Correggio (Корреджо) – материал, названный в честь великого итальянского живописца периода Высокого Возрождения, который в свою очередь получил это прозвище в честь города в котором родился, творил и прославил. Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия— около 5 марта 1534, там же)— итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Correggio (Корреджо) – это изысканное, экологически безопасное покрытие с визуальным и тактильным эффектом нежного переливающегося бархата.
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Корреджо (итал. Correggio, эмил. -ром. Correggio Antonio Allegri) – итальянский живописец периода Высокого Возрождения.
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри итал. Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.
Франциска. С 1516 г. Корреджо жил и работал в Парме. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Георгием. В более поздних станковых произведениях он всё чаще увлекается маньеристическим приёмами, усиливая светотень и используя резкие ракурсы фигур («Оплакивание», 1524 «Мадонна со св. Такова первая дошедшая до нас алтарная картина Корреджо «Мадонна со Святым Франциском» (1514—1515, Дрезден, Картинная галерея).
Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Дерево, масло, 105102 см. В целях усиления эмоционального звучания образов К. иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов» или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден). Его композиция весьма неординарна. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях. В 1520-1522 годах Корреджо выполнил роспись купола церкви Св. Иоанна Евангелиста «Вознесение Христа», а шестью годами позже — роспись купола Пармского собора «Вознесение Марии», в которых использовал те же принципы композиционного построения, еще решительнее обозначив ракурсы и глубину пространства.
КОРРЕДЖО (Correggio настоящее имя и фамилия Антонио Аллегри, Allegri) (около 1489, Корреджо – 5. 3. 1534, там же) итальянский художник, представитель пармской школы. Таким образом, Корреджо был одним из создателей нового типа монументальной живописи. Граф Б Кастильоне, друг и покровитель великого Рафаэля, понимал «грацию» как врожденное, дарованное небом чувство изящного и способность поступать в соответствии с этим чувством. Именно к числу таких «грациозных» произведений и относится картина Корреджо «Даная», которая уже давно пользуется мировой известностью. (Correggio собственно Антонио Аллегри, Allegri) (около 1489, Корреджо, Эмилия, около 15. 3. 1534, там же) итальянский художник периода Высокого Возрождения. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) – произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности.
Виной всему, якобы стал мешок с медными монетами, которыми расплатился заказчик. Традиции росписи куполов в Италии этого времени почти не существовало, да и сами церковные здания, увенчанные куполами, были сравнительно немногочисленны. Эти фрески стали образцом для многих последователей Корреджо. К числу лучших его станковых работ принадлежит небольшая композиция «Поклонение Младенцу» (ок.
В динамичном построении и активной игре светотени росписей предвосхищены черты барокко. Как писал Марсилио Фачино, «красота есть некая прелесть (grazia), живая и духовная, влитая сияющим лучом Бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тел и звуки. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Плакидия и Положение во гроб (в пармской пинакотеке). Джорджо Вазари, посвятившего Корреджо объемную главу в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вполне можно было бы упрекнуть в несколько пристрастном отношении к художнику. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения – в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Плакидия» и «Положение во гроб» (в пармской пинакотеке).
Марии-Аннунциаты) и Мадонна делла-Скала (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами). -1527) и моденского художника Ф. Б. Феррари. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо.
Плодотворный период начался для Корреджо после нескольких лет работы в Модене. Дивная кисть Корреджо невольно заставляет забывать и не видеть те недостатки, которые и заметны-то только специалистам (например, они отмечают у художника несоблюдение единства времени и места, некоторое отступление от законов искусства, драпировку его считают по большей части неестественной). 1519, Парма, монастырь Сан Паоло). На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке).
Георгием». Проспера в Реджо) «Мадонна с св. К этому периоду относится одна из первых «ночных сцен» в итальянском искусстве – «Рождество» (около 1530, КГ, Дрезден). То, что на картине изображено лишь три лица, позволяет подробно рассмотреть задумку.
В «Мадонне со Святыми Иеронимом и Екатериной» известной также под названием «День» (ок. Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Удивительным образом в работах Корреджо уживались одухотворенность и эротизм, величие света и теплота линий человеческого тела.
Проспера в Реджо) Мадонна с св. Она лишь отчасти является синонимом«красоты», хотя и очень тесно связана с ней. Не существует никаких документальных данных о годах его ученичества.
В основе гуманистической программы цикла, составленной настоятельницей Джованной да Пьяченца, лежат образы античной мифологии, связанные (благодаря сложной системе аллюзий) с христианскими добродетелями. В 1508 году состоялась помолвка Вероники с кузеном, Гиберто Х, графом Корреджио. Севастианом (исполненная для моденского собора) и Мадонна со св.
Себастьяном» (1510-1515, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонна со св. У основания зонтичного свода с 16 делениями изображены аллегорические фигуры в технике гризайля, над камином – богиня Диана. Парящая в центре купола Мария несколько теряется в этом многолюдье.
Он рано открыл в себе тайный ресурс из которого до конца жизни умел извлекать пленительные образы и сюжеты, ложившиеся в основу творчества. Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей. Таковы противоречивые сведения о Корреджо — художнике, чьи произведения отмечены печатью гения необыкновенного, а прелесть и нежность его кисти просто изумительны.
Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Ранние работы Корреджо позволяют предположить, что в юности он побывал в Мантуе, где имел возможность познакомиться с работами Мантеньи и Лоренцо Коста и, возможно, в Милане, где видел созданные там произведения Леонардо да Винчи — в своей живописи он использовал принципы «сфумато», дымчатой светотени, характерные для Леонардо. К этому же периоду относятся Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника (в мадридском музее) и Мадонна с корзиной (в лондонской национальной галерее). св. В алтарных образах начала 1520-х годов («Noli me tangere», около 1525, Прадо, Мадрид) Корреджо более традиционен и стремится сохранить гармоничный строй живописи Высокого Возрождения. В этот период им созданы такие шедевры, как «Поклонение волхвов», «He прикасайся ко мне», «Рождество», «Похищение Ганимеда». Антонио Аллегри да Корреджо умер в марте 1534 г. Многие арт-критики считают творчество Корреджо эклектичным, поскольку между его картинами не всегда прослеживается стилистическая связь. Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв.
Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Он покидал Корреджо неохотно, отправляясь в близлежащую Парму исключительно по делам. Ночь (для црк. Еще более грандиозна и эффектна роспись купола собора Пармы, Вознесение Марии (1526—1529), украсившая восьмигранный купол старинного, построенного в XII веке пармского собора. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом». Станковые композиции К., проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 151415, «Мадонна со святым Георгием», 153032, обе в Картинной галерее, Дрезден: «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж).
В эстетическом лексиконе Возрождения «грация» — очень емкое понятие, со множеством всевозможных смысловых оттенков. Первым из них стала роспись внутреннего убранства бенедиктинского монастыря в Парме. св. Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. О формировании собственного стиля свидетельствуют картины «Мистическое обручение св.
Множество фигур, расположенных концентричскими кругами, слитыми в единую, динамическую массу вспышками света и провалами теней изображенных в резком ракурсе «di sotto in su» («снизу вверх») стремительно уносятся к центру купола фигуры обращены к зрителю ногами, что дало повод критикам Корреджо назвать эту роспись «рагу из лягушачьих лапок». 1511), будущий кардинал.
Иосифом и св. В творческом наследии Корреджо кроме росписей значительное место занимает серия монументальных алтарей изображающих Мадонну в окружении святых. Нежно холодный цвет тела «Данаи» в сочетании с яркой белизной постели дает картине главный светлый тон. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. В ранних работах Корреджо (особенно в жестах персонажей) угадывается и влияние Леонардо, однако неизвестно, где и когда он мог видеть его полотна.
Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: Бегство в Египет (в галерее Уффици), Мадонна со св. Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. Ночь» (ок. В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов» или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 – 1530 гг. ) «Взятие Богоматери на небо», – произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. Работал в Парме и Корреджо. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. св. «Грация» — это не просто то, что в обиходе называется «изяществом». У 50-летнего вдовца было уже две дочери (от Виоланты Рико, потомка Пико делла Мирандола), в то время как Веронике было 23 года.
1530, Дрезден, Картинная галерея). Из ранних портретов Корреджо известен поколенный «Женский портрет» (предположительно Вероники Гамбара около 1518, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства. В ранний период испытал влияние перспективных экспериментов А. Мантеньи. Иеронимом (в пармской пинакотеке), прозванная Днем, по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита Юпитер и Антиопа (в луврском музее в Париже), Школа Амура (в национальной галерее, в Лондоне), Ганимед, Ио и Юпитер (в Вене), Даная (в галерее Боргезе, в Риме), Леда (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 годами) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко.
К этому времени относятся: Мадонна, кормящая Младенца грудью (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), Христос в Гефсиманском саду (в Апслейгоузе), Мученическая кончина св. Глядя на его «Данаю», так и кажется, что художник сам поднимался к небу, чтобы увидеть божественный свет, так гениально передал он его божественную сущность. Ложе «Данаи» можно сравнить с волнующимся от ветра озером, по глади которого скользит солнце и вокруг которого, подобно берегам, легли густые тени фона. В 1509 году они поженились в Амальфи. Иосифом и св.
«Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. В 1538 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания. Иоанна Евангелиста (часть Коронования Богоматери снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке первоначально помещалась над городскими воротами).
Сюжет для картины художник заимствовал из греческой мифологии. Возможно, участвовал в росписи надгробной капеллы Мантеньи в церкви Сант-Андреа в Мантуе (1-я половина 1510-х годов, Епархиальный музей, Мантуя). Исходя от этого исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие Мадонны, предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции и в городских музеях Павии и Милана. Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. Св. Уже на первых этапах творчества художника (1520-е гг. ) можно увидеть, что, пребывая в рамках канонов ренессансной живописи, картины Антонио Корреджо содержат новые художественные принципы: так использование сложных ракурсов вместе с вихреобразной композицией предвосхищает появление барокко с его пространственными и световыми эффектами. И в то же время не менее известной стала картина «Рождество Христово», которую знают также под названием «Ночь».
Сколько вымысла и правды заключено в этой истории – неясно. Национальная галерея, Парма.
Около 1519 года Корреджо обосновался в Парме, где сразу получил заказ на исполнение фресок в женском монастыре Сан-Паоло (1519-1520). Так, ему принесла признание «Даная», пронизанная чувственностью и духом античной неги, целиком залитая золотым блеском на темном фоне. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб. ). Характерными чертами станковых композиций Корреджо, помимо праздничного светского духа, являюся интимная мягкость образов, эффектность грациозных поз и движений, динамическая асимметрия композиции, светлый, нарядный, прихотливо-изменчивый колорит («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «», 1530—1532 годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. Живопись этого художника необыкновенная, волшебная и чарующая.
В своем «Жизнеописании» Вазари рассказывает о бережливости живописца, сгубившей его. Франциском» (около 1515, КГ, Дрезден), в которых, помимо близости формам Мантеньи, чувствуется знание приёмов сфумато, разработанных Леонардо да Винчи. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. Вознесение Богородицы.
Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). св. Он был строг к себе и скрупулезно работал над мелочами. С вознаграждением связана и последняя легенда о жизни Корреджо. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси.
св. Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. В некоторых работах Корреджо («Поклонение пастухов» или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден) прослеживается использование эффектов контрастного ночного освещения, что, по мнению исследователей, служит усилению эмоционального звучания образов.
Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. У пары было два сына: Иполлито (р.
Традиции перспективного иллюзионизма А. Мантеньи доведены у Корреджо до совершенства в росписях куполов пармского собора («Вознесение Богоматери», 1526-30) и бенедиктинской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста («Видение Иоанна Евангелиста», 1520-23), где использован композиционный приём «воздушной воронки» со светящимся центром, окружённым многочисленными фигурами. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 205141 см. У аргосского царя Акрисия была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Антонио Аллегри да Корреджо (ок. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона).
Для мифологических картин Корреджо характерны световые и пластические контрасты, внешнее изящество форм («Венера, сатир и купидон» около 1524-25, Лувр «Обучение Купидона», 1525, Национальная галерея, Лондон), погружение в чувственную стихию (работы из цикла «Любовь Юпитера», выполненного около 1531-32 для мантуанского герцога Ф. Гонзага: «Леда», Государственные музеи, Берлин «Даная», Галерея и музей Боргезе, Рим «Юпитер и Ио» и «Зевс и Ганимед», обе – Художественно-исторический музей, Вена). Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески Благовещение (в церкви св. В живописи Антонио Корреджо заметно активное развитие изобразительного искусства. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении.
Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо известная под названием Цыганки (La Zingarella) и Мадонна с кроликом. Иеронимом (в Гамптонкортском собрании) и Четыре святых (у лорда Ашбуртона). Впрочем, вряд ли художник когда-либо испытывал недостаток впечатлений. Иеронимом», 1527-28 обе – Национальная галерея, Парма). С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские Мадонна со св. Correggio, собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджо по месту своего рождения (в Моденской области) – знаменитый итальянский художник (1494 – 1534).
К этому времени относятся: «Мадонна, кормящая Младенца грудью» (в Императорском Эрмитаже и в будапештской галерее), «Христос в Гефсиманском саду» (в Апслейгоузе), «Мученическая кончина св. Екатерины со св. Лувр, Париж. 1510), который стал кондотьером, как и отец и 24 января 1534 года женился на Кьяре да Корреджо и Джироламо (р. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей.
В монументальной живописи К. игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (152023) и собора (152630) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Контрастные по духу и сюжету картины соседствовали в его творчестве. В церкви Сан-Франческо существует запись от 6 марта 1534 года о похоронах Антонио Аллегри. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто.
Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг. ) Взятие Богоматери на небо, — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. Самые значительные алтарные композиции Корреджо, часто называемые «День» и «Ночь», были написаны десятилетием позже и свидетельствуют о значительном изменении его стиля. «Ночь» (для црк. Учился у своего дяди Лоренцо Аллегри (. Подтверждением этому служат многократные упоминания произведений Корреджо в дневниках путешественников, посетивших в Италию в XVIII и XIX в. в. 6 июля 2011 г. на аукционе Sothebys полотно Корреджо «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» была продана Национальной галерее Виктории в Мельбурне за 3 625 250 фунтов стерлингов. Картины художника хранятся в Лувре, Государственном Эрмитаже, Венском Музее истории искусств, Национальной галерее Пармы, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Будапештском Музее изобразительных искусств, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств.
К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее).