Знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи, хранящийся в Королевской библиотеке (Biblioteca Reale) Турина нуждается в срочной восстановительной операции. Автопортрет молодого Леонардо да Винчи, который на протяжении 500 лет считался утерянным и два года назад был вновь обретен в результате кропотливой работы, сегодня, оказывается, можно восстановить с помощью довольно простых технологий и бесплатно распространяемого программного обеспечения. «туринский автопортрет»— автопортрет, приписываемый Леонардо да Винчи.
Итальянское информационное агентство ANSA сообщает, что знаменитый рисунок головы старика сангиной на бумаге, который в широких ученых кругах считается автопортретом Леонардо да Винчи, находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации. В настоящее время «Автопортрет» Леонардо Да Винчи находится в Королевское библиотеке в Турине. Автопортрет Леонардо да Винчи, легший в основу знаменитого изображения гения Возрождения, узнаваемого во всем мире, впервые выставлен в музеях Капитолийского холма.
Я читал что ученые видвегают теорию что Мона Лиза это автопортрет Давинчи. У Леонардо да Винчи нет автопортрета. Ученые из Италии разработали метод анализа процесса старения древней бумаги, который позволит спасти от дальнейшего разрушения одну из известнейших работ Леонардо да Винчи – автопортрет. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Но в 2008 году в частной коллекции Ачеренца был обнаружен автопортрет Леонардо да Винчи, написанный в 1505 году.
Другой автопортрет пожилого да Винчи (1512), также нарисованный красным мелом, когда-то давно скрыли от Гитлера сотрудники Королевской библиотеки в Турине, так как верили в его магическую силу. Самым известным изображением великого Леонардо да Винчи является автопортрет-рисунок, где он изобразил себя в возрасте 60 лет. Вместе с Автопортретом на Капитолии выставлены еще 12 рисунков Леонардо да Винчи.
Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой фреской. Жил он в это время у деда. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Леонардо действительно никогда не спешил закончить произведение, так как был убеждён, что неоконченность – обязательное качество жизни.
У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. После смерти художника, согласно завещанию, коллекцию его работ и знаменитую «Джоконду» получил в собственность Джан Джакомо Капротти, который до самой смерти Леонардо оставался его помощником. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
При дворе художника приняли почтительно, но ни одного заказа он так и не получил. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. Настоятель монастыря Санта Мария деле Грацие был недоволен тем, как художник работал над заказанной ему «Тайной вечерей». Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
А настоятель хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник».
Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы. XIX век наградил её титулом загадочной, даже роковой женщины. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Область применения его талантов была поистине безгранична: конструкции арочных мостов, системы осушения заболоченных местностей, ткацкие станки, текстильные машины и даже мощные подъемные краны, о создании которых ранее никто не мог и помыслить.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Италия. Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки.
После смерти Леонардо манускрипты и рисунки достались его ближайшему помощнику Франческо Мельци. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро.
Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Двигатель заменяла мускульная сила пассажиров, которых могло быть 8 человек. Кроме текстов да Винчи издание содержит репродукции рисунков и чертежей из его рукописей, а также подробные комментарии переводчиков.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Возрождение.
В своей работе мастер использовал сангину, бумагу. Та же участь (краски не легли на грунт) постигла и фреску «Битва при Ангиари». Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу и инцидент был исчерпан. Леонардо да Винчи был перфекционистом, для него не существовало мелочей в искусстве. До него в живописи царила линия. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание».
Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством. Спустя несколько лет после создания, «Тайная вечеря», по словам Вазари, была «беспорядочным набором пятен».
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Вместе с тем взор его полон вселенской скорби и большой утраты.
У Леонардо было много друзей и учеников. Искусство для Леонардо да Винчи было инструментом познания мира. Хотя, по мнению некоторых экспертов живописи, на этом полотне изображен другой человек. В ХIХ веке многие годы рисунок висел на стене, освещенной прямыми солнечными лучами. Здесь отображен человек, в облике которого угадываются колоссальная моральная сила и скрытая мощь.
Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.
Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей.
Над загадкой Автопортрета искусствоведы бились несколько десятков лет. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Он был почти всеми забыт.
Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Это относится и к работе Да Винчи.
В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.
Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Но, скорее всего, загадочность улыбки Джоконды – результат наиболее удачного эксперимента Леонардо в использовании техники сфумато, когда краска наносилась многими (до 30) тонкими слоями так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий.
На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Лувр. Она дает уникальную возможность увидеть то, как выглядел Леонардо да Винчи. В работе над «Тайной вечерей» художник отказался от принятой техники настенной росписи по влажной штукатурке, главным недостатком которой была неумолимая зависимость работы художника от времени высыхания штукатурки.
Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Это рисунок пером на бумаге, размером 34, 3 x 24, 5 см, в технике сангина.
По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Автопортрет – одна из наиболее интересных работ великого художника. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки».
Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Это знаменитое «сфумато» – «дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, оптическое впечатление в духе импрессионизма. Его же наследники это собрание и утратили.
Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. Два лица совпали. Однако эта работа создана приблизительно в период, когда художнику было примерно 60 лет. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Благодаря технике сфумата (секрет которой не разгадан, кстати, до сих пор), Леонардо добивался удивительных эффектов, которые назвал «пропаданием очертаний», когда линия становилась как бы воздушной.
Он выражает огромную горечь о том, что подходит к завершению эпоха великого искусства. Мальчика назвали Леонардо. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Портрет подписан «Джоконда», но до сих пор существует мнение, что на портрете изображена жена богатого флорентийского купца. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Об этой особенности творчества художника рассказал Вазари. Эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться ещё при жизни да Винчи. Это глубина и объем самого изображения и индивидуальность каждого персонажа. Он сделал так много и все же осуществил так мало.
Сфорца потребовал объяснений. Париж.
Например, его закрытая колесница считается прообразом современного танка. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Мы видим старца, уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии.