Курбе (Courbet) Гюстав (10 июня 1819, Орнан – 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реализма в живописи. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877).
Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоев общества: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Похороны в Орнане (1850, Лувр), Дробильщики камня (1849, не сохранилась, ранее находилась в Картинной галерее Дрездена), Ателье, которую сам автор называл Аллегорией реализма (1855, Лувр), Деревенские барышни (1851), Купальщицы (1853, обе – Нью-Йорк, музей Метрополитен), Возвращение кюре с приходского совета (1862, была сожжена владельцем из-за ее антиклерикального характера). круги относились к нему с открытой враждебностью.
Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: Не имея постоянных учителей, я всему научился сам. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша.
Но не удержался и сам переписал перспективу плит пола, которая ему казалась неверной. Она же в рост– в раннем офорте, которым стал увлекаться Уистлер. Например, «Музыкальная комната», очень высветленная, пронизанная светом из невидимого за занавеской окна, около которого сидит на диване племянница-подросток, снова в белом платье. Особенно хороши марины Курбе.
В 1839г. Море он страстно любил, оно для него было не менее живым и значительным, чем люди. — отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. — Я пишу как бог. ». Он поселился у своей старшей сводной сестры Деборы, в семье ее звали по-русски– Даша. Планы не осуществились из-за начавшейся революции.
Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации. В 1873 он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства («Источник», 1868, Лувр).
Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. 1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» — метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Он живет то в Англии, то во Франции– не только в Париже, но и в Бретани (1861) или в Гетари, под Биаррицем (осень 1862). В 1850–1870-хгг. К концу 1860-х годов он понял свою неудачу и забросил эти проекты, вернувшись к окружающему миру.
Вопрошающий взгляд девушки психологически сложен и отличает его от портрета Курбе. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. Он любил только уроки рисования. К лучшим произведениям художника принадлежат большие многофигурные композиции, центром которых становится он сам («Здравствуйте, господин Курбе. », 1854 «Ателье», 1855). Они продолжали чувствовать Хейдена чужаком, хотя он и кормил их до отвала и, стараясь помочь, купил одну из пяти копий «Брака в Кане» Веронезе, сделанную Фантеном, «Темзу во льду» Уистлера и картину Легро изображавшую интерьер церкви. Но это скоро кончилось.
«Автопортрет с черной собакой» (1844), выставленный в Салоне, был замечен критикой. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844—45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853—55) и др. костлявый.
Мастер пишет на холстах большого размера изображая фигуры почти в натуральную величину: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Музей изящных искусств, Лилль), «Дробильщики камня» (1849, не сохр. ), «Веяльщицы» (1855, Музей изящных искусств, Нант). Художник испытал сильное влияние идей П. Ж. Естественно, что Уистлер наслаждался этой атмосферой.
Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. Сюжет весьма прозаичен, но в этом полотне интересны образы людей, которые создал Курбе, поднявшись до обобщений. «Девушку в белом» удалось показать на выставке в новой галерее на Бейкер-стрит, но, показанная между Фритом и ему подобными, она не произвела впечатления на Академическую выставку 1862 года ее не взяли не приняли и в парижский Салон, куда Уистлер ее послал. Это вызывает в обществе скандал.
Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Он старается этим возместить недостатки своего не слишком усидчивого учения в Париже. Решением суда он был приговорен к штрафу и шести месяцам лишения свободы. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Слава и успех наконец приходят к нему. В начале 1866 года он был в Панаме, а затем в Вальпараисо во время бомбардировки испанцев. Он был вторым с конца.
Он общался больше с талантливой французской молодежью инстинктивно чувствуя, за кем будущее. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов.
Он печатает «Манифест реализма» и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. Гюстав — (1810–1877) — французский художник, автор портретов, жанровых сцен, пейзажей. Французский художник, график, скульптор.
Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Неунывающий, веселый, беспечный, полный неистощимых выдумок и проделок, молодой демократически настроенный американец Уистлер очень мало походил на респектабельных юных членов небольшой английской колонии художников, учившихся тогда в Париже. Но на баррикады Гюстав не пошел.
Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Детских книг в те времена было мало. Уистлер сделал в 1858 году свою первую так называемую «Французскую сюиту офортов», точнее, «12 офортов с натуры», в которую входят как парижские типы, вроде «Фюметты», так и зарисовки путешествия с художником Делануа в Страсбург, по Северной Франции, Люксембургу и Рейну, откуда им пришлось за недостатком денег возвращаться пешком, оставив в залог хозяину гостиницы офортные доски. Отчасти Уистлера подбивал на это его новый приятель, заменивший Легро, Элберт Мур. В Салон, приуроченный к Международной выставке 1855, не были приняты Похороны в Орнане и Ателье (обе — 1855, Париж, музей Орсе) в ответ Курбе арендовал отдельный павильон под вывеской Реализм и устроил в нем персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства (Манифест реализма). Но ничего хорошего из этого не вышло.
А склоненный профиль ее матери– сестры Даши– виден только в отражении в зеркале (может быть, тоже отражение воспоминаний о Веласкесе. ). Но это не пассивность и покой, а прерванное потенциальное движение. Он не пошел в чопорную Академию, а поступил в студию Глейра, гораздо более свободную, где учились позднее Ренуар и Моне. Даже писал позднее Фантену, что жалеет, что не учился у Энгра.
Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Остальные работы художника в Салон не приняли. — воскликнул я. — Еще никто никогда не писал так, как вы. » — «Верно. Мане импрессионисты).
В нее играли так — участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах изображая «живую картину», значение которой должны были угадать зрители. Он экспериментирует и с широкой гаммой красок, нанося мастихином быстрые широкие мазки., Гюстав (Courbet, Gustave) 1819, Орнан — 1877, Ла-Тур-де-Пельс, Швейцария. Не хочется долго останавливаться на этой работе. Франш-Конте, также композиции на религ.
Это очень пригодилось позднее Уистлеру при писании «ноктюрнов». Давида). В период Парижской коммуны (1871) был делегатом мэрии, председателем федерации художников. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено. Сделав своим девизом «правду в искусстве», протестовал против академических традиций, обратился к реа-лизму, отображая жизненные явления без прикрас.
Один из французских критиков– Поль Манц– в рецензии на «Салон отверженных» назвал ее «Симфонией в белом». Его задача, как он ее определяет сам, запечатлеть нравы идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке. Вответ художник соорудил рядом с территорией выставки врем. В 1842 году он создал первую свою картину имевшую настоящий успех, — «Автопортрет с черной собакой». Это попытка, о которой обычно вовсе не говорят, по-своему претворить весьма распространенное в Англии в это время увлечение более или менее бутафорской неоклассикой, так называемой «гостиной античностью».
Но чего это стоило Джорджу Уистлеру. Курбе написал немало портретов, в которых удивительно точно передан характер модели («Автопортрет», 1849 «Человек с трубкой», 1850 «Г-н А. Брюа», 1854 «Портрет Ш. Бодлера», 1849 «П. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др. ), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль «Похороны в Орнане», 1849-50, Лувр «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей). На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой. Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона.
В1877г. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя.
Наряду с композициями на религиозные и литературные сюжеты (Лот с дочерьми, 1841, Париж, частное собрание) делает портреты, в основном изображая самого себя. Все горожане старались попасть на картину-эпопею. франков, бежал в Швейцарию, где провел последние годы жизни. В конце 1865 года он вдруг собрался помогать чилийцам и перуанцам против испанцев.
В 1850—1870-х продолжает упорно работать, создавая жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: Деревенские барышни (1851, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Купальщицы (1853), Встреча (Здравствуйте, господин Курбе. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Но к началу 1860-х годов уже есть какой-то свой острый и непривычный угол видения, в какой-то мере аналогичный его сверстнику по возрасту Дега, попытки «кадрирования», почти предвосхищающие еще не родившееся кино. «Ноктюрн. Самая неистовая ругань и насмешки, как известно, достались на долю «Завтрака на траве» Мане и «Девушки в белом» Уистлера.
Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Оба увлекались морем. Тогда полный возмущения художник устраивает свою собственную выставку, которая состоит из 40 полотен. Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе.
Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня» интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Похороны в Орнане (1849—1850, Париж, музей Орсе) — великолепное по живописи полотно, написанное сильной свободной кистью, на котором художник изобразил своих соседей по Орнану, собравшихся на торжественную траурную церемонию. Фрит особенно ценил занимательный, оптимистический сюжет– вроде, например, «Дня дерби»– большого полотна, переполненного колясками, румяными леди в шелках, джентльменами в крахмальном белье, нарядными детками, слугами, чистенькими лохмотьями неунывающих нищих, всякими сантиментами и забавными происшествиями. Курбе— автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.
Критик Шанфлери издает сборник в защиту нового направления – «Реализм», в 1856-57 выходит журнал с таким же названием. Картина Дробильщики камней, созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. На картине изображен торс женщины без лица.
Еще важнее было знакомство с Курбе, перед которым благоговел тогда Фантен. Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем. У Лекока же учились Дега, Мане и Моне.
Хочется просто быстро забыть подобную гадость. «Улица в Саверне», «Торговка горчицей» или «Кухня»– произведения большого и своеобразного мастера, хотя Уистлер здесь еще и отталкивается от французских офортистов середины века– Мериона, Жака и других. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин). «Почему вы еще не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. К. создаёт жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: «Деревенские барышни» (1851–52, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Купальщицы» (1853), «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе. », 1854 обе– Музей Фабра, Монпелье).
Прудон и его семья», 1865). Планы не осуществились из-за начавшейся революции. пути в иск-ве («запечатлеть нравы идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке»).
В их лице Уистлер здесь сразу же столкнулся с квинтэссенцией викторианской Англии. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Вей, филолог и автор романов, родился в 1812 году в Безансоне. Правда, он так и не выучился хорошо рисовать конечности– бился над этим всю жизнь. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались.
Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Собирал он и восточный фарфор, главным образом так называемый сине-белый. Может быть, легче сформулировать, кем он не хочет быть: салонным художником с его до мелочей выписанными плоскими сентиментальными анекдотами или выспренними «историческими» картинами на мифологические темы. Видимо, для него было важнее свое рождение в искусстве.
и лит. Прудона. Он умер 9 апреля 1849 года, когда Джимми было всего четырнадцать лет. Уистлер много работает. Нет, люди даже мешают. К. много путешествовал по Франции иза границей вмаринах («Бушующее море», 1870, Музей Орсе) воссоздал образ морской стихии– грозной, неподвластной человеку и великолепной в своём буйстве.
Картина «Послеобеденное время в Орнане» почти наверняка была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из наездов художника в родной город, но окончательно завершена, видимо, в Париже. Трувиль», 1865). Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. Серебристое море». Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 – в Париже.
В 1867 он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около ста работ. — воскликнул я. — Еще никто никогда не писал так, как вы. » — «Верно. произведений франц. В какой-то мере ими навеяны эскизы стройных девичьих фигур, обычно называемые «Шесть проектов», – многофигурных композиций, оставшихся невоплощенными в декоративные панно.
Ему было к этому времени восемнадцать лет. В качестве примеров можно привести полотна Пирушка на охоте (1857, Бостон, Музей изящных искусств), Бой оленей (1859–1861), Олень и олениха в лесу (1866) и Волна (1870, все три – Париж, Лувр). Но учился он больше в залах Лувра и у самой жизни. Курбе так определял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы идеи и облик моей эпохи согласно моей оценке».
Но с точными науками дело не ладилось. Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека («Дробильщики камня», 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения («Возвращение кюре с приходской конференции», не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель). Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. провинции.
Художник писал обыденные сцены, которые наблюдал в родном городе Орнане («Послеобеденный отдых в Орнане», 1848–49 «Похороны в Орнане», 1850), придавая им подлинный размах и монументальность. — отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. — Я пишу как бог. ». Филипп. Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст. Как раз в эти годы на аукционах у Кристи прошли вермееровские «Концерт» и «Астроном».
В одном, к сожалению, до сих пор полностью не опубликованном письме Курбе к Уистлеру (от 14 февраля 1877 года) Курбе вспоминает, как Джо по вечерам развлекала всю компанию пением ирландских песен и как они по ночам ходили к морю купаться в ледяной воде и как их занимало «пространство» и «горизонт». Во-первых, женщина была слишком реалистична. Родился в семье зажиточного фермера. Из семьи зажиточного фермера.
Писать надо было просто окружающую жизнь, что он и делал. Они представлены в виде «живого табло» — популярной в то время игры.
Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. Утверждая, что «искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником», Курбе отказался от отвлеченных сюжетов, принятых в искусстверомантизма и классицизма. Флажуло (ученика Ж. Л. Париж всегда был политизированным городом. Существеннее, что мастерская Глейра была средоточием вольномыслия и бунтарства.
Действительно, его купальщицы – это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощные женщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье). В 1839, с трудом уговорив отца, отправляется в Париж. Отец Уистлера заболел вместе с ними холерой и так и не смог от нее совсем оправиться.
Первые уроки живописи получил в Орнане, затем в Художественной школе Безансона у местных художников. Вей, филолог и автор романов, родился в 1812 году в Безансоне. направления, однако офиц. Бунтарский дух Курбе побудил его к участию в революционных событиях.
Неофициальным руководителем в его мастерской был Курбе, он постоянно заходил туда, критиковал. Индустриальных рабочих он тоже почти не пишет, если не считать нескольких «Кузниц» ишерстобитов среди его офортов. приподнятость, а героям– значительность. Впрочем, такая тематика свойственна и более ранним «салонным» живописцам. По возвращении он создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж) изображающий многолюдную траурную процессию.
В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате. Даже единственный раз, когда ему удается построить дом по своему вкусу– знаменитый «Белый дом» по проекту архитектора-новатора Годвина, – он фактически прожил в нем всего несколько месяцев. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. реализма 19в. – подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь франц. Передача пространства действительно играет важнейшую роль в маринах этого времени.
Как мы увидим, тесная связь Уистлера с французской поэзией продолжалась всю жизнь. художник. С явным удовольствием передает Курбе черты красивого лица, несколько романтизируя собственный облик (Человек с собакой, 1842, Париж, музей Пти-Пале Раненый, 1844, Париж, Лувр Счастливые влюбленные, 1844—1845, Париж, музей Пти-Пале Человек с трубкой, 1846, Монпелье, Музей Фабра). Вообще пространство трактовано им везде абсолютно по-европейски. Увы. Туда попало все самое интересное и «Салон отверженных» имел огромный, хоть и скандальный успех.
Поселился он в Лондоне, но и там постоянно меняет квартиры и мастерские. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль. В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей изображая горные массивы, скалы и марины («Бушующее море», 1870, Музей Орсе, Париж) – грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе — например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва.
Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. Правда, для Мане Гойя имел большее значение. Она была замужем за преуспевающим врачом и любителем-офортистом Симором Хейденом.
Художник стремится не к иллюзии, а передает как бы саму суть морской стихии — грозную, суровую, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером.
Не проще ли было им просто не ходить. На этой картине целый рассказ. В ранний период пишет пейзажи (в пастозной манере) родной пров.
Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Музыкальные названия вошли в моду. Легенды о приключениях Уистлера долго ходили среди населения Монмартра. По существу, основное учение Уистлера происходило именно здесь. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось. Можно найти аналогии и с поисками Мане– и не только в том, что в этот период оба и Мане и Уистлер, увлекались испанским и японским искусством, писали копии с «Тринадцати кавалеров» вЛувре, которые тогда приписывались Веласкесу, а теперь считаются полотном Масо. КУРБЕ, ГЮСТАВ (Courbet, Gustave) (1819–1877), французский художник, скульптор и график. С именем Уистлера навсегда связано изображение ночи, – нет, не просто мрака, а того меланхолически пленительного часа, что французы называют «lheure bleue».
Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: Молодой человек с кожаным поясом или Автопортрет (1849), Человек с трубкой (1850), Г-н Брюа (1854, все три – Лувр), Портрет Бодлера (1849, Монпелье, музей Фабра), Прудон и его семья (1865, Париж, Пти-Пале), Обнаженная (1869). Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Хейден считал, что на Лондонскую Академическую выставку ее тоже не возьмут. Положительные и добропорядочные, плоть от плоти английской буржуазии, будущий академик Пойнтер, будущий музейный деятель Армстронг, Принсеп, рисовальщик Дюморье презрительно сторонились «безрубашечников»– талантливой, но нищей французской братии. Теперь как-то непонятно, почему такой шумный успех, настороженное внимание и неистовые нападки вызвала как будто самая простая лиричная композиция «Девушки в белом».
Уистлер шел по нему первым. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Но надо отметить с самого начала, что он нигде не стремится к простой имитации или подделке под «экзотику». В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. самых разных работ.
Образ моря становится одушевленным– оно может быть «Сердитым» («The Angry Sea») или «Печальным» («The Sad Sea») и вы убеждаетесь, что художник от всей души сочувствует ему, как живому существу. Уистлер не скрывает маскарада– переодетость модели всегда абсолютно явная: например известное его полотно «Принцесса из страны фарфора» является просто портретом очень красивой девушки– дочери греческого консула в Лондоне Кристины Спартали. Позднее фон «Балкона» развивается до самостоятельной темы– в «ноктюрны», а в портретах фигуры почти всегда рисуются на нейтральном заднем плане. Хейден был вынужден проглотить обиду. Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон. » «Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона».
Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во время Второй мировой войны) «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте). «Павильон реализма» и устроил в нём персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего иск-ва («Манифест реализма»). Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе. Создав на основе новой концепции ряд полотен, Гюстав Курбе, произведения которого раньше просто отвергались, в 1849 году выставил в Салоне 7 картин. Эти слова говорят о двух его отличительных свойствах: стремлении к совершенству и о том, что в сущности, в Европе он нигде не чувствовал себя «дома». Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной.
сюжеты («Лот с дочерьми», 1841, частное собрание, Париж «Вальпургиева ночь», ок. Годы в России пролетели быстро. Самая неудачная из этой серии картин– «Шесть марок» или «Ланге Лизен», как звали в Голландии вазы особой вытянутой формы, расписанные удлиненными женскими фигурами, – слишком перегруженная, почти забитая антикварными вещами и фигурой неловко сидящей девушки, тоже переодетой в кимоно. «Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи.
Даже когда композиция навеяна японской гравюрой, как в «Балконе», связанном с «Тремя девушками у окна» Кийонага, – Уистлер переносит ее в обстановку любимого города и пишет девушек на фоне Темзы, с силуэтами заводов на том берегу. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Нет, видимо, даже просто строгая красота города, «прозрачный сумрак, блеск безлунный» его белых ночей и пышность празднеств с фейерверками на замерзшей Неве, тонкая прелесть апартаментов Камерона в Царском, о которых пишет в своих петербургских дневниках его мать, навсегда остались где-то в подсознании впечатлительного мальчика. В 1860-хгг.
На ней изображены и певчие и кюре и мэр города и жители в черных траурных одеждах. После разгрома Коммуны его обвиняют в причастности к сносу Вандомской колонны, приговаривают к тюремному заключению и огромному штрафу. Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса и Рембрандта. Мастер пишет на холстах огромного размера изображая фигуры почти в натуральную величину: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Дробильщики камня (1849, Дрезден, Галерея новых мастеров). Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист.
Не от Хогарта ли отчасти желчная злость и язвительный юмор Уистлера. Именно Петербург стал его колыбелью как художника. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Лучшими работами молодого К. были портреты его близких и особенно «романтизированные» автопортреты, которыми он впервые заявляет о себе в Салоне («Человек с чёрной собакой», 1842, Музей Пти-Пале, Париж «Раненый», 1844, Музей Орсе, Париж «Счастливые влюблённые», 1844–45, Музей Пти-Пале «Человек с трубкой», ок.
К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Сначала он с упоением пишет кимоно, как в «Принцессе из страны фарфора», «Шести марках фарфора» или «Золотой ширме», где весь пол усеян, кроме того, японскими гравюрами. Уже у Мюрже говорится о «Симфонии о влиянии синего в искусстве», а у Готье есть целая поэма «Симфония в белом мажоре». Курбе восхищается живописью испанцев — Веласкеса, Риберы, Сурбарана.
Затем, будучи приговорен к тюремному заключению и штрафу в размере 300 тыс. В отличие от франц. Художник побывал в Германии, Австрии, Англии.
Грызущий червь беспокойства преследует Уистлера до самой смерти. Уистлеру это понравилось и он принял это название. Заметная округлость живота – указание на зарождение новой жизни. 1854, обе — Монпелье, Музей Фабра) Битва ланей (1866), Бушующее море (1870, обе — Париж, музей Орсе). Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы («Море у берегов Нормандии», 1867, ГМИИ).
Происходил из семьи зажиточного фермера. Для раннего периода Уистлера характерно некоторое влияние Курбе. Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки.
Из ранних вещей Уистлера влияние метода Курбе– «великого человека», по выражению Уистлера, – яснее всего сказывается в пастозно написанном остром портрете желчной старухи Жерар. Удачнее– более ритмично– построена композиция «Золотой ширмы», с очень декоративным узором насыщенных и непривычно ярких для Уистлера, красиво перекликающихся красок. Трудности, расходы не имели значения.
В 1846 К. посетил Нидерланды огромное впечатление, которое произвели на него произведения Ф. Халса и Рембрандта, укрепляют К. в поисках реалистич. Именно автопортретами он впервые заявляет о себе в Салоне. он был назначен главой художественного отдела комиссии Парижской коммуны. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.
Курбе чувствовал себя первооткрывателем и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне) «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье). К Всемирной выставке 1855 Курбе приготовил большую картину «Ателье или Реальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить свое художественное кредо. В Трувиле написаны такие вещи Уистлера, как «Опаловые сумерки», «Гармония в синем и серебряном. В 1837г. Он был осужден и заключен в тюрьм у. Выпущенный на свободу, вскоре (в 1873) подвергся судебному преследованию и приговорен к огромному штрафу, деньги от которого должны были использоваться для восстановления колонны. Как и Мане, Уистлер сыграл важную роль в дальнейшем развитии искусства импрессионистов. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ».
А было что вспомнить: от веселых пирушек с участием любимой натурщицы «Тигрицы» Фюметты, декламировавшей Мюссе, но в припадке ревности изорвавшей все рисунки Уистлера, до голодных и холодных дней в пустой мансарде, когда ломбард отказывался принять в заклад старый тюфяк– последнюю надежду на добывание денег. Мы уже говорили выше об аналогиях с маринами Мане.
С другой стороны, можно провести некоторую аналогию с ранними портретами Дега. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Вокруг него объединяются художники-реалисты. Здесь важно не только то, что он бродил там с матерью по залам Эрмитажа, что там он взял первые уроки рисования, что в порядке исключения его мальчиком зачислили в «головной» класс Петербургской Академии художеств, где он был самым младшим учеником. Вспомним «Порт в Гавре» Мане, написанный около 1868 года или его же порты в Булони (1869) и Бордо (1871).
На первых порах Лондон отнесся к Уистлеру вполне милостиво. В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. также). Но Уистлер не сразу почувствовал опасность изоляции. В сущности, пожалуй, все, что Уистлер запомнил от Глейра, это то, что в основе любых тональных решений должен лежать черный цвет.
Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст.
Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Легро рассердился и, по наущению Уистлера, в отсутствии Хейдена стер его запись. Вскоре после этого художник скончался. Влияние его делается менее явным и более глубоким: меняется композиция, фон становится более плоским, любовь к силуэту заменяет прежнюю моделировку, но без подчеркнуто линейных контуров, свойственных японской гравюре. Первые уроки живописи получил вОрнане у отца Бо (ученика А. Ж. испанских– Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Сурбарана).
Многое изменилось в нем со времени увлечения восточным искусством. Самая многочисленная группа картин– пейзажи, в том числе морские («Волна», 1870) и сцены охоты («Пирушка на охоте», 1857 «Бой оленей», 1859–61 «Олень и олениха в лесу», 1866). Туда заходили братья Гонкуры, хранитель Лувра Вийо, Фантен и Уистлер, позднее Дега и Золя. Подход к живописи у него был чисто коммерческий.
Занимался также графикой и скульптурой. Сцены провинциального быта представлены как масштабные исторические события. Пишет картины изображающие молодых женщин в пейзаже интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур) «Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей.
Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. Россетти. письма к Фантену). Он написал ее еще в Париже в 1858 году по памяти, согласно рецептам Лекока. Что заставляло буржуазную публику ломиться в «Салон отверженных», потрясая зонтами и тростями, выкрикивать оскорбления в адрес Мане и Уистлера.
Автор словно смешивает понятия порочность и плодородие, показывая без прикрас реальность. Но ему повезло (в Салоне он был отвергнут вместе с множеством таких передовых художников, как Курбе, Мане, Фантен-Латур, Бракмон, Писсарро и другие), что император Наполеон III сделал «изящный жест» ипредоставил для «Салона отверженных» пустующий Дворец промышленности, рассчитывая на посрамление неугодных мастеров. Отношение Уистлера к буржуазному обывателю отразилось в его– правда, позднейших– словах: «Я тщетно метал перед ними бисер Публика– она была и осталась публикой». В Салон, приуроченный ко Всемирной выставке 1855 в Париже, не были приняты «Похороны в Орнане» и программная картина «Ателье» (1855, Музей Орсе), названная К. «реальной аллегорией». Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Творения Фрита полностью отвечали вкусам английской буржуазии.
Но в Англии главным пропагандистом японского искусства стал Уистлер, а за ним Д. Г. Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи — Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Смотрите, у девочки– киска, а у другой девочки– собачка, а эта девочка сломала игрушку, настоящие слезки текут по ее щечкам.
Избрав главным средством своего живописного языка не локальный цвет, а тон и его гра-дации, Курбе постепенно отходил от сдержанной и суровой палитры, высветляя и обогащая ее работой на пленэре. для выполнения. школе в Безансоне у Ш. А. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал.
Чопорная буржуазная обстановка дома их пугала. Грандиозное полотно «Похороны в Орнане» (1849–50, Музей Орсе, Париж)– одно из самых значит. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию, Курбе умер в изгнании. Николай I ценил отца будущего художника за то, что тот происходил из военной семьи, – окончил военно-инженерную академию в Вест-Пойнте в США и стал одним из первых и способных строителей железных дорог, только еще входивших в моду. «Почему вы еще не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте.
«Если б кремний был газ, я был бы теперь уже генерал-майором», – любил позднее шутить Уистлер. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Поездка в Вальпараисо еще больше обострила его ощущение цвета. Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. КУРБЕ (Courbet) Гюстав (Жан Дезире Гюстав) (10. 6. 1819, Орнан– 31. 12. 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария), франц.
Энтузиазм Бракмона был заразителен. Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. 1847–48, Музей Фабра, Монпелье). Лекок требовал точного рисунка и изображения– по памяти. 1841, не сохр. ).
В 1871г. Живой и своевольный нрав Джимми никак не мог подчиниться военной дисциплине. Его друг Шанфлери, недавно открывший для себя Курбе и желавший поделиться с Веем своим восхищением перед молодым художником, привел того на улицу Отфёй, где их принял «высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый,, костлявый. Насмешки сыпались на Курбе одна за другой. Вот этак многие начинают и кончают жизнь».
Он с треском провалился на экзамене по химии и был уволен. Потрясающе. »– уронил монокль и удалился, нарушив общее благодушие. Правда, этот предмет был поставлен в Академии серьезно, почти профессионально. courbet)Гюстав (1819, Орнан, Франция– 1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский художник, скульптор и график, один из основоположников реализма.
Здоровому человеку это не требуется и рассматривать этот опус не хочется. В начале 1860-х годов Уистлер завоевывает себе известное признание, особенно в определенных прогрессивных кругах Парижа, недаром Фантен включил его в свой групповой портрет «В честь Делакруа» (1864)– своего рода манифест передовых сил французского искусства. Он ухитрился действительно построить железнодорожную линию Петербург– Москва согласно той знаменитой прямой черте, что провел линейкой по карте царь. В своей гостиной Хейден повесил «У рояля»– картину Уистлера изображавшую Дашу с дочерью.
Гро), в1837–39 обучался в худож. Умер Курбе в Тур-де-Пельц в Швейцарии 31 декабря 1877. Острот ему не прощали. Родился в семье богатого фермера. Нередко в картинах Курбе изображены люди, занятые тяжелым и безотрадным трудом («Дробильщики камня», 1849, не сохранилась «Деревенские барышни», 1851).
Интересно сопоставить ее одухотворенный, сдержанный и тонкий образ в «Девушке в белом», названной позднее «Симфонией в белом 1» или в «Мален ькой девочке в белом» («Симфония в белом 2») с ее же портретом «Прекрасной ирландки» кисти Курбе, написанным в те же 1860-е годы, когда Уистлер с Джо наезжали во Францию и жили то в Париже, то в Бретани. В сентябре 1859 года Уистлер перебрался в Лондон. по решению суда были конфискованы и проданы с аукциона его картины. Но это относится уже к несколько более позднему времени.
худож. Там не остается ни надежды, ни видов на будущее». Пишет портреты и автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек с собакой» (1842, Пти-Пале, Париж) «Раненый» (1844, Лувр, Париж) – обе работы в Салоне 1844 «Счастливые влюбленные» (Салон 1845 музей в Лионе, ) «Человек с трубкой» (1846, Музей в Монпелье).
В «Девушке в белом» Уистлер долго бился над решением поставленной им перед собой задачи– написать на белом фоне белую фигуру Джо, оцепенело стоящую, опустив руки. Картина не была принята (так же, как и «Похороны в Орнане») и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большой павильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием «Манифест реализма». Где нет места для улучшения это fnis– конец– смерть. Трувиль» и «Серое и зеленое. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей.
отправился в Париж, где учился писать с натуры в частных художественных студиях. Картина «Послеобеденное время в Орнане» почти наверняка была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из наездов художника в родной город, но окончательно завершена, видимо, в Париже. Тем более что в Академии все французское было в моде.