«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным.
– (Библиотека искусства). – М. Искусство, 1998. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Мальчик нежно приник к ней.
Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Считается, что именно об этой картине говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году: «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Темпера не давала таких возможностей.
В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. 48 31, 5 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478 – 1480) – ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. – 235с. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно.
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют.
Н. Воскобойников. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Вскоре картину почти единодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она заняла почетное место в коллекции Эрмитажа. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Мастер Леонардо да Винчи.
Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Из коллекции генерала Корсакова». – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Вверху с овалом. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями.
Голова слегка повёрнута. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. – 55с.
1452 – 1519 / Пер. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Пальцы Чечилии с трепетной осторожностью ласково касаются шерстки пугливого зверька, горностая, расположившегося в её руках. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Холст (переведена с дерева), масло. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. – М., 2003. Третий план – окна как духовныеочи. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени – Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». Философский очерк в двух книгах.
В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Из коллекции генерала Корсакова». Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. Один сюжет решён художником по-разному. Это символ распятия.
Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. рублей. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы.
Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.
Это и смуглость и золотистость волос. То есть, несмотря на то, что она не состояла в браке, это не является пятном на её репутации. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. По композиции картины различны. Мир Леонардо. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
7. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. – 192 с. : ил. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Эрмитажа, Л. 1963.
Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Мастер Леонардо да Винчи. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».
с англ. И, наконец, символика. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова».
Вверху с овалом. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». – М. : Искусство, 1970. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Лицо мадонны показано не полностью. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). – 4-е изд. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Вып. – М. : ТЕРРА, 1997. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. – 254 с. Вазари Дж.
Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр). Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа».
Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). – М. : Просвещение, 1976.
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Бенуа, супруге известного архитектора» Через несколько лет он поправил себя: «Тесть г-на Бенуа купил её у итальянских балаганщиков при переезде через Астрахань» Эта версия широко тиражировалась и другими авторами.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию.
– М. : Молодая Гвардия, 1982. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. М. Карасёвой. – 380 с. Богат Евг. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.
Отсюда возникло название картины. Изображение фона ломает традицию кватроченто. франков.
Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Бенуа, в девичестве Сапожниковой, картина перешла по наследству. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.
Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478 – 1480). «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. – М. : Детская литература, 1971. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Т. 3. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы».
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». М. А. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». – М. : Директ-Медиа, 2009.
М. А. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Мадонна изображена приёмом сфумато.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. – М., 1977. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег.
«Мадонна Бенуа» – не исключение. – 318 с. Ульянов О. Г. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа – Марии Александровны (1858 – 1938), в девичестве Сапожниковой. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. К земному его приближает только лишь нескрываемая, несравнимая ни с чем радость излучаемая Богородицей. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции Мадонна с младенцем, причём он со свойственной ему тщательностью и вниманием зарисовывает как различные положения тел матери и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани.
Преображает его одухотворённая радость и любовь. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах.
Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи.
Однако до сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.