Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Так все же, кто изображен на этой удивительной картине «Портрет четы Арнольфини». «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть).
Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе.
Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Оно должно было напоминать монгольское или китайское. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
Пытаюсь взрастить в себе материалиста. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Pollicitis diues quilibet esse potest)6 (Будь осторожен в обещаниях: хоть что плохого в обещаниях.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Он клянется свое жене в супружеской верности. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Далее. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. На женщине платье (т. Сей факт опровергает третью гипотезу о личностях изображаемых, вот таким образом как если он изобразил портрет себя и жены, а в отражении себя – то это рекурсия какая-то получается, слишком запутанная даже для фламандских живописцев.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Где же они. Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо брошены рядом. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать».
На женщине платье (т. Портрет четы Арнольфини – совершенная иллюстрация этого мировоззрения. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Получилось пространство, наполненное символами. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.
Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Однако она по-городскому узка. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Содержание картины в целом не вызывает разночтений.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом.
Что и говорить, красота – страшная сила. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Тогда как многослойная живопись пишется очень долго, притом, что необходимо ждать, когда предыдущий слой высохнет, этот художник писал свою картину намного быстрее, так как использовал технику когда краски – масло и темпера, наносятся друг на друга ещё не просохшими.
А женщина. Это особенно заметно по одежде. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Мужчины были вынуждены носить тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. А женщина. До сих пор вопрос остается открытым. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Для чего же дамы стремились к бледности и отёчности лица. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл.
Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Это Ян ван Эйк. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Любой в обещаниях может стать богатым). Выпуклые зеркала были более доступны.
Хрустальные четки говорят нам о благочестии. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Реализм подкреплен еще и техникой.
Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5)Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». Метелка говорит о порядке в доме и духовной чистоте. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета.
Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Это особенно заметно по одежде. Правда, сейчас исследователи установили, что еще во II—IV веках древнеримские художники вводили в восковые краски льняные или ореховые масла. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. «О чем я думаю. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Не волнуйтесь, с рукой всё в порядке, просто в средние века жених держал руку невесты не правой, а левой рукой в том случае, если социальное положение в обществе жениха и невесты не было равным. При бургундском дворе и женская и мужская мода была экстравагантной. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем).
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. morgen – утро). Любой в обещаниях может стать богатым). Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Четверть — молодежь. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
morgen – утро). В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.
Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. А женщина. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос».
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Это особенно заметно по одежде. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Это особенно заметно по одежде.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Присмотритесь повнимательнее – их отражение можно увидеть в зеркале, висящем на стене. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Правда и тут не обошлось без загадок.
На картине мы видим мужчину и женщину изображённых в небольшой комнате. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Наоборот. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой по этичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи.
1434». ). А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. В конце работы художник выполнил также и надпись. Блондинок мало. А мог и сам подарить по дружбе. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. В середине XV века маленькая Голландия славилась своим богатством и благосостоянием, хотя и не была промышленной страной. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства.
Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7.
Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь.
Идеальным считался добродетельный и в то же время деловитый человек, трезво смотрящий на мир. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. У окна лежат апельсины. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. В 1530 году портрет унаследовала племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году переехала в Испанию и перевезла туда произведение ван Эйка. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. С этим произведением в нидерландском искусcтве появился новый жанр портретной живописи.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Ещё одной особенностью того времени стала мода на круглое лицо с раскосыми глазами. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
О социальном положении жениха говорит его одежда, ухоженные руки и узкие плечи. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. Однако она по-городскому узка.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Портрет четы Арнольфини – это уникальное явление в европейской живописи того времени. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Джеймс Хей, полковник-лейтенант 16-го полка лёгких драгун, был участником битвы при Витории10. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38.
Обычно из более низкого сословия происходила женщина. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. 1434. ). Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. В конце работы художник выполнил также и надпись. Постель – брачное ложе, а также место появления на свет и ухода из жизни.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем).
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Взять хотя бы головные уборы. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
1434». ). Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».
Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В Европе господствовала бургундская мода, следовать которой было недешёвым удовольствием.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Но существует и другое мнение. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Однако она по-городскому узка. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Так кто же все-таки герой картины.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Высоких было больше, чем низких. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. У нее одно лицо с Маргарэт ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году».
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Их соединённые руки служат центром композиции и настраивают зрителя на торжественный лад. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Наоборот. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. И это действительно революция в живописи и в портретном искусстве Возрождения.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй имевшей в то время отделение в Брюгге. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. 1434». ). Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Худых — больше, чем толстых.