Вот впечатление А. И. В его творчестве видно влияние известного живописца А. А. Осенью 1862 года Чистяков едет в Италию, где приступил к работе над картиной «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия». Тютчева.
Тел. Дай Вам Бог помощи и силы создать нам что-либо опять истинно художественное и русское». В 1861 году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии.
Понимаю оттого, что понял немного Христа. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Более семи лет провел художник за границей. Через Поленова педагогическая слава Чистякова ещё шире разносилась по России ибо его учение осуществлялось не только в стенах Академии художеств, но и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Поленов. В связи с этим Чистяков рассказал, что он ясновидящий.
Занятия проходили по утрам и вечерам. Врубель, М. В.
Это далеко от Академии. Рутинное повторение и рутинная тренировка, неосмысленная и – как он любил выражаться – «не поверенная» были для него нетерпимы. В 1870 г. получил звание академика за картины Нищие дети (1861, ГРМ), Римский нищий (1867), Джованнина (1863-1870, Музей Академии художеств), Итальянец-каменотес (1870, ГТГ). С Поленовым у Чистякова сохранились навсегда тёплые, дружеские отношения. С 1862 года – за границей посетил Германию, работал в Париже и Риме.
Проходит на следующий день — видит: хоронят. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848). К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Работал также как исторический художник (Последние минуты Мессалины, 1864, ГРМ) и портретист (Портрет матери художника, 1880, ГРМ). Подарил голову (гипс) какого-то философа.
Но никакое самое подробное объяснение не произвело бы такого впечатления и не запомнилось бы так, как загадочное: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо». Павел Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область). получил большую золотую медаль. ГРМ, «Боярин», 1876, ГТГ «Портрет матери художника», 1880, ГРМ). — М., 1954., Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. Поленов глубоко любил Павла Петровича, а не только ценил в нем учителя.
Репин, В. А. ГРМ, «Боярин», 1876, ГТГ «Портрет матери художника», 1880, ГРМ). Так им был открыт ещё в юности, когда он учил «баринков Смирновых» рисовать с натуры петуха известный его принцип рисования «с земли, с ног».
— М., 1953. (812) 470-70-85, 470-77-12. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848).
Ивановой, Н. Ю. Чистяков был человеком самых разносторонних знаний. Она напомнила литовской общественности, что это «право» уже имеют бельгийские дети. Очень мало написано им законченных произведений и очень мало говорят они о выдающейся фигуре в истории русского искусства. Павел Петрович Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии в семье крепостного крестьянина. Павел Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область). Последствия перенесенной в Италии болезни осложняли занятия живописью.
Я должен был сказать слово о Тютчеве. В первом специальном классе Академии художеств он рисует «с оригиналов карандашом головы». Как тяжело быть между ними». Ну, одним словом, рутина гнетёт и подбирает под себя. Например, слово «чемоданисто», которое стали употреблять в среде художников для обозначения чего-то такого трескучего, пошло от Павла Петровича после такого случая.
Суриков начал работать с Чистяковым в этюдном классе, следовательно, курс рисунка он проходил не под руководством Чистякова. Переписка их не обширна, но весьма интересна. Учитывая с самого начала эту особенность ученика, он всячески поощрял её и развивал.
Павел Чистяков родился 23июня (5июля) 1832 (18320705) г. в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область). Иванова. Питался, как он вспоминал, скудно: огурцами, хлебом и чаем. Задачей художника было передать чувственную жизнь перед лицом смерти. Ученик, а потом великий художник, Валентин Серов эту мысль Чистякова передавал так, что, мол, художнику надо даже «нет-нет и ошибиться», чтобы не получилось мертвечины. За картину «Патриарх Гермоген в темнице» в 1860 году получил малую золотую медаль. И эту любовь, неоднократно подтвержденную, передавал и своим собственным ученикам.
Там действует порядка 18 музеев. Много говорили о значении Христа в искусстве. На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861, ГРМ). В 18891912 – заведовал Мозаичным заведением при ИАХ, в этом качестве наблюдал за работами по отделке Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С. Петербурге. ГРМ, «Боярин», 1876, ГТГ «Портрет матери художника», 1880, ГРМ). Но немало есть в дневнике и таких записей.
2. Так лучше выходит. Признавая его гений, Чистяков говорит, что он «натуралист», поэзии почти нет. Так он сам вспоминает свои классы. «13 сентября 1913 года. Вот таким образом эвтаназия может стать решением для людей, которые «не хотят беспокоить родственников зрелищем собственных страданий». Министр здравоохранения также подняла вопрос о «педиатрической эвтаназии».
ГРМ, «Боярин», 1876, ГТГ «Портрет матери художника», 1880, ГРМ). Суриков увлекал Чистякова своим талантом, самобытностью, размахом. С 1893 г. – д. чл.
Поленов, И. Е. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848). Долгое время я смотрел на всё как бы сквозь картины Венецианова. В настоящее время эта способность у него пропала. У людей горят глаза, когда они ведут экскурсии и, что немаловажно, все работают и город уже включен в малое туристическое золотое кольцо. Адрес Дома-музея П. П. Чистякова: 196660, Санкт-Петербург, г. Пушкин (Царское село), Московское шоссе, д. 23. Тут я услышала слова, оставшиеся в памяти моей на всю жизнь: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо. » Не сразу я поняла мудрость этого. В своей творческой практике П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного», 1861.
Картина эта теперь находится в Русском музее в Петербурге. Теперь я понял, почему художники так желают изобразить Христа.
Нестеров, В. Д. Специалисты считают, что «единственным настоящим доказательством ценности той или иной педагогической системы являются практические результаты преподавания». За четыре из них: «Нищие дети», «Голова чочары» (Джованина), «Римский нищий», «Итальянец-каменотес» он был удостоен звания академика живописи. В шапку даст со временем ближним. 1832—1919.
Был у профессора. Нет искусство всё-таки – красота. Полевого В. М. Академии художеств. Ещё будучи ребёнком лет 8-ми он вместе с толпой детей попал в деревне в барскую прачечную. Я рассказал ему свой сон.
Картина с сюжетом древнеримской истории, её Чистяков писал на протяжении всей своей жизни, осталась не законченной. Так он образовывает так называемую свою школу «чистяковцев», которых он обучает своим методом «поиска таланта» : если он видел, что в человеке есть искра, незамедлительно начинал развивать ее, но не рутинных уроках, а с помощью индивидуальных занятий уже в своей мастерской. Над этой картиной он работал почти всю свою жизнь, но так её и не завершил.
Басина. В Тверской областной картинной галерее находятся его картины «Портрет старухи» (1871) и «Стоящий священник» (1863 – 1864).
Некоторые слова Чистякова входили в общее употребление в академии и не только в ней. С 1862 года— за границей посетил Германию, работал в Париже и Риме. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. В разные годы его учениками были В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и многие другие. Павел Петрович ставил своей целью воспитание не только талантливой личности, но прежде всего художника-гражданина. В период 1854 – 1858 гг. Отношением государства к детям я, конечно, доволен.
К картине были написаны многочисленные этюды и эскизы. В своей творческой практике П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Викторовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного», 1861. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г, Лясковская О. А. П.
ГРМ, «Боярин», 1876, ГТГ «Портрет матери художника», 1880, ГРМ). Первые уроки рисования Павел Чистяков получил в Бежецком уездном училище, окончив которое работал помощником землемера. Учился в Академии Художеств (184901861) в классе исторической живописи у П. В. Басина. Он произнёс в тишине: «Чемоданисто. » Все сразу увидели, что коричневый блестящий гроб с останками короля, да и вся живопись этого модного французского художника своей внешней пустой элегантностью и цветом удивительно напоминают кожаные чемоданы.
«Если сам не веришь, то не оскорбляй святыню верующих». В балтийской стране ежегодно число жителей работоспособного возраста в среднем уменьшается на 2. Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет.
За это время был 2 раза у профессора. Во втором – рисует «голые фигуры». В 1864 году художник задумал написать большую картину на тему древнеримской истории «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия». Он разъяснил мне взгляд Христа на природу. Учился в Академии художеств (1849-1861) у П. В. Такая формулировка подразумевала исключительные заслуги в творческой и педагогической деятельности, так как звания обычно присуждали только за предоставленные работы. Можно много говорить о заслугах Павла Петровича, но вернемся в музей. Дача художника-педагога (на снимке) – редкий памятник деревянного зодчества последней трети XIX века.
Через год П. П. Чистяков был удостоен большой золотой медали за программу на сюжет из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Какие это были привольные поля, леса, статные люди. Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. Павел Чистяков родился 23июня (5июля)1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область).
3. Такую медаль Чистяков, ученик класса исторической живописи, получил в 1860 году за исполнение композиции на тему из русской истории «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту». Первым эскизом Павла Петровича была деревянная колокольня, углом стоящая к зрителю. Спросили мнение о ней Чистякова.
А если не сумел, то не пеняй, если бьют (сам, мол, виноват)». Много позже осознал, в чём главная сила его работ – в сочетании красоты и правды. преподавал в Академии художеств, с 1892 г. – профессор.
В одном из писем к своему ученику в 1887 году Чистяков признался: «А я всё пачкаю свою Мессалину, цвета стал искать, а в то же время ногу согнутую думаю выпрямить (разумею у Мессалины ногу). В период 1854—1858гг. — М. : издательство Гос.
За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Художнику удалось передать атмосферу начала княжеских междоусобиц, повлекших за собой много крови. П. Чистяков.
На следующий день за обедом говорят, что надо пойти в театр. По его подсчётам порой в день нахаживал до тридцати вёрст. Его письма оттуда к Чистякову – лучше после «Путевых заметок» Александра Иванова из того, что написано в русской литературе об искусстве итальянского Возрождения. получил две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры. Детство, детство, детство.
Родом из Тверской губернии. В свободные часы он подрабатывал уроками и случайными заказами. По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». По своей неопытности я сделала странные пропорции тела Германика.
Пил чай. В период 1854—1858 гг. И еще перед глазами пример небольшого приволжского городка Мышкин. На прощание – долгое рукопожатие и наилучшие пожелания успеха. Затем обвиняет его в том, что в том отношении, что он оскорбляет причастие.
Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность. По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». Много дальше, чем было раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь», он обучал не только обязательным знаниям, но и давал живописцам веру в себя, а главное – оригинальный взгляд на мир – он открывал его перед ними как нечто неизведанное, необъятное и бесконечно красивое. Британишский Чистякова называет в дневнике часто «профессором». 1832—1919. В первый раз пробыл у него час с четвертью. "Эвтаназия может быть хорошим выбором для бедных людей, которые в силу бедности не имеют доступа к медицинской помощи" – такое «решение» вопроса о бедных пациентах предложила новый литовский министр здравоохранения Риманте Шалашявячюте (Rimante alaeviit), которая была приведена к присяге в начале июля. Она сразу начала дискуссию о легализации эвтаназии в Литве и в интервью СМИ заявила, что Литва не социальное государство, где паллиативная помощь доступна всем нуждающимся.
В своей творческой практике П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Викторовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного», 1861. Боярышня Аннушка Голова девушки в повязке Старик с табакеркой Боярин Чистяков Павел Петрович (1832 – 1919) Репин И. Е. Я радуюсь за него.
В 1861 году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии. Ведь взгляды Его и многие изречения Евангелия так близко подходят к искусству, что удивляешься. Повесть – один из видов эпического произведения. Недаром заветной мечтой Врубеля было нарисовать «Демона» и «Христа». Васнецов, М. А.
На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861, ГРМ). Теперь я понимаю значение картины Поленова «Грешница». Суриковский архив позволяет установить, что «путь истинного колориста» в большой мере подсказан художнику Чистяковым. В своей творческой практике П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного», 1861. «10 июля 1913 года.
Два раза в день на занятия и обратно да ещё уроки. Только в 1876 г. он показал новую картину – Боярин. По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». С самого раннего возраста маленький Павел интересовался живописью, а также самыми разнообразными вещами, такими как: «почему летит птица, а гусиное перо только по ветру». В 1860 за программу «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о роспуске ополчения» (НИМ РАХ) награжден малой золотой медалью. За картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Владимира Косого пояс, некогда принадлежавшийДмитрию Донскому» (ГРМ) в 1861 году награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1й степени и право на пенсионерскую поездку за границу. В 18631870 годах Павел Чистяков пенсионер ИАХ, работал в Италии и Франции, совершил поездки в Германию и Австрию. По возвращении в России за свои произведения удостоен звания академика исторической живописи.
Популярность педагога была огромной. Преподавал в ИАХ (18721910), с 1905 по 1915 (с перерывами) – член Совета ИАХ. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно». «Вы колорист», -сказал он Поленову. Он учился, уча других. В своей творческой практике П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Викторовна, срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Тёмного», 1861.
В возрасте 25-и лет Чистяков был удостоен серебряной медали первого достоинства за этюд с натуры, что дает ему возможность для получения золотой медали. Ужасно долго не писал. В связи с Евангелием вспомнили Толстого. В 1861 году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии.
Живя в Италии (в Риме) недалеко от театра, он сидит раз вечером дома и видит все декорации и действие пьесы. Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин). Главная заповедь методики Чистякова. Серов, В. И. 2017П. П. ЧИСТЯКОВ.
Портрет художника Чистякова П. П. Так он приступает к композиции, которая положила начало настоящей русской исторической живописи, несмотря на свои безусловные академические рамки, «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко выставлял свои новые произведения.
В 1861 году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии. Много дальше, чем было раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь». В одной галерее была выставлена прославленная картина Делароша «Кромвель у гроба Карла V». В 1892 Павел Чистяков получил звание профессора. получил две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры. Потом переходит в класс гипсовых голов. С 1890 по 1912 г. заведовал мозаичным отделением.
В выборе моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос мастера, чуждый традиционным представлениям о «прекрасной» Италии. С 1862 года – за границей посетил Германию, работал в Париже и Риме. Позднее, в 1892 году Чистякова избрали профессором «за известность на художественном поприще». Во время обучения Чистяков считался одним из лучших рисовальщиков.
— 64 с., Белютин Э., Молева Н. Павел Петрович Чистяков. Суриков и других. Педагогическая система Чистякова столь же авторитетна в художественном мире, как система Станиславского – в артистическом. Остается во многом загадкой, как, не обладая ни собственной мастерской, ни тем более своей школой, где он мог бы, не опасаясь академических ретроградов, беспрепятственно и целенаправленно проводить выработанные им педагогические принципы (подобно своим знаменитым европейским коллегам – А. Ашбе или Ш. Холлоши), Чистяков добился столь блестящих результатов. Картина в запасниках.
Учитель с первых дней определили его характер. Чьё-то покашливание заставило меня оглянуться. Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству, – писал он как-то П. М. Третьякову. В 1872 г. художник был приглашен в классы АХ адъюнкт-профессором. Третьяковской галереи, 1950.
В1872-1892 гг. Но гораздо больше он работал самостоятельно. В период 1854 – 1858 гг. Оскорбляет причастие Толстой в романе «Воскресение». Мои нравственные заповеди таковы: 1) «Хранить чуткость к человеческим страданиям»»2)Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца» 3)Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им.
Благодаря такому подходу у Павла Петровича появляются первые ученики (баринки Смирновы), которым он дает частные уроки, тем самым нарабатывая бесценный опыт уже в юношестве, а уже к концу обучения в Академии он становится известным преподавателем. А под картинками стояла подпись: «А. Венецианов». Преподавать Чистяков начал еще в годы учебы (с 1850 г. ). Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919) – русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.
Он стоял на некотором расстоянии от меня, но смотрел на мой рисунок издали, скрывая тонкую улыбку под длинными усами. О его матери Анне Павловне можно судить по живописному портрету «Бабушка», написанному племянницей и ученицей Павла Петровича Варварой Матвеевной Баруздиной. Так получилось, что в этом году меня наградили литературной премией имени Ф. И. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, «Популярная художественная энциклопедия» Под ред.
Через много лет знаменитый художник на исторические темы Виктор Васнецов напишет Чистякову: «Надо помнить, что русская историческая настоящая живопись началась с Вашей Софьи Витовтовны. С 1862 года— за границей посетил Германию, работал в Париже и Риме. Художники все начинаются в детстве. Сегодня я понял мысль Чистякова. И много таких случаев.
С 1862 года — за границей посетил Германию, работал в Париже и Риме. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище (1848). Его учениками были В. М. Он говорит, что Толстой неправильно понял изречение Христа: «Если тебя бьют по одной щеке, то подставляй другую».
Приходит и видит то же, что видел дома. «Перспективу я слушал всего раза четыре у М. И. Жил у дальних родственников где-то рядом с Александро-Невской лаврой. Несколько Тютчевых были помещиками в Кашинском уезде. По ряду академических наук он просто отделывался минимальным усердием ибо изучал их сам. В выборе моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос мастера, чуждый традиционным представлениям о прекрасной Италии. После возвращения в Петербург в 1870 г. Чистяков за четыре работы (в их числе Римский нищий, 1867), получил звание академика.
А многие прошли у него систематическую школу. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться». За картину «Патриарх Гермоген в темнице» в 1860 году получил малую золотую медаль. Приём самый радушный.
Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Жанр произведения Жанр произведения «В дурном обществе» – повесть. Долго говорили. За картину «Патриарх Гермоген в темнице» в 1860 году получил малую золотую медаль. Образ прожитой, уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика, напоминающее движение Мессалины. Как бы парной к Боярину по композиции, манере исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная работа – Портрет матери (1880).
— 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В. Среди них – А. А. Иванов, П. М. Третьяков, В. В. Стасов, Д. И. Менделеев, О. Д. Форш. Родился Павел Петрович Чистяков 5 июля 1832 года в селе Пруды Весьегонского уезда (ныне Краснохолмского района) Тверской губернии в семье крепостного крестьянина. На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861, ГРМ). С 1862 по 1870 г. – пенсионер Академии художеств в Италии и Франции. Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 г. отошел от преподавания. В 1890-1912 гг.
Галерея произведений. (1832 – 1919)В одной из статей, написанных в середине 90х годов 19 века, В. В. Стасов, сравнивая П. П. Чистякова с М. И. Глинкой, говорил, что их роднит понимание серьезной школы профессионального мастерства и виртуозное владение этим мастерством. Вы, Репин и он – русская тройка. » Тогда Суриков лишь оперялся, ещё далеко было до «Стрельцов» и «Меньшикова». Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Он интересовался новостями оптики, физики, физиологии. Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
За картину «Патриарх Гермоген в темнице» в 1860 году получил малую золотую медаль. На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861, ГРМ). В 1884 году Суриков впервые ездил за границу. Первые уроки рисования он получил в Бежецком уездном училище.