Гравюру «Четыре ведьмы» можно увидеть на выставке «Альбрехт Дюрер: мистическое и реальное», которая посвящена 545-летию со дня рождения художника. Гравюра Дюрера «Четыре ведьмы» была первой, которой суждено было попасть в Италию.
Не классическая античность, а античный пафос эпохи эллинизма оказался близким художнику. Круг этих людей был назван «гуманистами» из-за склонности к «studia humanitatis» (к светскому знанию), в противоположность средневековым «studia divina» (наукам о божественной мудрости). В эпоху античности колдуньи выглядели как крылатые гарпии и как ужасно визжащие и похожие на сов ночные птицы, которые назывались стриксами (страшные летающие существа, питающиеся плотью младенцев). Классическая стройность и величие присутствуют в больших композициях «Поклонение Троице» и «Геллеровский алтарь». Дюрер писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание.
– Даже король Яков в своем произведении Демонология (1597 г. ) задавался вопросом: откуда повсюду взялось столько ведьм. Многочисленные рисунки, созданные Дюрером в начале века, стали ближе к античным образцам. В результате попыток построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра «Адам и Ева», где образцом для Адама был Аполлон Бельведерский, а для Евы — Венера Медичи. Альбрехт Дюрер (cын выходца из Венгрии, золотых дел мастера, осевшего в Нюрнберге) учился ремеслу отца, который, заметив одаренность сына и интерес к искусству, отдал его на выучку к лучшим живописцам города.
Офорт 68 из серии «Los Caprichos» особенно запоминающийся: высохшая ведьма учит привлекательную молодую колдунью летать на метле. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. В этой среде коллекционировали античные монеты, переписывали древние надписи, стремясь преодолеть пренебрежительное отношение к «варварам-немцам», которое было распространено в Италии со времен Петрарки. Ведьмы имеют давнюю и тщательно разработанную историю. Всемирная история ведьм – долгое повествование изобилующее любопытными подробностями. Значение его творчества для национальной культуры Германии оказалось настолько большим, что время расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Но творческий путь художника был совсем иным.
Да, эти сцены представляют женщин как демонов. Фигура на заднем плане — Эрида, богиня раздора, а «три грации» — Венера, Минерва (с лавровым венком) и Юнона (покровительница замужних женщин и потому в чепце, как у немецкой матроны). Ведьмы – это козлы отпущения, на которых проецируются пороки общества. Особое внимание художника привлекала гравюра, сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Сейчас в экспозиции Британского музея на многих картинах можно увидеть образы колдуньи, подобные тому, как изобразил ведьму на цветной гравюре на дереве (ксилографии) «Шабаш ведьм» ученик Дюрера Ганс Бальдунг Грин в 1510 году. На Геркулесе — лавровый венок, в противоположность сатиру, увенчанному виноградными листьями. Да, эти картины представляют собой демонизацию женщин. Дюрер говорил, что на художника нисходит «вдохновение свыше», благодаря которому и возможны величайшие творческие озарения, но ему было знакомо также меланхолическое ощущение глубокой тоски и отчаяния.
О «благородной меланхолии» Дюрера вспоминал известный гуманист Филипп Меланхтон. Обе ведьмы обнажены и офорт, конечно, подразумевает, что это что-то непристойное: по-испански «volar» (летать) имеет сленговое значение «испытывать оргазм». С одной стороны, ведьма может быть такой, какой она изображена на гравюре «Четыре ведьмы», созданной живописцем в 1497 году: молодой, в подходящем для брака возрасте и настолько изящной, что ее физические прелести способны увлекать мужчин. Поначалу я испытывала крайне неприятные ощущения, когда я смотрела на эти картины, так как они такие дискриминационные (по признаку возраста – Ред. ), – говорит она.
Важным впечатлением для Дюрера стали работы Анреа Мантеньи (старинные гравюры на античные темы которого он копировал еще до поездки). Сохранились также рисунки Дюрера по мотивам Поллайоло, который, в свою очередь, ориентировался на рельефы античного саркофага. Дюрер и увидел новый мир, о котором знал лишь понаслышке. Античный мотив — лишь повод для осуждения суетности и греховности. По приезде в Нюрнберг Дюрер приобретает большую известность прежде всего как гравер, не имеющий себе равных. Такой привлекательный образ «старонемецкого мастера» был создан романтиками ХХ века.
Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые, озорные жанровые сюжеты. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). Несмотря на античные прототипы, женские фигуры – суровые и мощные. Эта гравюра была создана во время «золотого века» написания картин с изображением ведьм: в бурные XVI и XVII века по всей Европе прокатилась волна жестоких преследований ведьм (пик охоты на ведьм длился с 1550 по 1630 годы).
На полу неизменные атрибуты смерти – кость и череп. Примерно в то же время среди художников, работающих в Англии, модным стало изображать сцены колдовство в театральных постановках. Петербридж объясняет: «Распространение образа ведьмы тесно граничит с революцией в печати.
И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». КАТАЛОГ Давно уже мы ничего не писали по существу. Вместе с тем, они часто тесно связаны и с критикой общества. Италия же больше влекла молодых ученых, стремившихся приобщиться к гуманистической образованности. Но часто они остро связаны с социальной критикой.
Гравюра была создана в годы золотого века колдовства в изобразительном искусстве – он пришелся на бурную эпоху XVI и XVII веков, когда преследования ведьм сотрясали Европу (своей кульминации охота на ведьм достигла в период с 1550 по 1630 годы). Вот таким образом Мантенья и граверы Северной Италии послужили посредниками в передаче художественных импульсов с Юга на Север. Там, Дюрер увидел новый мир, о котором до этого знал лишь понаслышке. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – великий немецкий художник, график и теоретик искусства, блестящий мастер Ренессанса. В основе композиции лежит античная группа трех граций, но к ним добавлена фигура четвертой женщины.
Ведьмы – это козлы отпущения, на которых проецировались все грехи общества». Художники часто обращались к этим сюжетам, так как они предлагали драму. К этому времени, он – уже гравер с мировой славой, «немецкий Апеллес» уже не подражающий древним, а, соревнующийся с ними, стремящийся к «вечной славе». Наибольшее впечатление на Дюрера произвел Мантенья.
Вторая довольно красивая, но взор ее полон страдания и боли. Последняя гравюра представляет собой картину, на которой изображена обнаженная старуха, сидящая верхом на рогатом козле, – символе дьявола. По всеобщему убеждению, это объяснялось тем, что мир погряз в грехе и разврате и катится к своему закату.
А в нем — отличная статья М. Дмитриевой «ДЮРЕР И АНТИЧНОСТЬ» У Клеваева тоже есть статья, но Дмитриева чем-то очень понравилась. Оттуда — несколько цитат. Левая дверь из которой вырываются языки пламени и показывается голова дьявола — врата ада перед правой дверью на полу лежит кость — это врата смерти. Вероятней всего, гравюра является парафразой сюжета «Суд Париса», популярного в немецком искусстве и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мукам. Будучи женщиной, какие чувства испытывает в этой связи искусствовед Дианна Петербридж.
«Четыре ведьмы» – одно из самых загадочных произведений Дюрера. Формирование образа ведьмы имеет долгую и сложную историю. И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими».
А. Дюрер (цит. Другой интересный сюжет — «Геркулес на распутье». Это указывает на то, что герой выберет путь добродетели. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суд Париса» и рассматривают ее как предостережение против похоти, что ведет к адским мукам. Ведьма изображенная Дюрером на этой гравюре, вся иссохшая, с опустившейся грудью, открытым ртом, как будто она кричит заклинания и проклятия, а ее растрепанные ветром космы, противоестественно развеваются в направлении движения (признак ее магической силы). Результатом его собственных философских размышлений стал образ «художественной меланхолии». Даже король Яков в своем трактате «Демонология», созданном в 1597 году, пишет: «Почему в стране столь широкое распространение ведьм.
Например, Генри Фюссли, художник швейцарского происхождения, создал несколько версий знаменитой сцены на пустоши, которая рассказывает о первой встрече Макбета с тремя ведьмами (Пьеса Уильяма Шекспира «Макбет»). Считается, что в основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Последняя была покровительницей замужних женщин, вот таким образом изображена в чепце. С другой стороны, ведьма может быть такой, как на гравюре, созданной Дюрером в 1500 году, — «Ведьма, скачущая задом наперед на козле»: старой и отвратительной.
У нее простодушное лицо, но с довольно недоверчивой гримасой. Одно из самых загадочных произведений этого времени — «Четыре ведьмы».
Почти все — гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии. Очень интересное исследование на эту тему провел Аластер Сук (Alastair Sooke) – художественный критик «The Daily Telegraph». Одна из них — «Геркулес», где, по-видимому изображен герой, убивающий сиамских близнецов Молионидов (по рассказу Павсания).
Действие происходит в «значащем» пейзаже: древо Добродетели покрыто листвой, а древо Порока засохло заросшая травой дорога ведет к замку Добродетели с заколоченными воротами. Они коллекционируют античные монеты, переписывают древние надписи. Да и телом она выглядит намного младше всех остальных окружающих ее девушек. Но и в этой старинной гравюре и в первой в немецком искусстве античной идиллии — «Семействе сатира» герои помещены в северный лес его голые стволы и сухие ветви указывают на иное понимание сюжета. Что касается третьей нимфы, то ее лица мы попросту не видим, ведь она стоит к зрителю спиной, а вот четвертая девушка наполовину скрыта от зрителя, она как будто стесняется показать себя. Художник, несомненно, был знаком с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теорией «божественной меланхолии», связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна.