«мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте. В эксклюзивном интервью газете "Великая Эпоха", он дает объяснение шедевра Леонардо да Винчи, "Мадонна в скалах".
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе».
Взгляд архангела вводит зрителя в картину, взаимодействует с ним, вызывая ощущение сопричастности. Точно так же прославлял он со знанием специалиста, у которого не было в этой области соперника, очарование пышных, красиво очерченных губ и прелесть нежных плеч. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». Об оттенках они не заботились. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все.
Для него началась пора беспокойных скитаний. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Никогда не изображал он отречение и муки.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. руб. Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Богородица ли она вообще. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Он прожил там до 1499. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Все спуталось в дикий клубок. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Братству показалось, что в произведении недостаточно религиозности, христианской нравственности, например, отсутствие Иосифа.
Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета.
По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Уделял он внимание и рукам. На картине на переднем плане изображены четыре фигуры – по центру Дева Мария, младенец Иисус, слева от Марии архангел Уриил, а справа маленький Иоанн Креститель, на вид ему не более трёх лет. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.
Мадонна изображена приёмом сфумато. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Еле заметны, еле уловимы переходы.
Картина вызывает много вопросов. В итоге Леонардо написал второй вариант картины, вернее, скорее всего, сделал картон и написал некоторые детали, основную же работу выполнил Амброджо де Предис. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Это символ распятия. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину.
Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. И не только лица. Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции.
Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Нет более углов.
Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Франциска. В первую очередь это лики собравшихся.
Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку.
Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели. Леонардо также интересовал рисунок волос. На первой картине лица детей явно написаны с натуры, у них живые правдивые выражения, по ней наверняка можно было узнать, какой именно младенец стал Иоанном, а какой – маленьким Христом.
Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем.
От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. У Леонардо нет линии, есть только формы.
У Леонардо все полно движения. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).
Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора. Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Полотно, выставленное в Лувре, предположительно написано в 1483 году, но не исключено, что это произошло раньше. В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини.
В картине практически нельзя найти резких цветовых контрастов, все цвета сближенные, со множеством рефлексов, с использованием дополнительных цветов для расширения гаммы красок. И в пещере – глубокая тень, как под водой.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Борются люди и кони. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо.
Пространство решается посредством освещения, техники сфумато, применения воздушной и тональной перспективы. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. «Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна и жест этот выглядел угрожающим. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию.
Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Как они ошиблись. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Все тело отражает данное душевное движение. Картина, как известно, не была окончена. Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.
Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Подобные приемы сложного динамического равновесия станут характерными для мастеров Высокого Ренессанса. Источник освещения легко прочитывается. Композиция произведения построена в виде пирамиды.
Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Леонардо покинул город. Преобладает тональный колорит. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Время её создания приходится на 1483-1486 годы. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Изображение Марии с младенцем на коленях у ее матери, святой Анны, пришло с севера из Германии XIV века. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Венчает их фигура Марии, напоминая купол.
Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Отпечаток серьезности присущ в луврской картине даже очаровательным детям.
Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. И главное, не подделка ли это. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре.
Только лицо Мадонны, полудетское-полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри». У них все блестит и сверкает. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона.
Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Насыщенные и ярки на свету и сдержанные в тени и по мере удаления цвета организуют пространство. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Дева Мария простирает руку во властном жесте над Иисусом, правой рукой она обнимает маленького Иоанна. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг.
«Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. В леонардовской картине «Мадонна в скалах» нет ни того, ни другого. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Направление движения справа налево и снизу вверх – от младенца Христа к архангелу, деве Марии, затем взгляд уходит в пространство, что достигается благодаря применению воздушной перспективы. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Необычайно ярко представлено знаменитое леонардовское сфумато — пространство кажется очень глубоким, по мере удаления границы становятся всё менее чёткими, а цвета чуть более холодными. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». В первую очередь это относится к образу самой мадонны, материнская любовь которой выражена не только в жесте ее руки, одновременно как бы благословляющем и оберегающем ее ребенка, но и в глубокой внутренней сосредоточенности, по сравнению с которым выглядит наивным образ юной матери в картине «Мадонна с цветком».
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. К мягкости стремятся и краски. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Содержание его рисунков самое разнообразное. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Ему так хочется дотянуться до цветка.
При сходной композиции у картин разный колорит. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Предшественники воспроизводили эту тему двояко.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Пластически высечены контуры. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Тела приобретают округлые формы. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Под стать обобщенному характеру образов, «крупному» видению натуры и само композиционное мышление Леонардо да Винчи. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Известно, что заказ для церкви Сан-Франческо в Милане Леонардо получил весной 1483 года от братства Непорочного зачатия. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком». Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. Образы «Мадонны в скалах» можно назвать идеально прекрасными, но с тем обязательным дополнением, что они сохраняют при этом всю полноту жизненной выразительности. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая.
Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Видимо, все же нет. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Другое её название – «Мадонна в гроте».
Но это была грация элегическая. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна. Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.
Свет распространяется сообразно этому размещению. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Преобладает тональный колорит.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Все они объединяются также расположением и направлением взглядов.
С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса и ямочку в пухлом лобике младенца и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе и трепет глубокой воды в подземном источнике и свет глубокой печали в улыбке ангела. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа.
Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей.