Сегодня реставрационные работы еще не окончены, но надежда когда-либо увидеть Данаю в Эрмитаже крепнет с каждым днем. Целых 12 лет продолжалась реставрация картины. С1997 годукартина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. «даная» (1636—1647)— картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом.
В 1985 году в Государственном Эрмитаже Ленинграда неизвестный подскочил на глазах посетителей к знаменитой картине Рембрандта «Даная» и трижды ударил по холсту ножом. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Ещё одно — наряду с «Данаей» — великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. Реставрация длилась долгих 12 лет и вот 14 октября 1997 года «Даная» Рембрандта заняла свое почетное место в зале Эрмитажа.
Наказание уже теряло всякий смысл — только кормили дармоеда за счет налогоплательщиков. И вот только тогда прибежал сержант милиции. Тут можно бы и пошутить: ничто так не украшает женщину, как богатая биография. Для предотвращения актов вандализма сейчас картина бронированным стеклом. Она там находится с 1997года после оканчательного реставрации.
с одного раза). Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть втоже время абсолютная иобладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует закатастрофой».
Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. Вот так вот из-за дефицита билетов и пострадала «Даная». По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка. Там, по уверению Майгиса, он испортил зрение. Доведись (не им – кому-то другому) делать реконструкцию картины, пришлось бы тонировать эти рельефы, пряча подлинные кусочки Рембрандта.
Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций – для того, чтобы реставрация была обратимой и впоследствии ее можно было изменить. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах погребались и ценные вещи покойника, среди которых было немало дорогих украшений. Картина была написана вмае 1913 года.
Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво. Среди них был и Акрисий. На первых допросах Майгис говорил следователям, что совершил преступление по политическим мотивам — он был литовским националистом и так захотел отомстить за «поруганную родину». Разумеется, за эти годы досконально изучен каждый миллиметр картины. Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал.
И последнее. 15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта подверглась нападению неизвестного мужчины, который облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. «Консерватизм мы сочетаем с открытостью», – усмехается Пиотровский. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье.
Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. Вот-вот появится ее божественный возлюбленный. «Даная» попала в Эрмитаж в ту пору, когда музеи прирастали щедростью царей.
Была написана в период между 1636 и 1647 годами. Она становилась объектом нападения несколько раз. С другой стороны, что такое 12 лет по сравнению с вечностью.
После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. Насамом деле невовсем. Никогда он не писал фигуры alla prima (т. е.
Но он, казалось, своего добился – несравненная женщина Рембрандта была обезображена. Даная 1636. Картина привлекает внимание особым «рембрандтовским» колоритом.
После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Характерен для их подхода сюжет с драпировкой, укрывавшей ноги Данаи. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Нещадила критика исамого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и«Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева игреческой вазовой живописи (фигуры людей ихдвижения— все это очень напоминает рисунки накувшинах ивазах, хранящиеся напервом этаже Эрмитажа). Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.
Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. Спустя год, видимо ислучилась тасамая катастрофа, окоторой говорит художник. «Даная» – картина мифологического жанра. В кладовке была найдена репродукция «Данаи».
Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. Что же особенного в этой новой тициановской технике.
А чем больше трогаешь, тем меньше остается авторской живописи». Миф рассказывает, что Даная была дочерью аргосского царя Акрисия.
Требовал пенсию по состоянию здоровья уже с 30 лет (считал, что с таким зрением работать он никак не может). После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу. Решением Дзержинского суда Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц. Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все». Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным.
Ее буквально смыло адской смесью. Так как к ногам Майгиса была привязана взрывчатка (из амонита). Майгис был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику закрытого типа в Черняховск (Калининградская область). Он прославился тем, что в 1970-1980 гг. Но как только все стало известно, не стал молчать и Клешевский. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом.
Густая красочная магма из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом (белила, камедь, ярко-желтый, карминно-красный) образует поверхность картины, создавая эффект освещения исходящего изнутри. В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Даная приподнялась и нерешительно вытянула руку навстречу свету.
Так или иначе, беспроигрышных вариантов у Эрмитажа не было. Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. После ее смерти Рембрандт в 1646-1647 гг. Но сохраняются заданные Мастером формы, оттенки, пропорции.
Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Я не запрещал, так как, наверное, кислота на руку попала и он пытался ее вытереть. В итоге, спустя 12 лет работ, в 1997 году подлинная «Даная» вновь предстала перед посетителями музея.
Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. Случайность – частый эпизод даже при самых громких преступлениях. Рентгеноскопия, сделанная в XX веке, показала изменения лица героини. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. История того, как она попала в Россию, окутана тайной.
Над этой задачкой троица реставраторов высшей квалификации – Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков – вместе с обеспечивавшей научно-методическую часть Татьяной Алешиной и корпели последние 12 лет. После этого Даная родила Персея, который впоследствии и осуществил пророчество.
Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он придавал рельефность освещенным частям. Товарищи консервацией не ограничились, но об этом позже. В образе Данаи Рембрандт запечатлел черты своей жены Саскии. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. История картины «Даная» богата на события. Предполагается, что первоначально натурщицей была жена живописца Саския ван Эйленбюрх (скончалась в 1642 г. ).
Изменения коснулись и положения рук Данаи, направления ее взгляда. Маньяк порезал ножом картину Кто боится красного, желтого и голубого III.
Зевс увидел красоту Данаи, проник к ней в дом в виде золотого дождя. О действительном герое, который тогда, в июле 1985 года, скрутил Майгиса, не позволив тому взорвать весь «голландский зал» вместе с людьми. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Работать отказывался.
А править стал Диктис. Сейчас он живет в Белоруссии.
Картина была написана Рембрандтом не для продажи. Мол, Даная изображена голой, это разврат и все такое. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой и одновременно— директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Это заметно, например, по некоторому сходству позы, углу, под которым по отношению к зрителям и комнате полусидит Даная у Корреджо, по спадающему вниз одеянию (пусть во втором случае его, определённо, меньше).
Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. А пока в Эрмитаже висела копия «Данаи». Как в военно-полевой хирургии, речь шла о выборе по жизненным показаниям.
На самом деле это не более чем слухи. переработал полотно. То же и в мелочах: ключи у стоящей в проеме старухи, съеденные кислотой, не восстановили. Эта картина, наряду с другим эротико-мифологическим сюжетом в исполнении Корреджо, созданным годом позже полотном «Леда и лебедь», сделали женскую наготу приемлемой для живописи. Однако эти показания нельзя считать надёжными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.
(Надо заметить в пользу этой версии, что бил ножом Майгис Данаю как раз в области бедер и живота, по самым женственным, так сказать, местам). Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите. ». Таким образом, Тициан в период создания своей второй «Данаи» пришел к разделению рисунка и пластики при изображении фигур: точность в передачи деталей и локальность цвета, характерные для произведений Тициана, теперь сменились живописью, сотворенной только красками, нанесенными широкими мазками, которые он в завершение смешивал, растирая их пальцами, точно так, как делает скульптор, когда лепит из глины.
Исследователи долго не могли понять, почему картина называется «Даная», считая это ошибкой документов (никакого дождя, обычно изображаемого на картинах о Данае – Климт, Тинторетто – здесь не было), пока в 1956-62 годах картину, хранившуюся в Эрмитаже, не изучили с помощью рентгеноскопии. И он поехал в Ленинград. Зато, как вспоминает ветеран, активно реагировали партийные органы. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться.
Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. В 1956 – 1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. ВЭрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. В Эрмитаж. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены.
По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз— вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза5. Прибежало 3-4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Герасимов настроен индифферентно: «Одни будут ругать, другие – хвалить, третьи пожмут плечами». На реставрационные работы ушло не только много сил, но и масса денег.
Одно извеличайших произведений модернизма, огромное полотно с«красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал инеприятие публики. Применялись уникальные технологии. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми. Следователи отправились в его родную Литву, в Каунас и узнали, как он жил.
Только раз в году реставраторы видят Джоконду в живую, когда осматривают картину. С тех пор у левого локтя Моны Лизы – едва заметная отметина. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году.
Но меня уже не слушали. 185x203 Признанный шедевр нидерландского художника Рембрандта «Даная» был написан по мотивам мифа о Данае, матери Персея. Товарищи, следы надо удалить полностью и незаметно». Как символов Человека, Неба иЗемли.
По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. или вы не художники. уникальный. Эрмитаж выносит на суд специалистов и публики «кухню», что принято далеко не во всех больших музеях. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве.
Зато все, что осталось, – Рембрандт и никто иной. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством. В 1772 году она была куплена Екатериной II в составе коллекции барона Кроза во Франции и двести с лишним лет являлась одним из главным шедевров эрмитажного собрания. Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник. Предложения такого рода возникают как альтернатива «гибели всерьез» их можно услышать от классных реставраторов.
Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Уж слишком страшная рана была нанесена картине. Персей, вернувшись обратно, обнаружил Данаю у алтаря храма, где она искала убежища от притязаний Полидекта. Бронюс Майгис был признан психически больным.
Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь «Данаю» облили».
Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную атмосферу для сохранности шедевра. Но исследователи об этом до сих пор спорят. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.
А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Вы, может быть, слышали об этом случае вандализма – в 80-е в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная» облил кислотой какой-то мужчина.
Некоторые считают, что её на самом деле соблазнил Прет. Несмотря на это, он вызывает ненависть местных нацистов и русофобов, ненавидящих всё, что граничит с Россией — от Игналинской АЭС, закрытой стараниями европейских бюрократов испугавшихся конкуренции дешёвой электроэнергии, до «Зелёного моста» и скульптурных групп на нём. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день.
Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Да и, честно говоря, несмотря на все усилия, полностью восстановить шедевр не получилось (тем более, реставраторы не хотели что-то дописывать, стараясь сохранить как можно больше «от Рембрандта). – Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота. Сержант даже не записал моих данных».
Холст, масло. Диск попал именно в него и убил насмерть.
«КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь – и пошел в музей.
Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Впрочем при всём различии, между картиной Госсарта и написанной четырьмя годами позже «Данаей» Корреджо можно найти определённое сходство и преемственность традиции (хотя художники, по всей видимости, работали, ничего не зная друг о друге). Они решили некоторые натеки сохранить: поврежденная, но авторская живопись. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )русск» Тициана34.
Я уже к этому времени поставил Майгиса к стене. Зовут его Василием Клешевским. К входу в зал подошли две женщины. Лишь в 18 веке она обнаруживается у коллекционера Пьера Кроза, у которого в 1772 году её приобрела Екатерина II для Эрмитажа. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину.
Но ряд экспертов уже высказались: «Даная» остается в первой десятке шедевров Эрмитажа. Последний отказался и его обязали выплачивать любовнице отступные. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие».
И вот его рассказ о том происшествии одной из минских газет: «В зале с «Данаей» нас было только двое, – рассказывает Василий Васильевич. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание.
Родившийся после этого Персей случайно убил Акрисия. Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света. Евангельская притча облудном сыне волновала художника напротяжении всей его жизни: первые рисунки иофорты наэтот сюжет онсоздал еще в1630–40-е годы, азанаписание картины взялся в1660-е. Брат Диктиса Полидект, правитель острова, влюбился в Данаю и пытался силой ею овладеть. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. Выставка, на которой рядом с возвращенной «Данаей» будут документы, акварели, фотографии, отражающие ее эрмитажную планиду, полотна Тициана и Бланшара на сюжет о дочери аргосского царя, мультимедийные средства, позволяющие зрителю «под лупой» разглядеть фрагменты картины, – рассчитана на год и четыре дня.
Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца. В ходе недавнего видеомоста Лувр--Эрмитаж, посвященного «Данае», французские коллеги приводили в пример вторую жизнь фресок Пьеро делла Франчески, картин Андреа дель Сарто. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. На самом деле это неправда. Утраты живописи составили 27, несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же. Спрашивают: а зачем, у нас ведь не новодел, не продукция Герасимова – Рахмана – Широкова.
Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Брянцев был среди первых сотрудников, кто появился в музее в тот выходной день – по вызову, через час после ЧП. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж.
Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Чем беднее и неперспективнее становится страна, чем больше людей её покидает, тем яростнее и озлоблённее становятся голоса непримиримых.
Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. К вечеру реакция прекратилась, кислота была нейтрализована. С помощью колориметра измерили изменения цвета – прибор позволяет не прикасаться к картине (она освещается двумя источниками света имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник), он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Постепенно разгорается красный цвет. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами (свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом), внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски. Жил в кладовке у знакомых.
Да и вся жизнь Майгиса подтверждала, что у него не все дома. Реставраторам советовали ее воссоздать – чего же проще. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. После продажи имущества Рембрандта в 1656 году её след теряется. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Долгое время в печати не появлялись данные, что у Майгиса была с собой еще и взрывчатка.
Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдёт в пирамиду, умрёт. И дальше Майгис стал жить очень странно. Показав Полидекту голову Медузы, Персей превратил правителя в камень. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её, у неё родился сын Персей.
В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. Служба в советской армии, работа на шахте, потом на заводе радиотехники. На самом деле, могла произойти еще более жестокая трагедия, если бы не вмешательство случайного человека, хоть и милиционера (о нем, – в самом конце). Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло – с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой – способствует быстрому высыханию.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Через несколько часов я уезжал в Минск. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве. ». Главное полотно— «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XXвека. Там он провел 6 лет (напомним, «Данаю» реставрировали вдвое дольше).
О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. Все вроде бы начиналось нормально, как у людей. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. Второе название происходит пофамилии владельцев картины. Это — одна из главных достопримечательностей города.
Долгие годы реставраторы бились над тем, чтобы восстановить картину. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Воздержимся от фамилии изувера, чтобы не пестовать новых геростратов. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. В декабре 1956 г. в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) камнем и повредил левый локоть красавицы.
Гораздо интереснее мотивов подобного поведения (политический акт, психическое расстройство, что-то еще) оказывается история ее реставрации, затянувшаяся больше, чем на десять лет. С тех пор она хранится под бронированным стеклом. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. И уже в 1992-м Майгис оказывается на свободе, в независимой Литве.
Радостно пробуждение Данаи.