Картина Мане вызывала у современников прямые ассоциации с куртизанкой из романа Дюма «Дама с камелиями».
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Успех «Гитарреро» – как давно это было. Он пошел на поводу у публики. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Мане решает в этой картине сложнейшие колористические задачи. Но он слишком занят, чтобы долго сосредоточиваться на этих туманных страницах.
В залог тога, что вы не забудете о заказе» («Мой отец, – рассказывает сын Прэнса, – был несколько удивлен. Дескать, мелковато, нетот масштаб, ненужен нам этот странный художник. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Кисть Мане навеки превратила литографа в любителя пива: в глазах публики он стал тонким знатоком таинственных операций с солодом и дрожжами, в результате которых получается забористый портер и крепкое пиво, почитавшееся еще фламандскими гезами. Ввиде дуэли.
Да и как было не удивиться. «Отчего вы не хотите остаться со мной. Неведомо. И все-таки он встревожен, он начинает вопрошать самого себя. Букет в руках негритянки, распадающийся на отдельные мазки, дал искусствоведам повод говорить о том, что Мане произвел «революцию красочного пятна», утвердил ценность живописи как таковой, независимо от сюжета и тем открыл новый путь художникам последующих десятилетий. Моне, Писсарро, Дега (он отрекся от частицы «де»), Ренуар, Сислей – все стараются убедить Мане, заставить его присоединиться к ним.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Вот они, капризы Фортуны.
Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Шедевр Джулио Романо Дама за туалетом — тоже свежий ветер. И Венера Урбинская и Олимпия изображены в домашней обстановке как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины.
Но Мане это мало заботит. Название картины усугубляло ее «неприличие». Окончательно отказавшись от Салона, наиболее новаторская часть «батиньольцев» добивается осуществления собственного проекта: она хочет создать общество художников, которое организовывало бы групповые выставки, полностью независимые от официальных сфер первая такая выставка будет устроена ближайшей весной. Кто она. Здесь же находиться прогуливающаяся девушка в кристально белом платье. Обращенное на закат своими четырьмя большими окнами – отсюда видна улица Монье (Сейчас улица Берн. ) если смотреть прямо, а налево – мост Эроп (там, грохоча, в клубах дыма идут поезда Западной железной дороги), это просторное, прекрасно освещенное помещение. Это воистину великое произведение – и по замыслу и по исполнению своему. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана.
После чего протянул Прэнсу три банкнота по сто франков: «Это от Сюзанны идет. Видимо, недавало покоя мушкетерское наследие. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Со времен «Олимпии» ни одна женщина не позировала перед художником обнаженной. Картины Мане ему очень понравились – это просто «любовь с первого взгляда».
«Горшок дерьма. » – ответил тот. Его «Кружка пива» экспонируется здесь, в настоящем Салоне, ею восхищаются, ее хвалят, она повешена на почетном месте. Хотя Эжен на плохом счету у мадам Моризо (она утверждает, что он «на три четверти сумасшедший»), хотя семейство Мане в целом, включая самого живописца, кажется ей «малопривлекательным», она все же склоняет Берту к этому браку. Он то приближается к ним, то идет на попятный.
Высокий потолок с дубовыми кессонами пересечен поперек толстыми балками. Никакие нападки на импрессионистов (с которыми Мане был дружен, но не отождествлял себя) несравнимы с теми, что выпали на долю автора «Олимпии». Изрители отправились рассматривать картину.
Говорят, что успех заразителен Мане может это подтвердить: вскоре «Кружку пива» сделают вывеской одной из пивных, расположенных в Латинском квартале в конце года она станет темой для обозрения в театре Шато-дО. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. После покупок Дюран-Рюэля, после «Кружки пива» у Мане теснится множество всякого народа – элегантных женщин, светских людей, любителей, артистов, журналистов, писателей, просто бездельников. Художник, казалосьбы, замногие годы привыкший ккритике, отдруга терпеть еенестал.
Эта женщина, чей силуэт присутствует и в «Партии в крокет», – да, ее не сразу узнаешь, но нет, ошибки тут нет – это она, конечно, она, Олимпия, это Викторина Меран. Мане вполне примирился теперь и с жизнью и с людьми. В семидесятые годы к Мане пришел долгожданный успех: известный торговец произведениями искусства Поль Дюран-Рюэль купил около тридцати работ художника. дон. э. ). По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству.
Зритель изучая работу слева-направо, переходит по проложенной художником «траектории» – сперва на дерево на цветочной клумбе, которое находится в центре композиции, затем на невысокое светлое деревце дальше и останавливаясь на низких кустиках в крайней правой части. Мебель и различные мелочи Мане расставил не без причуд. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры. «Водой. Клод Моне изобразил жаркую летнюю пору на картине. Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан.
Она смотрит вглубь сада, тем самым заставляя и зрителя смотреть в направлении её взгляда. Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Неужели «банда» должна идти в бой без своего вождя. Ибо, что бы там ни говорили и что бы ни делали «батиньольцы», Мане твердо решил экспонироваться в этом Салоне.
Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты. Мне бы хотелось сделать такой подарок Сюзанне». Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Джорджоне, Тициан, Рафаэль, Гойя, Веласкес, эстетика японской гравюры и парижане 1860 года. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны.
Преподаватель-поэт из лицея Фонтан не устает созерцать художника, порхающего по мастерской, «похожего в своем норфолкском жакете с поясом на английского спортсмена». Каждый вечер по дороге из лицея Фонтан Малларме стучится в мастерскую художника.
Мане немедленно реагирует. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Его картины не перестают питать мечты Малларме о Прекрасном поэт упивается «совершающимся на холсте чудом некой транспозиции чувственного и духовного» (По словам Валери. ). Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве».
«Жизнь Тулуз-Лотрека»). ). Его сопротивление, его гневное упорство огорчают «батиньольцев». Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Представленная на выставке скульптура – копия из запасников Пушкинского. «А вы что готовите для Салона. » – спросил как-то Мане у Сезанна.
Ровным счетом ни к чему. УМане Олимпия— проститутка, обслуживающая высший свет. Да и сама Нина привлекает живописца. Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Если Берта согласилась послать во Дворец промышленности свою пастель, то преобладающая часть «батиньольцев» отныне не желает больше ставить себя в зависимость от решения жюри Салона. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). «Я всячески стараюсь убедить Берту не быть гордячкой. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Данная картина относится к начальному периоду становления импрессионизма, в частности, художника Клода Моне как импрессиониста.
«Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», – писал Эмиль Золя, один из немногочисленных защитников автора «Олимпии». Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию.
Почетвергам ивоскресеньям Эдуард Мане устраивал здесь оживленные дискуссии. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера2.
«Я никогда, – жестко отвечает Мане, – не скомпрометирую себя соседством с г-ном Сезанном» ибо грубоватый художник из Экса тоже входит в группу этих «вольных стрелков». Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал. Как раз он-то и привел художника в дом на улице Муан. «В художественном отношении это безукоризненно, – высказывает он свое мнение. Покинув кафе Гербуа, где теперь стало слишком шумно от уличного движения, от лавочек ремесленников и свадебных залов соседних ресторанов, «батиньольцы» переносят свои заседания в кафе «Новые Афины» на площади Пигаль.
В ногах у Венеры свернулась белая собачка, символ супружеской верности и семейного уюта, на постели Олимпии мерцает зелеными глазами черная кошка, «пришедшая» в картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане. перешёл к пленэрной живописи. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник.
Девушка любуется на клумбы с цветами и повернута вполоборота к зрителю, так, что ее лица не видно. «Каждый может ошибаться», — задумчиво добавил посол, пересказав эту историю.
Мане с удовольствием проводит время у Нины в этом непринужденно-веселом обществе, где каждый вносит свою лепту: кто поэзией, кто песенками, кто просто беседой, коль скоро она остроумна и жива (Большинство из тех, кто бывал у Нины де Виллар, образует впоследствии «кружок гидропатов», от которого ведет свою родословную «Черный кот» Родольфа Сали – первое из больших артистических кабаре Монмартра (см. Иэто при том, что парни долгое время дружили ичастенько вместе выпивали. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. Ах. Он тут же уплачивает испрашиваемую сумму – 1600 франков – и забирает картины с собой. 350г. Все это ему ничуть не мешает, напротив, он получает стимул для работы.
Мастерская на улице С. -Петербург никак не напоминает оживлением уединенное помещение на улице Гюйо, где только Берта да Эва обменивались неприветливыми взглядами. Он сделает ее портрет изобразит ее полулежащей на диване, на манер «maja vestida» («Maja vestida» – «Маха одетая» (испан. ), картина Гойи. ). Он вступает в зрелый возраст теперь он начнет собирать плоды своего столь долгого терпения. И если внимательно вглядеться в «Королеву», то в ней легко можно узнать «Олимпию» Мане.
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. В то самое время, когда окружающие увидели «Кружку пива», Мане узнал о безденежье, в котором пребывают его товарищ Прэнс и Фанни Клаус, ставшая его женой и серьезно заболевшая прошлым летом. – воскликнул он не без злорадства. Но современники Мане видели в Олимпии излишне худощавую, даже угловатую особу с неаристократическими чертами лица. Сорокалетие, еще вчера так тяготившее Мане, нынче кажется ему расцветом. Споры не прекращаются, приобретая подчас очень резкий характер.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Мане не видел ее более шести лет. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». В лицее Фонтан был тогда девятилетний ученик по имени Тулуз-Лотрек. ) изъясняющийся необыкновенно изысканно, произносящий свои фразы «назидательным, но приятным тоном, неким буддийским спиралеобразным движением поднимая указательный палец на уровень глаз» (Виллье де Лиль-Адан. ), – Стефан Малларме.
В самом деле, что общего у них с царящими там академиками. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Да и сам Белло, озаренный успехом картины, успел войти в роль ее героя. Однако на этот раз Мане среди парий нет.
Я вырос среди пены морской. По его мнению, Мане наделен всевозможными достоинствами. Однако кое-что омрачает радость, которую доставляют Мане комплименты, расточаемые «Кружке пива». «Изменники. » – кричит он, задетый их безразличием по отношению к Салону и это безразличие начинает ему казаться критикой по собственному адресу.
Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Мане догадывается о таких высказываниях, о критике «батиньольцев» ведь такие же или почти такие упреки адресуют и Гийеме и Фантен-Латуру их тоже обвиняют в выборе легкого пути, пути компромиссов. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение. Основав художественно-литературное общество «Пивная кружка» с ежемесячными обедами, модель Мане закончила жизнь владельцем и директором корпоративной газеты «Эхо французских пивных». В своей галерее на улице Лепелетье он без устали рассматривает эти две картины и открывает в них все больше и больше замечательных достоинств он признается, что «очарован ими». У влюбленных, – продолжает Мане, – носки всегда врозь.
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. В прошлом году многие из них уже воздержались от участия в Салоне. После сумерек – свет.
В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение. Чему только не бывают обязаны судьбы человеческие. А кто в нее не входит. В кафе Гербуа часто вспыхивают споры по поводу пленэра между ним и «батиньольцами», работающими теперь исключительно за городом, прямо на природе: для них пребывание в комфортабельной мастерской на улице С. -Петербург почти равносильно предательству. А от тех, у кого они внутрь, хорошего не жди» (По словам Таде Натансона. ). Женщина здесь, несмотря на то, что выглядит очень ярко и бросается в глаза, представляет фигуру, которая лишь оживляет пейзаж, придаёт виду красивого сада некой одушевлённости.
Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Повсюду натыкаешься на «Кружку пива». Как некогда, после успеха «Испанского гитариста», его переполняет радость, она волнует кровь, возбуждает мозг, возбуждает тело. Одновременно появляются и другие любители: банкир Анри Гехт и его брат Альбер сообщают Мане о желании приобрести «Мыльные пузыри» – Мане уступает картину за 500 франков. Ксожалению, «Гербуа» больше несуществует, зато вНациональной галерее искусства Вашингтона хранится рисунок Эдуара Мане «Вкафе «Гербуа». Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет.
Тем более что Стевенс в определенном смысле как бы усугубил приговор Вольфа. Стены обшиты деревянными панелями с вызолоченным багетом. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Мане отодвинул два свои корабля к горизонту. Если буржуа-традиционалисты обвиняют его в «чрезмерностях», видят в нем революционера, то сами революционеры считают его in petto слишком умеренным и порою склонны видеть в нем буржуа, до сих пор погрязшего в конформизме. Он получает в этом удовольствие, его можно видеть повсюду, он принимает все приглашения.
«Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. Это преподаватель английского языка в лицее Фонтан (Сейчас лицей Кондорсе. В его мастерской появляются и другие прелестные незнакомки. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой.
В картине Мане Завтрак на траве главная героиня вовсе не была богиней. Он не желает – абсолютно не желает. (Мадам Моризо тоже утверждает, что супруга художника «расцвела вполне по-деревенски». ) Молодая художница отнюдь не единственная модель Мане. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать.
Нет, утверждает он, это публика пришла к нему. «Банда» теперь уже неизбежно скомпрометирует его, бросит тень на ожидающие его в Салоне успехи. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля.
«Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. Мане Эдуард (Manet), французский художник. – ни таинственным, ни эзотерическим, сводит весь мир «к Мечте, как все море в раковине сводится к навеки сохраняющемуся там отголоску» (По словам Роденбаха. ). С неё начинается ритм композиции. Прежде всего – муж Нины в написанном самым категоричным тоном письме запретил выставлять портрет разведенной с ним дамы (Этот портрет хранится сейчас в Лувре. ). В углу, где стены обиты японскими обоями с изображением птиц и цветов, поместился диван гранатового цвета, заваленный подушками. Картина была включена в собрание живописи Люксембургского дворца, а в 1907 г., стараниями тогдашнего председателя Совета Министров Франции Жоржа Клемансо, была перенесена в Лувр.
Разбавил свое пиво водой. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Инепросто смотрит, асловно спрашивает: «Вам что-то надо. ». Олимпия— антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая.
Мане теряет сон. Он не колебался и решил немедленно начать. Мужчины, одетые в вечерние костюмы, увлечены разговором между собой и будто не замечают вызывающей наготы женщины рядом. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом.
Ситуация вполне двусмысленная. Но с этим покончено. Похожи и поза и образ.
– Вы же прекрасно видите, что залог успеха в моих руках». Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Если бы он сумел угодить сразу и Берте и Эве и жюри Салона и «батиньольцам». Они были не правы. Критики всвоих отзывах буквально разгромили картину, название которой лишь усугубляло ее«неприличие» ибо так звали одну изгероинь романа (1848г. ) иодноименной драмы (1852г. ) Александра Дюма-сына «Дама скамелиями». Один из двух братьев художника, Эжен, претендует на ее руку.
Впрочем, Мане покоряет Малларме не только своим искусством. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Жизнь засверкала всеми красками. Они приводят аргументы. Все, кроме Фантен-Латура и Гийеме, презираемых за приспособленчество почти все «батиньольцы» примыкают к группе, против которой безуспешно сражается Мане, – даже благоразумный Де Ниттис, даже Закари Астрюк – время от времени он тоже развлекается живописью и скульптурой.
В любом случае к чему приведут все эти жалкие поползновения в Салоне. Вступив в полосу успеха, Мане не забывает, однако и о друзьях: он щедр как никогда. – Да это же чистейшее гаарлемское пиво. » Мане возмущен. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Они только выиграют, решительно поставив себя вне официальных правил. «Брюнетка с обнаженной грудью» – вот все, что мы знаем.
Критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Виртуозность его руки, его видение – «новое. Все-таки мужчины— очень странные люди. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Поразил современников и выбор Гогена на роль его Королевы.
Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Героиней картины стала простая жительница Таити с золотистой смуглой кожей. Ведь он дышал одним воздухом с Бодлером, с самим божественным Бодлером. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. У него есть заботы поважнее демонов аналогии.
В Париже середины XIX столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Главным настроением в картине Моне «Женщины в саду» является гармония между расцветом природы и образами молодых женщин на ее лоне. Факт четвертый: Эдуард Мане, хоть ибыл прочно женат наголландке Сюзанне Леенхоф, заженщинами «волочился» безо всякого стыда иложной скромности, предпочитая помоложе иснепременно аппетитными формами. Толпа восхищается «Кружкой пива», утверждают они, не потому, что это лучшая по живописи картина Мане, но, напротив, как раз потому, что ее фактура отмечена менее яркой оригинальностью, менее индивидуальным почерком, чем обычные произведения Мане и что нравится в ней сюжет, «анекдот», – портрет славного малого без всяких там сложностей сияя от удовольствия, он спокойненько покуривает трубку и попивает пивко, нимало не беспокоясь о Сириусе. Шарль Кро попросил Мане сделать в технике офорта несколько иллюстраций к своей поэме «Поток». Окружающие скоро убедятся, что успехи одинаково и смущают и радуют.
В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». Он, который, желая бежать от монотонности, тусклости бытия, грезит полетами наяд, колыханием телесной белизны «средь сине-золотой листвы далеких рощ», он может без устали слушать, как этот баловень женщин, «копытца спрятавший всего лишь миг назад», как этот щеголь с мягкой светлой бородой фавна уверяет его, не прерывая работы, – и улыбка играет на его губах, – что «по одному тому, как женщина ставит ноги, о ней можно узнать все. Это ещё не тот импрессионизм, который проявил себя позднее в полной мере, однако здесь уже можно увидеть рождение некоторых основ и принципов нового течения в живописи. Факт второй: Когда-то наГранрю деБатиньоль, 11 (впоследствии авеню деКлиши) находилось знаменитое Caf Guerbois, где несколько лет подряд собирались импрессионисты. Дело было так: Дюранти написал едкую критическую заметку наочередное творение Мане. Её одежда небрежно скинута на траву, тело ослепительно под ярким фронтальным светом и никуда не деться от её вызывающего взгляда, направленного на зрителя.
С каким жаром, с какой радостью начнет он сейчас работать. Ах. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Мане сияет от радости, он уверен, что успехи последуют теперь один за другим, да и за медалями дело не станет. Фортепьяно находится позади зеленой садовой скамейки.
Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Невыраженность объема в картине Мане компенсируется, как и в японских гравюрах, доминированием линии, контура, но современникам художника картина казалась незаконченной, небрежно, даже неумело написанной. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям.
В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. Сколько провалов, сколько оскорблений. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. «Я сам рожден у моря. Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны».
Его переполняет энтузиазм и счастье. За исключением нескольких упрямцев – немногочисленных, очень немногочисленных, – все еще пытающихся делать мелкие выпады против «великого жреца школы мазилок», критика в целом аплодирует его произведению.
Заканчиваемый Мане «Бал-маскарад» покоряет его. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. – рассерженно говорит он друзьям. ВПариже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам еепрофессии. Полный, оглушительный успех.
Жюри продемонстрировало в этом году такую же непримиримость, как некогда – в 1863 году, во времена «Завтрака на траве» и, как и тогда, гнев мастерских настолько силен, что организуют выставку «отвергнутых». Аэто значит, свою одежду она сняла намеренно, бросив, тем самым, вызов обществу. Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Консоль эпохи Людовика XV соседствует с псише.
То, что других могло бы раздражать, Мане прельщает. Светский образ жизни как нельзя лучше соответствует его натуре. Мане страстно протестует. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Он ослепляет его своей непринужденностью, своим блеском, светской легкостью, природной элегантностью, своим «шиком» – слово это только что родилось. Эта мастерская – не просто остановка на его пути.
Нет, Мане не торопится выполнять заказ, сделанный почитателем. Сравним картины. Женщина в левой части картины одета во всё белое и потому резко контрастирует с зелёной природой и красными цветами на клумбе. Факт третий: В1870 году втом самом «Гербуа» случилась дуэль: дискуссия между Мане икритиком Эдмоном Дюранти закончилась тем, что второй был ранен.
Ксчастью, несильно. «Олимпия» Эдуарда Мане— едвали несамый знаменитый шедевр одного изоснователей импрессионизма, написанный имв1863году истех пор лишь однажды покидавший стены Музея дОрсэ вПариже, предстает перед нами вокружении трех работ изсобрания ГМИИ: картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895г. ), полотна «Дама затуалетом или Форнарина» Джулио Романо (нач. Целых одиннадцать лет миновало. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
Он отодвигает его со дня на день, отговариваясь всевозможными делами и наконец оставляет его исполнение до возвращения из путешествия, которое намеревается совершить этим летом в Голландию вместе с Сюзанной – «толстой Сюзанной», как говорит Берта. Мане оказался проворнее иранил бывшего друга вгрудь. Будучи на десять лет моложе Мане, этот всезнающий преподаватель, влюбленный в филологию и слово, с неистощимым терпением алхимика отдается поискам абсолюта в литературе и в поэзии, пытаясь «изобрести некий язык», передающий «не сами вещи, но производимое ими воздействие». Сначала, встретив Дюранти в«Гербуа», двинул ему полицу, апотом, абсолютно неудовлетворившись, еще исатисфакции потребовал.