Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо-старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва и для герцога Лоренцо, его племянника. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Когда же был задан ему вопрос, что он думает об этой фигуре, Франча ответил, что литье в ней прекраснейшее и материал прекрасный. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть.
гигантские размеры купола должны были подчеркиваться четырьмя малыми куполами, заменившими кампанилы. Из уважения к заказчику на фресках рефреном повторяются его геральдические символы, дуб и сочетание желтого и синего цветов, принадлежавшие семье, родом из которой был властвующий понтифик, делла Ровере. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы.
Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других).
Я, мол, вообще-то скульптор, куда уж мне. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. В 1469 году во Флоренции к власти пришел очередной представитель семьи – Лоренцо по прозвищу Великолепный, который имея фамильное состояние, мог себе позволить любить роскошь и заниматься не столько семейным делом, сколько парадами и торжествами.
В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Первая европейская академия искусства и рисования основана во Флоренции 13 января 1563 года Козимо I де Медичи при содействии его придворного зодчего Джорджио Вазари, а также живописца Аньоло Бронзино, скульптора и архитектора Бартоломео Амманати.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Здесь уже не было места гротеску, как в «Медузе», уходят в прошлое бытовая перегруженность фона, тщательная выписка множества аксессуаров, наполняющая, к примеру, «Благовещение». И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях.
И Микеланджело со скрипом взялся за первую в своей жизни фреску.
Отходя от традиции. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники и зависть к нему росла вместе с его известностью. Все это находит отражение в его творчестве.
Скульптор Агостино, после него Росселлино, пытались начать работу. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Тот же, усмехаясь, ответил: «Я купец», полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина и вроде как издеваясь над таким вопросом, показывая вместе с тем, что он презирает занятия флорентинцев. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Но недолгое время спустя по инициативе Юлия II, высоко ценившего художника, произошло их примирение в Болонье, в палаццо деи Седичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. В это время он послал своего ученика пистойца Пьетро Урбано в Рим для работы над обнаженным Христом, держащим крест эта чудеснейшая статуя, выполненная по заказу Антонио Метелли, была поставлена в Минерве рядом с главной капеллой. Франциск принял стигматы, родился, говорю я, сын в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи назвал он его Микеланджело: в самом деле, долго не размышляя, а по внушению свыше, отец хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее в его гороскопе тем, что при его рождении Меркурий в сопровождении Венеры были благосклонно приняты в обители Юпитера, а это служило знаком того, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительные.
Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Эта работа стала первым шагом великого живописца, сделанным по абсолютно новой, неизведанной пока дороге. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. И, поскольку само величие этой задачи толкнуло его к тому, чтобы подняться в своей славе так высоко на благо искусства, он начал и закончил картоны а когда же собрался уже приступить к фрескам, чего никогда еще не делал из Флоренции в Рим приехали его друзья-художники, чтобы помочь ему и показать, как они работают фреской ибо некоторые из них этим уже занимались. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.
Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин).
Картина получила широкое признание от пэров. делла Порта). Билеты можно заказывать в кассе для следующего экскурсионного дня или по интернету.
Отвлекаясь от создания усыпальницы для папы Юлия II, Микеланджело пришлось в третий раз подписать контракт на ее создание. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Спустя двадцать пять лет он вернется что бы расписать стену этой же капеллы, фреской которая полна драматизма, величия и грандиозности. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Микеланджело похвалил очень портрет, но ничто не могло задержать его во дворце, так как он хотел возвратиться на постоялый двор. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса.
– «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Под впечатлением от произведений последнего Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение до конца дней, оказавшись в ряду лучших поэтов своей эпохи. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Через месяц скульптор приступил к произведению, над которым трудился два года. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы.
созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Между тем после завершения капеллы и незадолго до кончины папы Его Святейшество поручил кардиналу Четырех Святых и кардиналу Аджинензе, своему племяннику, в случае его смерти закончить его гробницу по проекту более простому, чем был первый.
Он боготворил Данте и любил Петрарку. Но есть еще помещения верхнего этажа, которые, безусловно, будут интересными. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
В 1502 году Рафаэль пишет «Мадонну Солли» и она становится первой в череде образов Богоматери, которые он будет писать всю жизнь. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.
Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне.
Убирайтесь-ка вон отсюда». Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Однако позднее от очевидцев было узнано, что Купидон был сделан во Флоренции и кардинал, выяснив правду через своего посланца, добился того, что человек, действовавший за Миланезе, принял обратно Купидона, который попал затем в руки герцога Валентине, а тот подарил его маркизе мантуанской, отправившей его в свои владения, где он находится и ныне. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела.
Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Фреска эта находится в средокрестии церкви, возле капеллы св. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск.
О блаженные мастера искусства. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
В это же время начал он мраморную статую св. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором.
Возможно, что определенный, почти космического масштаба тип выражения Буонарроти, накладывал ограничения. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Он занимался там в течение одного года. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Когда они приехали в Феррару и там отдохнули, случилось так, что из-за подозрительности военного времени и вследствие союза между императором и папой, окруживших Флоренцию, герцог Альфонсо дЭсте распоряжался в Ферраре и хотел тайным образом узнать от хозяев постоялых дворов имена всех ежедневно у них проживающих постояльцев, а также приказал ежедневно доставлять ему списки иностранцев с указанием их национальности и так случилось, что, как только Микеланджело, а с ним и его спутники слезли с седла с намерением остаться неизвестными, так уже описанным путем узнал о них герцог, которого это очень обрадовало, так как он с Микеланджело уже подружился.
Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». И не собирается оплачивать расходы.
Папа Сикст IV поручил Сандро Боттичелли возглавить работы.
Ни одна скульптура не была копирована в таком количестве, как «Давид», для парков, садов, площадей, выдающихся музеев по всему миру. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Однако спустя несколько десятилетий на своде, о ужас, появились трещины. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде.
В 1494-1495 гг. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св.
Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Пришлось начинать сначала. Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Леонардо да Винчи озадачивал Медичи.
А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные». Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана. Город принял вызов. Обе статуи Микеланджело высек собственноручно в течение менее одного года. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. И решив оказывать Микеланджело помощь и взять его под свое покровительство, он послал за отцом его Лодовико и сообщил ему об этом, заявив, что будет относиться к Микеланджело как к родному сыну, на что тот охотно согласился. На попавшего в такую неприятность Микеланджело, у которого заплатить было нечем, случайно обратил внимание мессер Франческо Альдовранди, один из шестнадцати правителей города.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Однако то.
Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Скромняга от природы, художник пытался отказаться от выпавшей на его долю чести.
Микеланджело решил ибо по-иному поступить он не мог, пойти на службу папы Павла, который пожелал, чтобы он продолжал то, что ему было предписано Климентом, без каких-либо изменений заданных ему замыслов и решений ибо папа питал почтение к таланту этого человека, которого он так любил и уважал, что всячески искал угодить ему, о чем свидетельствует следующее обстоятельство: Его Святейшеству захотелось, чтобы под Ионой в капелле, где уже был герб папы Юлия II, был помещен и его герб, когда же с этой просьбой обратились к Микеланджело, он отказался поместить его там, не желая обидеть Юлия и Климента и отговариваясь тем, что герб туда не идет, с чем согласился и Его Святейшество, дабы не вызывать его неудовольствия, отлично понимая хорошие качества этого человека, когда он добивался честности и справедливости, ни с кем не считаясь и никому не угождая, с чем этим людям редко приходится встречаться. Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Все двенадцать изваяний предполагалось установить вокруг собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». В июле 1514 года мастеру поступило задание спроектировать фасад флорентийского храма Сан-Лоренцо, который Медичи считали своим.
В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Chesare Guasti издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим35. Вход и выход был устроен с торцов прямоугольной гробницы через ниши, внутри же было нечто вроде храма овальной формы, в середине которого стоял саркофаг, предназначенный для тела папы.
Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483). На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал.
что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Так можно избежать утомительной очереди в один из самых посещаемых музеев Флоренции. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.
Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Закончена к 1588 г. по проекту Дж. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. При исполнении этой работы приор монастыря предоставил в распоряжение Микеланджело труп, на котором художник впервые познакомился с анатомией.
Они менее переполнены и называются Giovanni da Milano Late 14th century (Джованни да Милано и конец XIV века). В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Отмотаем еще немного времени назад — и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными.
Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Все они базировались на рисунке. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение.
В это время ему случилось упасть, не очень, впрочем, высоко, с подмостьев этого произведения и он повредил себе ногу, но, несмотря на боль, он из упрямства никому не позволял лечить себя. Каковы были способности Микеланджело, отлично понял после этого мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, который заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха высотой в десять пальм, держащего в правой руке чашу, а левой – тигровую шкуру и виноградную кисть, к которой тянется маленький сатир. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств.
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Несколько поколений семьи занимались банковским делом.
Мучение Св. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. Прямоугольная деревянная панель 1450 года, размером 88, 5x303 см искусно расписанная темперой, представляет переднюю часть свадебного сундука (Cassone Adimari), принадлежащего некогда семье Адимари.
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Младенец изображён без нимба. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. В 1496-1501 гг. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. После этого он приступил к изготовлению картонов для названного потолка, причем папа разрешил захватить и стены, расписанные уже разными мастерами до него при Сиксте и назначил за всю эту работу вознаграждение в сумме пятнадцати тысяч дукатов, цену, которую установил Джулиано де Сангалло. Но были у него занятия и помимо турниров и шумных увеселений. В 1513 году умер Юлий II. Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV.
Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало». Но еще более прекрасна и более божественна, чем описанная и чем все остальные, это история про змей Моисея, та, что над левым углом алтаря ибо на ней видно, как истребляют людей падающие дождем змеи, как они жалят и кусают показан там и медный змий Моисея, воздвигнутый им на столбе.
В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Своим названием работа обязана морскому пейзажу, который смутно виден на заднем плане.
по проекту Я. Сансовино. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них.
Другие же уверяют, что Миланезе увез его в Рим и закопал его в одном из своих виноградников, а затем продал как древнего кардиналу св. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами.
В 1485 году Лодовико Буонарроти отдал сына в латинскую школу Франческо да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. В транскрипции древнееврейского имени Мириам (Мария) также наблюдается созвучие с итальянским словом mare (море).
Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Микеланджело подружился тогда с Франческо Граначчи, который был в том же юном возрасте и устроился при Доменико дель Гирландайо для обучения искусству живописи: вот таким образом Граначчи, полюбивший Микеланджело и видя, насколько он способен к рисованию, что ни день снабжал его рисунками Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. И подобным же образом следует далее сотворение Адама с изображением Бога, опирающегося на группу обнаженных ангелов нежного возраста, которые несут будто не одну только фигуру, а всю тяжесть мира, что показано вызывающим величайшее благоговение величием Господа и характером его движения: одной рукой он обнимает ангелов, будто на них опираясь, десницу же он простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он снова сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека.
Он не стал ограничиваться одним мастером, а пригласил сразу весь свет живописи тех лет: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Козимо Росселли и их помощников (Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо и других). И помимо красоты лица имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви да и настолько закончено каждое его творение, что Моисея ныне еще больше, чем раньше, можно назвать другом Господа, пожелавшего руками Микеланджело задолго до того, чем у других, воссоздать его тело и подготовить его к воскресению из мертвых. Его особым покровительством пользовалась так называемая Платоновская академия Нового времени, объединившая литераторов и философов Италии, «исповедовавших» неоплатонизм. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Итак, Микеланджело распорядился соорудить над стеной этой капеллы хорошо сложенный из отборных, хорошо обожженных кирпичей козырек, которого там прежде не было и пожелал, чтобы он от верхнего ее края выступал на пол-локтя и чтобы таким образом не могла собираться наверху пыль и всякая грязь. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь».
В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Сверкающая у левой груди Мадонны звезда называется «Стелла Марис», что переводится как «Звезда моря».
Он занимался там в течение одного года. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.
Этой огромной теме посвящены тома исследований. Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Петра (рис.
Вернемся же к самому изображению.
Как известно, капелла получила свое имя в честь Папы Сикста IV. Три библейские композиции его кисти занимают в росписи капеллы особое место – это «Юность Моисея», «Искушения Христа» и «Наказание восставших левитов». Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата».
Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования». Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Тем дело и кончилось они же, многое друг с другом обсудив, решили полностью завершить во Флоренции Новую сакристию и библиотеку Сан Лоренцо. Эти композиции выделяются особенным драматизмом и богатейшим художественным языком. Петра.
Он готовится совершить свой роковой бросок в Голиафа. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.
В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг.
Еще одной особенностью «Поклонения волхвов» является широчайший культурологический контекст картины. А Микеланджело, возможно, так и остался бы в истории «только» скульптором. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А. М. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Там он познакомился с техникой фрески.
В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Прибыв в сад, они увидели там, как молодой Торриджано деТорриджани лепит по указаниям Бертольдо круглые статуи из глины. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным».
Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Ватикан привык только к лучшему, вот таким образом папа Юлий II (племянник Сикста IV — автора идеи создания капеллы) призвал на помощь не абы кого, а самого Микеланджело.
Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Стоимость билетов, включающих посещение экспозиции Музыкальных инструментов, – 6, 50 евро, а 4, 50 евро (1 евро – это около 75 р. ) придется дополнительно заплатить при желании увидеть еще и выставку «Лоренцо Бартолини.
Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции.
Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. 25) (начата в 1530г. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.
В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Вот так из-под папской палки, скульптор осваивает новую профессию за 4 года (с 1508 по 1512). Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа».
Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Путаница началась из-за неправильного перевода одной из биографий, где использовалось слово «resupinus» («изогнутый назад»), которые иные умельцы вольно трактовали как «лежащий на спине». Суровая простота архитектуры, отсутствие декора и скульптур дают повод ряду исследователей усомниться в соответствии гравюры микеланджеловскому проекту.
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Глыба осталась под открытым небом, подвергаясь разрушению, до 1501 года, пока кураторами собора не был подписан контракт с 26-летним амбициозным зодчим Микеланджело Буонарроти. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе Лоренцо, где он мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также познакомиться с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола.
Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Гранат в руке младенца Иисуса указывает на страсти Христа. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи.
В 1505-1545 годах работа над гробницей по подготовленным Микеланджело эскизам наконец началась. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. После осмотра последнего зала большинство посетителей покидают музей. Тогда Микеланджело, приняв его, показал ему написанную им Леду, обнимающую лебедя с Кастором и Поллуксом, вылупляющимися из яйца, на большой картине, непринужденно написанной темперой, но посланец герцога, наслышавшийся имени Микеланджело и считая, что тот должен был создать что-то более величественное, но, не поняв, как искусно и превосходно была написана эта фигура, заявил Микеланджело: «О, это пустяки. » Микеланджело спросил у него, чем он занимается, зная, что наилучшее суждение о том или ином деле могут дать только те, кто достаточно глубоко им овладел.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Совсем небогатый, он ни перед кем не заискивал и не искал ничьего покровительства. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Микеланджело же в простоте его показалось, что синьор, которого он и боялся и любил, говорит с ним серьезно и, не успел тот удалиться, как он тут же выломал один зуб, да еще пробил челюсть так, что казалось, будто зуб этот выпал, после чего с нетерпением начал ждать возвращения Великолепного, когда же тот воротился и увидел простоту и исполнительность Микеланджело, он не раз над этим потешался, рассказывая об этом друзьям своим, как о чуде. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе).
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Небольшой батальон художников, вооруженный кистями и красками, справились с задачей за три года (с 1481 по 1483).
А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Павла и св.
Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Два экспоната из самых важных работ экспозиции находятся недалеко от входа, справа.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Проживая в Карраре и добывая мрамор столько же для фасада, сколько для гробницы, все еще думая ее закончить, Микеланджело получил письменное извещение о том, что папа Лев прослышал, будто в горах Пьетрасанты, близ Серавеццы, принадлежавших Флоренции, на самой высокой горе именовавшейся Альтиссимо, были мраморы, не уступавшие каррарским добротностью и красотой Микеланджело же об этом было уже известно, но ему, видимо, не хотелось этим заниматься, так как он был приятелем маркиза Альбериго, владельца Каррары и для его выгоды он предпочитал добывать мрамор не в Серавецце, а в Карраре или же он считал, что дело это долгое и отнимет много времени, как оно и вышло. А в эти же дни обратился к нему с той же просьбой Антонио Мини, его ученик, у которого две сестры были на выданье и он охотно подарил ему картину с большою частью его собственноручными рисунками и картонами, вещами божественными, так что тот увез с собой во Францию, куда он задумал уехать, два ящика моделей с большим числом законченных картонов для задуманных картин, а частью с уже готовыми произведениями. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество.
Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Витторию Колонну и горячо полюбил ее. Следует учитывать, что съемка фото- и видеоаппаратурой запрещена. Первоначальное месторасположения Академии – базилика монастыря Сантиссима Аннунциата. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника.
Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Моисея. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. 18—22). Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М.
Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Теперь она находится в покоях государя Флоренции вещь это редкостнейшая, хотя и не вполне законченная. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. В 1559 г. Микеланджело выполнил по заказу флорентийской колонии в Риме пять проектов ранее начатой церкви Сан-Джованни деи Фьореонтини (рис. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Его применяют во Флоренции в художественных мастерских реставраторов.
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Цилиндрическим сводам собора снаружи соответствовал высокий аттик, окна которого стали важным дополнительным источником света. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Скульптор прекрасной природы». Пришлось начинать сначала. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили.
Но против Папы не попрешь: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Вся эта история послужила в укор кардиналу св.
Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.
Перед этим пророком находится прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов. Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Первый отказался, едва приступив к нижней части «Давида», с другим был разорван контракт. Пятиметровая статуя Давида должна была стать третьей крупногабаритной скульптурой из двенадцати изображающих ветхозаветные персонажи, заказанные гильдией торговцев шерстью. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу.
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает». Примеров почти полного копирования всего несколько.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. После этого Его Святейшество договорился с посланцами герцога и был заключен новый договор, утвержденный герцогом, а Микеланджело обязался немедленно оплатить три статуи и строительство самой гробницы, для чего положил в банк Строцци одну тысячу пятьсот восемьдесят дукатов, которыми тот мог распоряжаться, чем, как ему казалось, он снял с себя обязательства по делу, столь затянувшемуся и неприятному. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы».
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. И вот, посмотрев на фигуры столь божественные, некоторые их видевшие, говорят, что из всего сделанного им и другими ничего подобного до сих пор они не видели и что ни один другой талант до такой божественности в искусстве никогда подняться не сможет. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Он не любил пускать свои стихи в свет.
У новых учителей он берет лучшее. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Парадные, развернутые в стороны лестницы дворца — последнее, что было начато еще при жизни мастера. 13). Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста.
Франциска, принимающего стигматы, а цирюльник выполнил его весьма старательно красками на доске небольших размеров и живописная работа эта находится ныне в первой капелле церкви Сан Пьетро а Монторио, по левую руку от входа. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность.
Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. Потолок Сикстинской капеллы При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. У большинства Сикстинская капелла ассоциируется в первую очередь с Микеланджело, который расписал свод и создал алтарную фреску «Страшный суд».
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства.
Также Микеланджело писал прекрасные стихи, был неординарным мыслителем, остро переживал религиозные искания эпохи. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти.
Почему именно к нему. Но в процессе значительная часть трудов мастера пропала даром: плесень разрушила львиную долю работы.
Впоследствии он занимался ею с увлечением. Только наглость и невежество он карал неумолимо. Учреждение первоначально называлось «Академия и компания искусства рисования» и было не только учебным заведением, но также своего рода гильдией для всех работающих художников горда. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Современники же почти не знали их совсем. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Ее эсхатологический смысл поражает воображение.
А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Обе фигуры слиты в единое целое. Это издание было неполным и содержало определённые неточности.
В это время Рафаэль продолжает работать с Пьетро Перуджино, потому многие работы выдержаны в стиле учителя. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Петра в Риме. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие.
Так начался расцвет гения. В стране вспыхивает революция. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына».
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Георгия за двести дукатов.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Мать прикрывает головку ребёнка. На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить».
Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Отмотаем еще немного времени назад – и окажемся где-то в Кватроченто (Раннее Возрождение), когда у Микеланджело первые молочные зубы сменялись коренными. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. Слева от Cassone Adimari находится второе бесценное сокровище зала – «Мадонна моря», созданная Сандро Ботичелли.
.