Портретному искусству Веласкеса сопутствовал триумфальный успех в Италии, которую он с целью приобретений произведений искусства вторично посетил в 1649—1651 годах. По возвращении в Мадрид Веласкес продолжал писать портреты членов королевской семьи, но в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника: «Менины» и «Пряхи». В 1659 Веласкесу было пожаловано звание кавалера ордена Сант-Яго – одного из высших орденов Испании.
Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Прибыв в Рим, Веласкес был приглашен остановиться в Ватикане, где он, пользуясь покровительством папы, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля. Сменив всё придворное окружение своего отца, молодой (шестнадцати лет от роду) правитель Филипп Четвёртый узнал, что в Севилье живёт талантливый испанский художник Веласкес, который тут же был призван во дворец.
Но Веласкес уехал на родину, а Фламиния родила сына. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро.
Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. Первые работы Веласкеса — сценки из народного быта («Завтрак», около 1617г. В качестве придворного живописца Веласкес несколько раз писал портреты Филиппа IV. Веласкес занимает должность гофмаршала и жизнь его целиком замыкается в стенах Алькасара.
6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью. Данная картина – не только апогей творчества Веласкеса и последняя его крупная работа, но и сочувствующее и глубокое понимание несправедливости всего мироустройства. После Веласкеса при мадридском дворе короля Карлоса II работали Клаудио Коэльо (исп. )русск.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. После Веласкеса при мадридском дворе короля Карлоса II работали Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда.
Последним событием, в котором Веласкес принимал участие, стало устройство брака между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией, заключённого в честь Пиренейского мира 1660. Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины».
Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком. Со сменой правящей династии, в период Испанских Бурбонов французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.
Веласкес считался представителем барочной живописи. Отныне почти сорокалетняя жизнь Веласкеса протекала в Мадриде. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос.
О жизни Веласкеса в Мадриде дошли скупые сведения. Первые работы Веласкеса исполнены в жанре бодегонес, они изображали бытовые сценки. Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета.
С 1630 года Веласкес занимался практически исключительно портретами изображая на своих полотнах различных вельмож, представителей царственной крови и их слуг. Эта страна много дала Веласкесу, его живопись стала более совершенной и зрелой исчезли тёмные тени и резкие линии, очень значимым стал пейзажный фон. После Веласкеса при мадридском дворе короля Карлоса II работали Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда.
В 1651 году Веласкес вернулся в г. Мадрид. Король (а Веласкес сделал более 30 парадных портретов Филиппа IV), члены его семьи, придворные, жившие во дворце карлики и шуты предстают под кистью мастера в состоянии глубокого покоя и значительной серьёзности. Прежде всего в них ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье. В 1643 году Веласкес получил звание администратора королевского двора. Веласкес, как правило, не делал эскизов и писал сразу набело.
Веласкес пишет необычное для Испании тех лет произведение «Венера c зеркалом». Диего Родригес де Сильва и Веласкес (исп. Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. В 1659, несмотря на недовольство придворных, король пожаловал Веласкесу личное дворянство.
В 1643 году Веласкес получил звание администратора королевского двора. В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. Веласкес писал это произведение около трех месяцев, а когда оно было представлено на обозрение, то буквально ошеломило всех.
Веласкес, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. К этому времени придворная карьера Веласкеса достигает своей наивысшей точки – он награждён крестом Сантьяго, самым значимым орденом Испании. Веласкес сдержан в выборе средств, он редко рисует аксессуары, жесты, движения. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде.
Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу. В последние годы жизни Веласкес создает множество женских портретов: портреты инфанты Маргариты, два из которых находятся в Вене, в Музее истории искусств. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи. Эта работа — один из нескольких портретов дочериФилиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста.
Последней наиболее значительной живописной работой Веласкеса стала картина «Пряхи» (1657г. ), для написания которой маэстро специально посещал мануфактуру и наблюдал за тем, как работают за прялкой мастерицы. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651 Филипп IV, 1655—1656 инфанта Маргарита Австрийская, около 1660). Благодаря связям Пачеко Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным живописцем с исключительным правом писать портреты короля. В 1659 г. Веласкес произведен в рыцари Ордена Сантьяго.
Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Веласкес, один из величайших мастеров мировой живописи, далеко вышел за пределы национальной школы. В 1629 Веласкес едет в Италию на два года, знакомясь с памятниками античности, эпохи Возрождения. Картины и портреты Веласкеса отличаются мастерством освещения, воздушностью перспективы, прозрачностью колорита.
Вновь обращаясь к мифологической теме в Кузнице Вулкана (1630, Мадрид, Прадо), Веласкес придает изображению жанровый характер. В конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию — наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом Римской академии. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп.
Со сменой правящей династии (Испанские Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Поздние картины Веласкеса столь необычны по замыслу, по взаимосвязи образов, многоплановому содержанию, что их истолкование и поныне вызывает оживленные споры среди исследователей. Когда принцу было представлено несколько работ Веласкеса, он заказывает ему свой портрет. Через два месяца, после возвращения на родину, Веласкес получает известие о кончине придворного художника Родриго де Вильяндрандо.
В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Поклонение волхвов. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. На это указывает отражение в зеркале. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Раннее творчество В. близко т. н. Иная трактовка обнажённой модели– в «Распятии» (1630-егг., Прадо): гармоничное, не искажённое мукой тело страдающего Христа создаёт возвышенно-трагический образ.
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. «В знак особого расположения его величества» Веласкесу был пожалован титул придворного живописца, что считалось великой честью. На втором показана мастерская художника. В 1627г. 1631. Д. Веласкес (Прадо.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. – харчевня или трактир). Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
и о наличии вакансии на это место. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. Это произошло 6 августа 1660 года. При всей точности характеристик трактовка образов овеяна благородной человечностью («Барбаросса», 1636–38 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. традиции картинах на античные сюжеты («Триумф Вакха», 1628–1629 «Кузница Вулкана», 1630, обе– вПрадо). В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
У её босых ног лежит кошка. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. полководцу ключей от голл. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Героями их были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Служанка», «Два юноши за едой», «Молодая женщина», «Музыкант»). Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец.
С 1622 года он возглавил правительство. Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. С неё было сразу же сделано немало копий. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). На фрейлину она не обращает внимания. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Г. де Оливарес (до 1643, Эрмитаж) изящная «Дама с веером» (ок.
В Риме он создает шедевр – портрет римского папы Иннокентия X. Даже сам папа с удивлением отметил его реалистичность. 1650-е годы можно считать самым плодотворным периодом творчества Веласкеса. 1643–44 там же). Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Разумеется, нет.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
«бодегон»). В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Главная задача, которую ставил перед собой Веласкес, – это «посредством сюжета, к какой бы области он ни относился, раскрыть образ человека». Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Разрабатывая проблему передачи световоздушной среды, В. во время одной из своих поездок в Италию написал с натуры виды сада виллы Медичи (в полдень и вечером оба– в Прадо), предвосхитив пленэрную живопись 19в. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Мифологич.
Первые самостоятельные полотна Веласкес писал в основном в жанре «бодегонес» (от исп. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. В августе 1628г.
Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Когда в 1648г. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Далее.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Только писать людей не ради их костюмов, а ради них самих.
1620, Апсли-хаус, Лондон) относится к жанру бодегонес ивыполнен в традиции караваджизма сконтрастной светотенью «погребного» освещения, натуралистич. галерея, Лондон). Именно Рубенсом был подсказан сюжет знаменитой картины «Бахус», написанной Веласкесом в 1628г.
Это состязание имело особое значение ибо мастерство победившего в нем раз и навсегда объявлялось «официальным направлением живописи при испанском дворе». Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Благородство неизменно присутствует в характере любого героя В., будь то надменный поэт Л. де Гонгора-и-Арготе (1622, Музей изящных искусств, Бостон), хитрый царедворец первый мин.
художник, один из величайших мастеров европ. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. 1630-хгг. ), наследника Бальтасара Карлоса (1634–35) и др. Звание мастера он получил в 1617 году.
художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651). Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста. Но можно ценить и этот род живописи, если она выполнена так, как у Веласкеса». А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.
1619 г. Худож. 6августа 1660г. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. «Менины» часто называют картиной создания картины.
Черты нового видны и в двух пейзажах виллы Медичи с их интимностью, тонкостью передачи незамысловатого мотива, почти пленэрной передачей световоздушной среды. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь и поток солнечных лучей льется в полутемную залу.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. и мировой живописи. происхождения.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. bodegon – трактир, харчевня).
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней. костюме («Ла Фрага», 1644, собрание Фрик, Нью-Йорк). и бытовые сюжеты, а также портреты. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
психологич. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Перед отъездом на «благословенную землю редких талантов» художник завершил работу над портретом Хуаны Миранды, которая раньше позировала мужу лишь для религиозных полотен.
А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры.
На родине Веласкеса ожидало большое несчастье – заболела и умерла маленькая Игнация. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Картина Венера с зеркалом стала одним из величайших произведениий испанской живописи. В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В картине присутствуют два плана.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Диего Веласкес получил звание «маэстро», что давало ему право «писать для архивов и общественных мест, а также иметь учеников». В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства.
Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Своей особой философией дышит и природа произведения. портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Антония-аббата со св. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Чтобы пережить горечь утраты, он окунулся в работу, сутками простаивая у мольберта. (королева Марианна Австрийская, ок.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. XVII в. наряду с быстрой адм. Здесь прошли его детство и юность.
Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках.
Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Придворный художник короля ФилиппаIV (с 1623), гофмаршал (1652), рыцарь ордена Сантьяго (1659), чл. картин имеющих ярко выраженный бытовой характер.
Родная Андалузия даровала живописцу признание и славу. Итак, время действия – 1656 год. Луки. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Веласкес покинул родной город и после 13-дневного путешествия приехал в Мадрид.
Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Каганэ. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. С этого времени вся жизнь художника была тесно связана с жизнью королевского двора.
Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Отец считал, что «нет ничего плохого в том, что мальчик рисует – можно быть настоящим идальго и одновременно большим художником». Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). сюжет. 1625 год. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
В Риме он написал портрет папы ИннокентияХ (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), который отличается точностью передачи обликамодели и глубоким психологизмом этот «слишком правдивый», по выражению папы, портрет является одним из высших достижений мировой портретной живописи. галерея, Лондон). Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. галерея, Лондон), запрещённое инквизицией, оказалось возможным при дворе мотивировкой служил мифологич. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. В конце жизни Диего Веласкес был посвящен в кавалеры почетного рыцарского ордена Сант-Яго. Общение с этим живописцем было равнозначно хорошей школе. В 1630 – е годы, по возвращении Веласкеса в Мадрид, в его живописи выходят на первый план черты, характерные для стиля барокко. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Благородные жесты и богатые платья – это лишь одежда, всего одежда» – не раз говорил он. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес.
В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Веласкес, самый молодой из участников конкурса, был объявлен победителем. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. портрета, так и многоплановой картины с перекликающимися разного рода вставными изображениями (картина в картине, зеркало, окно, дверной проём) и деталей, обогащающих композиционно-смысловую структуру произведения.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. А постепенно он добился того, что в них стал ощущаться даже окружающий фигуру воздух. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии» изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В итоге в 1622г. Жил Веласкес на знаменитой вилле Медичи, которая была «своеобразным символом единения искусства», местом, куда стремился попасть каждый художник, приехавший в Вечный город. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В Риме, Генуе, Венеции и Падуе Веласкес пропадал в галереях, много копировал и, выполняя королевский приказ, покупал картины. Происходил из семьи небогатого идальго португ.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. всоставе свиты короля Веласкес посетил Каталонию и Арагон. Для меня все галереи Рима – этот Веласкеса портрет». Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Образованием Диего в семье занялись рано: с самого детства его обучал различным наукам «добрый гений семейства», священник Саласар, к которому он был очень привязан. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. Впоследствии оно только увеличивалось. при скупости цвета приемы используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого.
Продолжал Веласкес создавать и свои собственные творения. Прошло совсем немного времени и работы молодого живописца уже трудно было назвать ученическими. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
крепости. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Через восемь дней после смерти мужа, тихо угаснув, умерла от горя донья Хуана де Миранда. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. 1650-хгг., оба– в Прадо). Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В 1630–50-хгг. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. придворные шуты.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
И портрет удался. В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). галерея, Лондон).
Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. «Как властелин чудесный, он повелевает сверкающею на полотнах жизнью. Исп.
Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Картина Веласкеса, представленная на конкурс, затмила произведения всех придворных живописцев, хотя каждое из них «было превосходно и несло отпечаток труда и большого таланта». Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Мане). Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. и голл. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Менин часто называют картиной создания картины. То обстоятельство, что королевская чета находится вне холста имеет еще одно значение: картина раздвигала свои границы. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. Рисует он опять же портреты. карьерой В. достиг больших успехов в живописи.
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с 1623 г. Веласкес был придворным живописцем). Он писал конные и охотничьи портреты ФилиппаIV (нач. Так Вечный город чествовал испанского живописца. Для Буэн-Ретиро выполнена и картина «Сдача Бреды» («Копья», 1634–35, Прадо)– одно из наиболее значит. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. произведений батального жанра.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. В. создал серию портретов придворных шутов и карликов– «труанес» (т. н. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Учился в Севилье (1611–17) сначала у Ф. Эрреры Старшего, затем у Ф. Пачеко, на дочери которого женился. Мадрид) Диего (1599, Севилья – 1660, Мадрид) исп. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. 1654–57, Прадо Нац. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». («Триумф Вакха»). Особенно глубок и значителен образ ФилиппаIV в пожилом возрасте (ок.
Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Вскоре он открыл собственную мастерскую. На переднем плане – несколько работниц. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Пачеко мечтал, чтобы Диего творил в духе его собственных творческих традиций.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. 1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), где жаркая колористическая гамма, свободная техника мазка подчеркивают психологизм в воспроизведении сложной личности. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. рим. Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно.
В. – непревзойдённый мастер как лаконич. Подобно М. да Караваджо, В. предпочитал жанровую интерпретацию евангельских сюжетов («Христос у Марфы и Марии», ок. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В 1643г. скажи ей, чтобы помогла мне. Донья Хуана, беспредельно любящая своего мужа, была ему верным другом.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Это живой человек, это выше живописи, какая существовала у старых мастеров.
Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. портреты инфант и наследников, сановников. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
художнику была пожалована должность камердинера. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). 1625 год. рыцарский идеал благородной личности, родственный стоицизму, наложил отпечаток на трактовку В. образа человека. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства.
В качестве награды художник получил высокую должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. На этот раз талант молодого маэстро был сразу признан при дворе. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал — всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Мастерство маэстро росло с каждым новым произведением. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Равновеликих учеников у В. не было, его достойным преемником в живописи стал Ф. Гойя. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Диего и Хуана дружили с самого детства, а повзрослев искренне полюбили друг друга. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Положение обязывало его считаться с внутренними законами двора и помнить о том, что «раз по происхождению ты дворянин, значит, в любом случае жизни ты обязан им оставаться, даже на портрете». Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Рядом с ним, среди комнаты, стоит крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
В их оживленных беседах принимал участие и совсем еще юный Веласкес. Ряд ранних полотен («Завтрак», ок. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Это было то время, которое через два столетия назовут «золотым веком» испанского искусства. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.
Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. В. писал картины преим. Рубенсом, посетившим исп.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Видимо, для его таланта стали узки границы родной Севильи.
Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Там его избрали членом римской Академии св. Однако отражение это темно и неясно.
Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик Николасито Пертусато толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Этот портовый город в Андалузии, где родился Веласкес испанцы по праву именуют «андалузской жемчужиной».
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Мадрид)Поклонение волхвов. «В картинах художник должен уделять человеку место, которое он занимает на земле.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. музей, Вена). Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. В левой части картины изображен сам художник. Изображение обнажённого женского тела («Венера перед зеркалом», до 1651, Нац. Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев.
В 1649г. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Луки и Конгрегации виртуозов Пантеона (1650). Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. «лавка», «трактир»), т. е. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
В «дни кочевья», как характеризовал художник этот период, был завершен портрет Филиппа IV («Ла Фрага») и королевского кар лика Эль Примо. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В его более поздних полотнах пейзаж, служивший ранее только фоном, стал гармоничной частью произведений.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В 1642–1644гг.
Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. В доме художника царили мир и спокойствие. 1619 г. Худож. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. 1617–18, Эрмитаж, С. -Петербург «Водонос», ок.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Переехав в Мадрид, В. с 1623 до конца жизни занимал разл.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
30 изображений ФилиппаIV, многочисл.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. С первых же дней пребывания в новой должности художник приступил к созданию портретов Филиппа IV, стараясь изобразить короля как «надежду страны, создать образ, полный большого значения». День, когда портрет короля был закончен, принес мастеру славу и триумф. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. на мифологич. историч.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. И первые из своих творений он посвятил землякам, жителям прекрасной Севильи. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). севильской школе («Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид).
25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Ему 57 лет. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. великий маэстро скончался. достоверностью деталей и простонародностью типажей, близких персонажам плутовского романа. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.
ВЕЛАСКЕС (Velazquez, Velasquez), Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья– 6. 8. 1660, Мадрид) исп. 1618, Нац. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. В своих картинах, которые И. Е. Репин назвал «вечными шедеврами», художник главное место отводил человеку – лучшему, что создала природа. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес принял участие в объявленном среди придворных живописцев конкурсе, посвященном исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609г».
Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид). Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений.
Молодому Веласкесу не раз советовали «обратить талант на службу прекрасному и оставить в покое этих проходимцев». Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). В 1884г.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). С неё было сразу же сделано несколько копий. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Кисти В. принадлежит ок. художник. А почему в мастерской находится инфанта.
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. 1644, Прадо, Мадрид). К «труанес» примыкают парные картины «Менипп» и «Эзоп» (1639–1640, там же), представляющие античных сатириков в виде нищих бродяг, не утративших интеллектуальной содержательности и личного достоинства. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Марфа. «Веласкес дает нам представление о людях его времени Мы не можем представить другого Филиппа IV, кроме созданного Веласкесом художник убеждает нас в том, что его Филипп – подлинный король», – писал об испанском художнике его соотечественник Пабло Пикассо. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание.
Здесь он впервые написал автопортрет. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. В 1619г. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). вжизни художника произошла важная встреча.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Веласкесу несказанно повезло. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину. В центре– исполненные достоинства победитель и побеждённый исп. Отсюда появилось большое количество завистников.
Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В первые годы после женитьбы молодой художник создал множество картин, в основном на религиозные сюжеты («Непорочное зачатие», «Поклонение волхвов», «Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Они поглощены работой позы и движения их естественны и красивы. Веласкес Диего, великий испанский художник. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
бурлеском. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Она была очень успешна. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
Поэты посвящали ему стихи, называя «редким талантом», «прекрасным живописцем», «божественным мастером». Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Мастер находит неожиданный прием. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1628 В. встретился с П. П. им был написан великолепный портрет Хуана Парехи, который римляне поместили в Пантеоне Агриппы, где выставлялись только работы признанных и великих мастеров. полководцы по сторонам– отряды с лесом копий и алебард, образующие сложный ритм композиции в глубине– вид Бреды, напоминающий нидерландский «космический пейзаж». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. галерея, Лондон «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид «Явление Христа в Эммаусе», ок. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. В 30-х гг. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. академии Св. Мало кто из иностранных мастеров удостаивался такой чести.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. 14 марта 1617г. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Творчество мастера, хранящее много недосказанного, сочетающее в себе удивительное техническое мастерство, цельность и выразительность, часто несущее философский, религиозный или — аллегорический подтекст, явилось исключительно важным этапом в истории живописи.
Луки и общества виртуозов Пантеона. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «Дон Антонио-англичанин», «Дон Хуан Австрийский», нач. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
(все– в Прадо), вкоторых заметно влияние венецианской школы, особенно Тициана. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Его черты трудно назвать приятными: мясистый нос, тонкие губы, пронзительный взгляд, красноватый цвет лица. Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок. В Италии Диего Веласкес был избран членом Академии Св. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Сын дворянина португ. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали иллюстрирующая миф об Арахне) и неск. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Каждый образ на редкость красноречив. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Д. Веласкес (Прадо. 1648, коллекция Уоллес, Лондон), ФилиппIV в воен. Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры.