«четыре апостола»— картина немецкого художника Альбрехта Дюрера закончена в 1526 году и является его последней крупной работой.
Но божественное слово истины всегда выше тиранов и лжепророков. Против каких же лжепророков столь настойчиво предостерегал сограждан Дюрер. Выступление Лютера против папского Рима, яростная агитация Меланхтона, опустошительная крестьянская война, безжалостные преследования протестантов католиками и католиков протестантами. Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. Молодой и спокойный Иоанн персонифицирует темперамент сангвинический Петр, старый и усталый, — флегматический свирепого вида, сверкающий белками глаз Марк — типичный холерик настороженный и злой Павел — меланхолик.
Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Можно не иметь понятия о том, что начертано у ног апостолов витиеватым готическим шрифтом. «В начале было Слово». Однако несмотря на то, что курфюрст был горячим поклонником творчества Дюрера, он не мог смириться с «еретическими и оскорбительными» надписями, вот таким образом венценосный ценитель искусств приказал их отпилить (. ) и отослать обратно в Нюрнберг.
Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Только в 1922 г. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям.
На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой— Марк и Павел. Столь горячо и преданно смотрят на вождя, ожидая поучения или команды.
Только в 1922году створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Но это мнение представляется сегодня ошибочным: не стал бы прославленный мастер торжественно дарить Нюрнбергу незавершенную работу.
К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии». Альбрехт Дюрер примкнул к лютеровскому движению с момента первых выступлений реформатора, но впоследствии разочаровался в Реформации, как и многие другие художники. Зритель может прочесть его первые строки: «В начале было Слово». Картина — диптих — состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой — Марк и Павел.
Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. Ещё одну надпись сочинил сам Дюрер: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Мы снова видим, как Дюрер объединяет средневековые каноны с творческими новациями.
По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи.
духовно они кажутся совершенно едиными. Но это только Италия, а что же остальная Европа, где тоже ждут перемен. На каждой из досок выдвинута на первый план и выделена цветом одна из фигур. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент.
И его (тебя) ждет жестокая кара. Из-за нее красивое и емкое название диптиха «Четыре апостола» не отвечает содержанию произведения. Марк, так же, как и Павел, олицетворяет средний возраст человека. Это произведение имело для художника огромное значение. Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок.
Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). В Венеции А. Дюрер написал свою знаменитую картину «Мучение святого Варфоломея», которую ему заказали для собора Святого Марка. Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века.
(Учение о темпераментах было чрезвычайно популярным во времена Дюрера и известно, что художник очень интересовался им). Дюрер написал их мастерски – под материей ощущаются очертания сильных тел, вертикальные складки зрительно делают фигуры еще выше. В первоначальном виде диптих был восстановлен только в 1922 году. Картина не очень хорошо сохранилась, во многих местах видны следы поправок. Апостолы и евангелист предстают титанами, способными вершить судьбы мира. Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания.
Это движение если и не пользовалось поддержкой властей, не встречало, однако и серьёзного противодействия. Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета – высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей, слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных и наконец известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников».
Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Радикалы же требовали самых коренных изменений — вплоть до пересмотра Священного писания. Возрождение.
Если предположить, что в центре должна быть Мадонна, то и эта гипотеза не может быть приемлемой в виду ясно выраженного протестантского духа «Четырех апостолов» и надписей под ними. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Иоанн держит в руках написанное им раскрытое Евангелие. Здесь уместно отметить, что каждый из четырех образов Дюрер соотносит с определенным человеческим возрастом.
Уже первая картина А. Дюрера «Орфей» принесла ему известность, а потом стала распространяться и его слава гравера.
«Четыре апостола» написаны в 1526 году, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию. Под изображениями апостолов И. Нейдерфер начертал строки из евангелий апостолов, содержащие предостережения от соблазнительных слов лжепророков: высказывание апостола Петра, предостерегающее от «ложных пророков», которые «ради жадности будут к вам приступать с вымышленными словами слова Иоанна о том же, цитаты из евангелий апостолов Павла и Марка еще конкретнее: «В последние времена наступят ужасные дни. Композиционно они тесно спаяны вместе.
апостолы изображены практически в человеческий рост. Композиция Дюрера стала произведением новой – протестантской – эпохи. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви.
Вечером того же дня в дом художника пришли несколько горожан, бережно взяли на руки две большие доски и отнесли их в ратушу, где уже было приготовлено место. Надписи великолепным готическим шрифтом выполнил по просьбе Дюрера его друг, знаменитый каллиграф Иоганн Нойдёрфер. Дюрер – один из тех, кто открыл акварель для искусства Западной Европы. Дюрер, безусловно, был человеком своего времени.
Только в 1922г. Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. 6 октября 1526 года городской совет принял этот дар и, несмотря на отказ Дюрера от вознаграждения, постановил выплатить ему вполне приличную сумму.
Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Но прямых указаний на это нет. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Все его акварельные работы можно условно разделить на два цикла: пейзажи (городской пейзаж и природные ландшафты) и зарисовки животных и растений. Таким «незаменимым» стал для немецкой культуры Альбрехт Дюрер (1471–1528гг. ). Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства.
Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Чтобы если и не стать равным Богу, то хотя бы максимально приблизиться к нему, подняться при помощи познания над мёртвой материей и самому стать творцом. Одну из них выполнил сам А. Дюрер еще во время работы над картиной. Возрождение.
Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия. Дюрер знал, что погромы были произведены фанатиками, требующими удаления из храмов всех изображений святых, апостолов, всех украшений, всего того, что «оскорбляет» евангельскую простоту раннего христианства.
Картина «Четыре апостола» вызывала и по сей день вызывает большие споры среди искусствоведов. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Эта композиция и поныне остается самым волнующим и неизменно актуальным творением Дюрера. До сих пор образы четырёх апостолов – Петра, Павла, Иоанна и Марка вызывают восхищение зрителей и споры специалистов.
Пытаясь обезопасить «Четырёх апостолов», Дюрер решает подарить картину городу, справедливо полагая, что уж свою собственность расчётливые бюргеры в обиду не дадут. Дюрер, безусловно, был человеком своего времени. Курфюрст Максимилиан, в чьи руки впоследствии попала картина «Четыре апостола», понял точный смысл надписи художника и велел отпилить ее. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. Так, Иоанн олицетворяет юность.
1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. Это произведение имело для художника огромное значение. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха.
Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Сюжет – апостолы Иоанн, Петр, Павел и евангелист Марк – вполне традиционный (хотя, как мы увидим позднее, здесь есть нюансы, свидетельствующие о протестантских симпатиях художника). На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Именно вот таким образом Шпрингер выдвинул гипотезу, что посередине должно быть Распятие. Он рисует. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное.
К тому же его, зажиточного и высокочтимого бюргера, пугали народные выступления. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Он был любимым апостолом Лютера, да и самого Дюрера, о чем свидетельствует его знаменитый цикл гравюр «Апокалипсис» (1497-98 гг. ). Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость». В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. К тому же Реформация быстро превратилась в социально-политическое движение, в котором крестьяне и городские низы требовали отмены десятины и возврата к «примитивной религии».
Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Костры, на которых сжигали людей и казни на городских площадях стали бытовым явлением. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными.
Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Этот, пока ещё почтительный, бунт против небес породил неслыханный взлёт в философии, в естествознании, в искусстве Какие имена. Именно такие характеры выковывались в эпоху Реформации и Великой крестьянской войны в Германии — время, предназначенное не для слабых душ. Осенью 1526 года Альбрехт Дюрер преподнес обе доски городскому совету Нюрнберга со словами: «Я никого не считаю более достойным сохранить на память мою картину, на которую я потратил больше труда, чем на какие-либо другие, нежели вашу мудрость». Это была эпоха, когда поистине «распалась связь времен». Он рисует.
Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям. Обычно такой дидактизм не идет на пользу искусству, но «Четыре апостола» – исключение из правила.
Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). Картина— диптих— состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Потрясённый нескончаемым кровопролитием, охватившим Европу, Дюрер пишет «Четырёх апостолов», как протест против излишне вольного обращения со словом Божьим во имя удовлетворения сиюминутных политических интересов, против практики разрешения религиозных споров силой оружия.
Протестанты особо выделяли Павла и называли апостолом Реформации. Композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся совершенно едиными. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так: «В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения».
Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Она написана на двух узких вертикальных досках, скрепленных между собой. Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Thurer впоследствии она стала записываться как Durer.
Когда движение за реформу католической церкви только еще разгоралось, большинство сторонников Реформации считали себя добрыми католиками. Радикалы же требовали самых коренных изменений – вплоть до пересмотра Священного писания. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). На левой доске — Иоанн в зеленой одежде и красном плаще на желтой подкладке на правой — Павел в плаще холодного бело-голубого оттенка.
Разумеется, нет. Взгляд евангелиста обращен не на свиток и не на Библию, а на Павла. Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. По дюреровской картине можно даже проследить иерархию темпераментов.
Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513г. ), «Святой Иероним» (1514г. ), «Меланхолия» (1514г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Для него важны уже не слова, которые были в начале, а вытекающие из них решения, дела. Но на алтаре он не может быть изображен дважды.
Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Но его Гений и его произведения являются точным отражением той бурной эпохи. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Но на алтаре он не может быть изображен дважды. Каждый, кто знаком с диптихом Дюрера в репродукциях, наверняка изумится, увидев оригинал в зале мюнхенской Старой Пинакотеки. Как в Испании, в Германии, во Фландрии.
Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. Вся передняя часть лба и конец носа приписаны художником позднее.
Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Разъединенные по отдельности, они производят впечатление незаконченное и неспокойное. В письме городскому совету мастер писал, что в эту работу он «вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись». Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Согласно церковной традиции, Иоанн – автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»).
Он один из величайших гравёров всех времён, его «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г. ), «Святой Иероним» (1514 г. ), «Меланхолия» (1514 г. ) по сей день являются признанными образцами сложного искусства гравировки. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Около 1525 года Альбрехт Дюрер начал работать над последней своей картиной «Четыре апостола», на которой изобразил Иоанна, Петра, Марка и Павла и которая подводит итог всей его творческой деятельности, является своеобразным завещанием великого художника грядущим поколениям. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство.
Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Благочестие автора диптиха не вызывает сомнений. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514г. ). Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».
Глаза Марка горят, как у не ведающего сомнений фанатика. Так картина воспринимается и поныне. Сейчас этого изречения, посетители мюнхенской Старой пинакотеки, где хранятся «Четыре апостола», уже не увидят: доска с надписью была отпилена по приказанию одного из «мирских правителей». Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев.
Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Узнав об этом, А. Дюрер предпринял путешествие из родного Нюрнберга в Венецию. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ).
Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. 1502-05, ксилографии). Павел не знал Иисуса и не входил в число его двенадцати учеников, но он почитается как апостол за свои чрезвычайные заслуги в становлении христианской церкви.
Дюрер был умеренным сторонником Реформации. В трехчастных алтарях (триптихах) фигуры апостолов, евангелистов, святых располагаются справа и слева от главной композиции (например, «Распятия»). «Четыре апостола» – замечательный пример той многозначности истинно великого произведения, которая порой далеко превосходит первоначальный замысел его создателя. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Удивительная эпоха, когда средневековый человек вдруг осознал, что слова «образ и подобие божие» – это не наследственный титул, а суровая и почётная обязанность. Всмотримся же в эти лица, соотнося образы Дюрера с евангельскими персонажами.
Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Создавая своих апостолов, А. Дюрер стремился показать совершенные человеческие характеры и умы, устремленные в высокие сферы духа.