Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг – 25 января 1586, Веймар) – немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der ltere)родился в 1472 г в семье художника Ганса Мюллера в небольшом городке Кронах. (cranach) — прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг — 25 января 1586, Веймар) — немецкий художник-живописец, сынЛукаса Кранаха Старшего.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Некоторые композиции Кранах (Cranach) имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Портреты К., по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Кранах (Cranach) в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
Из мифологических произведений Кранах (Cranach) Венера с Амуром, Амур с пчелами и Геркулес с прялкой, писанные им самим или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. и вскоре переросло в тесную дружбу. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 461).
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Шёнер»). Лучшее из них: Проповедь Иоанна Крестителя, в брауншвейгской галерее. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Лукас Кранах (Cranach) Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего исторический и портретный художник. Heller, L. Cranachs Leben und Werke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr.
Отдых св. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой благосклонностью. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Екатерины». Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах (Cranach) и возвел его в дворянское достоинство. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Для них он написал портреты. Год спустя художник скончался в Веймаре. С каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Произведения К., относящиеся к 1520-1830 гг. имеют переходный характер. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Известно, что у художника было еще три дочери. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. (Лпц., 1883). «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. 1) Лукас Кранах (Cranach) Старший, знаменитый художник и гравер, род. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1619 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. – в бургомистры. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Благодаря его мастерской, работы бесчисленно множились. Такова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенском пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. 2. Каковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. и несмелый прием прилизанного наложения красок. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Ср. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Очень немногочисленные гравюры Кранах (Cranach) на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Семейства на пути в Египет – у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ – в церкви св. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Например, «Охота на оленей» (1529 г, Вена, Музей истории искусств). После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. - прозвище двух нем. Его портреты пользовались большой популярностью. У художника имелось еще три дочери. Портреты работы К., большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Рисунок у него слабее чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами.
Произведения Кранах (Cranach) Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. d. Aeltere (Герл., 1879) M. В. Linden, Lucas Cr. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Следует отметить, что Лукас Кранах был выдающимся портретистом своей эпохи.
А. Н-в.