Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда. Вполне вероятно, что на своей знаменитой картине «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи изобразил внеземное существо (смотрите видео ниже). «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. На полотне "Иоанн Креститель", выполненном в 1514-1516 годах маслом по дереву известный художник Леонардо да Винчи зашифровал неземное существо.
В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет. «иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек. Но выгладит он далеко не как святой. К мягкости стремятся и краски. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время.
Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. У Леонардо все полно движения. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Об оттенках они не заботились.
Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины». Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Содержание его рисунков самое разнообразное. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю». Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности.
В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ).
Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Человек должен летать, считал этот гений. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. Поползли слухи, сплетни. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Так эта работа оказалась в Лувре. Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни.
А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Герцог подарил картину английскому королю Карлу I— скорее всего в 1630-х годах, возможно к рождению наследника престола. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
А анекдот таков. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую Мону Лизу.
Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой.
Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Никогда не изображал он отречение и муки.
Это упоение созерцанием красивых красок сменилось в конце столетия стремлением к гармоничности. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее». В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Красота и блаженство – все у него от мира сего. По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Анекдот так хорошо подходит к Вазариевой стилизованной концепции художнического облика Леонардо, что мог быть придуман и им самим. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу.
То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. У Леонардо нет линии, есть только формы. По словам Б. Р. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше. Леонардо да Винчи, Иоанн Креститель: описание картиныБлижайший предтеча Иисуса Христа – Иоанн – всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени.
Леонардо также интересовал рисунок волос. Свет на него падает слева. Еле заметны, еле уловимы переходы. Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Переходы от света к теням тонки и изысканы.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Все спуталось в дикий клубок. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Но это была грация элегическая. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Уделял он внимание и рукам. А папа сказал: «Увы.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». Этот — совсем иной». Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Наблюдать за ходом работ будет международный комитет, в который войдет около десятка экспертов. И не только лица.
Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. руб. Язык его богат, ярок и выразителен.
Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. А тут еще она на девять десятых состояла из духовных особ высокого ранга, обязанных блюсти интересы церкви и религии, а то непонятное, что делал Леонардо, для их чувствительного обоняния издавало острый аромат кощунства. Он позиционировал себя в основном не как художник, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда.
И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение). Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость.
Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. На ней изображён женоподобный мужчина. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Если бы Леонардо хотел, он сумел бы при дворе Льва X занять положение, еще более блестящее, чем при дворе Моро. Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ну, разве это не выброс духовности. Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок.
Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя». На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Виппера «Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда оно словно пронизывает тело насквозь, согревает его своей живительной силой, заставляет теплую кровь заиграть под кожей. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Тела приобретают округлые формы. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»).
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари.
Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Картина писалась около четырёх лет. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Богородица ли она вообще. И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Все тело отражает данное душевное движение. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. И теперь находится в экспозиции Лувра. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Живопись была для него таким же важным интересным, но побочным занятием, как увлечения музыкой или искусством сервировки стола.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Фреска эта существует. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест.
В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений». Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Пластически высечены контуры.
Однако сила воздействия его работы куда больше. Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал). Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх.
Ее приписывали Больтраффио. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Этот — совсем иной. Это Иоанн Креститель. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини.
У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
У них все блестит и сверкает. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины. Но это было только начало. стал переходить от анатомии к физиологии. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи.
Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения. Картина, как известно, не была окончена. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Дживелегов пишет следующее по этому поводу: «Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций.
Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора. Он прожил там до 1499. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Для него началась пора беспокойных скитаний. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога.
Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Борются люди и кони. В-третьих, во рвах замка св.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Леонардо покинул город. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Нет более углов. Это Иоанн Креститель. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты.