Основные художники, которые представляли дадаизм, это: Марсель Дюшан (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ганс Арп (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария), Курт Швиттерс (Германия), Ханс Беллмер (Германия), Ман Рэй (Франция). Основателями дадаизма являются эмигранты-интеллектуалы, единомышленники – румынский и французский поэт еврейского происхождения, немецкие поэты Хуго Балль и Рихард Хюльзенбек, румынский художник, писатель Марсель Янко, немецкий поэт, художник, скульптор Ханс Арп. Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов. Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества. Французский и американский художник, теоретик искусства, стоял у истоков дадаизма и сюрреализма.
Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности. Он рылся в мусорных баках и на свалках в поисках материалов для своих работ. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать. Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе. Основателем считается поэт Т. Тцара – он и дал новому стилю название. Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма.
Дадаизм (франц. Основатель направления – швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя – Сами Розеншток, 1896-1963). Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства.
В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. После войны группа дадаистов разделилась. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (Один дададень равен семи оборотам земного шара Дада ничего не хочет, Дада растет). У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme и двойное согласие «да-да» в русском и румынском и в переносном смысле детский бессвязный лепет, — в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки.
В1919–1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей сиспользованием фотомонтажа. у ПДОПК УФПТПОЩ, ПО УРПУПВУФЧПЧБМ ХУЙМЕОЙА РТПГЕУУБ ТБЪЧЙФЙС БВУФТБЛГЙПОЙЪНБ, У ЛПФПТЩН НОПЗЙЕ ДБДБЙУФЩ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ УПНЛОХМЙУШ, У ДТХЗПК УФПТПОЩ ПО РПУМХЦЙМ РПЮЧПК УАТТЕБМЙЪНХ. дБДБЙЪН – ПДОП ЙЪ ОБРТБЧМЕОЙК БВУФТБЛФОПЗП ЙУЛХУУФЧБ (У1916З. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др. ), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».
В ответ на Большое стекло (1915-1923) – загадочную бесполезную машину Дюшана – Пикабиа создает здесь действующую схему, которая представляет поток энергии искусства. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. Еще один любопытный момент — литература берлинского дада 1918–1921 годов.
Ему было крайне важно закрепить за собой первенство и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». (буквы складываются в слово шлюха на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.
Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Редким примером дадаистского романа можно считать произведение Хуго Балля «Тендеренда-фантаст», которое на самом деле распадается на несколько текстов, плохо связанных друг с другом и отсылающих к абсолютно разным жанрам: и к роману и к лирике и к эссеистике. В это же время продолжает развиваться русский футуризм — антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию.
По собствен-ному признанию художника, он всегда стремился изобретать вместо того, чтобы выражать себя. Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. Техника, коллажа, как писал Рауль Хаусман, «обладала значительной пропагандистской силой использовать которую у их современников не хватало смелости. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой.
В1920-х годах онначал свои фотографические эксперименты, которые назвал«рэйографами». Также назывался журнал дадаистов – «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана вто, что среднестатистический член общества«имеет небольше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи кего черепу его мозг остается пустым». Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек,, Гросс и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, .
Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. В этом смысле дадаизм кажется и проще и сложнее одновременно. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада». О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль».
Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они абсолютно не хотели. Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. Однажды Дюшан взял репродукцию Мона Лизы авторства Да Винчи и подрисовал ей усы, а ещё написал «ей невтерпёж».
оП НОПЗЙН РПУМЕДПЧБФЕМСН ДБДБ ОБЮЙОБЕФ ЛБЪБФШУС, ЮФП ПОЙ ЧТБЭБАФУС Ч ЪБНЛОХФПН ЛТХЗЕ. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Тристан Цара (поэт, румын) опубликовал первый Манифест Дада. Вообще это нелепость: аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя.
В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. В 1950-е годы к технике cut-up обращается Уильям Берроуз -- патриарх битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. монтаж Монтаж, врезка. Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго.
Свои художественные объекты Курт называл «мерцы», как сокращение от слова Kommerzbank — «коммерческий банк». Направление имело яркий социальный подтекст. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист — противник дадаизма.
Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. 1916 год – это условная дата. В 20-е гг. Франсис Пикабиа Движение дада, 1919. Про случайность сложно сказать, закономерна она или нет.
Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Женева, Музей искусства и истории. Наних были изображены странные гибридные существа, «склеенные» изизображений военной техники, человеческих конечностей иразличных аксессуаров.
«Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд ирония и авангард. Все дадаисты были против войны, были дезертирами и антинационалистами. дАЫБО ЧЩТЩЧБЕФ ВБОБМШОЩК ПВЯЕЛФ ЙЪ ЕЗП ЛПОФЕЛУФБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПОГЕРГЙЕК ЗПФПЧЩИ (ready-made) ПВЯЕЛФПЧ.
Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние. Художники работающие в стиле берлинского коллажа, что бы выделить свои работы относительно изобразительного, кубистского коллажа, называют свои работы фотомонтаж, а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание. Однако в1915 году художник пишет этот механический«портрет», вкотором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его ввиде сломанной старой фотокамеры, поставленной нанейтральную скорость коробки переключения передач итормозного рычага. Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс — его подруги, танцовщицы и поэтессы — и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа.
(англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую». Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии. Георг Гросс (1893—1959), который, возможно и был изобретателем фотомонтажа, а сразу после войны стал известен своими сериями рисунков и литографий, чрезвычайно язвительных в своей саркастичности, обличавших жестокость милитаризма (Столпы общества, 1926, Государственные музеи, Берлин). В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала.
На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции». Берлинская группа была основана художником и режиссером Хансом Рихтером вместе с художником, скульптором и писателем Раулем Хаусманом (1886—1970). Все эти детали, как инаписанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого истаромодность самого Стиглица.
Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Другой тип был предложен Тристаном Тцара в «Манифесте дада о немощной любви и любви злой». Первый — это фонетическая поэзия, то есть «поэзия без слов» или увлечение «примитивом» — имитация языков небольших народностей Африки и Океании. 2.
Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации», рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Подрывая главные основы рационализма – мысль и язык, дадаисты лишали человеческую речь коммуникативной функции, стремились вернуться к истокам формирования языка. Или дада (Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». В этом жесте в равной степени присутствуют комизм и трагизм.
Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском суаре) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Особенно выражена игра слов у Марселя Дюшана. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну.
1. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье.
Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности». Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости». Литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства.
– Мона Лиза с усами, а также тем, что он стал первым выдавать обычные готовые вещи за произведения искусства (ready-made), например Дюшан в 1917 году продал на выставке обычный писсуар под говорящим названием Фонтан, со своим автографом и датой. Дадаисты любили создавать из бытовых предметов отдельно стоящие произведения. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны.
Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны. Что касается сантехники, то это вообще чушь. В «Китайском соловье», кпримеру, художник использовал вкачестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ееруками ивеером восточной танцовщицы. Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу и выставки.
Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года и её успели посетить около трёх миллионов зрителей.
Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость. В то же время Вольтер – это фигура критическая, ставящая многое под сомнение и в этом смысле близкая дадаизму по духу.
чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Встреча в Цюрихе (1918) Пикабиа и Тцара была первым шагом к слиянию обоих движений, цюрихского и нью-йоркского, что произошло в Париже около 1920— 1921 гг. 14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» – первый манифест дадаизма. Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» — и это была игра со смыслом, так как «дада» по-русски означает утверждение.
Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада 2» (1913-1914 гг. ), «Колесо от велосипеда» (1913 г. ), «Сушилка для бутылок» (1914 г. ) а также созданное им авангардистское достояние «L. H. O. O. Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда» в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет») явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора.
О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости»13. по «логике случайности» – вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок – Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м.
Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Ursonate («Прасоната») Курта Швиттерса — это, вероятно, самый известный пример дадаистской литературы. Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. Оно заставляет идти часовой механизм. Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада.
Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. Иными словами, литература становится жестом отрицания самой себя.
И точно так же Швиттерс подходит к слову. Мы вспомнили «Прасонату» не только в связи с тем, что она возникла из одной случайной строчки Хаусмана из одного фонетического стиха или из-за простой типографской ошибки, но еще и потому, что в ней он развивает возможности невозможного языка, абсолютно абстрактного — и в ритмическом плане и в плане музыкальном. Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Парижский период 1920-1922 гг. Они стремились заменить все существующие системы мысли (Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада). Излюбленные жанры Дадаизма – монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).
Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. «Фонтан» оказал огромное влияние нахудожниковХХ века, втом числе наДжеффа Кунса, Роберта Раушенберга иДэмиена Херста. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н.
Он смог художественными средствами сказать об искусстве как о языке вторым таким человеком, может быть, был Малевич с «Черным квадратом». Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развёрнутых во времени, как в кино, а опространствленных. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». Энергия далее идет вниз, к переключателю с номером 391. Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г. ) оказались последними в творческой деятельности дадаистов.
И дадаистов, конечно. В 1917 г. Балль и Гюльзенбек, а годом позже и Тцара покинули группу. Но Гитлер оставался таким умеренно терпимым лишь чуть-чуть. Ещё один странный дадаист, немец — Курт Швиттерс.
Нью-Йорк, Музей современного искусства. Во всяком случае — что-то совершенно бессмысленное, что с этого момента стало самым удачным названием для всего течения — написал Тцара в своем манифесте 1918 года. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. Хартфильд, Г. Гросс и др.
Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости».
Его автор – Тристан Тцара. Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль».
Дадаизм – это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать Если ты жив, ты -- дадаист). Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. dadaisme, от dada – «конёк», деревянная лошадка в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии и развивавшееся с 1916 по 1922 гг.
Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности10. ч ОБЮБМЕ 20-И ЗПДПЧ ЕЭЕ УЧЕЦЙ ВЩМЙ ЧПУРПНЙОБОЙС П УФТБЫОПК ВПКОЕ, УФТБУФЙ ВЩМЙ ОБЛБМЕОЩ. ч ЕЗП ЛБТФЙОБИ йЪЙОЮФПЦЕОЙЕ ОЕЧЙООЩИ, йНРЕТБФПТ хВХ: Й. Ф. Д.
Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Вся группа отстаивала радикально левые взгляды, выступала яростным противником буржуазной республики Эберта и Шейдемана, однако только двое: Георг Гросс и Хартфилд— вступили в Коммунистическую партию Германииисточник не указан 2014 дней, созданную в 1918году. В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы Дада изображено алогичное сочетание людей и вещей (Изничтожение невинных, Император Убю). Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета.
Слово «дада» – бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений – это и хвост священной коровы и детская деревянная лошадка и детский лепет и еще что-либо другое. Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развёрнутых во времени, как в кино, а опространствленных. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария), Марсель Дюшан (Франция).
Дадаизм даже часто называют антиискусством. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Последний особенно известен своим произведением 1919 года L. H. O. O. Q.
Наскобу бомбы онпоместил глаз, превратив еевподобие диковинной птицы. По другой версии – слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann Co». «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боёв между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котёл событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. рП-ТХУУЛЙ ДБДБ (ДБ-ДБ) – ДЧПКОПЕ ХФЧЕТЦДЕОЙЕ.
Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. Онпомещал разные предметы нафотобумагу, после чего подвергал ихвоздействию света. 5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма.
Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации.
Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. чПЪНПЦОП ЙЪ ЪБ ЬФПЗП РТПФЙЧПТЕЮЙЧПЗП РТПВМЕУЛБ ЛПТПФЛПЕ ЧТЕНС ДБДЙЪНПН ЙОФЕТЕУПЧБМЙУШ ФБЛЙЕ ЛТХРОЩЕ РТПЗТЕУУЙЧОЩЕ ИХДПЦОЙЛЙ Й РЙУБФЕМЙ, ЛБЛ рБВМП рЙЛБУУП, рПМШ ьММАБТ Й. Ф. Д. рТПЙЪЧЕДЕОЙС ДБДБЙУФПЧ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП УФТБООЩЕ ВЕУУНЩУМЕООЩЕ ЛПММБЦЙ ЙМЙ РТПУФП ОЕХНЕУФОП ЧЩУФБЧМЕООЩЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЬЛУРПОБФПЧ ВЩФПЧЩЕ ЧЕЭЙ. дБДБЙЪН ОЙ Ч УПГЙБМШОПН, ОЙ Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПН УНЩУМЕ ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УЛПМШЛП-ОЙВХДШ РТПЗТБННОПЗП ФЕН ВПМЕЕ ГЕМПУФОПЗП ФЕЮЕОЙС. Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Это иная, отличная от Цюриха группа: слово здесь переосмысляется как некое политическое оружие, дадаисты печатают и распространяют листовки, Рауль Хаусман печатает на типографской машине произвольное сочетание букв и расклеивает их на афишных тумбах. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан.
Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание намонетах. юБУФШ ИХДПЦОЙЛПЧ – ВХДХЭЙИ УАТТЕБМЙУФПЧ – УФТЕНЙФУС ОБЮБФШ ЧУЕ ЪБОПЧП Й ПРЙТБФШУС ОБ ФЕПТЙА, Ч ЛПФПТПК ОБТСДХ УП ЧУЕПВЭЙН ПФТЙГБОЙЕН ЗМБЧЕОУФЧХАЭЕЕ НЕУФП ДПМЦОП ВЩМП ЪБОСФШ ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации», рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте.
В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. «Кабаре Вольтер» — это не литературное кафе и не салон. Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.
Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками имитирующими пиленый сахар. Т. е., разрушая язык, они разрушали общество. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство. Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Внушающие страх элементы оружия онобъединял сболее мягкими частями идавал своим работам лирические названия.
Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж. В этом движении принимали участие Роберт Раушенберг (1925 — 2008), художник Джаспер Джонс (1930), скульптор Луиза Невельсон-Берлявски (1900-1988). РП1926З. ).
Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды всвоей работе. Кратковременное, хаотичное и пестрое по своему составу течение дадаизм предстало как социально-психологический симптом времени. Писсуар — не единственный пример такого нигилистского отношения к искусству. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боёв между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котёл событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер.
Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Ханс Арп Портрет Тристана Тцара, 1916. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Работы художников даже показывались на знаменитой в своё время выставке «Дегенеративное искусство», которая полтора года колесила по всей Германии.
Самый известный дадаист— Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Они полагали, что автор и зритель равны, т. е. «Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон.
Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Раскрашенное дерево. Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе.
Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним.
Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. 2. Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. деревянная лошадка, в переносном смысле— бессвязная речь, подражание детскому лепету). группа отстаивала «совершенное», лишённое социальной функции искусство. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»).
В 1915 году, когда Дюшан переезжает в Нью-Йорк, чтобы избежать войны и призыва в армию и знакомится там с Ман Рэйем, в Цюрихе еще не было никакого дада. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. В отличие от сюрреалистов, дадаисты не любили опираться на традицию и возводить себя к каким-то фигурам или явлениям. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре Вольтер, которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока – французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя – израильского и румынского художника.
И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение6 (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны.
Он ВЫБРАЛ его. К нему примкнули литераторы Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, что определило рождение сюрреализма в 1924 г. После Второй мировой войны, в конце 1950-х годов, в Нью-Йорке имел место второй этап дадаизма, получивший название «новое дада». Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма»9. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. В каком-то смысле некая карнавализация художественного языка уже была апробирована в античной комедии Аристофана, у Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Первый изподобных снимков, влучших традициях дадаизма, получился случайно. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они абсолютно не хотели. Скорее всего, «дада» – это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла) или имитирует несвязный «детский лепет». Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада. Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада.
Жак Дусе (1853 – 1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Датой рождения этого движения считается 1916 год, года в цюрихском «Кабаре Вольтер» собрались вместе Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Марсель Янко, Жан Арт и Тристан Тцара, придумавший название новому объединению и написавший «Манифест Дада». Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов) и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов. Дpугие считают, что налицо плагиат – пpосто сантехническое устройство.
Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, так как «дада» по-русски означает утверждение. Материал и способ создания Портрета, совершенно наглядны. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан.
УХИЙН ВЕЪЦЙЪОЕООЩН РЙУШНПН ЙЪПВТБЦЕОП БМПЗЙЮОПЕ УПЮЕФБОЙЕ МАДЕК Й ЧЕЭЕК. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной изглавных целей дадаизма как«анти-искусства»– полагаться наволю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. Они просто договорились с хозяином этого заведения, что сделают ему кассу, повесят афиши, приведут свою публику и устроят представления с чтением, музицированием и прочим. Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами. «Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке.
Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации»12, рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
время дадаизма подходит к концу. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. Мы не признаем никаких теорий.
Дадаизм распался. Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. Портрет посвящен одному из основателей дадаизма.
Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. 1916 год — это условная дата. После того как в Цюрих приехали румыны Тристан Тцара, Марсель Янко и его брат Жорж, присоединился Рихард Хюльзенбек, решено было издать альманах.
Первыми деятелями дадаизма также были Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость.
В авангарде важна концепция идея, а не воплощение. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр. Выяснилось, что многое перед оцифровкой нужно еще и отреставрировать, а в самой цифровой версии – восстанавливать стертости и удалять пятна. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.
Хотя дадаизм в Цюрихе был обязан своим появлением преимущественно немецкоязычным поэтам и художникам, его концептуальная предыстория больше связана с французским искусством и литературой – писателем Раймоном Русселем, драматургом Альфредом Жарри, композитором Эриком Сати, применившими художественные приемы дада. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию.
Для Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: Дитя карбюратор, Любовный парад. Литература дада — это принцип смешения разных методов письма и это принципиальный момент. Она перестала существовать, уступив место берлинскому объединению.
На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции». Ему было крайне важно закрепить за собой первенство и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Там показывались различные модернистские течения и картины душевнобольных. Нафотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, абсолютно непохожий налюбое иное ихизображение. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать.
Главной формой самовыражения дадаистов стали различные акции – шумные вечерние представления, спланированные «события», мистифицирующие публику и провоцирующую ее на ответную реакцию. Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль»7. Утверждение дадаизма стало важным этапом борьбы деятелей искусства с социальными трудностями, проблемами глобального значения. Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, — способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, . юФП ПВПЪОБЮБЕФ РПОСФЙЕ ДБДБЙЪН ОЕ ЪОБЕФ ОЙЛФП.
Бумага, тушь, перо. Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр затем состоялся и русский вечер. От всего этого они отказались и не создали ни одного произведения крупной формы. Тот факт, что они выбрали пивную, нельзя рассматривать как осознанную стратегию Хуго Балля, но это решение оказалось очень символическим.
Благо толстосумы из Нью-Йорка щедро платили за такие произведения. Можно привести два примера отказа дадаистами от языка. Художественная концепция М. Дюшана искусство как жизнь была перенята основателями дадаизма в Цюрихе. Изначально речь шла о том, чтобы создать в Цюрихе интернациональное содружество творческих людей, которые не хотели быть втянутыми в политику, которые объединяли бы в себе абсолютно разные художественные традиции, стили, подходы и травестировали, карнавализировали современное искусство.
Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто.
Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника.
Помимо этого они использовали и традиционные методы пропаганды: издавали журнал «Дада», редактором которого был Балль, читали лекции, публиковали свои поэтические сочинения, многочисленные брошюры, написанные в форме речёвок и заклинаний. Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг. ), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения.
Темой выставки были всякие модернистские течения в искусстве, а также творчество душевнобольных. В отличие от футуризма, сюрреализма и конструктивизма, подлинное открытие дадаизма происходит уже после Второй мировой войны. На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции»11.
Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» – соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом. Произведения дадаистов-художников представляют собой странные на первый взгляд бессмысленные коллажи или просто выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.
Масса каких-то приемов, например чистый жест или перформанс, возникают в русском футуризме спонтанно и потом мы видим нечто очень близкое в дадаизме уже, так сказать институциализированном.