Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. «мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
«мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. «мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи. Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа. Сегодня познакомимся ближе с историей созданияМАДОННЫ ЛИТТА. Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Родился в семье нотариуса. Все фигуры вписаны в пирамиду.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Опять типа шутите. Мир Леонардо. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. 1999).
К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. – М. : Просвещение, 1976. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. – Леонардо да Винчи.
Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». На эту тему существует несколько мнений. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью.
Мадонна изображена приёмом сфумато. Мальчишка лаского приник к ней. Леонардо избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем.
Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи.
М., 1952. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. 7. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Были они и в моем доме. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Остальное поручалось ученикам. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. – (Библиотека искусства).
Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Мальчик нежно приник к ней. Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. Третий план – окна как духовныеочи. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины.
М., 2003. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной.
Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Эрмитажа, Л. 1963. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Вып.
Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Лицо мадонны повернуто в профиль. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку.
Работа получила название «Мадонна с младенцем». 1452 – 1519 / Пер. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Кажется, что их ничто не разделит.
– 318 с. Ульянов О. Г. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Одну из них стоит рассказать. Дева Мария любуется им, Она погружена в мысли о Нём, а силаеё чувств к Сыну выражена взглядом, едва заметной улыбкой, особым наклоном головы. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. V, 1865 г. Д. 3. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Ранее она именовалась «Мадонна с малышом». Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами.
– 380 с. Богат Евг. – М. : ТЕРРА, 1997. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Мы уже отмечали, что такого качества, как застылость, присущего картинам многих современников да Винчи, у мастера нет. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Vol.
Ф. 1. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Отсюда возникло название картины.
Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. В левой руке ребёнок держит щегла. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» – не исключение. Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу.
Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Н. Воскобойников.
Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. – М., 2003. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Ф. 1. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. илл. ).
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». В левой руке ребёнок держитщегла. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами.
Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. – М. Искусство, 1998. С. 336-348). Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать).
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
Лицо мадонны показано не полностью. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Лик слегка затемнен. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. – 254 с. Вазари Дж.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи.
Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину «Мадонна Литта» художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия.
Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». М. Карасёвой. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. – М. : Молодая Гвардия, 1982.
Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. «Это беспрецедентное событие. Лл.
В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой.
Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
V, 1865 г. Д. 7. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Но основной смысл идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне.
Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
– 192 с. : ил. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок.
Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. М., 1997. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Лицо ее нежное, неуловимое, пленящее своей красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком которого является Леонардо. Это и смуглость и золотистость волос. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. – М., 1977. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. Это был удивительно разносторонний гений. В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.
– М. : Детская литература, 1971. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). – 55с.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Оп.
Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Дерево, масло. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. С. 122).
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. По композиции картины различны. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.
Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами». Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ.
«Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. На эту тему существует несколько мнений. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Одну из его Мадонн вы видите выше.
Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
С. 383-385). Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Лувр. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
В 2 тт. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал. Это делает фигуру особенно рельефной. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо. Мадонна Литта – это абсолютно другая история. Л. 142-143). При этом он не является бесстрастным. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Философский очерк в двух книгах. Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена.
Италия. Художник добивался точности в передаче собственного плана на полотне, так как был убежден в том, что итог работы мастера сродни творению Бога. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины.
Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью.
Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению абсолютно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения.
Т. 3. Оп. 1820 г. Предполагают, что ок. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Л. -М., 1959. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
– 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Мальчик нежно приник к ней. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W.
В картине «Мадонне Литта» — в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения. СПб., 1999. Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. Ясно. Ох, как же мне хочется пошутить Вам в ответ. )) Тем не менее, отвечу серьезно: Черный квадрат мне очень нравится.
Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. С. 28-29). Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.
Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Лицо мадонны повернуто в профиль. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. – 4-е изд.
– 235с. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Все покрывает легкий флер сфумато. Р. 14, plat.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. При этом он не является бесстрастным. Возрождение. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Т. II. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Через это кормление он принимает и человеческую душу. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. 77 x 53 см. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.
– М. : Искусство, 1970. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Cambridge, 1935. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
Paris. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой.
Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Это символ распятия.
Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Картины Леонардо да Винчи. И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. 14).
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Р. 1. 1-10 Б. В. фон Кёне. Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вып. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
1490 г. ). Париж. – М. : Директ-Медиа, 2009.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны.
С. 2-3). Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). с англ. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.
Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Отсюда появилось заглавие картины. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». СПб., 1866. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).
II. Темпера не давала таких возможностей. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. Один сюжет решён художником по-разному.
Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями.
В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. И, к счастью, не мне одной. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
И, наконец, символика. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.
7. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. Насколько я помню, он считается национальным достоянием.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью.
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами.
Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года.
Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св.
Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом.
С. 56). А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно.