Дама, душа, находится между львом-материей и единорогом-духом. Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Шесть месяцев публика не видела в музее один из самых знаменитых его экспонатов – уникальную серию из 6 гобеленов под названием: «Дама с единорогом», которая хранится в музее с 1882 года.
В аналогичном ключе интерпретирует цикл «Дама с единорогом» Х. М. де Фараминьян, выстраивая свою последовательность и соотнося каждое изображение с шагами, которые должна сделать душа, чтобы подняться от материального к духовному. Таким образом, серия гобеленов Дама с единорогом поведала о победе силы духа над материальным миром, об объединении между людьми, об общности философской мысли Востока и Запада. Дама с единорогом— цикл из шести французских шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни.
Конечно, зрителям ХХI века, привыкшим к разнообразию жанров и выхолощенным формам женских тел, «Дама с единорогом» Рафаэля может показаться несколько простоватой или даже несовершенной, что не отменяет ее значение в истории искусства, а также ее загадочности. Гобелены «Дама с единорогом», воспетые многими известными писателями, как например, Жорж Санд и Рильке часто называют «Джокондой» музея Средневековья. Картина «Дама с единорогом», автор которой Рафаэль Санти, демонстрирует один из самых притягательных и загадочных шедевров гения. «дама с единорогом»— цикл из шести шпалер конца XVвека, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни.
Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом. Это всего второй случай в истории, когда «Дам с единорогом» покидает Францию. Дама, душа, находится между львом-материей и единорогом-духом и, рассматривая гобелены, выставленные в музее Клюни, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей, львом, с помощью духа, единорога. С 18 декабря 2013 г. «Дама с единорогом» вновь предстала перед посетителями в специальном зале музея, с приглушенным светом, чтобы можно было оценить яркость красок средневекового шедевра.
Специально организованный затемненный зал демонстрирует серию из шести гобеленов под названием «Дама с единорогом». Редко можно увидеть в шпалерах столь обширный бестиарий, как в «Даме с единорогом»: перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные. «дама с единорогом» была затем приобретена Эдмондом Зоммерардом, первым директором музея Клюни. Завороженный образом Дамы с единорогом поэт-модернист Райнер Мария Рильке вложил в уста своих героев поэтичные описания французского шедевра, которых будем придерживаться и мы, обращая внимание на детали.
Дама с единорогом написана в 1504 году, когда совсем еще молодой Рафаэль приехал во Флоренцию и ненадолго пересекся там с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Именно такое восприятие женщины, характерное для Рафаэля и дало возможность искусствоведам однозначно аттрибутировать «Даму с единорогом». «дама с единорогом» – это пример так называемой озонной живописи Рафаэля. «дама с единорогом» (итал. Вопрос с авторством Дамы с единорогом до недавней поры оставался загадкой, также как и личность дамы запечатленной на панно.
Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок будущей картины «Дама с единорогом». Если я правильно помню, в одной из серий «Гарри Поттера» гобелен «Дама с единорогом.
Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание — достичь Мудрости и соединиться с Духом. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. На шее у нее надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки.
Лица Дамы и ее служанки умиротворены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют. Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Одна из главных загадок, возникающих при знакомстве с серией — для кого была вышита «Дама с Единорогом» и какой смысл имело это изображение.
Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры. На одном Дама сидела на троне, на другом – ласкала двух белых единорогов. Тогда же были переписаны обе руки. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье. Ассоциируясь в далекой античности с культом Девы-Матери, Единорог стал рано увязываться с идеей девственности Марии и воплощения Христа. Члены королевской семьи и богатая знать нередко приобретали их для своих коллекций.
Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье. Интересен своеобразный технический прием «штриховки» : для передачи постепенного перехода одного тона в другой пространство между соседними цветовыми пятнами заполнялось длинными взаимопроникающими зубцами или полосками того и другого цвета. Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Итак, мы знаем теперь, что должна означать серия «Дама с единорогом».
Нечто подобное демонстрирует средневековый аллегорический «Роман о Розе». Лев и единорог вновь подняли щиты и обменялись знаменами. Серия «Дама с Единорогом» из собрания музея Клюни являет собой яркий пример того, как шпалера, подобно архитектуре готической эпохи, становится воплощением главной идеи, которая легла в основу модели ментальности восприятия человеком средневековья окружающего мира — стремлении охватить мир в целом идеи универсальности и единства.
В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна.
и т. д. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Каждый ковер ткали несколько мастеров. «Дама с Единорогом» считается одним из наиболее известных изображений геральдических единорогов.
Она отказалась смотреть на земное, светское и смотрит только на единорога или его отражение. Разумеется, не одной и с благой целью: в церковь. – По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева). Хотя допустим костей львов, леопардов очень много несколько западнее (Нижний Днепр и др. ).
Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист. Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Водре отметила, что Дама с единорогом крайне редко покидает пределы Италии. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.
Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте— три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской. Специально отведенный для шедевра зал был торжественно открыт в 1883г. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.
«Моему единственному желанию»). Вопрос оставался нерешенным в течение 40 лет, за которые сумма, предлагавшаяся местному муниципалитету за шпалеры, постоянно росла, достигнув к 1882 году 25000 франков. Однако, если «Мона Лиза» будоражит умы на протяжении столетий характерной для Леонардо размытостью черт, которая создает неясную смесь улыбки с мечтательностью в лице изображенной женщины, то женщины Рафаэля поражают женственной чистотой, отраженной в их лицах. В средние века твердо верили в существование единорога, считали его символом чистоты и осторожности.
Но Джоконда – это психологическая атака, сгусток энергии и главную роль в этом играет знаменитое леонардовское сфумато (прием в живописи, смягчение очертаний изображаемого), тревожащее зрителя. Если за рабочую версию принять второй вариант, то можно предположить, что «Дама» была вышита по случаю свадьбы Клод с Жаном де Шабанном. Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом».
Центральный образ молодой дамы позволил предположить, что шпалеры были заказаны как свадебный подарок. Шестой имеет отдельное название «Мое единственное желание». Эта версия, однако, сомнительна: перевод датируется 1503 годом, а шпалера выткана, скорее всего, до 1500года. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой.
Лев представлял материю или силу, материальную силу. Кроме грациозного изящества, «Даму» Рафаэля с «Мона Лизой» роднит загадка личности изображенных женщин. Лев встречает Даму, держа своё знамя, но смотрит в другую сторону. В этой серии с розовым мильфлером фона резко контрастирует темно-синий «островок» – на нем размещены персонажи шпалеры. В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева (этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую, подчас христианскую трактовку).
На рисунке изображена модель Маддалена Дони, с которой Рафаэль написал другой портрет. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом.
Древнее искусство ковроткачества выполнялось вручную искусными ремесленниками шелковыми и шерстяными цветными нитями по картонным шаблонам, созданных прекрасными мастерами-художникамии теперь они восхищают взор сочными красками, многоцветьем техники тысячи цветов – мильфлёра (mille fleure), поражающим воображение. Во всех шести коврах поражает глаз удивительная красота рисунка и цветовой гаммы. Но общий смысл может быть намного шире: Лев и Единорог изображенные в противостоянии, традиционно рассматривались в геральдике как символы солнца и луны, дня и ночи. Пятый гобелен – "Слух". После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
Оставляя наиболее фантастические предположения на совести их авторов, можно привести несколько разумных интерпретаций — речь шла, например, об иллюстрации утраченного рыцарского романа или ряде профанических символов (осторожность, радость и т. д. ), но идея об аллегорическом изображении пяти чувств всегда преобладала. «Слух» символизирует играющая на клавире дама, «Вкус»— дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки. Этим же способом создавались светотеневые эффекты. «Сикстинскую мадонну» принято называть символом материнства и самоотречения. «Слух» символизирует играющая на органе дама, «Вкус»— дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки.
Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крез) и впервые описала их в своем романе «Жанна» (1844г. ). Однако в одном из залов музея, наполненных благоговейным трепетом и восхищением происходит встреча с мировым шедевром – гобеленом (тканым панно) с прекрасной и загадочной Дамой. История портрета уникальна.
Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Впереди намечается борьба и обезьянке предстоит помочь с выбором. Образ Леонардо – это образ, построенный на контакте со зрителем. Единорог и лев были важными элементами геральдического языка. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской.
Попробуем дать ответ на этот вопрос. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Судя по самой композиции, колоннам, пейзажу позади фигуры, позе модели и другим характерным атрибутам исследователи полотна пришли к выводу, что картина была написана под влиянием другой известной картины, которую создал Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
ВСЕГО ЛИШЬ периоды от Палеозоя (я не ошибся. ), который по Вселенским меркам был совсем недавно. А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. И потому считается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества. Предположив, что «Дама» была подарена Жаном Клод Ле Вист, можно прочитать ее как свидетельство поклонения своей невесте, непонятный знак при этом может быть буквойJ, написание которой напоминает буквуIи одновременно является первой в имениJean. Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале.
На всех гобеленах изображены Единорог, Лев и Дама. Но эти выводы слишком натянуты, чтобы продолжать искать в этом направлении. На обратном пути можно было немного задержаться, чем Жанна обычно пользовалась. К тому же Жану Шабанну было бы уместнее на подарке будущей жене изобразить свои гербы. Даже руки она держала иначе. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление. Просуществовав около 50 лет и эта легенда была опровергнута.
Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. Вернее авторы. Третий – "Зрение". На гобелене «Зрение» — единорог смотрится в зеркало, которая протягивает ему сидящая девушка. Единорог положил передники ноги на колени колени Дамы и смотрит на своё отражение в зеркале. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой.
Будучи инспектором исторических памятников, он привлек к этим гобеленам внимание властей. Девиз «Моё единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречётся от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада.
Он мог подарить невесте шпалеры с вышитыми на них гербами. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века. Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия, получившая в XIX веке название «Дамы с единорогом», была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Это могло произойти в конце XVII века.
Так искусно положенные тени на изображении единорога в шпалере «Зрение» оживляют окраску и подчеркивают изящество его фигуры. Согласие на продажу было получено и в этом же году серия оказалась в музее Терм в Клюни. Лев представлял материю или силу, материальную силу. В ее распоряжении были многочисленная дворня, которым она, несмотря на возраст, не давала спуску, строго следя за тем, чтобы лень и пустые разговоры не подменяли работу. Это был рисунок углем или пером. Все желания материи преодолены.
На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог, два «оживших» геральдических зверя. Однако тот, опасаясь за жизнь Джема, осенью 1482г.
Первый гобелен – "Осязание". Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). Дама, берущая фрукты из корзины, символизирует вкус, касающаяся рога Единорога — осязание. Сквозь прозрачный муслин просвечивают узорчатые рукава платья Дамы на шпалере «Мое единственное желание». Многократно повторяющиеся полумесяцы обратили мысль к Востоку. С чего начался разговор, она не знала, тихо сидела наверху, вышивала приданое. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога показывает душу, созерцающую духовное, – так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.
Кто автор. была создана картина «Дама с единорогом». Левой рукой Дама обнимает единорога за шею.
Наиболее загадочной остаётся шестая, самая большая из шпалер — «Моё единственное желание». Pavel Borysovich, оно так, но зачем же из двух столь разных животных делать химеру. ни мне, ни другим археозоологам не попадалось. Удивительны и населяющие мильфлер фигурки зверей. Ее называют по словам надписи, вышитой на палатке «Amonseuldesir».
В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева (этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую или христианскую трактовку). Так, например, они оба включены в английский герб. Она была исследована рентгеновскими лучами. Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из «Комментария на Пир Платона» Марсилио Фичино и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: «единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)». На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка.
Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог — четырехугольный флаг льва. С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди.
Исследователи попытались выяснить, кто мог привезти в Буссак «Даму с Единорогом», чтобы таким образом узнать имя первого владельца замка и шпалер. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души к ее небесным истокам. Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Во всех шпалерах, кроме одной, называемой «Зрение», роль Единорога — служить опорой стяга или щита с гербом.
В такие же цепи закованы животные изображенные на этом гобелене. Открытием серии шпалер в одном из старинных замков Франции мы обязаны чуду. Они тоже хорошо узнаваемы (за исключением таких экзотических животных, как львенок, пантера, гепард) и к тому же еще наделены выразительной манерой поведения. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас. Более того, можно почти с уверенностью говорить, что счастливым обладателем серии был некий Жан Ле Вист, чья семья сделала блестящую карьеру в королевской администрации Парижа.
Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почетном плену) недалеко от замка Буссак. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Шестая шпалера получила название «Amonseuldйsir» (фр.
Она даровала ему свободу от своей любви, пожертвовав для этого собственной жизнью. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. Сначала художник создавал эскиз, т. н. «маленький образец».
Рафаэль проводит волевую атаку другого характера: он опирается на пластическую силу образа, для него огромную роль играет цвет. Шестая шпалера стала настоящей энигмой для исследователей. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени.
Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Посмотрите на иллюстрации (фрагмент мильфлера) и вы увидите эти и другие технические приемы шпалерного ткачества. Единорог не мог быть пойман и приручен никем, кроме юной девственницы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Особое внимание стоит обратить на композицию, где пирамидальное расположение фигур определяет значимость роли, а то что основанием сцены является остров несет под собой некую вполне реальную основу. В отличие от «сорванных» цветочных веток фона на островке цветы и травы «растут».
Сравнительный анализ остается здесь единственно возможным методом исследования. Такой узор получил название «миль-флер» (франц. Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. На всех шпалерах (тканый безворсовый ковер с рисунком или с орнаментом) конца 15 века, отреставрированных в 2013 году, декоративный арабеск созданцветами, ягодами, животными и птицами. Она главная героиня конфликта между материей и духом.
По разным причинам крестовый поход так и не случился, а в 1492г. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. Каждый элемент этой целостности становится неотъемлемой частью единства и «все вместе образует идеальное подобие мира, о котором грезило Средневековье: мира иерархически сгруппированныхсимволов».
Лев, находящийся напротив Единорога играет ту же роль. Как она была сотворена. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте — три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом. Санд несколько раз упоминает эти шпалеры в своих произведениях: в романе «Жанна», вышедшем в 1844 году и нескольких статьях 1847 и 1862 годов в журнале «Вокруг стола». «тысяча цветов»).
Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из «Комментария на Пир Платона» Марсилио Фичино и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: «единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)». Не меньше вопросов вызывает и значение изображаемых сцен. Все, кроме птиц. Иногда образцом служили миниатюры. В связи с этим внимание искусствоведов привлекла серия шпалер «Знаменитые женщины», а точнее, два ее фрагмента, уцелевшие после пожара в замке Тениси в Бургундии имеющие некоторое сходство с интересующими нас работами. Возникает вопрос, от кого Жанна Ле Вист получила шпалеры.
Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева (этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую или христианскую трактовку). Скорее всего, шпалеры были изготовлены в одной из мастерских Брюсселя (город являлся центром шпалерного ткачества к началу XVIвека).
Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей, на путь к возвышенному. Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века.
Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики – сокол) представляет конкретный разум. Образ поэтичный и утонченно изящный – воплощение рыцарской мечты о Прекрасной Даме. Обе картины объединяет также и аура таинственной истории.
Не все согласны с этой версией, однако Пьер дОбюссон, знавший глубокое символическое значение изображений, вполне мог поручить фландрским мастерам выполнить гобелены по эскизу принца Джема и он же мог потом перевезти шпалеры в замок Буссак. Кроме того, этот срединный остров символизирует преодоление противоположных начал. А "рукописи не горят" камень горит, а рукописи — нет. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Вопрос о загадочности сцен, так поражающих нас своей красотой, был задан около полутораста лет назад, когда известная французская писательница Жорж Санд обнаружила «Даму с единорогом» в замке города Буссак (департамент Крез) и описала в своем романе «Жанна» (1844 г. ) и в журнальных статьях.
Известная и самая скандальная писательница ФранцииXIXвека Жорж Санд (как причудливы жизненные лабиринты великих людей и событий. ) обнаружила их в рабочем кабинете субпрефекта, располагавшемся в замке Буссак. Наиболее загадочной остаётся шестая, самая большая из шпалер— «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Двойственность поддерживается и в ссылках на эстетические восточные и западные модели и это заставляет нас обратиться к одной из версий о происхождении гобеленов, связанной с оттоманским принцем Джемом. Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году.
Таким же спорным и не менее загадочным предстает вопрос о датировке. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Были предположения и о том, что эта фраза также может являться личным девизом Жанны Ле Вист (букваJподходит также) и о том, что она была геральдическим девизом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону.
В изображениях заметно сильное восточное влияние. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна».
Кисти рук также были переписаны. После долгих проволочек в 1882г. В этой чаше мистики видят Грааль.
Осязание, обоняние, зрение, вкус, слух. На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. В дальнейшем эта версия была отвергнута и исследователи пришли к выводу, что цикл был заказан президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом, умершим в 1500 году1. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как говорила Жорж Санд) в ларец колье.
Ведь люди, которые придумали единорога явно не видели нарвала. Обычно ткач исполнял от двух до четырех метров шпалеры за год. Есть еще одно «но»: Клод Ле Вист к этому моменту похоронила своего первого мужа, а Единорог, будучи символом девственности, никак не мог предназначаться вдове. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада.
Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»). Серия «Дама с Единорогом» состоит из шести полотен, пять из которых носят самостоятельные названия и изображают различные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Во Флоренции в 1506 – 1507 гг. Эта гипотеза была предана забвению, как и многие другие.
Об удивительном исполнении мильфлера уже говорилось. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Изготовление шпалеры требовало многих месяцев кропотливого труда. Редко можно увидеть в шпалерах столь обширный бестиарий, как в «Даме с единорогом»: перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.
Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер— «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Так как шпалера – плод коллективного творчества. «Слух» символизирует играющая на органе дама, «Вкус»— дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки. Других химер практически нет. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. Четвертый – "Обоняние". Души достигла своих небесных истоков.
Рыцарская литература не обошла своим вниманием данный сюжет. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом» сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Шестой гобелен – « mon seul dsir» Все желания материи преодолены. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
Роль обезьяны возможно связана с восточным календарем и ее появление объясняется необходимостью принять решение начать сражение или отказаться от борьбы. Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Мистический сюжет.
Второй гобелен – "Вкус". Значение фразы является постоянным предметом споров среди искусствоведов. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте— три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом2. М. Э. Брюэль, французская исследовательница, трактует аллегорию гобеленового цикла, опираясь на этот роман: она считает, что каждый гобелен олицетворяет различные свойства Любви.
Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей, на путь к возвышенному. Им предположительно был Жофруа де ля Рош.
Считается, что изначально гобеленов было восемь. Как олицетворение души, она является осью, центром всей иконографии. С 1935 года началась реставрация.
Родные называли его «маленьким львенком» из-за его невысокого роста и необычайной храбрости (еще одна причина присутствия Льва на изображении). Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Это было ее единственным развлечением. На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена.
Вероятно, это венец отречения и приношение Богу. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен по разным версиям им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455— около 1528) или так называемый Мастер Анны Бретонской. Шедевр Рафаэля открывает целую программу моновыставок: в июне и июле в посольстве будут показывать Двойной портрет Джорджоне из римского палаццо Венеция, в сентябре-октябре, возможно, привезут Голову Медузы Бернини (1630) из Капитолийских музеев, а в декабре-январе покажут Юношу с корзиной фруктов Караваджо, снова из галереи Боргезе – последнее полотно примет также участие в масштабной выставке, намеченной на декабрь 2011 – февраль 2012 годов. Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно «шестого чувства», под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви.
Жорж Санд описала два утраченных. millefleurs – тысяча цветов). На него существуют два варианта ответа: или от своего отца Антуана, умершего в 1534 году или от кузины Клод Ле Вист.
Иннокентий VIII оставил сей мир, передав бразды правления церковью Александру VI Борджиа.
На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. Ширина участка работы одного ткача не превышала одного метра.
«Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога. Описаний единорога настолько очень много в рукописях и очень детальных. Явно жили там, хоть многие и не видели, вот таким образом часто изображения львов столь странные. Ткач умело работает с большими цветовыми плоскостями.
В «Даме с единорогом» особенно видно сильное влияние «Моны Лизы» : в позе модели, в обрамляющих фигуру колонах лоджии. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). Зизим, сын турецкого султана Мехмеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почётном плену) недалеко от замка Буссак. Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно «шестого чувства», под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви.
Путем сложных исканий, множества принятых и отвергнутых версий исследователи вышли на художника Жана Фабьена, который, вероятнее всего, являлся автором рисунков для «Знаменитых женщин» и одно время находился в Брюгге, где мог выполнить оба этих заказа. Но ни одного, самого маленького обломка рога нарвала.