В этом плане Швиттерс был маргинальной фигурой в движении дадаистов, но его технические приемы создания артефактов имели большое будущее в искусстве ХХ в. К кёльнской группе принадлежали X. Арп, М. Эрнст и художник, поэт и политик Йоханнес Теодор Бааргельд (1891—1927), которые выпускали коллективные и анонимные коллажи под общим названием Fatagaga. Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немец-кий художник Курт Швиттерс (1887-1948) – создатель одного из видов дадаистического направления, так называемого мерцизма. Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.
Сюрреализм впитал в себя практически все жесты, найденные дада, кроме внимания к психоанализу и психологии, свойственной этому движению, тогда как дадаизм всячески противостоял теоретичности. «Фонтан» оказал огромное влияние на художников ХХ века, в том числе на Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга и Дэмиена Херста. Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание на монетах. Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г. ) оказались последними в творческой деятельности дадаистов. По сути дела, это те же дадаистские скетчи, но преследующие другие цели.
В авангарде важна концепция идея, а не воплощение. «Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке.
Материал и способ создания Портрета, совершенно наглядны. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Свои художественные объекты Курт называл «мерцы», как сокращение от слова Kommerzbank — «коммерческий банк». Т. е., разрушая язык, они разрушали общество. Арп зачастую работал бессознательно, полагаясь на случайные образы, возникавшие в голове. Нью-Йорк.
В Кёльне в 1919—1920гг. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. Ему было крайне важно закрепить за собой первенство и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. деревянная лошадка, в переносном смысле— бессвязная речь, подражание детскому лепету).
Заведение объединяло эмигрантов из разных стран, молодых литераторов, художников, музыкантов, наиболее активных и решительных сторонников нового в искусстве и в жизни. Можно ли, впрочем, говорить собственно о дадаизме в Нью-Йорке. Вообще это нелепость: аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Слово «дада» – бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений – это и хвост священной коровы и детская деревянная лошадка и детский лепет и еще что-либо другое. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Группа, в которую входили поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг, заявила о себе в 1918.
Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону.
И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. Существует несколько версий происхождения этого слова. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. «Странные бывают совпадения, – написал Балль в своем дневнике годом позже, – в то время как на Шпигельгассе, 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме 6 жил господин Ульянов-Ленин. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности10. Берлинская группа была основана художником и режиссером Хансом Рихтером вместе с художником, скульптором и писателем Раулем Хаусманом (1886—1970). Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Хартфильд, Г. Гросс и др. Там показывались различные модернистские течения и картины душевнобольных. Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями. Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, построенный по абсолютно иным законам логики, предусматривающий не только необычные формы художественной практики, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение.
«Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). По одной из них — это первое слово, которое бросилось в глаза основателю дадаизма румынскому поэтуТристану Тцара при произвольном раскрытии «Словаря» Лярусса. нужно принять антисептическую ванну», -- обращается к публике французский дадаист Рибмон-Дессэнь и заканчивает: «Adieu, mon ami. » (До свиданья, друг мой).
Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны. К нему примкнули литераторы Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, что определило рождение сюрреализма в 1924 г. После Второй мировой войны, в конце 1950-х годов, в Нью-Йорке имел место второй этап дадаизма, получивший название «новое дада». Самый известный дадаист— Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном.
После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Онпомещал разные предметы нафотобумагу, после чего подвергал ихвоздействию света. Эти поиски вдохновили их на создание «шумовых», «звуковых» или «симультанных» текстов, совершающих дезинтеграцию языка. Вместо «классического» набора инструментального ансамбля появились электро – гитары, скрипки, пианино (под «электро пианино» мы подразумеваем синтезатор). Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной изглавных целей дадаизма как«анти-искусства»– полагаться наволю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов.
Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж.
Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма как «анти-искусства» – полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. В июне 1922 «Салон дада» в гал. Именно в то время появилось название «дала».
Направление имело яркий социальный подтекст. Но Гитлер оставался таким умеренно терпимым лишь чуть-чуть. Дадаизм – это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать Если ты жив, ты -- дадаист). И дадаистов, конечно.
Пофранцузски dada означает деревянную лошадку. А, к примеру, в Советском союзе в 1982-1985 была рок-группа «Странные игры», которая натурально исполняла переведённые тексты французского дадаизма в рок обработке. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности.
В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом. В ответ на Большое стекло (1915-1923) – загадочную бесполезную машину Дюшана – Пикабиа создает здесь действующую схему, которая представляет поток энергии искусства. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан. Жизнь в Нью-Йорке и участие в художественной жизни города не могли не привести молодого фотографа в движение дадаистов. К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание. Бумага, тушь, перо.
гал. ). При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. В своей «борьбе» против мещанской псевдонравственности и лжестыдливости дадаисты пользуются образами и формулами, которые своей насыщенностью, близкой к патологичности, далеко превосходят эротизм любого гедониста в искусстве.
Дадаисты, особенно немецкие, нередко пользовались типографским акцентированием стиха, применяя в одном и том же стихотворении разные типы шрифтов и заверстывая текст в разных, геометрических и «живописных» формах. Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства. Настоящим «манифестом» нью-йорского движения явилась выставка в Большой центральной гал.
Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости»13. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта.
Объединившись по малоизвестным обстоятельствам, они заявили о себе в начале 1916 созданием кабаре «Вольтер», где они обосновались и где вечерами, охваченные истерией, непроизвольной или спровоцированной, устраивали «апокалипсис» общепризнанных моральных и эстетических ценностей. Да и сами инструменты преобразились. Французский художник и писатель Франсис Пикабиа получил известность с помощью своих эксцентричных работ, которые зачастую выполнены в совершенно разных стилях.
(буквы складываются в слово шлюха на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. 4.
В1920-х годах онначал свои фотографические эксперименты, которые назвал«рэйографами». Раскрашенное дерево. Работы художников даже показывались на знаменитой в своё время выставке «Дегенеративное искусство», которая полтора года колесила по всей Германии.
Мы не признаем никаких теорий. монтаж Монтаж, врезка. Первый изподобных снимков, влучших традициях дадаизма, получился случайно. Вся группа отстаивала радикально левые взгляды, выступала яростным противником буржуазной республики Эберта и Шейдемана, однако только двое: Георг Гросс и Хартфилд— вступили в Коммунистическую партию Германии, созданную в 1918году. То же самое можно сказать и о коллажах, техника которых уже использовалась кубистами. Однако в 1915 году художник пишет этот механический «портрет», в котором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его в виде сломанной старой фотокамеры, поставленной на нейтральную скорость коробки переключения передач и тормозного рычага.
Художник вырезал избумаги квадраты контрастных цветов, азатем ронял ихнабольшой лист иприклеивал ровно втом месте, где они упали. Это влияние заметно в западноевропейском конструктивизме: отзвук дада оказался очень мощным. В «Вольтере» выставки живописных работ соседствовали с танцем, а шумовая музыка – с чтением стихов и, стараниями добропорядочных цюрихцев, кафе довольно скоро было закрыто. Ещё один странный дадаист, немец — Курт Швиттерс. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Они стремились заменить все существующие системы мысли (Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада).
Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана вто, что среднестатистический член общества«имеет небольше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи кего черепу его мозг остается пустым». Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, так как «дада» по-русски означает утверждение. Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. К этому времени относятся лукавые коллажи Эрнста, легкие «конфигурации» Арпа, а также «fatagagas», созданные Арпом, Эрнстом и Баргельдом, объединившимся под названием «Centrale W/3», к которой тяготели также такие мастера, как Генрих и Ангелика Херле и Франк В. Сейверт.
Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, — способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, .
Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию». Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Этот буржуазный город стал во время войны прибежищем для стекавшихся со всех сторон разного рода бунтовщиков и дезертиров, среди которых были поэты Рихард Гюльзенбек (швейцарец), Гуго Балль (немец) и Тристан Тцара (румын) и художники Ханс Арп (эльзасец) и Марсель Янко (румын).
Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок – Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Основателем считается поэт Т. Тцара – он и дал новому стилю название. В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма.
Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками имитирующими пиленый сахар. Дадаисты любили создавать из бытовых предметов отдельно стоящие произведения. Также, движение дада отразилось и на таких форма «литературы», как современная реклама.
Встреча в Цюрихе (1918) Пикабиа и Тцара была первым шагом к слиянию обоих движений, цюрихского и нью-йоркского, что произошло в Париже около 1920— 1921 гг. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника. Отсюда возникла в дадаистической поэзии так называемая «поэма-картина», где типографский набор создает определенный зрительный образ. на художественной арене Европы, а затем и Америки появилось и активно будоражило умы и шокировало респектабельную публику экстравагантное движение, обозначившее себя словечком«Дада» (Dada).
Ивто время, как другие дадаисты исследовали границы возможного вживописи искульптуре, Ман Рэй делал тожесамое вфотографии. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они абсолютно не хотели.
Марсель Дюшан стал первым художником использовавшим реди-мейды в своей работе. Независимо друг от друга художники создавали фрагменты на заданную тему, а при встрече соединяли их в абстрактные картины. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии.
Наскобу бомбы онпоместил глаз, превратив еевподобие диковинной птицы. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Он рылся в мусорных баках и на свалках в поисках материалов для своих работ. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. гал. ), Джона Хартфильда, Георга Гросса и Виланда Херцфельде.
Георг Гросс (1893—1959), который, возможно и был изобретателем фотомонтажа, а сразу после войны стал известен своими сериями рисунков и литографий, чрезвычайно язвительных в своей саркастичности, обличавших жестокость милитаризма (Столпы общества, 1926, Государственные музеи, Берлин). ниже). Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». время дадаизма подходит к концу. 2.
В1919–1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей сиспользованием фотомонтажа. Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. 5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма.
Жак Дусе (1853 – 1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском суаре) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Главная роль в этом процессе отдавалась случаю, хотя Швиттерсу присуще гармоничное и простодушное воображение. Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды всвоей работе.
В 20-е гг. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним.
В 1918 Пикабиа, во время своего пребывания в Швейцарии. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боёв между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котёл событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Преемственность дадаизма, антипросвещения и левых идей второй половины XX века стала возможной благодаря связующей роли сюрреализма. В 1920 в гал.
Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу и выставки. Благо толстосумы из Нью-Йорка щедро платили за такие произведения. Они склеивали велосипедное колесо с табуретом, вешалки, посуду и многое другое, называя это искусством и требовали за свои работы бешеные деньги. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Художники работающие в стиле берлинского коллажа, что бы выделить свои работы относительно изобразительного, кубистского коллажа, называют свои работы фотомонтаж, а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими.
Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада. 1916 год – это условная дата. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости». 1. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). Движение группировалось вокруг кабаре «Вольтер», где происходили выставки движения, встречи, сопровождавшиеся чтением манифестов, стихов, организацией своеобразных сценических представлений, оформленных какафонической шумовой музыкой и другими эффектами. Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. И хотя дадаизм практически отрицал важность обучения, тем не менее им была создана своя школа, за организацию которой (после отъезда Гуго Балля в июне 1917) с особенным рвением взялся Тцара.
В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы Дада изображено алогичное сочетание людей и вещей (Изничтожение невинных, Император Убю). Для этого к его голове прикреплены разнообразные инструменты: линейка, рулетка, карманные часы, шкатулка с колесом от печатной машинки, латунные ручки от фотокамеры, дырявый телескопический стаканчик и старый кошелек. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр.
Рок-н-ролл, музыкальное движение 50-60 годов имело сугубо авангардную, «паясническую» форму исполнения, где исключениями были те кто «играли правильно и хорошо». Сегодня "вандализм" Дюшана признан иконой поп-арта и произведением, давшим направление концептуализму. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада». Эти скандальные новшества распространялись через журнал «291» издаваемый группой Штирлица, а также собирались и имитировались, в частности, Маном Реем.
1917, Штутгарт, Гос. Лозунг Дадаистов гласил: Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего. Например, символизм с его декадентским, а порой и шутливым духом, с его попытками дезинтеграции языка, с его почти легендарными акциями Лотреамона и Рембо, чье знаменитое «молчание» было истолковано как проявление зарождающегося дадаизма. Начавшийся с приездом Пикабиа (1919) и Тцары (1920), парижский дадаизм достиг своей кульминации в 1920 и снова заявил о себе в 1921.
Парижский период 1920-1922 гг. Несмотря на то, что это художественное движение просуществовало всего шесть лет именно дадаисты стали прародителями самых скандальных течений прошлого и нынешнего века.
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. В этом движении принимали участие Роберт Раушенберг (1925 — 2008), художник Джаспер Джонс (1930), скульптор Луиза Невельсон-Берлявски (1900-1988).
На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр затем состоялся и русский вечер. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек,, Гросс и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, . Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности».
На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции»11. Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость. Нафотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, абсолютно непохожий налюбое иное ихизображение. Во всяком случае – нечто абсолютно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. После своего распада оно способствовало формированию гораздо более программного направления – сюрреализма. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд ирония и авангард.
В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации»12, рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. После войны группа дадаистов разделилась. Его карикатуры, оставаясь реалистическими, тем не менее удачно вписывались в концепцию всеобщего отрицания, характерную для дадаизма («Гегензэтце», ок.
абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др. ), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др. Главным в движении дада в Париже было то, что здесь встретились местные авангардисты и выходцы из американского, швейцарского и немецкого течений (Пикабиа, Тцара, Эрнст).
Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. группа отстаивала «совершенное», лишённое социальной функции искусство. Все эти детали, как инаписанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого истаромодность самого Стиглица. Метод дадаистов – это приведение к абсурду любого утверждения, положения или факта, нарушение любых норм. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. По другой версии — это имитация нечленораздельного лепета младенца. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма»9.
Однако в1915 году художник пишет этот механический«портрет», вкотором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его ввиде сломанной старой фотокамеры, поставленной нанейтральную скорость коробки переключения передач итормозного рычага. Писсуар — не единственный пример такого нигилистского отношения к искусству.
Еще до возникновения дадаизма существовало несколько течений, предвосхитивших его идеи ниспровержения традиции и призывы к свободе личности. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» – соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана в то, что среднестатистический член общества «имеет не больше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи к его черепу его мозг остается пустым». В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации», рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте.
Дадаизм же боролся против всякой произвольной эстетики, не принимая ничего, кроме произведений, порожденных спонтанностью творчества или, по определению Арпа, «данных законами случайности». Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. По другой версии – слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann Co». Всякое безразличие следует считать контрреволюционным.
Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг. ), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).
Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. Именно он и придумал название нового течения, случайно наткнувшись в словаре на слово «дада», которое в переводе с французского буквально значило «деревянная лошадка», так её называли дети. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет.
1. ВГермании дадаизм появился с 1918 г. В Берлине он имел ярко выраженный революционнополитический характер со скандальным оттенком. Позднее, под влиянием Арпа, он вернулся из Цюриха и занялся непосредственно художественной деятельностью (журналы «Der Ventilator», 1919 и «Die Schammade».
Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Рэй никогда не претендовал на звание великого художника, однако, отличался пристрастием к экспериментированию. Особенностью берлинского дадаизма была его крайняя политическая ангажированность. Наних были изображены странные гибридные существа, «склеенные» изизображений военной техники, человеческих конечностей иразличных аксессуаров.
Для этого кего голове прикреплены разнообразные инструменты: линейка, рулетка, карманные часы, шкатулка сколесом отпечатной машинки, латунные ручки отфотокамеры, дырявый телескопический стаканчик истарый кошелек. Скорее всего, «дада» – это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла) или имитирует несвязный «детский лепет». Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль»7.
Именно в этом кругу, где нигилизм не мог затмить культуры, Дюшан создал свою композицию «Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (Филадельфия, Музей искусства), а Пикабиа – свои картины, близкие «реди-мейдам» Дюшана, в которых машины абсурдных конструкций или предметы обихода дерзко возводились в степень «предметов искусства» («Машина, крутитесь быстро», 1916, Нью-Йорк, частное собрание). которое пережило опыт дадаизма. Швиттерс отказался от фигуративной живописи и разработал оригинальную технику, на основе разрушенных тривиальных (а подчас и вульгарных) предметов создающую комбинации высокого пластического и поэтического качества.
Например, в обложке к своему журналу 391 8, он нарисовал молекулярную конструкцию, вписав в разные клетки имена художников и отдельные понятия (Дада, любовь). Эту линию на разрыв со всеми эстетическими традициями продолжило и собственнодада-движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. по инициативе X. Балла, основателя журнала «Дада» Т. Тцара, немецкого писателя Р. Хюльзенбека, художника Г. Арпа.
Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада 2» (1913-1914 гг. ), «Колесо от велосипеда» (1913 г. ), «Сушилка для бутылок» (1914 г. ) а также созданное им авангардистское достояние «L. H. O. O. Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда» в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет») явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. В «Китайском соловье», кпримеру, художник использовал вкачестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ееруками ивеером восточной танцовщицы.
Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. Нападая на экспрессионизм (хотя художественный язык того же Гросса активно опирается на «лексику» экспрессионистов) и футуризм, берлинские дадаисты активно приветствовали русский конструктивизм.
В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов) и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов. На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»).
В 1950-е годы к технике cut-up обращается Уильям Берроуз -- патриарх битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности. Они полагали, что автор и зритель равны, т. е. в 1917, где Дюшан попытался выставить писсуар, названный «Фонтан». К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока – французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя – израильского и румынского художника.
На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции». Ими был выдвинут лозунг: «Искусство мертво, да здравствует машинное искусство Татлина». Дадаизм распался.
Стоит только заглянуть в роман «Степной волк» Г. Гессе, где главный герой хочет наложить на себя руки, так как: «оркестр загоняют в маленькие динамики на каждом углу орёт и грохочет в кафе невозможно спокойно посидеть, так как там постоянно какой-то «Пабло с трубой». Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре Вольтер, которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла.
Творчество художника не укладывается в рамки дадаизма, сам Швиттерс назвал свое направление «мерц» и продолжал работать самостоятельно, в конце концов превратив свой дом в гигантский ассамбляж под названием «Мерцбау». Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны. Один из основателей дадаизма немецкий поэт и музыкант Хуго Балл считал, что «для немцев это показатель идиотской наивности» и всяческой «детскости».
Пикабиа был французским художником, который разделял многие идеи дадаизма, а некоторые даже провозгласил сам. И одной из крайностей стал дадаизм. Энергия далее идет вниз, к переключателю с номером 391. Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада. Оно заставляет идти часовой механизм.
Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. Само название «дала», по довольно противоречивым свидетельствам, было в 1916 случайно найдено в словаре Ларусс одним из основателей цюрихского дада Тристаном Тцарой. Однажды Дюшан взял репродукцию Мона Лизы авторства Да Винчи и подрисовал ей усы, а ещё написал «ей невтерпёж».
По характеру исполнения особенно близки цюрихским образцам фотомонтажи Хаусмана и Ханны Хох («Schnitt mit dem Kuchenmesser». по «логике случайности» – вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. (англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. «Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон.
Дpугие считают, что налицо плагиат – пpосто сантехническое устройство. 2. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение6 (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства.
Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. «Абсолютный дада», лидером которого был Тцара, выступал за «статическую» поэзию и совершенное искусство.
Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе.
В этом смысле дадаизм кажется и проще и сложнее одновременно. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники.
поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. Не только ядро дадаистских кружков в Кельне и Ганновере, но и главные основатели дада (Пикабиа и Дюшан) были художниками. Особенно это относится к творчеству Пикабиа в период Дада.
В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. «О-Сан-Парей» экспонируются работы Пикабиа и Рибмон-Дессеня, правда, без особого успеха. Франсис Пикабиа Движение дада, 1919.
В «Манифесте дада 1918 года» Тцара писал о слове «дада» так: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. «То, что мы называемдада, — писал он, — это дурачество извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы жест гладиатора игра играемая ветхими останками. Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Триумф дала связан с шумной и скандальной выставкой в кафе «Винтер» в апреле 1920, которая взбудоражила публику и вмешательство полиции привело к ликвидации движения. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка.
Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. Монтень собрал самых крупных представителей движения, за исключением Пикабиа и Дюшана. 1919, Западный Берлин, Нац. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Другое его высказывание из этого же манифеста, «Дада не означает ничего», становится своего рода лозунгом движения.
Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Движение дадаизма в Ганновере граничит с именем Курта Швиттерса с 1918. Организатором берлинской группы дада был Гюльзенбек, который приехал сюда в феврале 1917. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. 1920).
Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Еще одна скандально известная работа Марселя Дюшана была создана им в 1919 году.
Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание намонетах. О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». Тцара считал, что именно так можно описать все направление. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. Важное значение имел «Парижский конгресс», организованный Бретоном в 1922, где дадаизм окончательно распался под натиском набиравшего силу сюрреализма.
В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую». Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (Один дададень равен семи оборотам земного шара Дада ничего не хочет, Дада растет).
«Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Так, в Голландии Тео ван Дусбург соединил в своем творчестве черты дадаизма и группы «Стиль», в Румынии, на родине Тцары и Янко, дадаизм был очень близок к конструктивизму, в Италии несколько футуристов были также увлечены дада. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа.
Тцара опубликовал в 1916 г. дадаистский «Манифест господина Антипирина» (свой неологизм «антипирин» он переводил как «лекарство от искусства»). Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. «визионерское», «виденческое» искусство, которое создавалось под воздействием галлюциногенных наркотических веществ стоит только вспомнить опиумные опыты Жака Ваше, да и вообще моду на морфий, опиум, суицид), Дада оказал влияние и на музыку.
Гораздо более значимыми оказались выставки, организованные во время «большого сезона дада» в 1921, на которых были представлены «peinto-peintures» и «fatagagas» Пикабиа и приехавшего в Париж Эрнста. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать.
По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран». Несмотря на то, что подобный жест выглядит, как неудачная шутка над шедевром именно это "полотно" точнее других отразило основную идею дадаистов (отрицание всего предшествующего) и положило начало новому течению в искусстве – поп-арту. Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада.
Все эти детали, как и написанное готическим шрифтом слово «Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого и старомодность самого Стиглица. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. Портрет посвящен одному из основателей дадаизма.
Решающее значение имели члены группы, созданной вокруг журнала «Litterature», который был основан будущими сюрреалистами. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Высказывание немца Хюльзенбека: «Долгое время моим единственным стремлением было заниматься литературой с револьвером в кармане» его соотечественники понимали практически буквально, так как общим для всех чувством была ненависть к правительству, допустившему политический распад страны и развязавшему страшную войну, закончившуюся к тому же унизительным миром. Женева, Музей искусства и истории. Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества».
Ханс Арп Портрет Тристана Тцара, 1916. Этот ассамбляж был призван отобразить разочарование Хаусмана внемецком правительстве иего невозможности произвести изменения, необходимые для создания лучшей страны. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Какие важные изменения ждут СНТ в 2019 году Тест: Как правильно загорать на солнце В России могут ввести пошлины на покупки из-за рубежа 05. 02. 2014 12:36Рубрика: Культура Пять самых странных творений дадаистов Текст: Кристина Минязева 5 февраля 1916 года в Цюрихе открылось "Кабаре Вольтер", которое стало местом рождения дадаизма.
Он ВЫБРАЛ его. Однако не все художники спешили отказаться от бронзы или глины. «Фонтан» оказал огромное влияние нахудожниковХХ века, втом числе наДжеффа Кунса, Роберта Раушенберга иДэмиена Херста.
В период 1916—1920гг.