Картина «Мадонна с цветком» относится к ранним произведениям гениального итальянского мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна с цветком» – один из ранних шедевров Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Тогда же эта атрибуция была подтверждена Б. Беренсоном. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» (по имени последнего владельца картины до поступления ее в Эрмитаж), начата Леонардо да Винчи в 1478 году, как явствует из его собственноручной надписи на рисунке, хранящемся в Уффици во Флоренции. Мастер Леонардо да Винчи. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Он придает картине объем, а фигурам – реалистичность за счет игры света и тени. Одно из таких свидетельств, картина Мадонна с цветком (1472 г. ). «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.
Умер Леонардо в 1519 году в Кло Люсе близ замка Амбуаз. Мадонна изображена приёмом сфумато.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Вверху с овалом. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.
В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан.
Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Авторство Леонардо да Винчи определено хранителем картинной галереи Эрмитажа Э. К. Липгартом в 1908 году, когда «Мадонна Бенуа» находилась на выставке картин из русских частных собраний, устроенной в Петербурге журналом «Старые годы». Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Это полотно обрело большую популярность в среде художников тех времен.
Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Это достигается за счет типичной для работ Да Винчи тонкости светотеневых переходов. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». В их число входит и Мадонна с гвоздиками Рафаэля. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Это символ распятия.
Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Они создают впечатление совершающегося таинства.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя -- живописца Андреа Верроккьо. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Леонардо работал во Флоренции (до 1481 г. ), в Милане при дворе герцога Лодовико Моро (с 1482 по 1499 г. ), затем снова во Флоренции (1503-1506 гг. ), в Милане (1506-1513 гг. ), в Риме (1513-1516 гг) и, наконец, во Франции (с 1516 г. ), куда был приглашен королем Франциском 1. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.
У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.
И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Мадонна с цветком исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Из коллекции генерала Корсакова». Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Италия.
Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. В 1914 году М. А. Бенуа продала картину Эрмитажу.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. На ней изображена Мадонна, она находится в затемненной комнате, где единственным светлым пятном является небольшое окошко. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Имеется большое число картин, являющихся либо копиями, либо вариантами композиции «Мадонны Бенуа», что свидетельствует об огроммном интересе, который вызвало это произведение у художников конца 15 и начала 16 века не только в Италии, но и в других странах. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну.
Образ мадонны поражает нас глубокой человечностью. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Ему так хочется дотянуться до цветка. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Интрига с авторством картины тоже давно разрешена.
Мир и тишина царят в картине. Дерево, масло. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Леонардо одним из первых в Италии использует технику масляной живописи, которая позволяет более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.
В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Его света явно недостаточно для того, чтобы полностью осветить комнату, она заполнена зеленоватой темнотой, но фигуры Мадонны и младенца Иисуса видны весьма четко. Неопытному взгляду не сразу заметен главный источник света исходящий из верхнего левого угла. 77 x 53 см. Расположенные симметрично слева и справа окна подчеркивают центрический и уравновешенный характер композиции.
Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Возрождение. Особого внимания заслуживают «Мадонна с младенцем» мастерской Иоса фан Клеве (Музей в Магдебурге), «Мадонна с младенцем» круга Альбертинелли (коллекция Спенсера, Альторп-Парк, Англия), «Мадонна с вишней» приписываемая Чезаре да Сесто (коллекция Тосканелли, Флоренци), «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Лоренцо ди Креди (Дрезденская галерея), «Мадонна с гвоздикой» — утерянная композиция Рафаэля известная по множеству повторений из которых лучшее хранится в собрании Спада в Лукке (копия в галерее Колонна в Риме). Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Париж.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Он учился в мастерской Андреа Верроккио, где около 1476 года исполнил свою первую известную нам работу: голову ангела в картине учителя «Крещение Иисуса Христа» (Уффици, Флоренция).
Отсюда возникло название картины. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
Смотреть странные налоги. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Мальчик нежно приник к ней. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.
Уверенно, основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела, передает Леонардо фигуру сидящей женщины и особенности тельца ребенка. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен.
С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Полотно Мадонна с цветком было написано Леонардо одним из первых. Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. Лувр.