Перед нами Данте – почему-то не узнанный, несмотря на свой классический профиль и плащ с капюшоном (как на прижизненном портрете Леонардо кисти Джотто впрочем, такой же капюшон и на портретах АлександраVIБорджиа). Однако, позволив в 1840 году реставрировать фреску, правительство запретило снимать копии с портрета Данте. Ренессансное восприятие Данте материализуется в портретных его изображениях.
В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени. Открытие сразу трех портретов Данте на веронских фресках говорит нам о настоящем триумфе памяти Данте в Вероне в XIV веке.
8. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти.
Перед нами незаурядная, независимая личность. Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI)— это хвалебный гимн гибеллинизму. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12)10. В его Лимбе («Ад» IV) возникает прекрасный символический пейзаж – луг, холм и замок с семью стенами, семью входами по числу добродетелей или ступеней постижения истины.
Невсе ине всегда можно объяснить. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в всемирной и единодержавной империи ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4)10. Платоническое понятие «поэт» многогранно: оно содержит мысли о вдохновенном творчестве, торжествующем над хаосом материального, о проникновении в структуру вселенной, о беспокойстве души, рвущейся из плена земной видимости к духовному созерцанию.
Чистилище – гора, по чьим сияющим ступеням с усилием восходят к спасению души. От зверей рассказчика спасает Вергилий— разумкомм. Но условия были унизительными и Данте отказался. Его философия— теология, его наука— схоластика, его поэзия— аллегория.
Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Орден доминиканцев (псов Господа) занимал важное место вполитической икультурной жизни Европы. Их датируют периодом около 1370 годов. Считается, что он умер от малярии.
Время, окотором идет речь, рекрутировало людей особого рода– настоящих духовных вождей, одержимых идеями преобразования сознания идуха. Однако когда гроб прибыл из Равенны во Флоренцию, оказалось, что он пуст. Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы. В ней Леонардо рассуждает о сути человеческой души: «О проклятая и счастливая душа, откуда ты. » В этом отрывке, опубликованном К. Педретти, речь идет о людях порочной души, об их лжи и фальши. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
Эллинист идоминиканец, мистик-схоласт исовременный мыслитель вXIIвеке. Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта – Флоренция – в сонме других городов Апеннинского полуострова. Простые итальянцы почитали его и боялись, считая, что Данте знался с нечистой силой.
Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте. За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор.
Наиболее ранние и достоверные портреты, к которым в какой-то мере восходят последующие: 1) юный поэт – изображение в Барджелло, приписываемое кругу Джотто 2) суровый образ, созданный Таддео Гадди в Санта Кроче 3) скорбный, молящийся Данте из «Страшного суда» Нардо ди Чьоне в Санта Мария Новелла. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы и вот таким образом он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» так был назван один из сыновей Каччагвиды.
Путь Данте изобиловал препятствиями, когда перед поэтом вставала необходимость сложного выбора: так, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего друга Гвидо из Флоренции. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. В1234году канонизирован испанский монах Доминик де Гусман Гарсес. Идея о людях знания и творчества как об особо почетной части человечества, собранной как бы в едином «пространстве мысли», проводится в схематической форме в портретах Урбинского Студиоло, портретной серии Синьорелли из собора в Орвьето.
Онзанимался проблемами познания, психологии, атруды по«пассивному» и«активному» интеллекту интересны исегодня. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти. Традиционная историография описывает, что «похороны прошли торжественно», «с великими почестями». Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI) эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить ее на феодальных началах. Своеобразный «психологизм» образа кажется родственным неоплатоническому. Его творения хоть и были признаны великими, но не приняты властью и церковью.
Дом Пьетро Алигьери находился напротив церкви Святой Анастасии, на углу с улицей Сан Пьетро (теперь Дворец Бевильаква). Егодеятельность связана сПадуанским иПарижским университетами, Регенсбургом (где он был епископом), Кельном, гдеумер. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Еще до создания «Божественной комедии» он был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в антигосударственной деятельности (Данте на тот момент состоял в Совете ста – органе управления городом, но поддержал партию изгнанников), потом заочно вообще к сожжению заживо.
Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. «Пир» продиктовало Данте нарождающееся итальянское национальное сознание. Онписал оразнице между научным познанием и«сверхъестественным откровением», тоесть отомже, очем пишем имы сейчас. Мысль о знаменитых людях как образцах человеческой доблести воплощена во фресках виллы Леньяйя энергичными живописно-пластическими средствами. В 1315 году во Флоренции амнистировали Данте и разрешили вернуться. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик.
с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. В 1321 году, когда автор «Божественной комедии» скончался, Боккаччо исполнилось всего 8 лет, оставленный им словесный портрет Данте, вероятнее всего, был записан со слов людей, действительно встречавшихся со знаменитым итальянцем, но не может претендовать на объективность.
Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире. Вот и все. В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, ее стиле и языке.
Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. В канцоне и сопровождающих ее рассуждениях Данте настолько углубляет и демократизирует антисословные представления «нового стиля» о благородстве как благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу, что его мысли о «божественности» человека начинают принимать почти гуманистический смысл.
Так выглядит Ад. Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал. Вот как описывает встречу с Данте другой великий итальянский поэт Джованни Боккаччо: «Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его комедии, которую он озаглавил «Ад» и поэта по облику знали многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице и одна из женщин сказала, понизив голос: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится. » На что другая бесхитростно ответила: «Ты говоришь истинную правду, взгляни, как у него курчавится борода и потемнело лицо от адского пламени и дыма. » Данте улыбнулся, довольный таким мнением о себе и прошел мимо». К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами.
1472). «вернусь поэтом и в месте моего крещения в Крестильне мне наденут шапку» В Крестильне Флоренции есть изображение трехголового чудища на Страшном Суде, у Данте Люцифер тоже с тремя головами. После смерти поэта в местах, связанных с его жизнью (а Верона одно из таких мест), его стали представлять в церквях, как достойного Рая, признавая огромный вклад и заслуги Данте. Вызванный тут же глава Итальянского общества Данте Франческо Маццони (интересно, что все приближенные к поэту оказываются своеобразными «францисканцами») пришел в ужас. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Фома Аквинский создал комментарий к«Библии» и12 трактатов обАристотеле, книги оЦицероне, арабском ученом Авиценне, еврее Маймониде.
Трактовка Кастаньо образа Данте или других флорентийских поэтов преломила в себе то нравственное значение, которое придавали тогда гуманистическим занятиям, выражая отношение к ним, например, в таких словах: «Отсюда обыкновенно снискивается людьми честь и слава, которые мудрец ставит перед собою как первую награду после добродетели». Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Он проиграл и уехал в Равенну разочарованный. Признание запоздавшее, если вспомнить его жизнь и душевные метания в изгнании. Здесь в атмосфере спокойного величия предстает семья античных мыслителей. В Студиоло Урбинского дворца портрет Данте можно было видеть в галерее древних, средневековых мудрецов, поэтов и гуманистов XIV–XV вв. – всего 28 полуфигурных изображений работы Юстуса ван Гент и других художников (1474–1475 гг. ). К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте известно нам из его собственных воспоминаний изложенных в «Божественной комедии». Роспись построена с четкой тек- тоничностью.
Идея эта будет унаследована Рафаэлем. Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви – Беатриче. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780г.
7). Более чем возможно, что он заказал в главной церкви Скалиджеров (которым был обязан) в Сант Анастасии фреску с изображением своего отца Данте Алигьери. В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте.
Напомним, что Рафаэль создавал портрет Данте в 1509 году, спустя почти 200 лет с момента смерти поэта, на основании описания, составленного не менее знаменитым Джованни Боккаччо, автором «Декамерона». На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. В период кватроченто, когда концепция портрета Данте исходит из свойственной гуманизму высокой оценки цивилизующей роли разума, знания, нравственных усилий человека, образ поэта вводится в ренессансный «Пантеон» мыслителей. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.
Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. И откуда вообще появился конверт в библиотеке. На картинах, фресках, скульптурных портретах мы узнаем поэта даже не читая подпись по характерным чертам лица: высокий лоб, впалые щеки, тонкий с горбинкой нос и заостренный подбородок.
Учеником Альберта Великого был Фома Аквинский (1225–1274). Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная— Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери. Так что ковер сожгли.
Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни – «Божественную комедию». По форме «Божественная комедия»— загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе. Уже в 1329 году в Равенну прибыл папский легат – кардинал Бернардо дель Поджетто и потребовал, чтобы монахи предали тело вероотступника Данте публичному сожжению, что являлось по тогдашним меркам почти грехом. Годы изгнания были для Данте годами скитальчества.
Это— великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Здесь был представлен «Парнас мысли» в лице величайших ее носителей, действовавших в различных сферах и на разных этапах исторического развития.
Надо сказать, что и сам поэт поддерживал свою мистическую репутацию. Правда, ждать пришлось долго – еще полтора века. В их понимании это – некий рай знания или храм мудрости, который описан Фичино.
Словом, жизнь его и его семьи была полна угроз и скитаний по Италии. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».
И на каждом почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери». Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги и латинский трактат о народном языке или красноречии («De vulgari eloquentia»). Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни. Святой знаменитой Крестильни Флоренции, которую Данте неоднократно упоминает в Божественной Коммедии — «в моем прекрасном Сан Джованни». Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Фома Аквинский свои труды объединил вдва фолианта: «Сумма философии» и«Сумма теологии». Когда Данте создает новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы» именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией». И вот что он выяснил. Создавал Алигьери и политические трактаты. Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения» она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками. А как бы еще он создал свою бессмертную «Божественную комедию», если бы, поддерживаемый духами, сам не заглянул и в рай и в ад. Отом, чему можно ичему нельзя обучить. Но если вы думаете, что не настало время сенсации номер два, то вы ошибаетесь.
Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. «Богородичный культ», соединившийся скультом поклонения «прекрасной даме»– платонической царице воинов-паломников ипоэтов.
Видно и он уверовал в мистическую природу поэта Данте. Он создал своего рода топографию Ада. Стоял он на ковре.
В ноябре 1308 года Генрих VII становится королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Климент V объявляет его королем Италии и приглашает в Рим, где проходит пышная коронация нового императора Священной Римской Империи. 4. «Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. По неизвестным причинам Данте покинул Верону. Портрет входил в цикл фресок, где тема человеческой деятельности в ее различных аспектах (портреты флорентийских писателей, государственных и военных деятелей, выдающихся женщин древности) переплеталась с религиозными мотивами. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею.
Данте проповедует идею о необходимости подражать «образцовым», «правильным поэтам». То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Тобурное время призывает радикалов различного толка, втом числе иновых святых. Егосочинения повопросам теологии, философии, античной филологии иалхимии насчитывают 38 томов. Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке.
Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, вот таким образом 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Фреска замышлялась как живописный вариант памятника Данте. Об этом сказано в начале третьей канцоны идейно глубокой и стилистически новаторской.
Ад – это темная пропасть, куда в отчаянии сходят навсегда погибшие. Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. И смирение уже не безусловная добродетель. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди.
Поражает универсализм ученого всочетании систовостью католика-доминиканца.
В это время (13 апреля 1493 г. ) Миланский герцог Сфорца издает указ об изгнании цыган из Италии и запрете их возвращения под страхом смертной казни в район между реками По и Адда. Объяснить, конечно, можновсе, нов тоже время инельзя. Канон «коронации Богородицы» изображение ангелоподобных блондинок салыми губками ирозой нагруди. Пепел запечатали в шесть конвертов. Место-символ, куда поэт мечтал вернуться признанным поэтом. Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц изображенных Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. Трактат заканчивается пророчеством об общественной и культурной роли нового народного языка: «Он будет новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12). Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами.
Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Появились характеры страстные, лишенные чувства самосохранения, «пассионарии» впрямом определении, данном Львом Гумилевым. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Святой Фома Аквинский четко понимал разницу между обучением иодаренностью.
Культ «Нотр-Дам», какмы уже говорили, былсоздан святыми схоластами вроде тщедушного цистерцианца Бернара, ане чувственной художественной богемойXVвека. Последовал заочный смертный приговор и ссылка детей. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам.
Сыновья Данте обосновались в Вероне. Кристаллизация этого типа в своих самых значительных памятниках такова: резкий до дисгармонии профиль в интарсии Франчьоне и Джулиано да Майано (Флоренция, Палаццо Веккио, 1478 г. ), бронзовый бюст с печатью скорбной сосредоточенности (Неаполь, Музей Каподимонте, конец XV в. ), сильная патетическая фигура у Синьорелли (Орвьето, Собор, капелла Сан Брицио, между 1499–1503 г. ) образ, созданный Рафаэлем, – просветленное лицо поэта в «Парнасе» и суровый облик мыслителя в «Диспута» (Ватикан, Станца делла Сеньятура, 1509–1511 гг. ). Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Наконец, Данте – славный гражданин Флоренции, что символизировано изображением его города. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.
Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Однако и после смерти папский престол не оставил поэта в покое. Культ людей мысли заключал в себе созвучие мотивам, характерным для «Триумфа славы» Петрарки, «Любовного видения» Боккаччо, в особенности же для неоплатонических идеалов. Последователем Доминика был Альберт Великий (1193–1280), признанный Учителем Церкви.
Рай показан линиями небесных сфер и знаками планет. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом – звезды (stelle). В глазах печаль и думы». Такого рода «психологизация» портретной характеристики Данте будет проводиться в искусстве второй половины XV–начала XVI в. Мастера этого времени отберут и будут акцентировать те черты иконографии, которые способны передать образ Данте–философа и поэта: энергичный и скорбный «орлиный» профиль.
3. Разрабатывая литературный язык и формируя «прекрасный стиль», Данте в «Пире» приводил их в соответствие с требованиями «благородной дамы» именуемой им теперь «мадонной философией». В канцоне и в сопровождающих ее рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть.
По его мнению, деньги— источник многих зол11. В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. 5 (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование).
В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля»— Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Широкое поле ее (3, 25X2, 92 м) занимает строгая, несколько архаическая композиция.
Следовательно, можно предположить, что рисунок Леонардо являлся «мыслями вслух» по поводу постановления Миланского герцога, а также проявлением личного отношения художника к цыганскому гаданию и цыганам. 13 (по иным сведениям 14) сентября 1321 года Данте окончил свой скорбный путь в Равенне. Онродился всемье испанского идальго в1170году, аумер вИталии вБолонье в1221году. В 1311 году, уже через четыре года после написания «Ада», ему было «навеки отказано в амнистии», а в 1315-м, за год до начала работы над «Раем», ему повторили приговор «О предании смертной казни с сыновьями». Иоанн Креститель — патрон Флоренции — родины поэта.
Жизнь величайшего поэта была трагической. В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной.
Портретный тип Данте опирается здесь на иконографическую традицию. Представлен поэт с томом «Комедии» в руках на фоне Флоренции, Ада, Чистилища и небес. Убедительность этого предположения подтверждает надпись на обратной стороне листа. Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе.
Благородство, утверждает Данте в «Пире», предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в формах нового вселенского и единовластного Рима ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4). Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное – девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части – кантики. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». Грамматически организованный народный язык, который в трактате «О народном красноречии» объявляется «исконным» и именуется «блистательной», осевой, правильной, придворной «итальянской народной речью», должен был сформироваться из многих диалектов Италии в результате деятельности писателей.
Изображение благородного собрания героев духа восходит, собственно, к Данте. В идейной целостности росписей (которую трудно определить с точностью и из-за частичной утраты изображений) портреты знаменитых людей – uomini famosi – приобретают специфический акцент ренессансного осознания человеческого достоинства. Для Данте Беатриче – воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, вот таким образом он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»).
Но относительно цыган эдикт 1491 г. был первым. Да-да, в конверте размером 11, 5 на 7 сантиметров лежал пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Она«уже была» доэпохи Возрождения.