Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Получилось пространство, наполненное символами.
Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
К тому же, не надо забывать и о том, что привычное нам белое подвенечное платье вошло в моду только в XIX веке. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене.
Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Любой в обещаниях может стать богатым). На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. «О чем я думаю.
Это особенно заметно по одежде. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Это особенно заметно по одежде. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». 1434». ). Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. На женщине платье (т. morgen – утро). Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. На женщине платье (т. Где же они. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Написана ок. 1435-1440, действие происходит в открытой лоджии.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Однако она по-городскому узка. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Что и говорить, красота – страшная сила.
На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Худых — больше, чем толстых. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.
Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Однако она по-городскому узка. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Он клянется свое жене в супружеской верности. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Было модно тогда принимать позу, отклонив корпус назад и выставив живот вперед, – так называемая готическая кривая. Её округлый живот, возможно, не является признаком беременности, как может показаться зрителю, незнакомому с идеалом женской красоты поздней готики.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена и на столе у него лежали дорогие апельсины. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. 1434». ). Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Любой в обещаниях может стать богатым). Далее.
Блондинок мало. Брюссель). Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни. Наоборот.
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Cама формулировка необычна. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34.
Высоких было больше, чем низких. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Джованни ди Николао в 1426 году взял в жены 13-летнюю Констанцу Тренту. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Это особенно важно для церемонии без священника. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Примелькавшись в европейском культурном сообществе, ван Эйк осел в Брюгге, где и провел остаток дней.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай – вокруг нас».
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, – Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Руки у жениха, так же как и у его невесты, белы и ухожены.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом. При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Правда и тут не обошлось без загадок.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи.
Мужчины носили тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Однако комната по-городскому узка. Так обычно скрепляли контракты. По другой версии, портрет написан уже после смерти женщины. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Хрустальные четки говорят нам о благочестии.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Это особенно заметно по одежде. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем).
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Четверть — молодежь. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. А женщина. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». И дело тут вот в чем, если беременна, то тогда выходит, что свадьба то эта покрыта смрадным пятном порока и вообще ай-ай как плохо и не хорошо. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Выпуклые зеркала были более доступны.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Hernoult le Fin является французской формой итальянской фамилии Арнольфини. Это объяснялось тем, что она вроде как вечная мать и тем самым оправдывает ночной грех и исполняет исключительно свою женскую функцию – рождение детей. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны.
Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Сова – вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Брюгге был богатым местом.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара.
Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. Взять хотя бы головные уборы. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Это Ян ван Эйк. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро).
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Содержание картины в целом не вызывает разночтений.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Обычно из более низкого сословия происходила женщина. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Некоторые исследователи636465 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Оно должно было напоминать монгольское или китайское.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. Эта знаменитая фламандская техника рисования позволяла достигать особой глубины картины, насыщенности, впечатления реалистичности, достижения особых цветов.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был». Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро).
И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения. Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Так кто же все-таки герой картины. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка – знак чистоты, четки – символ благочестия, выпуклое зеркало – глаз мира, апельсины – плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение.
Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена» : небольшой садик и город (возм. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Это особенно заметно по одежде. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Композиция такова: молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.
За спиной св. Реализм подкреплен еще и техникой. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Около 90 трофейных полотен легли в основу коллекции лондонского Эпсли-хауса, резиденции Веллингтона. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Около 1434 года картина была закончена. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли – на преданность супругов их союз щетка – знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно – мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. А женщина. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами. Один из них – ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь».
А женщина. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября».
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). 1434». ). Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Так писал о нём Филипп III Добрый, с 1419 по 1467 герцог Бургундии. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Его узкие плечи указывают на то, что он не должен был своей физической силой добиваться высокого положения в обществе. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Он – в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
1434. ). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. А мог и сам подарить по дружбе. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
До сих пор вопрос остается открытым. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434).
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Однако положение руки женщины на полотне допускает возможность ее беременности, хотя можно предположить, что этим жестом она всего лишь приподняла подол своего платья. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
А узкие плечи жениха указывают на то, что ему не нужно было добиваться высокого положения в обществе физической силой. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения. У окна лежат апельсины. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале – сам Ян ван Эйк. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы.
Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Наоборот. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Нет информации в какой момент из жизни четы запечатлен. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Брюгге был главным портовым городом его герцогства. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Изначально название картины было неизвестно, только через сто лет оно всплыло из инвентарной книги: «Большой портрет Hernoult le Fin в комнате со своей женой».
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей.
Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.