На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Иногда композиция приобретает изысканную декоративность: таковы парные картины «Диана и Актеон» (1559 г. ) и «Диана и Каллисто». Картина удивительно проста, лишена даже намека на эффектность. Нюансируя цвет и тон, меняя фактуру мазка, то пористого и плотного, то прозрачного и деликатного, обыгрывая краску на просвет, Тициан передает теперь все чувственное и материальное многообразие мира—холодный блеск металлических лат, шелковистость тонких волос, мягкость и теплоту бархата, никогда не впадая в несколько поверхностную виртуозность мастеров более позднего времени, оставаясь сдержанным, полным благородства (не случайно общий тон картин становится теперь более темным и глубоким).
И это не случайно. Обе картины пришлись по душе хозяину. И действительно, она звучит как торжественный реквием.
Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. На этих работах лежит отпечаток «большого стиля» тициановских монументальных композиций, они торжественнее портретов джорджоневского периода, формат увеличивается до поколенного, фигура изображенного широко и величаво разворачивается на плоскости, вырисовываясь безупречно вписанным в рамки холста силуэтом. И, наконец, портрет самого феррарского герцога Альфонсо дЭсте (1523г. ) уже прямо предвосхищает тот тип портрета-характера, который будет господствовать в творчестве Тициана 30-х – 40-х годов. В написанном около 1570 года «Короновании терновым венцом» Тициан повторяет композицию известной, картины 40-х годов.
Следует отметить образ св. Таков, например, портрет папского легата Лодовико Беккаделли (1552) или так называемый «Друг Тициана» (1550-е гг. ). Еще более интересен портрет главы контрреформации папы Павла III Фарнезе (1543г. ). Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). За десять лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет (Мадрид, Прадо). Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами.
Так, грандиозным пафосом борьбы пронизаны панно «Жертвоприношение Авраама», «Каин и Авель», «Давид и Голиаф» (ок. Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира. Тициан видит в античности не хрупкую. Около 1505 года Леонардо да Винчи пишет знаменитую «Джоконду», в 1508 году молодой Микеланджело, уже закончивший гигантскую статую Давида, начинает роспись Сикстинской капеллы. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год.
Позднее, с появлением Джорджоне из Кастельфранко, примерно в 1507 году, в полотнах Тициана появляется больше естественной мягкости и прекрасно переданного объема. Если в таких картинах, как «Пастораль», «Тарквиний и Лукреция», все пронизано чувством трагического крушения некогда прекрасного мира, то в ряде полотен позднего Тициана звучат и иные ноты.
Проблематика, образный строй, специфика изобразительного языка Тициана этих лет нередко кажутся необычными, непохожими на то. Но теперь она приобретает новую, трагическую глубину. Эти черты можно обнаружить и в некоторых алтарных картинах, например, в «Нисхождении св. Точная дата его рождения не определена. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя ее почти целиком. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Ни в один другой период своего творчества Тициан не уделял портрету такого внимания. Первым учителем Тициана был мозаичист Себастьяно Цуккато. Чувственная страсть приобретает здесь почти пантеистический характер, она как бы сливается со стихийными силами природы.
Картина эта — подлинный шедевр Тициана-живописца. Если традиции портретов Тициана начала 20-х годов тесно связаны с тем пониманием личности, аспектом восприятия мира, который раскрылся впервые в «Динарии кесаря», то его многофигурные композиции 20-х годов продолжают героичесую линию «Ассунты».
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. великолепная фигура св. Никогда еще Тициан не обращался так часто к античной теме, как в 50-е годы.
В «Мадонне Пезаро» нет героических деяний, но все полно дыхания могучей жизни. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Но молодой художник раскрывается перед нами в абсолютно новом качестве. Перед нами раскрывается целое мироздание, как бы колеблемое мощным взрывом языческой страсти: быстрые, стремительно сталкивающиеся мазки обозначают огромный, полный бурного движения мир — неспокойную поверхность моря, убегающие вглубь, в пелену тумана изрезанные берега и горные вершины, нависшие плотной пеленой тучи и гордо проплывающее на фоне этой смятенной вселенной царственное, могучее животное, несущее на спине охваченную любовным экстазом царскую дочь.
Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое оставило эпоху в искусстве Италии. одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. весьма далекий от возвышенных иллюзий гуманистов. Но они пронизаны высокой поэзией, горячей, откровенной земной страстью. Шедевром Тициана 40-х годов является картина «Се человек» (1543г. ). Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. На ступенях лестницы и на площади, перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит пестрая, нарядная толпа: воины изысканные юноши, всадники в рыцарском и восточном облачениях, стражники с алебардами. Прекрасный и светлый мир античности становится сумеречным, полным щемящего одиночества. В целом ряде заказных официальных композиций, таких, как написанная по заказу Габсбургов аллегория «Слава» (1551—1554) изображающая представителей этой династии в клубящихся облаках, перед божественной Троицей или «Вера» (1556—1560), появляется внешняя эффектность, риторика.
Новые заказы не заставили себя ждать. Конечно, герцог щедро вознаградил художника, кстати, Тициан написал с него портрет, где герцог опирается рукой на большую пушку. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга.
Ничто не нарушает атмосферы глубочайшей душевной сосредоточенности.
Поза лежащей богини навеяна «Спящей Венерой» Джорджоне. Оно проявляется сдержанно и строго, как сдержанно все в этой картине. Все в этих картинах пронизано отголоском каких-то могучих сил. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Этому предшествовала достаточно долгая (и безуспешная) борьба провинции за независимость.
Элементы исторической картины есть и в ряде других портретов Тициана 40-х годов. Этот мир, возникающий на полотнах позднего Тициана, находится в особых, необычайно сложных взаимоотношениях с реальной действительностью. Но хотя по величию звучания «Мадонна Пезаро» не может соперничать с «Ассунтой», образы героев приобретают теперь у Тициана трогательную простоту и непосредственность.
Оттавиано Фарнезе— такой, каким увидел его художник, всецело ее заслуживает. На этом беспримерном по живописной силе полотне нет ни насильника, ни жертвы.
Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Но если Христос причастен к миру светлого идеала, то фарисей принадлежит иному миру, недаром его фигура написана в абсолютно другой, более «заземленной» манере. В 1508 г. в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. 60-х гг. ). Вскоре Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари.
С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. Теперь художник создает тот особый неповторимый способ видения мира, ту беспримерную живописную структуру полотна, которая известна под названием «поздней манеры». Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Недаром в эти годы художник закончил картину «Битва при Кадоре», которая, судя по копиям, была полна героической взволнованности и в то же время впервые изображала реальное событие, а не битву титанов. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) – знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) – в Национальной галерее в Лондоне. После того как художник отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. На этих полотнах перед нами предстают и «великие мира сего»—папа Павел III и его родные, «повелитель полумира» император Карл V и друзья Тициана—писатель Пьетро Аретино историк Бенедетто Варки и совсем безвестные нам люди, вроде феррарского юриста Ипполито Риминальди. Художник, как бы размышляя, сопоставляет на плоскости две срезанные о пояс фигуры.
Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. В 1350—1551 годах мастерская Тициана буквально завалена заказами. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Но несколько элегическая созерцательность, утонченность Джорджоне остается ему чуждой и появляется лишь в немногих картинах Тициана («Явление Христа Марии Магдалине»). Весь образный строй этого портрета захватывает зрителя своей сконцентрированной энергией. Над темным морем он несет её на Крит. Герои Тициана причастны к другому миру – миру активных человеческих деяний.
Антония изображающие сотворенные этим покровителем Падуи чудеса. В небесах – освещают прекрасный пейзаж, на фоне которого разворачивается эта трагедия – два обнаженных ангела. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. В противоположность написанной для той же церкви «Ассунте» Тициан возвращается здесь к излюбленной теме венецианского кватроченто изображая так называемое «Святое собеседование»: мадонну на троне и у его подножия—святых Франциска и Петра, а также заказчиков картины, членов семьи Пезаро. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.
Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. После возвращения из Рима он не получает значительных заказов и, видимо, вот таким образом принимает приглашение Карла V приехать в Аугсбург. Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи.
Император не наделен титанической энергией Аретино и Павла III. К этому времени у Тициана уже имелась собственная мастерская и двое помощников, а кроме того, в Венеции его конкурентом был лишь Джованни Беллини. Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Но перелом в искусстве Тициана происходит не сразу.
Эпически величавые фрески основоположника ренессансной живописи флорентийца Джотто, полные суровой героики росписи падуанца Мантеньи приобщили Тициана к «большому стилю» раннего Возрождения, к лаконичной собранности языка великих монументалистов XIV-XV веков. Стремление познать личность человека во всей ее сложности и контрастах, раскрывшейся в «Динарии кесаря», определяет и звучание тициановских портретов начала 20-х годов. Это мироощущение полностью торжествует в прославленном «Похищении Европы» (1559).
Она излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. Но ничто в картине не напоминает о благостной тишине и покое алтарей кватроченто. Герои были изображены в натуральный рост. Тициан закончил несколько незавершенных им полотен и не подлежит сомнению, что под влиянием Джорджоне художник находился еще несколько лет.
Такова прославленная «Венера перед зеркалом» (1553 г. ) — картина, с которой художник не расставался до самой смерти, Все в этом великолепном полотне притягивает своей эмоциональной наполненностью, открытой и страстной. Сюжет картин переносится им в реальную среду Италии XVI века, монументальные полотна приобретают исторический характер. Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне. Его трагизм никогда не граничит с отчаянием и безнадежностью. Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Вернемся к произведениям Тициана. Таков был путь формирования творческой личности Тициана. Ему подражают им восхищаются.
Продолжая традиции своих монументальных композиций 30-х годов, Тициан снова переносит действие евангельской легенды в действительность XVI века. Снова очень многообразной становится тематика его картин: портреты, аллегории, алтарные картины, целые циклы мифологических композиций, которые сам Тициан называет «поэзиями».
По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи.
Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Античная богиня приобретает облик современницы художника.
что характерно для его более раннего творчества. После 1570 года Тициан пишет очень мало. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. Как бы ни было сильно воображение, все возможные комбинации, которые наиболее полно отразят замысел художника, не раскроются без возможности посмотреть на них физически.
Уже в середине первого десятилетия XVI века появляются его первые самостоятельные работы. Так уже в 40-е годы творчество Тициана расходится с вкусами и требованиями официальных кругов.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Портрет Риминальди необычно прост. Картина «Пастух и нимфа» полностью переносит нас в величественный и трагический мир образов позднего Тициана. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Но эта великолепная «натурность», снискавшая картине такую популярность и столь органичная в полотнах 50-х годов, сужает трагический пафос образа, сводя его лишь к одному конкретному звучанию. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тридцатилетний художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако дей Тедески), поразившие современников. Точная дата его рождения неизвестна. Ликующий ритм движения нарастает от картины к картине.
Пожалуй, это самый эффектный из написанных художником в 30-е годы портретов. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. В портрете феррарского юриста, простом и скромном, человек предстает перед нами как бы отчужденным от напряженного ритма современности, целиком замкнутым в себе, в мире глубокого и сосредоточенного размышления.
Массивная фигура «бича монархов», облаченная в великолепное одеяние, тяжело и торжественно разворачивается перед нами, заполняя всю плоскость холста в резком, горделивом повороте предстает характерное, с крупными чертами, ярким чувственным ртом лицо знаменитого публициста. Картины 50-х годов раскрывают нам абсолютно иной образ античности, чем ранние полотна Тициана. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
В новой, охваченной духовной реакцией Италии он чувствует себя особенно одиноким. Как и «Введение во храм», картина полна монументального размаха и великолепия. Он приобщился к обобщенному и мягкому языку Высокого Возрождения, его образы окончательно утратили застылость, мягче стала красочная гамма, в его творчество вошли новые, джорджоневские темы.
Письма же за него писали под диктовку. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Подобно величавой надгробной статуе, замерла оцепеневшая в горе Мария, чье неподвижное лицо захватывает всепоглощающей глубиной чувства, в горестном смирении опустился на колени старик Никодим.
Но они остаются для художника высшим воплощением человечности, высокого благородства. В веселую сумятицу маленьких амуров, которые пляшут, целуются, дерутся, заполняя пухлыми тельцами всю долину, стремительным вихрем врываются две вакханки, как бы предвосхищая динамичный ритм «Праздника на Андросе». духа».
Такова прославленная картина «Кающаяся Магдалина», пленяющая взволнованной передачей цветущей красоты героини, упоением, с которым передано прекрасное полуобнаженное тело, бронзово-рыжие волосы, легкая полосатая шелковая ткань. Один из лучших портретов Тициана этих лет—портрет его друга известного публициста Пьетро Аретино (1545г. ), вызвавший неодобрение заказчика, утверждавшего, что Тициан поленился закончить этот холст.
Пятидесятые годы были временем необычайно интенсивной деятельности старого мастера. В другом аспекте решена луврская картина «Коронование тернием» (около 1542 г. ), композицию, которой впоследствии Тициан повторил незадолго до смерти в прославленном мюнхенском варианте.
В семье Вечеллио было четверо детей – два мальчика и две девочки. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Не удивительно, что в ряде картин этих лет вновь настойчиво звучит героическая тема. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Необычайно полно раскрывается характер в портрете Винченцо Мости, секретаря феррарского герцога. Она принадлежит к самым впечатляющим работам художника. намечающемся в мировосприятии художника. Еще поразительнее портрет урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере. Абсолютно иным предстает перед нами Тициан в великолепном полотне «Любовь небесная и земная» (ок. 1512г. ).
Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. Многие работы Тициана этих лет внешне близки тому типу торжественного и спокойного поколенного портрета, который сложился в его творчестве на протяжении 20-х—30-х годов, Но теперь художник находит в натуре человека не просто яркие и резкие черты характера, но и огромное многообразие их оттенков интенсивная и сложная жизнь образа создается удивительно органическим единством всех изобразительных средств и, прежде всего, выливается в сложнейшей жизни цвета, самой живописной структуре полотна. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Так, светящееся сгустком белого тумана платье Лукреции («Тарквиний и Лукреции» Венской Академии) соткано из желтоватых, сероватых, вишневых. Очень близка по звучанию этому полотну прелестная «Девушка с фруктами», по традиции считающаяся портретом дочери Тициана Лавинии и, несомненно, написанная с большим личным чувством. мир, находящийся в вечном движении, становлении и одновременно поколебленный до основания.
После окончания цикла «Вакханалий» Тициан более 10 лет не обращается кантичной теме. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Отпечаток этого полного патетической приподнятости и динамики стиля лежит на великолепной серии мифологических картин, написанных в 1518—1523 годах для Альфонсо дЭсте. В центре ожесточенного движения предстает спокойная и благородная фигура как бы погруженного в забытье Христа, устало и скорбно прикрывшего глаза.
Вновь перед нами раскрывается мир излучающий сияние полнокровной, яркой красоты.
Сама эта тема, столь свойственная венецианской живописи, звучит теперь у него по-новому. В 30-е годы Тициана все больше притягивает современность. Колоссальное «Введение во храм» (3, 46Х7. 95 м), написанное в 1534— 1538 годах, переносит нас, подобно картинам кватрочентистов, на площадь итальянского города. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В действительности же перед нами превосходный портрет.
Если в этой картине тема заката некогда полного гармонии мира выливается в печальную элегию, то в «Тарквиний и Лукреции» (1570г. ) —одном из величайших шедевров восьмидесятилетнего мастера, раскрывается захватывающая по глубине человеческая трагедия. Истины, открытые старым мастером, до сих пор потрясают своей новизной. Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун. Юный мастер попал в творческую атмосферу, пронизанную духом раннего Возрождения. Серия «Вакханалий» Тициана—это абсолютно новая интерпретация в европейской живописи античной темы и образа античного мира.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Недаром Лодовико Дольче пишет: «Он великолепный, умный собеседник, умеющий судить обо всем на свете», 30-е—40-е годы—это, пожалуй, самый счастливый и плодотворный период его деятельности. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом.
В большинстве картин господствует иное начало. Еще более сложная картина современности раскрывается в неоконченном групповом портрете Павла III и его внуков Алессандро и Оттавиано Фарнезе (1545—1546). Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне).
Вновь перед нами праздничное, великолепное, полное движения полотно. Мягкий, спокойный пейзаж (повторяющий один из мотивов фона «Спящей Венеры» Джорджоне), нежная и светлая красочная гамма вносят ноту светлой умиротворенности, задумчивой тишины. Иногда в этих картинах появляется несколько внешняя патетика: такова, например, картина «Персей и Андромеда» (1555 г. ), где так эффектно сопоставлены парящая в цепях Андромеда, Персей, улетающий в головокружительном ракурсе вглубь и извивающийся в морских волнах гигантский дракон. Во время войны императора Максимилиана с Венецией, в 1507 году, Тициан, по его собственному свидетельству, пишет для церкви Сан Марчилиано образ архангела Рафаила, на картине присутствуют Товий с собакой, а на фоне, в маленькой рощице далекого пейзажа, обращается с молитвой к небесам Иоанн Креститель. сиреневыми, вишневыми, кирпично-красными, бледно-голубыми.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Это правда, творения из ряда вон выходящие. Все в его фресках приобретает особую весомость, собранность, значительность. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Перед нами раскрывается странный сумрачный мир, полный затаенной тревоги.
Жестокая римская легенда, повествующая о произволе и насилии, приобретает у Тициана абсолютно неожиданное звучание. Столь же необычна и «Венера Урбинская», написанная в 1536 году для урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере, —одна из лучших картин Тициана этих лет. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3.
Таков великолепный мужской портрет «Ариосто» (1508-1509). Оттенок официальности, внешней репрезентативности появляется и в ряде парадных портретов (портрет Филиппа II 1551, «Герцог Атри в охотничьем костюме»), хотя энергия красочной лепки, насыщенность и богатство колористического звучания сообщают им жизненную силу, неизвестную вычурным и холодным маньеристиче-ским портретам. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). В декабре 1511 года он закончил в Падуе три росписи в помещении братства св.
Марка. К этому периоду сейчас относят около 50 портретов. Эти три года сыграли большую роль в творческой судьбе Тициана.
На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. Такова известнейшая картина ленинградского Эрмитажа "Святой Себастьян» (2-я пол. Филиппу II, продолжавшему требовать картины (за которые он, впрочем, никогда так и не расплатился с художником), Все угасающие силы глубокого, почти девяностолетнего старика сосредоточены на одном — он пишет «Оплакивание Христа» (1573—1576 гг. ), предназначенное для его любимой церкви Фрари, где Тициан мечтал быть похороненным. Некоторые портреты Тициана этих лет пленяют особой привлекательностью образа, почти интимной простотой, мягкостью характеристики.
Портретная галерея Тициана 40-х годов необычайно обширна и многообразна. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки.
В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». Но в 1516 году и Беллини отправился в мир иной. Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики.
На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Его лицо с болезненно сдвинутыми бровями, написанное неуловимыми, перетекающими мазками, поражает своим сложным, противоречивым выражением отрешенности, глубокой, невеселой задумчивости.
Урбинский герцог предстает перед нами в позе полководца, горделиво опирающегося о свой жезл. Это новое восприятие личности заставляет Тициана изменить традиционные приемы портрета. Все в портрете пронизано внутренней напряженностью, сдержанной страстностью. Такова, например, «Цыганская мадонна».
Когда-то в «Венере Урбинской» Тициан превратил богиню в реальную венецианку, но юная красота ее гибкого тела звучала торжественно и строго. Но нетрудно заметить, что оно теряет былую цельность. «Повелитель полумира» предстает перед нами не в ореоле блеска и величия, а как бы наедине с собой, погруженным в невеселые размышления, целиком ушедшим в свои мысли, в момент, когда маска снята и перед нами не император, а человек во всей своей сложности и неповторимости. «Вакханалии», «Любовь небесная и земная», «Венера Урбинская» кажутся полными безмятежной, почти созерцательной гармонии, светлого, безоблачного счастья по сравнению с его поздними «поэзиями». Видимо Джентиле познакомил Тициана с правилами перспективы и построения композиции.
Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). По слухам.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Во всем величии раскрывается теперь могучая стихия его реализма человек и мир в его полотнах, сохраняя свою грандиозность исключительность, приобретают все большую яркую неповторимость элементы исторической и жанровой картины начинают все больше вплетаться в полотна религиозно-мифологического содержания и даже в портреты. Так. Таков написанный в 1525—1528 годах, по заказу семьи епископа Якопо Пезаро, героя самой ранней картины Тициана, алтарный образ «Мадонна Пезаро».
После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Тему встречи двух столь чуждых друг другу миров как бы скрепляет и завершает необычайно выразительный контраст прекрасной, тонкой руки Христа, которая никогда не коснется монеты и грубой, загорелой, жилистой руки фарисея, крепко сжавшей круглый кусочек золота.
Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Ее родословная прослеживается с начала XIII века. Но в них есть и нечто гораздо более важное: не известная еще искусству XVI века глубина познания человека во всей сложности его взаимоотношений с окружающим миром.
Но за кажущейся простотой скрывается целый мир глубоких и сложных мыслей и чувств. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.
Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Сороковые годы— это необычайно важный этап творческого развития художника. холодность.