Вадим Валерьевич Дамье (род.
Листы Домье трагично выразительны. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов). Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан.
Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Домье не любил многие новшества. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам.
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками).
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий. Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). и, наконец, полным именем и фамилией. В сериях литографий Парижские типы (1839-40), Супружеские нравы (1839-1842), Лучшие дни жизни (1843-1846), Люди юстиции (1845-48), Добрые буржуа (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
1808-1879, М., 1954 Калитина Н., Оноре Домье.
Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте.
На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
В другом месте Домье нарисовал мощного рабочего-типографа, твердо вставшего с сжатыми кулаками на защиту печати от ее врагов.
Творчество Домье на бытовые темы почти необъятно, оно числит громадное количество серий: Добрые буржуа, Актуальности, Синие чулки, Супружеские нравы, Парижские наброски и т. д. Оно имеет своим объектом всю окружающую жизнь — общественную и семейную, парламентскую и театральную, городскую и пригородную и т. д. И при всем этом громадном охвате оно легко может быть сведено к одной главной теме — выявления буржуазной психологии. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Моро-младший, Сент Обен или Лайкре видели в театре прежде всего торжественное зрелище, величавое и симметрично-монументальное они возводили зрительный зал и сцену, как некую панораму. В других листах художник изображает тот политический процесс-монстр, который последовал за этой бойней.
1848, Прага, Национальная галерея). Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. Домье. Яворская. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Все здесь крепко, просто, значительно. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в Силуэт, Silhouette, 1830-31 в основанных издателем Ш. Филипоном Карикатюр, Caricature, 1831-35 и Шаривари, Charivari, 1833-60 и 1863-72). Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Галерея картин, биография художника, статьи о живописи.
Современники (О. К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Домье изображает своих героев в большинстве случаев попарно, во время встреч и прогулок, дающих повод к диалогам. Сын мастера-стекольщика. Престарелый художник устал.
Условимся, однако, как понимать эту живописность. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Эту публику Домье изучает с поразительной силой социологического и психологического проникновения.
символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. воспроизводимую гравюру В партере).
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу) глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года) в литографиях Свобода печати и Современный Галилей Д. создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие Карикатюр (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. К живописи Домье рвался всегда.
и, наконец, полным именем и фамилией. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Самая трагедия июньской борьбы пролетариата мало запечатлелась в рисунках Домье, так же как и ужасы последующего осадного положения, введенного в Париже генералом Кавеньяком. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Домье всегда исходит от общего к частному, от целого — к деталям и чувство равновесия проникает каждую его виньетку, делая ее замкнутым целым по своей белизне и черноте. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. В сериях Древняя история (1841-43), Трагико-классические физиономии (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. К середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, строго регулировавшейся вкусами и интересами аристократического двора, уже не являлась посредником между художником и публикой. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. – альбом Осада аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий (Империя – это мир, 1870 Потрясённая наследством, 1871).
С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Но — увы. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Это был знаменитый Гаргантюа. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года.
И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье.
Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. При кажущейся простоте композиция строго продумана.
Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами других и судьбой государства. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Здесь художник еще раз собрал воедино все свои модели, чтобы показать парламентскую машину за работой, — за работой, которая совсем не отвечает высоте своего назначения, а, наоборот, лишь выявляет мелкие обывательские слабости этих скучающих, дремлющих, нюхающих табак и злословящих кретинов— пэров Франции. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу.
И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Домье не был иллюстратором — он был активным творцом. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Н. Н. Современники (О. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Не дремало, однако и правительство. В 1863 г. нужда заставила Домье снова стучаться в двери Шаривари и снова делить свое творчество между злободневным и вечным.
Каково мироощущение этого буржуа. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Листы Домье трагично выразительны. Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге). Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
– Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз Республика 1848 года (вариант в Лувре). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В знаменитой литографии Улица Транспонен 15 апреля 1834 года художник с потрясающей силой реализма запечатлевает одну из картин этой кровавой бойни: жалкую мансарду пролетарской семьи, опрокинутую мебель, безмолвие смерти— распростертые на полу трупы старика, женщины, мужчины и грудного ребенка. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). Калитина. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Всю жизнь художник терпел лишения. Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство.
Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего.
И, с другой стороны, мы видим как эта линия все более и более насыщается воздушностью, растворяется в сплошном световом пространстве таковы, например, последние аллегорические литографии Домье 70-х гг. Игра светотени или, вернее говоря, борьба световых и темных масс — вот стержень всего искусства Домье. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Конечно, нет.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. – театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры (Мелодрама, около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен Криспен и Скапен, около 1860, Лувр Совет молодому художнику, 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Всю жизнь художник терпел лишения.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Тип, характеристика которого, при всей ее добродушно-юмористической обрисовке, является не чем иным, как страстной филиппикой против мещанства, косности, самодовольства, близорукости, мелочного эгоизма, продажности и жадности этого класса, служащего опорой общественного порядка. его рук.
Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Эти враги — Луи Филипп и его министры.
Это — поединок грязи и клеветы между сторонами, ораторское недержание адвокатов, это — то вопиющее социальное издевательство, которое звучит в словах одного из жирных судей Домье: Вы были голодны. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии Карикатюрана (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Каков его политический быт. Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). С помощью этих красок Домье достигал эффектов разнообразной теплоты и горячности, прозрачности и плотности. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Причем люди в зале не соответствуют традиционному представлению о законодателях: они изображены вынужденными играть роль, которая им абсолютно не интересна, которая приводит их в состояние сна и не составляет истинного смысла их существования, деятельность законодателей не осмыслена и они не являются участниками собственного законодательного процесса: они просто пассивно, безынициативно присутствуют. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Домье показал Ратапуаля двояко. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем H. D. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Чаша его переживаний переполнилась до краев.
Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Н. Н.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, – 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. Герман. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св. 1863, Париж, Музей Орсэ). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846). В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ). Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
всем его глубочайшем значении. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Домье не довольствуется первыми достижениями. Инстинкт свободы заставил Домье почувствовать растущую опасность и он направил, насколько мог, острие своего карандаша против монархических деятелей Национального собрания, против подымающего голову монархизма, клерикализма и милитаризма. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций). Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора.
Огромное наследие Д. (около 4 тыс. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
— вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. Здесь нет ни мельниц, ни потасовок — здесь все упрощено до максимума, сведено к изначальным психологическим контрастам. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства и с точки зрения содержания. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера.
Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Именно в этот период — 50—60 гг. Он вылепил небольшую фигурку изображающую этого героя в бравурной позе, опирающегося на дубину, с лихо закрученными по-военному усами и в поношенном сюртуке бывшего интеллигента. Так именно создал он целую галлерею маленьких терракотовых бюстов парламентских деятелей июльской монархии, прежде чем изобразить их в своей литографской серии так же вылепил он фигурку Ратапуаля, прежде чем заставить ее жить в различных движениях в серии своих литографий.
Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор.
«Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Таков, например, Парижский мальчишка в Тюйльри подросток-оборванец, усевшийся, задрав ноги, на королевском троне под клики вооруженной чем попало толпы. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Домье не довольствуется первыми достижениями.
) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. Домье был поистине скульптором иронии.
.