Именно такой картиной стала «Дама с веером», написанная в 1917-1918 гг. В ресторане Доней на виа Венето, за одним из столиков, в обществе элегантного юноши была замечена красивая еще дама не первой молодости: она сидела и обмахивалась большим красным веером. В набор для вышивания «Дама с веером» входит белая канва 14 ct Aida Zweigart, две специальные иглы для выполнения работы, бисер и шерстяные нитки 30 цветов, а также цветная схема инструкция и металлизированная нить.
Картина «Дама с веером» принадлежит к поздним работам Климта, но в ней, как и в ряде прежних произведений, можно найти не только изысканный эротический подтекст, но и много психологических моментов интересных ценителям творчества художника. В оправдание полицейский агент пробормотал, что недоразумение произошло, так как в руках у дамы был красный веер в ответ на это она принялась яростно обмахиваться веером и разразилась громким смехом.
Обобщение форм приводит Пикассо к своеобразной монументальности. стоит только их разрезать (ведь краски это не более, чем указания перспектив, наклоненных туда или сюда планов), а потом снова собрать согласно указаниям цвета, как выйдет скульптура. Художник специально утрирует длину шеи, чтобы сконцентрировать внимание на хрупкости и нежности изображенной женщины. Его стиль настолько ярок и узнаваем, что не требует подписи. В отличие от более ранних произведений, «Дама» выполнена в более мягкой манере, тем не менее, характерные черты почерка Климта ясно различимы.
Тонко передана и чувственность модели. Неоднократно заявляя, что он работает «не с натуры, а подобно натуре», Пикассо превращает свои произведения в своего рода знаковые системы, где знаки несут в себе внутренний смысл образов. Несмотря на крайнюю нужду, Густав окончил Школу декоративного искусства в Вене. Он даже не мог сказать, какого цвета было лицо у дамы. Кроме того, в окружении художника говорили о сходстве «Дамы» с Эттой Кон, собирательницей живописи из Балтимора, часто бывавшей в парижском доме коллекционеров и покровителей Пикассо Стайнов.
Известно высказывание художника: «Картины. Пусть все увидят ее, познакомятся с ней и немного побудут в ее обществе. То обстоятельство, что она появилась на балконе королевского дворца и приветствовала оттуда рукоплещущую толпу (впрочем, площадь была пустынна), видимо, подтверждало предположение, что неизвестная синьора — и в самом деле принцесса больше того, по мнению многих, уже невозможно было сомневаться в том, что она — африканская принцесса, прибывшая с частным визитом в столицу Италии. «Даму с веером» традиционно относят к первым кубистическим картинам, приобретенным С. И.
Находившийся там полицейский агент проявил ловкость и такт, снискавшие похвалу полицейского комиссара: он ограничился тем, что весьма галантно осведомился у этой дамы, где она приобрела такой красивый веер. Да, это была настоящая, чистокровная принцесса ибо, даже приехав с частным визитом, она не изменила своим постоянным привычкам и чувствовала себя в королевском дворце, как дома. Пикассо мыслит как скульптор, вводя тем самым в живописное пространство третье измерение. Щукиным в Париже. Пропавшая картина не исчезнет». Замысел произведения был, вероятно, связан с неосуществленным полотном Пикассо «Карнавал в бистро» : исследователи отмечают сходство «Дамы» с фигурой облокотившегося Арлекина с картины «Облокотившийся Арлекин».
«Художник должен наблюдать натуру, но никогда не путать ее с живописью.
Густав Климт – наиболее яркий представитель течения модерн в искусстве. Отец Густава Климта был в своем роде связан с искусством. Различные тон и освещение всех деталей картины лишь усиливают напряженную игру.
Утонченный силуэт женщины занимает все полотно, приковывая к себе все взгляды. И лицо женщины и все атрибуты будто выдолблены из куска дерева.
С его полотен сделано множество копий, а для любителей вышивки выпускают специальные наборы, по которым можно вышить произведения художника. Чутье опытного дельца подсказывало ему, что это — дело верное. Картина «Дама с веером» одна из многих работ художника, которая наполнена эротизмом и чувственностью.
Об этой картине известно немногое, находится она в настоящее время в частной коллекции. Например, одна из самых ярких наград Климта – медаль императора «Золотой крест», которая были присвоена за особые заслуги в мире искусства. Детство будущего художника прошло в крайней бедности. Именно это, оставленное открытым для «домыслов» плечо, хоть и ненавязчиво, но «изуверски расчетливо» порабощает мужчину.
«Дама с веером» написана художником в так называемый кубистический период его творчества, начавшийся вслед за «розовым» в 1907—1908 годах. Графичность и динамика полотна слегка сглажены мягкими линиями и чуть размытыми контурами. Взгляд асимметричных глаз модели придает атмосфере произведения зловещее впечатление. Слева на столе видна белая ваза без цветов.
Скорее фон является отражением сложной, многогранной женской натуры.
А еще через несколько дней то же видение появилось на башне Капитолия. В характерные пластические знаки превращаются все детали созданного в 1909 году полотна «Дама с веером». Все полотно просто пропитано скрытым эротизмом и восхищением женской красотой. Картина «Дама с веером» («Женщина с веером») написана в последние годы жизни Климта (1917—1918) и отражает зрелое мастерство художника. Натура лишь переводится в живопись знаками», – говорил Пикассо.
Для российских мыслителей Серебряного века «Дама с веером», состоящая вся из треугольников и других геометрических фигур, «злобная, насмешливая и нечеловеческая», «с змеиною насмешкой колдуньи», как писал Сергей Булгаков, стала одним из главных олицетворений «жуткого ужаса» (по словам Николая Бердяева) испытываемого ими от знакомства с живописью кубизма. Многие его работы были высоко оценены. Надо сказать, что многие газеты открыто выражали свое сожаление по этому поводу. Новое появление загадочной дамы, казалось, пролило свет на тайну.
Художник насыщает пространство картины игрой геометризированных граней изображенных предметов, располагая их под углом друг к другу, что заставляет напряженно взаимодействовать ритмизованные поверхности. Сумрачный, скупой колорит подчеркивает таинственность образа. Его графичные и яркие работы служат образцами для многочисленных подражателей, последователи Климта эксплуатируют его манеру изображения.
Однако новый художественный язык не только быстро стал частью лексикона авангарда, к нему привыкли и издатели массовой литературы, – автор очерка в путеводителе по Москве 1915 года Сергеев уже со спокойствием отмечал, что в этой картине, «несмотря на разложение лица на отдельные призмы и многогранники, сохраняется ясность формы и понятен изображенный предмет». В картине «Дама с веером» присутствует колоритный фон с элементами восточного стиля, очень характерного для модерна.