Перечислить все рисунки Леонардо да Винчи не представляется возможным, поэтому в раздел включены его особо прославленные работы в этой технике (включая рисунки со спорной атрибуцией). Впоследствии Капротти унаследовал многие работы да Винчи. 1467 (1469) – 1476 годы – до Винчи учится и работает в боттеге Андреа дель Верроккио. Еще одной ранней работой Леонардо да Винчи считается «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Совместно с «Мадонной Бенуа» эта работа является завершением раннего периода творчества Леонардо да Винчи. Боковые створки с изображением музицирующих ангелов (там же) написаны Джованни Антонио ди Предисом9 и помощником Леонардо да Винчи, предположительно Франческо Наполитано10 сам Леонардо, вероятно, принимал участие в разработке этих створок.
В той или иной степени мы знакомы со всеми работами Леонардо да Винчи. 1473 год – первая самостоятельная датированная работа Леонардо да Винчи. Да Винчи работал над заказом торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо 4 года и она осталась незаконченной.
Картиной «Мона Лиза» можно сегодня полюбоваться в Музее Лувра в Париже, Франция. Но всегда он стремился идти собственным путем. Спустя более двадцати лет (1978) реставраторы начали грандиозную деятельность по удалению поздних наслоений, оконченную лишь в 1999. Леонардо составлял военные карты и разрабатывал военные укрепления и вооружение.
В апреле 1500 Леонардо и Пачоли уже были во Флоренции. Самые ранние из них хранятся в собраниях Лувра (Марко дОджоно. ) и Эрмитажа ( 2036). Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Существует еще одна версия картины – она находится в Лувре. Крупнейшим живописным произведением Леонардо, созданным в Милане, стала знаменитая «Тайная вечеря», написанная на торцовой стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Так, 3 апреля 1501 генеральный викарий кармелитов Пьетро да Нуволарио, состоявший в переписке с Изабеллой Гонзага, сообщал ей, подробно описав композицию картона, что, по его мнению, образ св.
Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прекрасный подготовительный рисунок к ней – изображение женской головы – хранится в собрании Лувра ( 2376). Столь же плодотворно (хотя и не всегда успешно) он разрабатывал новые приемы и методе в сфере искусства.
Когда именно была завершена алтарная картина – неясно. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. А. Гуковский).
Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Замыслы и рисунки.
В XIX в. «Тайная вечеря» была еще несколько раз поновлена, а во Вторую мировую войну во время бомбардировок Милана английской авиацией рухнула боковая стена трапезной. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато— дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Вып. Иероним».
Луки. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Так, свои картины Леонардо писал красками собственного изобретения.
Однако к написанию картины он так и не приступил. Они легли в результате объемными складками. Вклад в характеристику образа мастера // Итальянский сборник. К. Кустодиева).
В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. 1435-1488). Этот человек изображен кающимся. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны.
Счастливый и спокойный период работы Леонардо в Милане завершился драматически. Годы ее создания – 1490-1491.
В августе 1504 заказ на вторую картину для зала Совета – «Битва при Кашине» – получил Микеланджело. Существуют многочисленные рисунки этой композиции, а также великолепный картон (Лондон, Национальная галерея), но не он лег в основу окончательного решения. М., 1935 (переизд. : М., 1969) Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи.
В результате уже в середине XVI века роспись начала осыпаться она многократно реставрировалась, очень пострадала во время Второй мировой войны, когда при бомбежке Милана англичанами была повреждена крыша трапезной. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. В 1796, когда в Милан вступили войска Наполеона, в трапезной была устроена конюшня и солдаты развлекались, бросая осколки кирпичей в головы апостолов. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Чертежи нередко повторяются, уже описанные приспособления модифицируются и совершенствуются, причем подчас это происходило спустя многие годы после рождения первоначального замысла.
ст. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. М., 1987 Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Чему и как его обучали, каковы были его первые опыты в рисовании – неизвестно. Глиняная модель статуи – «Великий колосс» – была исполнена вовремя, к ноябрю 1493.
Уже в эти годы он познакомился с Паоло Тосканелли (математиком, врачом, астрономом и географом) и Леоном Баттистой Альберти.
Людовик Сфорца имел репутацию тирана и в Италии его не любили, хотя и считались с ним. Главная из них открылась сравнительно недавно. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Это тонкий намек на имя девушки. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что после смерти мастера в госпитале Санта-Мария Новелла можно было видеть большую часть картона «Битва при Ангиари» и к нему же относилась «оставшаяся в палаццо группа всадников». Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете».
Образно говоря, он стремился «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А. Картина сохранилась не полностью: обрезана ее нижняя часть с изображением рук. Свою долю разрушений внесли и художники.
Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света.
Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Так, в 1726 некто Белотти, «утверждавший, что обладает секретом оживлять краски» (Г.
Леонардо поначалу был подмастерьем Вероккио и выполнял его отдельные мелкие поручения. Однако история повторилась и в июле 1481 художник обратился к монахам с просьбой об авансе, получил его, а затем еще дважды (в августе и сентябре) брал деньги под залог будущего произведения. СПб., 2006.
Бернардо ди Бандино Барончелло. Леонардо предлагает свои услуги в качестве военного инженера, гидротехника, скульптора. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. В 1469 Пьеро да Винчи получил должность нотариуса Флорентийской республики, а затем ряда крупнейших монастырей и семей.
Деталь за деталью тщательно копировал Леонардо в своем аппарате конструкцию тела птицы. Краков, 1980 Гастев А. А. Леонардо да Винчи. Дело в том, что его буйная творческая фантазия не сопровождалась трезвой практической оценкой проектов.
Ранние годы жизни Леонардо провел во Флоренции, в последствии переехал работать в Милан. Не говоря уже о знаменитой «улыбке Джоконды», таинственным и странным кажется многим даже «лунный» пейзажный фон, увиденный как бы с птичьего полета. Неизвестно точно, когда мастер завершил работу. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Жил он в это время у деда. Будущий Святой пытался вчитываться в библейские «необработанные» (по сравнению с блестящим слогом Цицерона) тексты. В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени.
Забота о долговечности картины была одной из первостепенных. К сожалению, Леонардо применил яичные краски непосредственно на стены, покрытые гипсом. Во Флоренцию Пьеро с семьей переехал в 1466, следовательно, в мастерской (боттеге) Верроккьо Леонардо да Винчи оказался в возрасте четырнадцати лет. В соседней мастерской Антонио Поллайоло (1429-1498), куда часто заглядывал Леонардо, профессионально изучалась анатомия человека. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. По своей природе он был исследователем, которого интересовало практически все.
В апреле 1507 Леонардо получил назад свой виноградник и в начале мая смог заплатить 150 флоринов. Предположительно, моделью Леонардо была возлюбленная миланского герцога Чечилия Галлерани. Мастер отказался от первоначальной идеи и показал коня спокойно идущим. Это была последняя милость, оказанная герцогом художнику.
18 октября 1516 Леонардо посетил секретарь кардинала Людовика Арагонского. В личности Леонардо да Винчи, выдающегося живописца, скульптора, строителя, военного и гражданского инженера, ученого изобретателя, наиболее полно воплотился сформулированный мыслителями итальянского Возрождения идеал «homo universale» — человека, чьи творческие возможности многообразны и почти безграничны. Мы знаем только, что он занимался строительством каналов и укреплений, но весьма редко. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи).
Это одна из самых загадочных картин в наследии Леонардо. 1483, Париж, Лувр). Л., 1928 Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.
Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына. Кирпич из которого построен купол, был положен особым способом — «в елку», что обеспечивало надежную прочность этой громадной конструкции диаметром 43 м. После сооружения купола Брунеллески возглавил работы по завершению строительства всей церкви. Иногда готовые краски, которые готовили монахи, покупались в аптеках. 100v. ). Торжества оформлял Леонардо.
Не был водружен только золотой шар, венчающий купол.
И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Вся она пошла на пушки: Милан ожидал вторжения войск французского короля Людовика XII. Изображая казненного, Леонардо словно отстранился от захватывающих переживаний эпохи.
Леонардо забрал свою модель, обещав ее улучшить и вернуть по первому требованию строительной комиссии, но во втором туре участвовать не стал. Изобретательская мысль гениального мастера не ограничивалась только техникой. Л., 1979 Жепинъска М. Что известно нам о «Даме с горностаем» из Музея Чарторысских. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Однако путь от подмастерья до ученика он прошел очень быстро.
Избранные произведения. 24 декабря 1477 Пьеро Поллайоло было поручено написать новый алтарь (вместо произведения Бернардо Дадди) для капеллы Св. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои).
Научная и изобретательская деятельность Леонардо носила весьма оригинальный характер. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651).
London, 1883. На всех зрителей они производят буквально парализующее впечатление, а вот мнения экспертов по поводу того, кто изображен на полотне не совпадают.
Работу свою Леонардо не довел до конца. Эта первая большая композиция мастера – «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) – исключительна по своему художественному совершенству и смысловой значимости. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. М., 1997 Кустодиева 1998 Чанки М. Леонардо да Винчи.
Ему была назначена пенсия в 700 экю. СПб., 2003. Леонардо был взят в дом отца и воспитывался бездетной мачехой Альбиерой Амадори. Главная заслуга Леонардо в тонкой передаче выражения ее лица, которое часто описывается как «загадочная улыбка Джоконды» — является прекрасным примером его гениальности как художника.
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в маленьком замке Клу, недалеко от Амбуаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане.
Леонардо стал символом эпохи Возрождения, человеком, который был блестящим специалистом во множестве различных наук изучение которых было характерно для ряда великих деятелей итальянского Возрождения, в особенности, главного и наиболее талантливого соперника Леонардо, Микеланджело. Биограф Леонардо да Винчи — Вазари писал, что Леонардо «испытывал такое удовольствие, когда видел в натуре людей со странными лицами, бородатыми или волосатыми, что готов был целыми днями ходить по пятам такого понравившегося ему человека». 8 м), создавала практически неодолимые трудности при отливке.
Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. Но уже спустя неделю появилось постановление Синьории (от 1 января 1478), по которому работа была передана «в отмену любого другого заказа, сделанного до сего времени каким бы то ни было образом, как бы то ни было и кому бы то ни было, Леонардо, сыну сера Пьеро да Винчи, живописцу».
Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Мастер умер 2 мая 1519, по легенде – на руках короля Франции. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Обучение у Верроккьо Леонардо продолжал, а также самостоятельно занимался науками.
До сих пор остается непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать ее. 1-2). СПб., 1999. Леонардо «заявил, что охотно выполнит подобную работу» и Филиппино любезно уступил ему заказ. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних.
Впрочем, она желала, чтобы Леонардо да Винчи написал ее портрет. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Бенуа). За работой следил друг Леонардо — Лоренцо ди Креди.
Ее фигура рисуется на фоне неба и далекого пейзажа плавным, спокойным силуэтом как воплощение некого высшего совершенства. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. В 1483 году монастырь Святого Франциска заказал Леонардо алтарную картину, впоследствии получившую название «Мадонна в скалах» (ок. Сохранилось около семи тысяч листов рукописей Леонардо да Винчи. Он предполагал значительно ускорить процесс прядения и создать машину с механическим приводом от водного колеса, снабженную множеством веретен, каждое из которых представляло бы собой сложный механизм, крутящий и наматывающий нить одновременно.
Привыкший к непрерывному восхищению, которое окружало его всю жизнь, он не мог примириться с появлением новых звезд первой величины, в особенности Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые стали популярнее Леонардо. Но эти и другие исследования были только начальной стадией работы. «Существуют живописные, фресковые, графические, мозаичные версии, а также ковры, повторяющие композицию Леонардо да Винчи» (Т. Он занимался фортификациями в течение 1502—1507 годов, когда находился на службе Чезаре Борджа.
Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. К непосредственному исполнению композиции Леонардо да Винчи приступил в 1496. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, Красотой и пылким умом.
У горизонтальной системы был существенный недостаток — взлетал аппарат с большим трудом, так как лежащий «летчик» не мог отталкиваться от земли. Но Леонардо не отчаивался, так как таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике. Только о ней и можно получить в настоящее время некоторое представление благодаря рисунку Рафаэля (Оксфорд, Библиотека Крайст Чёрч) исполненному им в 1505-1506, а также по копии Рубенса (Париж, Лувр). Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. «Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо.
Леонардо развил идею самопрялки. Как и в случае сТайной вечерей, Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Об этом окончательном варианте памятника дают представление лишь несколько набросков. СПб., 1912 Врангель Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
У Леонардо было много друзей и учеников. Картина известная как «Мона Лиза», что в переводе с итальянского означает моя госпожа Лиза или «мадам Лиза» стала лучшей и самой известной работой Леонардо да Винчи.
СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Очень скоро Людовик Сфорца стал широко известен именно торжествами при своем дворе. Продолжая ренессансную традицию, Леонардо обратился к созданию проекта идеального города. 6. Обидевшись на римского папу Леона X, на которого он надеялся, но который явно предпочитал соперников, Леонардо уехал во Францию, где благосклонный к нему Франциск I обещал ему значительную пенсию.
Недоуменно, как бы отказываясь поверить услышанному, разводит руками Иаков Старший. Французский период был самым счастливым в его жизни. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. М., 1952 Габричевский А. Г. Леонардо-архитектор // Советская архитектура. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима. Литература: Леонардо да Винчи.
Содерини требовал завершения работы или возврата денег. Подобная композиция, при огромных размерах скульптуры (ок. В так называемом «Атлантическом кодексе» (Милан, Пинакотека Амброзиана), наиболее крупном собрании записей Леонардо да Винчи по разным областям знаний, на странице 204 находится черновик письма художника к правителю Милана Лодовико Сфорца (Лодовико Моро). Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Сплошным воплем о прощении является Иероним. Итальянское название картины: «Джоконда».
Его называли величайшим из всех инженеров, которых знало человечество. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon).
По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. 3 Сонина Т. В. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи: Семантика образа // Указ. Оба мастера завершили работу в срок и картоны были выставлены для публики в зале Совета. 1 июня 1506 Леонардо да Винчи отправился в Милан. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз.
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Он занимался в широком объеме научными исследованиями, проводил научные эксперименты, занимался открытием законов природы. Мальчика назвали Леонардо. Отлить скульптуру сразу целиком было технически невозможно, вот таким образом мастер начал экспериментальные работы. проникнуть в тайну рождения, жизни и смерти, тайну природы» (М. М., 1990 Санти Б. Леонардо да Винчи.
bre 1478 inchomincial le due Vergini Marie». Интересы сошлись в одном. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». По левую руку от Христа — три апостола, охваченные сильнейшим волнением.
Деятельность Леонардо в Милане была чрезвычайно многообразной. Оба картона не сохранились. Леонардо пришлось вплотную заняться «Конем». Другая почти в профиль». На своем наброске он протокольно обозначил: «Шапочка каштанового цвета. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
В боттеге Верроккьо, славной во всей Италии, Леонардо провел почти десять лет. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Авторство между тем в обоих случаях подтверждается многочисленными документами. Лука Пачоли сообщает, что Леонардо завершил роспись в 1498. Сначала художник занимался устройством праздников при дворе герцога изобретал не только удивительные костюмы, но и механические «чудеса».
Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. В уставе гильдий Святого Луки говорилось: «Каждый художник должен работать хорошими красками дерево должно быть хорошо и правильно просушено и осмотрено мастером».
Широко известный ныне «Трактат о живописи», оказавший огромное влияние на европейское искусство, составлен Мельци на основе записей учителя. Полны мольбы его глаза. Поза ее выглядит не вполне естественно. Работа, однако, подвигалась настолько медленно, что не была завершена ко времени отъезда Леонардо да Винчи в Милан (1482) и на следующий год была передана другому мастеру. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Детские и отроческие годы Леонардо документально освещены очень мало. Живописного портрета мастер так никогда и не исполнил. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).
Через два дня король собственноручно подписал письмо такого же содержания. Первая самостоятельная работа Леонардо, написанная, видимо, когда он еще не покинул мастерскую Верроккьо, — это довольно большая композиция «Благовещение» (1475—1480, Флоренция, Галерея Уффици) влияние учителя еще сказывается в облике Мадонны, характере пейзажа с томными силуэтами кипарисов, тщательности, с которой прописаны рельефы небольшого мраморного стола, но по сравнению с работами флорентийских мастеров этого времени картина кажется немногословной, а пространственная пауза, разделяющая персонажей, создает атмосферу значительности события. Благодаря вмешательству Людовика 24 августа завершился многолетний процесс из-за «Мадонны в скалах». Упоминает он и о том, как Леонардо изобразил чудище на деревянном щите, «весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Из-за сырости стен краски начали тускнеть уже при жизни Леонардо да Винчи, а в 1560 Ломаццо в «Трактате о живописи» сообщал, правда несколько преувеличивая, что роспись «абсолютно разрушилась». М. Л., 1958 Гуковский М. А. Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже.
Это был один из величайших умов, когда либо появившихся в истории человечества. До недавнего времени картина считалась (на основании сообщения Вазари) произведением Верроккьо, который якобы, увидев, насколько ученик превзошел его в мастерстве, отказался от живописи. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Т. 2 Нардини Б. Жизнь Леонардо да Винчи. 3 Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – анатом. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». Мастер поручил Леонардо написать голову ангела.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». соч. Позже картину бережно отреставрировали, признав в ней шедевр Леонардо. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились.
Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Композиция «Тайной вечери» в своей «воздушной объемности» кажется продолжением зала трапезной. Анатомия. Эти занятия Леонардо не оставлял никогда. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов.
Он исполнил его – это и есть «Мадонна в скалах» выставленная в Лувре. В Милане Леонардо да Винчи сблизился с Фацио Кардано – юристом, врачом и математиком, с Браманте, с инженером Джакомо Андреа да Феррара он бывал в доме математика Джованни Марлиани. Многочисленные рисунки и чертежи Леонардо да Винчи миланского периода полны изображений военных машин, металлообрабатывающих станков (например, токарных), приспособлений для рытья каналов и транспортировки земли. Сюжет этого произведения неизвестен. Активный интерес к этому произведению со стороны исследователей возник после приобретения его Императорским Эрмитажем (1865) из коллекции герцога Антонио Литта в Милане.
СПб., 2009. В марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно». Они и так знают, что это за работа.
А вот живописным заказам повезло больше. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. В 1496 заказ на алтарь был передан Филиппино Липпи и он написал картину на тот же сюжет (Флоренция, Уффици). Ни один из них заказа не выполнил, ограничившись созданием картона. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет (до 1507) оказался втянут в судебные разбирательства. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. В 1558 Бенвенуто Челлини в своей «Биографии» пишет, что картоны висели в Папском зале и, «пока они были целы, они были школой всему свету». Многочисленные рисунки к ней хранятся в собраниях Уффици, Лувра и Британского музея.
М., 1952. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. Картина осталась в распоряжении мастера, но он вместе с Амброджо де Предисом (Эванджелиста к этому времени умер) должен был в течение двух лет исполнить другую на тот же сюжет (Лондон, Национальная галерея). А в записной книжке художника есть послание, начинавшееся словами «Мой Леонардо», которое впоследствии он стер, а также черновик письма к Чечилии: «Несравненная донна Чечилия. 9 Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. М., 2004 Херцфельд М. Об одном листе эскизов Леонардо. Впрочем, уже тогда Леонардо проявил незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. М., 1998 Сонина Т. В. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи // Итальянский сборник.
Одновременно Леонардо создает свою самую прославленную работу — портрет Моны Лизы Джоконды (1506—1510, Париж, Лувр). Датировка «Мадонны с цветком или Мадонны Бенуа» (1478-1480) принята на основании пометки на одном из листов из Кабинета рисунков в Уффици: «. Жуковский, работая над той же проблемой.
М., 1986 Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. Но открылась ли. Он не печатал свои груды, вот таким образом они не могли служить толчком для других, более поздних изобретателей, хотя возможно его эскизами пользовалась небольшая группа ученых итальянского Возрождения: Джеронимо Кардано (1501 — 1576), Бенедетти (1530 — 1590), Гвидобальдо дель Монте (1545 — 1607), Бернардино Бальди (1553 — 1617). Крупнейшими работами, выполнявшимися Верроккьо в период обучения у него Леонардо, были статуя «Давид» (Флоренция, Барджелло), созданная по заказу семейства Медичи (полагают, что для нее позировал юный Леонардо да Винчи) и завершение купола Флорентийского собора золотым шаром с крестом (заказ города получен 10 сентября 1468 и выполнен в мае 1472). Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.
Неоконченная доска с «Поклонением волхвов» стала первой картиной Высокого Возрождения. В Милане Лука начал работу над трактатом «О божественной пропорции» и попросил Леонардо да Винчи сделать для нее иллюстрации. Моро заказал Леонардо портрет своей возлюбленной и Чечилия стала позировать художнику. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.
А. Гуковский). Этому предшествовал длительный период обдумывания. СПб., 1900 (переизд. : СПб., 1997) Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. Однако неизвестно, с чего именно делал свою копию Рубенс, живший в Италии в 1600-1608. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц.
Поверхность вскоре начали тускнеть и отслаиваться. Только через несколько лет да Винчи стал придворным архитектором и инженером.
Джулиано назначил ему жалованье и отвел помещения для работы. Возлюбленная моя богиня. 6 м высотой по другим сведениям – ок. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Это было особое, отличное от будущего академического, образование.
Эта огромная работа (размер картины составляет 4, 6 метров в высоту и 8, 8 м в ширину) была нарисована прямо на стене монастыря Санта-Мария Делла Грацие в Милане, где его все еще можно увидеть сегодня. О том, как прошло детство Леонардо, мы тоже практически ничего не знаем. Мастер и ученики упорно бились над созданием устройства для подъема тяжестей. Поскольку Леонардо был незаконным сыном, он не мог наследовать профессию отца.
Самой значительной живописной работой Леонардо в Милане стала стенная роспись Тайная вечеря (1495—1498, Милан, трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие). Леонардо занимался также вопросами применения летательных аппаратов. Многочисленные эскизы свидетельствуют об изменениях в замысле мастера, который поначалу хотел представить коня поднявшимся на дыбы (во всех тогда существовавших конных монументах конь был показан спокойно идущим). Т. 3 Сэайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый. Во Франции он построил канал Амбуаз — один из немногочисленных объектов, сооруженных Леонардо. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».
Однако летом 1490 работа над памятником была прервана поездкой Леонардо и Франческо ди Джордже Мартини в Павию, чтобы дать консультацию по поводу строительства собора. Благодаря умелой реставрации специалистами, «тайная вечеря» частично сохранилась и мы все еще можем оценить ее великолепие. Не задерживаясь в Мантуе, Леонардо и Пачоли отправились в Венецию. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. В этот период он произвел некоторые из самых важных своих картин. Мадонна кормит младенца грудью. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя.
М., 1982 Кодекс Леонардо из частного собрания Арманда Хаммера: Выст. Но одним из главных инструментов познания природы для него остается живопись, которую он неоднократно именует «Наука живопись». Бернарда в палаццо Веккио. Сроком окончания работ был назван февраль 1505. Л., 1935 Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание».
Большой живописный заказ Леонардо да Винчи получил в Милане уже 25 апреля 1483. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Ни один из его ранних проектов не был реализован. В миланский период своей жизни он работал в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация над огромной фреской «Тайная вечеря».
14 сентября 1513 Леонардо уехал в Рим. В декабре 1499 года покинул Милан и Леонардо.
Леонардо да Винчи был главным оформителем и режиссером, автором сценических машин для торжеств по случаю бракосочетания герцога Джан Галеаццо и Изабеллы Арагонской (1489), Лодовико Моро и Беатриче дЭсте (1491). Леонардо начал с разработки общей идеи композиции и образов отдельных персонажей в серии композиционных набросков, великолепных этюдов к головам отдельных апостолов и даже словесного описания происходящего события. Л., 1963 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. С другой картиной этого периода связана сердечная история художника. Мы постарались вкратце рассказать о них. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.
Достичь такого эффекта мастеру позволило превосходное знание перспективы. Последние годы жизни Леонардо провел в небольшом городке Клу около Амбра. Леонардо воспитывался в доме отца. Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». После этого, как он считал, можно было писать так называемым «размытым» стилем, что позволяло бы передать мельчайшие подробности и исправлять готовые части фрески.
Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. Слава великого произведения, однако, не могла уберечь «Тайную вечерю» ни от разрушений времени, ни от варварского отношения людей. Крылья он изготовлял из тонких и прочных ивовых прутьев, покрытых накрахмаленным полотном. По-видимому, положение фигуры напоминало Мону Лизу. Леонардо значительно усовершенствовал орудия, применявшиеся в гидростроительстве.
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Первыми крупными картинами художника стали «Мадонна Бенца», хранящаяся в петербургском Эрмитаже и неоконченное полотно «Св.
7 Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. Двумя годами раньше в Венеции вышло его сочинение «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», которое заинтересовало Моро и он пригласил Пачоли на кафедру математики в Милан. Рукой Верроккио рядом на картине уже был нарисован другой ангел. Первый тур конкурса, однако, не привел комиссию по строительству собора к окончательным выводам и рассмотрение проектов – новых и старых – было перенесено на июль 1490. Вып.
Трудно определить, можно ли считать Леонардо да Винчи инженером. Вазари отмечал, что для папского датария (начальника канцелярии) Бальдассаре Турини из Пешии Леонардо да Винчи выполнил две картины – «Мадонну» и изображение «младенца поразительной красоты и изящества» (не прослежены). В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Обычно полагают, что это произошло зимой 1497, но в записке, посланной Моро своему секретарю Маркезино Стандже и относящейся к этому году, сказано: «Потребуйте у Леонардо, чтобы он кончил свое произведение в трапезной Санта-Мария делле Грацие». Нам практически ничего не известно о ней, хотя жизнь Пьетро достаточно документирована.
При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика. Л., 1936 Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). М. Баткин).
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Она была заказана ему для трапезной монастыря Санта – Мария деле Грацие близ Милана. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Ученик должен вначале овладеть перспективой исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры изучить произведения разных живописцев и только после этого приниматься за собственное творение. Руками при помощи системы рычагов он делает взмахи крыльями и управляет полетом.
Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Другие известные его работы — два варианта «Мадонна в скалах», которые были завершены к 1508 году. Не исключено, что Леонардо в этой области провел ряд экспериментов.
Темой будущего произведения стала битва при Ангиари (29 июня 1440) между флорентинцами и миланцами. В 1490-х годах, Леонардо взялся за тему «тайной вечери», трапезы Христа со своими учениками накануне распятия. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. К началу первого десятилетия XVI в. относится создание самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы – «Джоконды» (Париж, Лувр), картины, не имеющей себе равных по числу вызванных ею толкований и споров.
М., 1960 Зубов В. П. Леонардо да Винчи. Vol. Чулки черные». С нею Леонардо справился блистательно. В техническом прогрессе человечества Леонардо да Винчи сыграл не очень большую роль.
Чечилия и Леонардо были друг с другом на «ты», хотя в те времена даже между супругами, родственниками и друзьями принято было обращаться друг к другу на «вы». Художник предлагал наносить на стену один за другим три слоя грунтовки. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. В этот краткий – чуть больше двух лет – спокойный период жизни Леонардо да Винчи занимался преимущественно техническими исследованиями (в частности, проектом летательного аппарата) и по просьбе флорентийского правительства принимал участие в экспертизе по выявлению причин оседания церкви Сан-Сальваторе на холме Сан-Миньято. В 1480 Леонардо да Винчи имел собственную мастерскую.
Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Ему не удалось практически осуществить многие из своих идей. Л., 1984 Педретти К. Леонардо. The literary works of Leonardo da Vinci. Вопреки обыкновению, роспись на стене зала Совета Леонардо выполнил быстро.
А. Гуковский). В тот же год он вернулся в мастерскую Андреа, так как отец вторично овдовел и в третий раз женился.
Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». К тому же требовалось около восьмидесяти тонн бронзы, которую удалось собрать лишь к 1497. Здесь он занялся научными исследованиями изучал полет птиц, пытался разработать модель летательного аппарата, но в 1501 году получил заказ от церкви Сантиссима Аннунциата написать алтарный образ «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».
В январе 1488 мастер представил деревянную модель, эскизы и докладную записку (сохранился черновик), в которой теоретически обосновал свою работу. М., 1995 Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519. Эта картина выставлена в Эрмитаже. Особое место среди ранних произведений мастера занимают две законченные работы – «Портрет Джиневры дАмериго Бенчи» (Вашингтон, Национальная галерея) и «Мадонна с цветком» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Леонардо да Винчи избрал момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст меня».
Очевидно, речь шла о рисунке, в настоящее время хранящемся в Лувре. Большая композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) осталась незавершенной, но и в таком виде она является одной «из тех работ, на которых базируется все дальнейшее развитие европейской живописи» (М. Поскольку Моро в апреле 1478 побывал во Флоренции, есть предположение, что уже тогда он познакомился с Леонардо да Винчи и вел переговоры о работе над «Конем».
Сюжет был традиционным для подобных помещений, но да Винчи очень оригинально решил его. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Сэайль), переписал всю картину. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который уверяет, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же восхищенно пишет о том, что в портрете «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
Анны воплощает Церковь, которая не желает, «чтобы от Христа были отвращены Его страдания». Вып. В XVIII веке незаконченная картина принадлежала художнице Анжелике Кауфман. Несколько позже парная к ней фреска «Битва при Кашине» была заказана Микеланджело.
В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). СПб., 1914 Липгарт Э. К. Леонардо и его школа. В следующей группе два апостола недоуменно разводят руками, а замыкающий левую часть композиции апостол Варфоломей решительно привстал и вслушивается в слова Христа, весь его облик выражает готовность к решительным действиям. В душе Леонардо, художник преобладал над инженером. Вып. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки.
Леонардо посещал его лекции. Прочитав твое нежнейшее». Возможно идеи Леонардо да Винчи послужили основой при строительстве Шамбора (начат в 1519). Очевидно имелась в виду «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Леонардо всегда считал, что наука должна служить технике. Никакой арматуры Брунеллески не использовал. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени.
По соображениям политическим (Изабелла была сестрой Беатриче, супруги Моро, умершей к тому времени – в 1497) маркграфиня не захотела оказать покровительство художнику. Леонардо задумал многосложную многофигурную картину и исполнил ее с такой силой «сцепления» деталей, что ни одна из составляющих композицию фигур или форм не может существовать отдельно, а целостность восприятия картины зрителем (это, кроме компоновки, достигается и светотеневой моделировкой) не имела аналогов в истории европейского искусства. В то время простая прялка заменялась на более производительную самопрялку, позволявшую одновременно и крутить и наматывать нить при помощи так называемой «рогульки».
Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Авторство Леонардо да Винчи неоднократно отрицалось, но в настоящее время после проведенных исследований и выставки картины в Риме и Венеции (2003-2004) стало общепризнанным. Картины и фрески Леонардо имеют много загадок как например эта фреска.
М., 1952 Алпатов М. В. Леонардо да Винчи. Занимаясь живописью, Леонардо решал и научные задачи.
Гений итальянского народа, Леонардо, родился в Винчи близ Флоренции. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями).
М., 1947 Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1978 Кустодиева Т. К. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Он входит и в число величайших деятелей искусства, несмотря на то, что создал очень мало картин (к тому же не все они сохранились) и еще меньше скульптур (не сохранились совсем). 16.
М., 1961 Гуковский М. А. Коломбина. М., 1965 Вазари 2001. Книга о живописи.
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Полагают, что мастер закончил ее уже в Милане около 1490. Л., 1976 Виппер 1977. Ему было выплачено 25 золотых флоринов. В ответном письме (от 28 августа) согласие дано, но с условием возврата долга.
С 1482 по 1499 Леонардо работал в Милане для Людовико Сфорца, герцога Милана. Леонардо да Винчи умер во Франции 2 мая 1519. 18 марта 1481 он заключил со своим сыном соглашение, точно обозначив сроки завершения работы (через двадцать четыре, самое большее – тридцать месяцев) и указав, что Леонардо не получит аванса, а если не уложится в срок, то все, что будет им сделано, перейдет в собственность монастыря. М., 1939 Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. Идея картины «Святая Анна», по-видимому, появилась у Леонардо да Винчи еще в Милане. «Поклонение волхвов» было заказано монастырем Сан-Донато а Скопето в 1481 году.
Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. «Знаешь, Леонардо, твой ангел красивее даже, чем у Верроккио», — сказал восхищенный Лоренцо. С инженерной деятельностью Леонардо да Винчи связано завершение большого канала (Мартезаны) и усовершенствование системы шлюзов. Вазари сообщает, что в юности Леонардо да Винчи выполнил из глины «несколько голов смеющихся женщин», с которых еще в его время делали гипсовые отливки, а также несколько детских головок.
Ситуацию удалось временно разрешить отъездом в Милан, по приглашению его наместника Шарля дАмбуаза, маркиза де Шомон. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Турецкий султан по просьбе герцога Лоренцо выдал его Медичи. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов.
Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. В мастерскую, где работал Леонардо, началось настоящее паломничество. В боттегах на каменных плитах растирались глины разных составов, минералы, растения для получения красителей. Подлинники этих иллюстраций он хранил до конца жизни.
Леонардо завершил подготовительную работу и, вероятно, закончил бы картину и в цвете. Наконец, в 1496 Леонардо познакомился с францисканцем, математиком Лукой Пачоли. Беспрецедентное внимание, уделяемое ныне историками и беллетристами личности Леонардо да Винчи, – свидетельство поворотного момента в отношении к культуре Возрождения, переоценки духовного содержания «величайшего прогрессивного переворота», лежащего в основе современной европейской цивилизации. Л., 1955 Гуковский М. А. Леонардо да Винчи: Творческая биография. Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник, скульптор, архитектор изобретатель, ученый, анатом, геолог, картограф, ботаник и писатель. М., 1934 Леонардо да Винчи.
Вазари сообщает, что Пьеро дружил с Андреа Верроккьо и показал ему однажды рисунки сына, после чего Андреа взял Леонардо в свою мастерскую. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. СПб., 1898 Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. но он может еще делать рисунки и учить других». Полагают, что Леонардо встретился с королем в Болонье, где папа вел с ним переговоры. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.
По постановлению Синьории он получил 53 золотых флорина аванса и разрешение на получение «время от времени» небольших сумм. К тому же времени относится и необычно решенный женский портрет — «Дама с горностаем» (1488—1490, Краков, Музей Чарторыйских). С самого детства мальчик обладал ненасытной любознательностью и жаждой знаний, он не подвергал сомнению и смело экспериментировал, Леонардо проверял все свои теории на практике и вот таким образом совершенствовал свои знания, да Винчи обладал уникальным мышлением, ему были свойственны гармония ума и тела, мальчик был убежденным вегетарианцем, воспринимал мир как единое целое. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Легкая дымка светотени — «создательницы выражения на лицах», чуть сгущающаяся в уголках губ и у глаз, сообщает ясному, спокойному лицу Моны Лизы одухотворенность и рождает знаменитую улыбку, которую скорее чувствуешь, чем видишь, которая может неуловимо меняться даже при разном освещении картины. Подобным образом Леонардо поступил и позже, при написании картины «Голова Медузы» (не сохранилась).
В 1482 по разрешению Лоренцо Медичи мастер уехал в Милан. Сын Джироламо, Франческо, стал учеником и страстным почитателем стареющего мастера. К этому времени он овдовел.
Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился). Из тех, что есть, «Мона Лиза» является самым известным его произведением. Первое живописное произведение Леонардо известное ныне, – изображение ангела в картине «Крещение Христа» (Флоренция, Уффици). Набросок делался под заказ будущей фрески — в назидание современникам Медичи. Л. М., 1959 Губер А. Леонардо да Винчи. Леонардо, по-прежнему уделявший много времени научным занятиям, выполнил в Милане вместе с новым помощником Амброджо де Предисом уже упоминавшуюся выше копию Мадонны в скалах с помощью того же де Предиса он написал свою последнюю картину «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510, Париж, Лувр). Уже в марте 1503 года Леонардо получил от флорентийского правительства ответственный заказ — ему было поручено написать на стене главного зала Палаццо Веккьо большую батальную композицию «Битва при Ангиари».
В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Крупнейшие их собрания находятся в коллекции Института Франции в Париже в Милане – в Библиотеке Амброзиана (Атлантический кодекс) и в Кастелло Сфорцеско (Кодекс Тривульцио) в Турине (Кодекс о полете птиц) Виндзоре и Мадриде. Дальнейшая судьба памятника неизвестна.
Тающая светотень, сфумато, делает неуловимо зыбкими границы предметов, выражая материальное единство зримого мира. 1452-1519.