справедливости. Но Рим бурлил, Брут все время находил таблички: «Ты спишь, Брут. », «Ты не настоящий Брут. ».
Телемах (греч. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Оставив античные сюжеты, он перешел к прославлению деяний и подвигов современников—героев и мучеников великого общественного переворота. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
Тонкие губы плотно сжаты.
Не будь Кассия, скорей всего, Брут остался бы в тени Цезаря. Но войско Брута было слишком ненадежно, чтобы испытывать его долгой осадой. Да, Брут пытался спасти республику. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Бюст стоит на возвышении. На это требование римляне согласились посланные организовали, однако, заговор, в который были замешаны и оба сына Брута.
«Мягко грабить», как изобразит его действия Плутарх. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Марк Антоний стал единовластным правителем в Риме.
Творчество Давида предреволюционного и революционного времени воплотило суровый и героический дух эпохи, а одновременно и рожденные общенациональным подъемом иллюзии скорой победы «царства разума» и справедливости. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Вместо этого он отправился в Афины. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица.
В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Антиох и Стратоника». Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Сын Марка Юния и Тарквинии, сестры пятого царя, Тарквиния Приска, он был оставлен Тарквинием Гордым в живых, после убийства своего брата (Марка Юния) и отца лишь потому, что притворился душевнобольным (brutus). В их городе вместо монархии на 500 лет утвердилась республика.
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Из-за тонкой игры симметрии и асимметрии лицо кажется живым. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. К сожалению, Брут не знал, что его флотпобедил флоттриумвиров иначе бы он ни за что не вышел из лагеря. Эвхарида (греч.
Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига.
В сражении близ леса Арсии он и сын низложенного царя Арунс бросились друг на друга и прокололи один другого копьями (509 г. до Р. X. ). Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего.
Сюжет трактован в духе грациозной античности учителя Жака Луи Давида художника Жозефа-Мари Вьена, с легким оттенком фривольности и двусмысленности. Те, кого Октавиан и Антоний посчитали опасными, были казнены. Но его солдатам надоело сидеть взаперти и они начали требовать сражения. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
На Капитолии было воздвигнуто изображение Брута с обнаженным мечом среди семи царей. Деньги он просто присвоил, сказав, что их якобы у него, консула, отобрали сенаторы. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Наконец еще один решил попытать счастья.
«Смерть философа Сократа». Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно. Вместо монарха высшая власть была вручена двум консулам, чьи полномочия истекали ежегодно. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике».
Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Тарквиний Гордый с войском союзных этрусских городов Вейи и Тарквинии двинулся на Рим. Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века.
Самым важным было тогда то, что каждый видел в Бруте пример, которому надо следовать. Директор Берлинского античного собрания Андреас Шоль (Andreas Scholl) вводит в курс дела: Бюст Брута, без сомнения, относится к самым известным римским античным изваяниям. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
Эвриклея (греч. Их страсти подчинены воле и разуму. Однако лично по отношению к Цезарю он совершил гнусность. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Остатки приверженцев Помпея стекались со всех сторон к Бруту. Противники Горациев – друзья их детства.
Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. На годы революции приходится наивысший расцвет творчества Давида. А ведь Катон Младший относился к нему с доверием и считал человеком совершенной честности. Римские матроны целый год носили по нему траур, как по мстителю за честь их пола.
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Отец благословляет их на подвиг. Картина Давида «Консул Брут, осудивший на смерть своих сыновей изменивших Республике» (1789 г. ) была воспринята современниками как «взятие Бастилии в живописи». Захватили и склад оружия, которое Цезарь приготовил для Парфянского похода.
Авторитет Давида-художника и Давида-патриота возрос необычайно. На фотографиях бюст освещают и фотографируют немного снизу, разворачивая лицом к объективу и то, что изображенный человек смотрит в упор исподлобья и угрожающе, не очень заметно.
Зато войска Антония оттеснили войска Кассия и захватили его лагерь. «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Кассий, видя, что Брут пошел в атаку, сам слишком медлил. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений.
Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Общественный отклик на появление картины был беспримерен. Первыми консульский сан получили Брут и Тарквиний Коллатин (509 г. до Р. X. ). Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.
Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Копия бюста даже находилась в зале Национального собрания.
.