Помимо конька, роль такого членения исполняет и перелом крыши. Лестничная клетка, свободная от внутренних перегородок, позволила без помех освещать ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей. Мансар строит роскошные конюшни на 2-м дворе. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому.
Среди сооружений этого времени, обращает на себя внимание парижская церковь ордена визитандинок (1633 г. ). Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. В целом, произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком. Первые платежи казны, предназначенные для Нового замка истрачены в Мезоне.
Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Оформление порталов, входных вестибюлей, лестниц и дизайна интерьерадворца подчеркивает «радушие» архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений архитектора стала разработка нового типа лестницы. Однако общий строй архитектуры этих зданий далёк от барокко Италии.
Франсуа Мансар в своих зданиях использовал такие крыши особенно часто. Франсуа Мансар построил множество отелей, придав им уют и комфорт. Поначалу, основными его заказчиками были достаточно обеспеченные люди из окружения короля. К тому же он не был перестроенным позже. Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки – высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Особенно выразительны парковый и фасад на парадный двор.
Мансар начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не слишком самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянтинцевв Париже. Творчески перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского Возрождения, сочетая пластическое богатство декора с ясностью и простотой пространственной композиции, со строго регулярным Дворец Мезон-Лаффит 1642-1650, окрестности Парижа Версальский дворцово-парковый ансамбль, строительство с 1668 года Построением плана, Мансар заложил основы классицизма XVII века (крыло замка в Блуа, перестройка, 1635-1638 дворец Мезон-Лаффит близ Парижа, 1642-1651 церковь Валь де Грас, 1645-1646 и отель Карнавале, перестройка, 1660-1661, в Париже). Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. В середине 17 столетия, когда покровителем Мансара был кардинал Мазарини, архитектор стал подвергаться многочисленным нападкам политических противников последнего (с целью ослабления и разрушения политического влияния кардинала). Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма 17 века.
К сожалению, большинство работ Мансара безжалостно перестроили и разорили. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма.
Он собирается возглавить министерство финансов, когда разражается Фронда Принцев. Первой самостоятельной работой Мансара как архитектора был фасад церкви фельянив в Париже.
Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Структура его образов сложна. Выразительность достигается не обилием декора, а нахождением удачных пропорций (аббатства в Понт-Левуа, Редоне). В его честь жилое чердачное помещение под ломаной крышей назвали «мансарда». В отелях Де-ля-Врильер и Бациньер Мансар делает по улице невысокую каменную глухую ограду, относя службы на боковые стороны двора, что позднее стало обычным.
Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. В отеле Карнавале он создаёт чёткую планировку помещений.
Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Одна из немногих построек, дошедших до нас в первозданном виде и дающих наиболее яркое представление о блестящем таланте Франсуа Мансара — дворец Мезон-Лаффит близ Парижа (1642-1650). Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются. Это опала. Образцом зрелой манеры архитектора считают дворец Мезон-Лафит (1642 – 1650 гг).
Лемерсье ввёл в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют. Среди них Вольтер, которого вельможа причисляет к своим друзьям. Неприятные чувства у двора вызвал и новый дом (один из красивейших в Иль-де-Франсе). Но в тот же год кардинал умирает, а на следующий и король.
Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). И некоторое время он работал в его замке Бальруа.
Занимаясь реконструкцией своего фамильного поместья Рене в 1642 г. приглашает знаменитого Франсуа Мансара. Владельцы окружающих вилл в шоке. Это значительно уменьшило круг его заказчиков. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Дворец буквально царит над окружающей равниной, свободной от застройки.
Lanchre). В течение пяти лет Рене благоразумно остаётся в стороне от двора.
Придерживаясь в городе пышного образа жизни, как того хотел император, для отдыха с женой Луизой (второй супругой, после развода с первой) и пятью детьми, Ланн и приобрёл Мезон. Служебные помещения разместили в 1-м этаже. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству.
Это определило и ее структуру. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Схема церкви Сорбонны (архитектор Лемерсье) стала впоследствии традиционной это – основной крестообразный в плане объём, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием.
Архитектор мог использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или вогнутые участки стен на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. Для Мезона также характерен особый орнамент и форма полусферических куполов. Парижские власти собирали налоги в зависимости от этажности дома.
Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. В городских же условиях из-за отсутствия больших земельных площадей в монастырских зданиях начинает расти этажность (Валь-де-Грас, Порт Рояль). Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля. Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистической простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635-1638 год главная лестница закончена в 1932 году).
Положение Рене становится шатким, когда к власти приходит Мазарини (тот с недоверием относится к парламенту). Вновь проложенным аллеям маршал дал названия наполеоновских побед и генералов Империи. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. В дальнейшем профессиональном становлении Мансара сказалось влияние Саломона де Броса. Двор, ограниченный службами, выходил на улицу, а жилой корпус располагался в глубине, отделяя двор от сада. Ей не мешает даже ров, окружающий Мезон — Лаффит с трех сторон.
Оформление интерьеров завершится ещё через три года. Достоверно известно, что именно в Мезоне Вольтер написал «Генриаду». Но чердак этажом не считался и налог с него не брали. Замок Бальруа (1626 год) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (площадь Вогезов в Париже и другое).
Тот часто бывает здесь. Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Архитектор прибег к «мансардному» перекрытию. Но и в таком виде архитектурный образ оказался достаточно цельным. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены.
Его произведения понравились маркизу Гастону Орлеанскому, брату короля Луи 13-го.
Будучи прекрасно знаком с новейшими достижениями итальянского барокко, архитектор предпочитал придерживаться регулярной планировки. В 1723 г. произошло два события в замке: Вольтер серьёзно заболел, вызвали врача из Версаля, поставившего неутешительный диагноз – оспа. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. В развитии типа французского замка этого времени различимы два направления: одно – официальное, представительное (замок Ришелье), ко второму же относятся различные загородные резиденции и малые дворцы королей и родовой знати, где они искали уюта и отдыха от придворной жизни (Версаль, Мезон, Фонтенбло).
Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения. Структура его образов сложна. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока каре, который был задуман зодчим. В парке, который отныне занимает свыше 300 га, разбита площадь Наполеона.
Они также хорошо освещены из окон и верхнего фонаря. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Не оставляет владелец вниманием и сады. Стоит отметить, что ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно отличный от неё архитектурный облик иначе организованные фасады (Сен-Жерве, Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа и т. д).
Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. В печати появлялись памфлеты, обвинявшие его в самовлюблённости, расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Первая постройка Мансара – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623 год, не сохранился). В подобном подходе к разрешению практических и художественных задач посредством одного приема, также чувствуется рационализм мышления. В центрической церкви Посещения Девой Марией Елисаветы (1632-1634 годы) в Париже Мансар, опираясь на архитектурный язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма.
При Лане в Мезоне устраивают овчарни, где содержат сотни баранов-мериносов. В конце концов работы в Сен-Жермен заброшены. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит как островерхую, так и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Злые языки утверждали, что лучше не углубляться в её происхождение.
Он соединяет с рациональной архитектоникой и уравновешенной целостностью своих решений еще и такие качества, которые нельзя не признать иррациональными, антиклассическими. Пришлось приглашать кюре Мезона. В Орлеанском корпусе замка Блуа (1635-1638) Мансар впервые (после Пьера Леско) применил для всего здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»). Засыпают ров вокруг курдонёра и уничтожают балюстрады обрамляющие его.
Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. В Орлеанском корпусе замка Блуа есть еще один признак новой стадии развития архитектуры и дизайна интерьера во Франции. Известно, какую роль в этом развитии внес переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Его дед был каменщиком, а отец – плотником.
В XIX веке его начали называть Мезон-Лаффит, по имени нового владельца. В его плане буква П, но дворец открыт со всех сторон. В 1646 г. здание подведено под крышу. Философ чуть не умер в замке. Он любит принимать здесь друзей в более раскрепощенной, чем при дворе, обстановке. Пожар разрушил часть дворца. Заказчик хочет заменить небольшой семейный замок соответствующим своему положению и состоянию сооружением – дворцом, достойным принять монарха (тем более, что невдалеке расположена королевская резиденция Сен-Жермен).
Строительные работы Мансара слишком много стоили и от его услуг отказались. 14 июля 1912 г. замок открывает свои двери для широкой публики. Местность, где расположен дворец и поныне респектабельный буржуазный район, в отличие от, скажем, Сен-Дени. Важно и то, что при всей монументальности, архитектурный образ проникнут открытостью.
Свободная от внутренних перегородок лестничная клетка позволяет без помех осветить ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей. Затем ему поручили достройку в средневековом замке Блуа. Другая ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, была начата в 1626 году. Дворец дополнял сдержанный, но элегантный сад барокко. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным.
С приходом к власти кардинала Ришелье идеолога абсолютизма и контрреформации, создаётся ряд культовых сооружений, где церковная власть насаждает пышные барочные мотивы (церковь Сорбонны, монастырь Валь-де-Грас). Перед замком от леса прокладывают длинную въездную аллею, начинающуюся Северными воротами (или Воротами короля год строительства – 1660). Он скончался, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. К тому же, это было очень выгодно для домовладельцев. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. В 1642 г. он становится председателем Парижского Верховного суда.
Тот пытается украшать Малый парк. Даже ров, окружающий Мезон Лаффит с трех сторон, не мешает этому.
В таком разрешении разных задач – практических и художественных – посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Но этот несчастный случай не испортил дружбу маркиза с Вольтером. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую "итальянскую" крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение.
Постепенно, в работах Мансара наметилось стремление к ясности замысла и композиции, строгости пластики и деталировки. Творческой зрелости архитектор достиг в тридцатые годы. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Для собственных нужд Лаффит оставляет только часть сада площадью 33 га, прилегающую к замку и названную Малым парком, реформированным в английском стиле.
Загородный дворец построен для президента парламента города Париж Рене де Ланглея. Этот Шедевр Мансара даёт ясное представление о чертах французского классицизма первой половины 17 века. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля.
По его замыслу там высаживают тополя имитируя расстановку войск в битве при Монтебелло (фантастический титул герцога Монтебелло ему даровал император). Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. По независящим от него причинам, проект оказался выполненным лишь частично.