Наиболее ценные экспонаты музея – полотна Дама с горностаем авторства Леонардо да Винчи, Пейзаж с добрым самаритянином Рембранта ван Рейна, а также Портрет молодого человека авторства Рафаэля – были куплены сыном основательницы музея Адамом Ежи Чарторыйским во время его путешествия по Италии. Картина «Дама с горностаем» входит в постоянную коллекцию Музея Чарторыйских в Кракове. В Кракове в музее Чарторыйских находится картина, которая составляет предмет национальной гордости поляков: полотно кисти предположительно Леонардо да Винчи – Дама с горностаем (Dama con lermellino).
Известная картина Дама с горностаем кисти Леонардо да Винчи (1452-1519), которая недавно обрела нового владельца в лице польского государства, 19 мая переедет в Национальный музей в Кракове.
Преподавательская деятельность Кароля Эстрейхера была прервана оккупацией Польши. Изменена переносица и линия волос9. Однако мысль о том, что в рисунке запечатлен облик Чечилии Галлерани, представляется нам слишком смелой».
Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. «Дама» со следом солдатского сапога стояла, прислоненная к полке. В течение семи месяцев «Дама» висела под защитой пуленепробиваемого стекла в особом шкафу-витрине, установленном среди тридцати моделей мостов, машин и устройств изобретенных Леонардо. 31 апреля 1946 года на вокзале в Кракове остановился поезд, украшенный цветами. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он абсолютно живо и естественно.
Вернулась на законное место восхитительная рембрандтовская «Гроза» и вновь засияло нежное лицо прекрасной Чечилии Галлерани на темном фоне картины. Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека)— зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483-86 Париж, Лувр). В годы войны он служил майором в созданной в Англии польской армии, вместе с которой он вступил в 1945 году на немецкую территорию.
Нигде в мире национальные сокровища не подвергают такой опасности. Своим советникам декораторам Хорстману и Кетгену Франк поручил выбрать из особого фонда (имеется в виду особый фонд для гитлеровского «музея фюрера» в Линце) произведения искусства или изделия художественного ремесла, которые подошли бы для замка Вавель и в особенности летней резиденции — замка Крещовицы.
Эффектом последних заграничных показов стал титул «медиа-персоны года».
Леонардовские торжества передвинули и в июне того года, после витиеватых интриг директора Лоренца, «Дама» отправилась в Варшаву министерским «шевроле», лежа на коленях у представителя департамента культурного наследия профессора Богдана Маркони, завернутая лишь в плед. Перед московской выставкой картину в деревянном ящике перевезли на автомобиле в Варшаву. 6.
произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. В первой версии зверька не было.
Выставка не пользовалась особенным интересом у зрителей, у нее почти не было рекламы. Во время экспозиции на шедевр ежедневно приходили полюбоваться восемь тысяч человек. За это – славь Иль Моро.
Профессор Эстрейхер сообщил, что он обыскал роскошную виллу Ганса Франка в Баварии и при этом наряду со многими другими предметами искусства обнаружил «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи и «Грозу» Рембрандта. Национальная галерея искусства в Вашингтоне задумала по этому случаю выставку «Circa 1492. Лувр. Интересен и тот факт, что в руках у девушки вовсе не горностай, а хорек-альбинос.
Скорее потому, что горностай по-гречески звучит как «гале», что весьма созвучно с фамилией Галлерони. В Мальмё и Стокгольме организовали довольно странную выставку «I ponti di Leonardo» («Мосты Леонардо», октябрь 1993 – июнь 1994). Еще не затихли споры о том, как директору Национальной галереи искусства в Вашингтоне удалось затянуть в сети интриг двух президентов, когда утром 25 октября к Музею Чарторыйских подъехал «форд», а за ним полицейские машины с включенной сигнализацией.
13 октября президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро в числе первых любуется на «Даму», выставленную под охраной гвардейца в его резиденции — Квиринальском дворце в Риме. 1998 год. Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде, введённой в Милане Изабеллой Арагонской»2, дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна. Когда портрет доехал (опять на автомобиле) из аэропорта в музей, его встретил низким поклоном сам министр культуры РСФСР Попов. Несмотря на то, что посещаемость Музея Чарторыйских во время отсутствия «Дамы» значительно падала, фонд настаивает, что эти турне — прекрасная форма рекламы коллекций и самого Кракова. Показателен был и сильный контрапоста, введен в портретную композицию.
Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Дама с горностаем и другие шедевры из коллекции Чарторыйских в Кракове». Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи.
Он хотел превратить свой музей в польский Лувр. В результате Министерство культуры запрещает ее дальнейшие передвижения и после возвращения «Дама» выставляется в отдельном зале Королевского замка на Вавеле, где ежедневно ей может любоваться до 600 посетителей. На этот раз в качестве хранилища выбрали подвал дворцового флигеля. С мая 2017 года картина находится в Национальном музее Кракова24.
В декабре 2016 года правительство Польши приобрело всю коллекцию Чарторыйских (86 тыс. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка. Два года спустя «Даму» вновь демонстрировали в Варшавском национальном музее на выставке «Панорама 30-летия ПНР» (ноябрь – декабрь 1974). Между августом и ноябрем 2011 года «Даму» демонстрировали в Берлине в Музее Боде. Итак, мы знаем, что изучать что-то — это обычно очень скучно, вот таким образом редакция «ОФИГЕННО» публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени.
Она никогда не публиковала стихи и тексты. Она родила мужу четырёх детей. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Спустя неделю оберфюрер СС доктор Каэтан Мюльман, назначенный Герингом «уполномоченным по делам регистрации и защиты произведений искусства и культурных памятников» вывез картину Леонардо в Краков. На полотне, скорее всего изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Людовико Сфорца. «Дама с горностаем» была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны.
Сегодня картина находится в музее Чарторыйских в Кракове. Туда (остановившись по пути в Дрездене) и попала «Дама» в 1849 году. Выбор пал на портрет кисти Леонардо. Сколько раз за эти три столетия портрет менял место, пока не попал в руки Изабеллы Чарторыйской, которая повесила его в открытом в 1809 году Готическом доме в Пулавах. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица.
Но некоторые похищенные из Музея Чарторыйских произведения искусства еще не найдены. В один из ящиков доверенные сотрудники музея поместили самое дорогое: «Даму» Леонардо, «Портрет молодого человека» Рафаэля и «Пейзаж с Милосердным самаритянином» Рембрандта.
«Белый горностай» – прозвище герцога, а сам зверек был его геральдическим животным.
Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как (гале). С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к раннему периоду его творчества в Милане, — 1482—1483гг.
По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде, введённой в Милане Изабеллой Арагонской», дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна. Гарантии правительств Польши и Италии обеспечивают безопасность картины. Стена была разрушена, двери разрублены, ящики разбиты.
77 x 53 см. Но где он сейчас. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде, введённой в Милане Изабеллой Арагонской», дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна. Италия. А уже потом великий итальянец дополнил портрет изображением горностая.
Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Он хвастал бы украденными им польскими произведениями искусства перед своими сообщниками. Ему удалось эмигрировать. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца.
После смерти мужа в 1515 году переехала в замок. Как портрет Чечилии Галлерани её идентифицировал Ян Болож-Антоневич (Jan Boloz-Antoniewicz) в 1900 году. Фашисты преследовали польского профессора.
Так вот, существует несколько версий по этому поводу. 25 августа 1939 года туда занесли ящики, а двери замуровали. Соответственно первой версии, горностай по-гречески звучит как (гале).
В данном случае они украшены лентами. 6. Когда полицейские в бронежилетах окружили вход и выставили вооруженный кордон из здания выехала специальная тележка с тяжелым, блестящим металлическим ящиком. Но где он сейчас. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. Гитлер задумал создать там музей по образцу Уффици, разоряя художественные музеи по всей Европе.
Такой небольшой нюанс не играет существенной роли, так как в те времена не придавали особого значения видовой принадлежности животного: если грызун и с длинным хвостом, значит горностай. Даже баснословные суммы страховок не являются гарантией безопасности. – Природа, сердишься, завидуешь чему-то.
Мне было чрезвычайно интересно увидеть в живую очередной шедевр великого мастера. Неопровержимых улик против него было более чем достаточно. Все польские университеты были закрыты. Изменен переносицу и линия волос. 9.
Или всё же, Талант и руку Леонардо восхвали, Он сохранил тебя навеки для потомства. Вскоре после этого, в середине октября, супруги Чарторыйские были «практически похищены гестапо и высланы в Испанию». Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Лувр запрещает вывоз «Джоконды».
Зарубежные музейщики удивляются, как может «Дама» так часто покидать стены родного музея. В музеях Милуоки и Хьюстона портрет увидели 150 тысяч посетителей. На картине изображен портрет женщины, держащей горностая, которого ранее считали за ласку или хорька. Это животное имеет символическое значение, так как его имя в переводе с греческого означает «GALE», которое также имеет отношение к имени модели – Галлерани Сесилия, любовницы ЛодовикоСфорца, на чьем родовом гербе нарисован горностай. К сожалению, в процессе создания этой работы Леонардо да Винчи не мог нарисовать Сесилию и Людовика в любящих объятиях, так как Сесилия уже была обручена с Беатриче дЭсте. Животное, отдыхающее на руках девушки является символическим представлением о ситуации. Возможно, оно показывает беременность Галлерани, которая вскоре родила внебрачного сына Sforzie — Cesar. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. 6.
А в конце приобрел белый окрас. Несмотря на то, что прошло лишь шесть лет с момента поездки в США, «Дама» вновь отправилась за границу — в Будапешт, где на выставке «От Боттичелли до Тициана» в Музее изобразительных искусств в Будапеште она выставлялась с октября 2009 по февраль 2010 года. Painter At the Court of Milan». На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне.
Что касаемо самой модели портрета многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет. Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Можно представить, как вел бы себя в этом случае гитлеровский генерал-губернатор в Польше.
23 октября гестапо перевезло из Полкинь в Жешов ящики, в которых в числе прочего была спрятана «Дама». Наоборот, они могут эту опасность создавать. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа».
Париж. Дерево, масло. Для поляков это была особенная дата — через три дня свой 60-летний юбилей отмечал «отец народа» Болеслав Берут.
Картина написана художником около 1490 года. В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W». 700 тысяч билетов.
И это единственная картина да Винчи на территории Польши. В Пулавах «Дама с горностаем» пробыла недолго. А вокруг его бессмертных творений — и подавно. С тех пор «Мона Лиза» больше не покидала дома.
Возрождение. Предлогом для транспортировки картины в столицу стало широко отмечавшееся в Европе пятисотлетие со дня рождения Леонардо да Винчи (15 апреля 1952 года).
Предлогом для столь дальнего путешествия была реклама музея, однако «Дама» зарабатывала для фонда деньги, хотя суммы были овеяны тайной. В ходе исследований Паскаль Котт пришел к сенсационным выводам: оказывается, «Дама с горностаем» изначально была без горностая на руках. После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в музей Гитлера в Линце и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде).
A History of Collecting and Patronage» (Художественный музей Милуоки, сентябрь 2002 – декабрь 2002, Музей изящных искусств в Хьюстоне, декабрь 2002 – февраль 2003, Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, март 2003 – май 2003). Кроме Алтаря Вита Ствоша он привез также «Даму с горностаем».
Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Светотень умело показывает все изгибы тела девушки Галлерани и горностая. Картину отвезли на Вавель, но уже на следующий день перевезли в Музей Чарторыйских.
На портрете изображена Чечилия Галлерани (Cecilia Gallerani), юная возлюбленная герцога миланского Лодовико Сфорца (Ludovico Sforza), покровительствовавшего Леонардо на протяжении всего его 18-летнего пребывания в этом итальянском городе. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.
Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века. С мая 2017 года картина находится в Национальном музее Кракова. «Дама» также едет во Флоренцию и Милан. В ответ Чечилия присылает ей свой портрет. Замурованная в дворцовом алькове, она ждала лучших времен до 1840 года.
Благодаря Зофье Шмит удалось перепрятать то, что не разграбили немцы. Японские сокровища национальной культуры не покидают этой страны. По возвращении «Даму» поместили на склад — невозможно было обеспечить соответствующие меры безопасности для ее экспозиции.
Картина была доступной для экспертов уже в Париже. Как офицеру и специалисту-эксперту, ему поручили розыск похищенных сокровищ искусства. Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» входит в число четырех женских портретов Леонардо. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. В декабре 2016 года правительство Польши приобрело всю коллекцию Чарторыйских (86 тыс.
Выставку закрыли, шли годы, а «Дама» не возвращалась в Краков, несмотря на то, что должна была покинуть его только на несколько месяцев. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет.
Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай. Как портрет Чечилии Галлерани её идентифицировал Ян Болож-Антоневич (Jan Boloz-Antoniewicz) в 1900 году7. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. В конечном итоге Владислав Чарторыйский перевез картины в здание старинного арсенала.
Оттуда «Дама» попала в Музей кайзера Фридриха (Kaiser-Friedrich-Museum, нынешний Музей Боде) в Берлине, где дожидалась отправки в Музей фюрера в Линце. Профессор Эстрейхер ни на минуту не забывал о своей польской родине. На платформе его встречали толпы людей.
Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. Этот контрапоста вносит в портретный образ воодушевленный движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) – зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в скалах (1483-86, Париж, Лувр). В знак протеста подали в отставку директора парижских музеев. «Дама с горностаем» вряд ли могла быть подарена генерал-губернатору еще и по той причине, что Гитлер не был удовлетворен деятельностью Франка в Польше.
Это не так много — в Японии продали ок. Ее спешно погрузили в «форд» и колонна автомобилей направилась в сторону аэропорта. В 1800 году «Дама с горностаем» была преподнесенакнязю Чарторыйскомув качестве подарка для своей матери — Изабелы. Тогда еще не знали доподлинной истории модели, позировавшей для портрета. История этой работы стала известна только в ХХ веке, в результате чего мы теперь знаем наиболее вероятное толкование «Дамы с горностаем». Это изображение, первоначально выставлялось в Готическом доме в Пулавах. Во время ноябрьского восстания картина была доставлена в Париж. В 1880 году она прибыла в Краков в музей Чарторыйских. В качестве ответного жеста итальянцы выставляют в Кракове и Варшаве «Донну Велату» Рафаэля и «Венеру Урбинскую» Тициана.
Затем он появился, но был серым. После того, как Шарль де Голль в 60-х отправил ее в Японию, разразился скандал. На шедевр покусился профессор Станислав Лоренц, директор Варшавского национального музея. Это был четырехмесячный «сентиментальный» визит (май 1998 – январь 1999) на родину. Неизведанные факты о «Даме с горностаем» да Винчи, которые открыли только после ее сканирования.
В Пинакотеке Брера, одной из крупнейших галерей Милана, ее вешают лицом к лицу с любовником — герцогом Лодовико Сфорцо — и его женой Беатриче (нарисованными на так называемом Алтаре Сфорца). выше, раздел Предполагаемая модель портрета). В 1944 году, то есть еще во время войны, профессор Эстрейхер опубликовал в Лондоне в своей книге «Потери польской культуры» список произведений искусства, расхищенных в период фашистской оккупации его родины. 14 сентября в Сеняву вошли немцы.
Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Так почему же картина носит название «Дама с горностаем». Их разыскивало гестапо — генерал Франко, бывший тогда у власти в Испании, «ставший затем регентом, союзником гитлеровцев, который, однако, не дал втянуть себя в войну, предпринял действия в защиту членов королевской семьи», — пишет Марек Ростворовский в книге «Игры за Даму». Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека)— зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483-86 Париж, Лувр).
Столь долгий срок стал своего рода наказанием, поскольку Министерство культуры угрожало отказать в дальнейших зарубежных турне «Дамы», дававших деньги на ремонт Музея Чарторыйских. Однако никто не знает, было ли это единственным случаем аренды картины в то время. выше, раздел Предполагаемая модель портрета). Тем временем князь Адам Ежи Чарторыйский по совету художника Эжена Делакруа в 1843 году приобрел гостиницу «Hotel Lambert», расположенную в одном из самых живописных парижских особняков. В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Краков. Изменена переносица и линия волос. «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи и «Гроза» Рембрандта оказались лишь двумя из многих польских предметов искусства, присвоенных тщеславным и корыстолюбивым Франком.
произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD DAWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо— предполагают, что в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине— та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как. Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD DAWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо— предполагают, что в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине— та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра. Портрет упоминается в письме 1498 года мантуанской маркизы Изабеллы дЭсте к Чечилии Бергамини, которая позировала да Винчи для этой картины.
Франку не повезло с лживыми заявлениями в Нюрнберге. Размер картины 54, 8 x 40, 3 см, дерево, масло. Отчаявшееся руководство краковского музея писало письма «с требованием вернуть картину», что произошло лишь спустя три года (картина демонстрировалась в Варшаве с июня 1952 по февраль 1955 года). Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
(гале). Картина была доступной для экспертов уже в Париже. О напряженных отношениях с Гитлером Ганс Франк очень подробно рассказывает в своих воспоминаниях, вышедших в свет в 1953 году в Мюнхене под названием «Перед виселицей».
1. Среди них рафаэлевский «Портрет молодого человека», а также «Мария с младенцем» Нероччо ди Бартоломео деи Ланди и «Святая с книгой» французско-нидерландского мастера XV столетия.
Имя портретируемой не удалось установить до сих пор иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил художник, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. Она не могла также покидать пределы Польши, поскольку за железным занавесом, в Лондоне, жил ее настоящий владелец — сын Августина Чарторыйского, Адам Кароль. Но ничего подобного не произошло: благодаря победе над фашизмом леонардовская «Дама с горностаем» возвратилась на свое почетное место в краковском Музее Чарторыйских.
В Швеции картина заработала для фонда 390 тысяч долларов — столько шведы заплатили за возможность арендовать шедевр, однако обещанной ответной выставки «Мосты» в Кракове так и не показали. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет.
Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. После возвращения в Польшу портрет оказался в Варшаве — в Музее Чарторыйских шел ремонт. Вашингтонский музей не согласился показать в Польше своего портрета Джиневры де Бенчи. Но где он сейчас. «Дама», застрахованная на 100 миллионов долларов, отправилась в Швецию. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми.
В отчете, составленном в 1945 году в Нюрнберге, Мюльман писал: «Франк велел своим советникам и оформителям интерьеров Горстману и Кеттгену, чтобы те выбрали из спецхранилищ объектов, предназначенных для музея в Линце, произведения для размещения на Вавеле и в Кшешовице». В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W». В 1972 году картина впервые за время ПНР отправилась за границу — стала «первой дамой» на крупной выставке европейского портрета XV–XX веков в Пушкинском музее в Москве (октябрь – ноябрь 1972 года).
Мемуары, в которых Франк пытается обелить себя, были опубликованы лишь для того, чтобы за счет якобы единственного во всем виновного и уже мертвого Гитлера выгородить нацистскую партию. Итак, в октябре 1991 года «Дама» вновь отправилась в воздушное путешествие. Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов.
Чечилия лично председательствовала на этих встречах. «Дама» прибыла туда через Вену лишь в 1882 году, а публике ее представили спустя еще десять лет. Под давлением протестов против столь частых показов «Дамы» за рубежом Фонд Чарторыйских принял решение: после возвращения из США бесценный шедевр Леонардо в течение десяти лет не покинет Кракова. Как написал фонд в своем заявлении, «в знак благодарности польского народа для венгров за помощь, оказанную польским беженцам во время Второй мировой войны». В портрете Леонардо да Винчи внес новый прием объемной моделировки фигуры. По третьей версии Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.