также Суета сует). Мир спокоен и вечен. По существу, Брейгель берет реальный факт. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей.
Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). Тогда «Детские игры» становятся продолжением «Нидерландских пословиц» — еще одним воплощением темы неразумия мира. Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев).
Но для Брейгеля смена времен года — прежде всего свидетельство не «божьего промысла», а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
Так образовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. Как тут не вспомнить библейский сюжет. Но спрашивается, зачем нужны две клавиатуры, если по тембру они не различаются. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр.
Нимрод был жесток и горд. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте). Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». В самом центре аллегорическое изображение Музыки – сюжетный мотив, заимствованный у античности.
с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Ян Брейгель Старший создал два варианта трактовки сюжета – малый, где аллегорические фигуры объединены в группы (два холста) и большой, где каждому чувству посвящена отдельная картина. В зрелой юности его буквально огорошил Босх.
Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Проел — попал — наслаждайся. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный. Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя.
В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. — воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках («Фламандские пословицы», 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея).
Ад начинается в человеческом сердце. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Многое взято в своем основном качестве, почти без оттенков, без переходов, без полутонов.
Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Пробыв некоторое время в Кёльне, Ян отправился в 1593 г. в Рим в 1596 г. он был в Милане, а в 1597 г. вернулся в Антверпен и в том же году принят в антверпенскую гильдию (в 1601 г. декан). «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков».
В серии картин «Месяцы» (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Дамам аккомпанирует на инструментах мужской квартет. Событие в первой картине происходит в хлебном амбаре: большой праздничный стол, за которым приглашенные сидят, едят, пьют молодая жена в одиночестве неподвижна и грустна в двери входят еще какие-то люди. Из инструментов здесь представлены две лютни, басовая виола и так называемая поперечная флейта. На картинах, украшающих левый простенок и правую от галереи стену, легко различимы два античных сюжета, также связанных с музыкой, – Аполлон с музами (вероятно, Парнас) и Орфей, укрощающий своей игрой зверей.
Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Уж не посмеялся ли Брейгель над архитекторами и их заказчиками, которые, вдохновившись итальянскими образцами, прилепляли к своим традиционным постройкам лоджии и аркады. Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна). В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Кстати, образ Колизея использован не случайно.
Но Брейгель видит в народе главное — энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия — и находит в наблюдениях над его «трудами и днями» разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя.
Ян Брейгель был деканом гильдии св.
Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Они пребывают в мире и покое. Человечна природа, а не люди.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Некий кавалер, облаченный в часть рыцарских доспехов и устроившийся под навесом, который сплошь усеян сладкими пирогами, глотает жареного жаворонка -- лакомая птичка свалилась ему в рот прямо с неба. Сама земля служит им мягкой постелью.
Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. Этот успех не должен нас удивлять. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться).
Через год после ее написания Питер Брейгель умер. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. В картину «Битва Масленицы и Поста» (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Природа Питера Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы («Сумрачный день», Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.
Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу -- нидерл. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Когда рассказываешь об этой картине, прилагательных нужно гораздо меньше, чем глаголов.
Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. 410).
В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще.
Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в «Избиении младенцев» (1566, Вена, Музей истории искусств) — нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Башня выглядит огромной до неприличия. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. "Малая" Вавилонская башня, Питер Брейгель СтаршийГигантское строение было запечатлено дважды.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Брейгель же был не так прост. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к биографии композитора.
В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) абсолютно закрывает его лицо. Его источник – эгоистическое сознание или безумие.
П. Филипс (около 1560 – около 1633) провел большую часть жизни вне Англии. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Когда он принялся за картину «Детские игры», все повторилось сначала. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине.
А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Раскрытый триптих изображенный в простенке под сценой с Аполлоном, демонстрирует сюжет Благовещение, выбор которого отнюдь не случаен: благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии – Ave gratia plena Dominus tecum (Радуйся, Благодатная.
Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море.
Однако это довольно узкое истолкование произведения. Любви к цветам он также остался верен на всю жизнь. Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Характерен метод Брейгеля: он не навязывает зрителю своих выводов, не выделяя фигуры носителей порока из общего течения деревенской жизни.
На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина «Падение Икара» (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок -- осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими.
Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена).
Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. В 1568 году Питер Брейгель создал свои последние известные произведения: «Калеки» (Париж, Лувр), «Притча о слепых», «Мизантроп» (оба -- Неаполь, Музей Каподимонте), «Разоритель гнёзд», «Буря» (оба -- Вена, Музей истории искусств), «Сорока на виселице» (Дармштадт, Музей городского собрания).
На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой.
Ян Брейгель был близок с лучшими людьми своего времени и дружен с Рубенсом. Художник создал несколько картин на этот сюжет. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.
И каждая фигура кажется остановленной -- в танце, споре или поцелуе. К тому же и он и Ханс Рюккерс Младший и Питер Пауль Рубенс (вступивший в гильдию в период деканства Брейгеля, написавший совместно с ним ряд картин и тоже связанный с Рюккерсами, поскольку украшал своей живописью их инструменты) – все они были одновременно, в 1623 году, в знак признания их заслуг освобождены от воинской повинности. Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу. Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море.
Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Так было с «Нидерландскими пословицами».
Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Когда они проснутся от нежных звуков музыки им достаточно будет открыть рот, зевнуть — и на столе снова появится множество всяких вкусных блюд. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене).
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида.
Они так наполнены, что едва поддаются словесному пересказу. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду -- дань происхождению притчи.
Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. (Вот почему титульный лист, воспроизведенный Брейгелем, дает итальянизированную форму имени композитора. ) В 1597 году эрцгерцог Альберт взял П. Филипса к себе на службу в качестве органиста, а уже в следующем году композитор посвящает ему первое собрание своих мадригалов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). На таких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют среди современников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Земля медленно поворачивается и три персонажа вместе с ней — как фигурки на карусели или на колесе фортуны.
Этот взгляд завершает путь слепцов-- жизненный путь людей. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Музей Майер ван дер Берг, Антверпен. Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва» другую пространственность -- как бы сокращающуюся, сжимающуюся -- осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы.
А значит, на пюпитры Брейгель поставил партии второго собрания мадригалов П. Филипса. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
Мы не знаем, читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. Гармоничность его картин вытекает из уравновешенности целого и его частей. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Главные персонажи её -- представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. картина Безумная Грета, 1562. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни.
1560) изображена толпа на деревенской площади. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. Луки, в которую входили и клавесинные мастера. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Эта картина у современников Брейгеля имела второе название -- «Пляска под виселицей».
«Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. В Триумфе смерти (ок. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны и это огромное государство под собственным весом начало распадаться. Однако после 1500 года ситуация изменилась.
Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок -- уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.
Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.
Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Этот девиз часто встречался на клавесинах этого мастера. Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (1568, Вена, Музей истории искусств).
Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству. Чтобы понять положение Брейгеля среди современного ему художества, мало знать те заурядные картинки, снабженные именем мастера, которые попадаются во всех галереях (из них большинство принадлежит его сыну, Яну II и другим бесчисленным подражателям), но нужно знать лучшее, что создано бархатным Брейгелем, как-то: ряд миниатюрных картинок исполненных для Федериго Борромео, архиепископа миланского (ныне хранящихся в Амброзиане), картину в Лувре Воздух, мадридскую серию аллегорических композиций и две картины Эрмитажа – Купание Дианы и Дровосеки. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец».
Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Оказывается, это был так называемый транспонирующий клавесин.
Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Несомненно, однако, что в свое время более ранние произведения Бриля произвели на поселившегося (в последние годы XVI века) в Риме Эльсгеймера сильное впечатление и помогли последнему освободиться от провинциальной робости. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми. Следующий за ним слепой, падает на него. Он вложил в них и все пословицы, которые знал и все мыслимые способы их зрительного выражения. «Вавилонская башня» -- знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля.
«Охотники на снегу» (нидерл. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась. Не могли бы и они быть знакомы. Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего.
Отсюда эпическая широта повествования. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Поглощенные игрой, они не замечают художника.
Кошелек этот срезает ножом подкравшийся сзади оборванец-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Сбоку на корпусе инструмента хорошо различимы четыре переключателя регистров.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом. Изображённые на картине люди -- рабочие, каменотёсы -- кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв.
Красный и синий, коричневый и зеленый, фиолетовый, белый, черный — пожалуй, все. К сожалению, творчество Бриля нам более известно по работам его последнего периода, уже отражающим влияние натурализма (вспомним беседку винограда на сводах дворца Роспильози-Паллавичини, абсолютно достойную натюрмортов самого Караваджо) и Адама Эльсгеймера. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет. Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля -- «Крестьянская свадьба» (Вена). Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Любопытны некоторые параллели между ними. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигает впечатления космической грандиозности, демонстрируя огромную протяженность пространства, ландшафтного величия окружающего мироздания. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем.
На первый взгляд картина эта кажется очень простой. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами – символом безысходности и обманутых надежд. Но не тут-то было. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока.
Их тела образуют приятную для глаз гирлянду.
Картина «Крестьянский танец». Замыслы переполняли его, теснились в голове, подталкивали руку. Борьба феодализма и католицизма. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.
Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Если «Надежда», то все положения и состояния людей, которым ничего, кроме надежды, не остается. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Послебрейгелевская живопись и графика Нидерландов составляют абсолютно иную главу национальной художественной истории, которая служит уже не одним из этапов Возрождения, но введением в искусство 17 века, когда единая нидерландская школа раздваивается на два самостоятельных русла.
Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу. Вдали виднеются пастух и овцы. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: «Триумф смерти» (Мадрид, Прадо), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Безумная Грета» (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), «Битва израильтян с филистимлянами» (или «Самоубийство Саула», Вена, Музей истории искусств). Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук.
Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения. 1559), Детские игры (ок. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь.
Судя по величине грифа инструмент, на котором она играет, – басовая лютня. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Нидерландские пословицы. В прославленных «Слепых» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Сопоставляя некоторые исторические сведения, можно прийти к выводу, что из всех членов династии Рюккерсов этот инструмент скорее всего мог сделать Ханс Рюккерс Младший (1578 – 1643). Идея вечного круговорота природы, его связи с человеческой жизнью была отражена и в традиционных средневековых календарных циклах. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив «Калек» (1568, Париж, Лувр).
Жизнь Яна прошла в сплошном успехе. Их укачивает легкий ветерок сиесты. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Отношение к нему Брейгеля неизвестно.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго.
Может быть, Брейгель хотел представить все занятия взрослых людей как неразумные забавы. Перед стариком-монахом (имеющим толстый кошелек) на дороге -- три металлические колючки. Картина «Притча о слепых». В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце».
И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. С тех пор светской музыки композитор больше не пишет. Картины, которые примыкают к «Нидерландским пословицам», отмечены таким же великим множеством действующих лиц, таким же многообразием сцен, таким же богатством вложенного в них живописного и повествовательного материала. 2 Jan Brueghel, прозванный Fluweelen Brueghel, родился в Брюсселе в 1568 г. Отца своего он потерял, будучи годовалым ребенком и художественным воспитанием мальчика занялась его бабушка с материнской стороны, Мария де Бессемере, вдова Питера Коуке позже он поступил к Гуткиндту в Антверпене (умер в 1583 г. ). Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве.
Есть свидетельства современников о неудобствах игры на нем. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру.
Брейгелю мало открыть тему, к которой до него никто или почти никто не прикасался. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок.
Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни — так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня множество других людей. Господь с Тобою.
Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в «смеховой культуре» (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Трудно сказать, для каких художественных целей был необходим такой инструмент.
Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. И все-таки и этот дом и другие с навесами и открытыми лавками воспринимаются как изображение некоего действительно существующего городка, точнее, его окраины.
На многих его картинах разбросаны мириады пестрых цветов иные картины содержат одни цветы, расположенные красивыми, пышными букетами, да и все остальные произведения Яна имеют что-то общее с волшебной цветистостью, мягкостью, свежестью и душистостью растительного царства. На самом деле-здание неровное, стены рушатся.
Икар явно не является главным героем картины. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.
1480–1550). Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни.
Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19). Старик благочестив. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Умер иногда в поздних картинах Гиллиса Мостарта. В картине «Охотники на снегу» (или «Декабрь», Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает.