Для него злой рок всегда живой. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Такова была интерпретация великого мастера. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
В молодости Греко писал иконы на Крите. Глубоким трагизмом овеян этот, волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24.
Моденский триптих (ок. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Размер картины 121 x 109 см, холст, масло. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Какой-то особой печалью овеян образ в портрете Неизвестного в Прадо (около 1592).
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Художнику удалось создать очень чистый и светлый образ Ортенсио Парависино. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Бенедикта и Св. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Здесь и работы Марка Шагала и Пабло Пикассо и Эгона Шиле и Поля Сезанна и других художников. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Фрателло Ортенсио Парависино. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Благородная интеллектуальность облика подчеркнута в портрете друга и почитателя художника. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. e.
Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Моденский триптих (ок. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Портреты Греко значительно более жизненны. Работы шли нарасхват. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Кловио и Орсини свели Эль Греко с Бенито Монтано, богословом и приближённым Филиппа учёным Педро Чаконом и Луисом де Кастилья, сыном Диего де Кастилья, настоятеля Толедского собора34. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Это усадьба Черкизово под Коломной. По словам Дж. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь.
Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. В других субъективное восприятие приводит к искажению натуры. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св.
В конце года он открыл собственную мастерскую и нанял помощниками художников Латанцио Бонастри де Лучиньяно и Франсиско Пребосте28. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. f. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули.
После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Даже скандально известного американского художника Джексона Поллока, работавшего в стиле абстрактного экспрессионизма и известного своими «странностями», депрессиями и алкоголизмом, последний, в конечном счете и свел его в могилу. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». c. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
«Успение Богородицы» (ок. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
l. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Августин и св.
Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Неизвестно, сколько он оставался в Риме, по некоторым сведениям он вернулся в Венецию (прим. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586—1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Некоторые черты кубизма, такие как искажения и материалистическое отображение времени имеют свои аналоги в работах Эль Греко. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Кстати, «эль греко» буквально переводится с испанского языка «грек».
Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Тем не менее, результаты обширных архивных исследований, предпринимавшихся с начала 1960-х гг такими учеными, как Николас Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константудаки, четко указывают на принадлежность семьи Эль Греко и его предков к греческому православию. Для него злой рок всегда живой.
Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Стал узнаваем. Картина Эль Греко «Вид Толедо во время грозы» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577—1579) Это его первые заказы в Толедо. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). i. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Это качество явилось большим объективным достижением испанского художник.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) Дующий (Soplуn) Одна из ночных картин Эль Греко. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность.
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Ильдефонсо4.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. У него подвижное болезненное лицо, непринужденная поза, живой жест нервных рук. Вид Толедо 1597-99 После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа. Его одухотворенности тонко соответствует исключительно свободная, построенная на сочетании светотеневых пятен живописная манера. Такова была интерпретация великого мастера.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Современные научные исследования выделяют важность Толедо для полного развития зрелого стиля Эль Греко и подчеркивают способность живописца приспосабливать свой стиль к окружению58. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
Доминикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко испанский художник, по происхождению грек. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Не все они равноценны. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море).
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. Августин и св. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Бенедикта и Св.
Интересный факт — картины он всегда подписывал своим греческим именем и даже иногда прибавлял к подписи «Kres», то есть критянин.