«персей» – бронзовая статуя итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, созданная им в 1545 – 1554 годах во Флоренции для герцога Козимо Медичи. Персеем Челлини, казалось, превзошел самого себя. Однако, несмотря на все невзгоды, настал тот день, когда Челлини перенес Персея на площадь Синьории.
В 16 веке Челлини было предложено создать скульптуру Персея из бронзы. Автор знаменитого флорентийского Персея Бенвенуто Челлини родился во Флоренции (Италия) в 1500 году. «персей»— бронзовая статуя итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, созданная им в 1545—1554 годах во Флоренции для герцога Козимо Медичи.
Пускай этот образ и не идеален, не приходится сомневаться, что на затылке Персея Бенвенуто Челлини изобразил себя. Ну ведь каждый, побывав во Флоренции, фотографировал Персея и бюст Челлини на мосту Понте Веккьо. После работы над Персеем Челлини вернулся к ювелирному мастерству.
На первый взгляд, не выходит за рамки этих мотивов и Аньоло Бронзино в своем сонете, посвященном статуе Персей Бенвенуто Челлини (1545-1554, Флоренция, Лоджия деи Ланци).
Мастер делал её в течение восьми лет. Теперь оставалось искусно соединить обе фигуры. Маньеризм — что тут скажешь.
Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объём (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. Здесь он с отчаянием заметил, что замок окружен с этой стороны еще двумя высокими стенами. Многие искусствоведы при сравнении окончательного варианта статуи с её моделями, отмечают, что развитие в них пластической темы – пример перехода ренессансных форм к насыщенной, даже, возможно, загроможденной деталями скульптуре.
Но когда Челлини узнал об ошибках подмастерьев, едва не загубивших статую, он спас отливку в горячечном состоянии и вскоре чудесным образом исцелился. А вообще, с «музыкальным адом Босха» связаны десятки вопросов, на которые никто не может ответить. Известно, что тексты пережили две редакции их авторство приписывается Варки.
Именно онсделал Бенвенуто управляющим римским монетным двором. Из первой строфы еще неясно, что речь идет о статуе, читатель понимает это только из второй строфы: rinato a noi / Per cosi dotta man ti scorgi (возрожденным среди нас / Такой умелой рукой ты себя увидишь). Если верить другой легенде, на статуе изображён двухлетний герцог Готфрида II (граф Лувен). Хотя сам Челлини воспринимал свою работу как апогей ренессансного искусства. Челлини превзошёл самого себя.
По другой версии — родственник барона Мюнхаузена. И, во-вторых, общие принципы формообразования. Сделаем одну оговорку: если в доме, где планируется установить копию «Персея», есть маленькие дети, то размещать данную статую, не стоит, так как главный герой изображен держащим в руке отрубленную голову Медузы Горгоны. Во Франции мастер живёт на протяжении 5 лет, как и прежде в окружении соперников и врагов. Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. P. S.
Челлини испустил отчаянный крик и, забыв о своей болезни, бросился в мастерскую. О бурной жизни Челлини известно из его автобиографии, полной колоритных историй, таких как, например, рассказ о его заключении в тюрьму за кражу драгоценных камней с папской короны.
Что поделаешь: золото и камни — вечные ценности. К XVI столетию изменилось само отношение художников к жизни. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны. Выходить на улицу без шпаги и кинжала было небезопасно даже днем. Наконец, восковая модель Персея была готова, оставалось отлить фигуру из бронзы. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объем (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство.
Начинало светать и ему грозила опасность быть замеченным. Здесь был его дом. Гордым, смелым, неистовым, режущим правду–матку в лицо.
Бронзино с помощью звукового повтора связывает первую и вторую строфу используя относящиеся к Персею однокоренные слова nato (рожденный) и rinato (возрожденный). Прошло всего три года с момента, когда свирепые имперские ландскнехты самозабвенно шинковали папских гвардейцев на римской площади. С начала XIX века картина хранилась в британском музее Рокебай-парка. Челлини, обладавший многосторонним дарованием и способностью легко и успешно усваивать новые, ранее незнакомые ему области изобразительного искусства, работал ревностно и находил удовольствие в преодолении встречавшихся трудностей: «сказанные великие трудности мне казались как бы отдыхом», — пишет он. Скульптура «Персей», расположенная возле нового главного дворца (резиденция герцогов переехала из палаццо Медичи в символ бывшей республиканской вольности— Палаццо Синьория) становится программным памятником Козимо I Медичи. И при всей идеализации и утонченности, образ, благодаря тщательной, детальной обработки мрамора, – чувственен, осязаем, на грани эротического (распятый Христос изображен полностью обнаженным, что чрезвычайно редко встречалось в искусстве Чинквеченто).
Тогда Бенвенуто приказал собрать все имевшиеся в доме оловянные блюда, чашки и тарелки. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. Сегодня мы вновь обратимся к научной работе «100 великих скульпторов», автором которой является Сергей Анатольевич Мусский и не только познакомимся с «Персеем» Челлини, но и узнаем об истории создания скульптуры (цитату из научной работы С. А. Мусского мы приведем в сокращении). Пересказывать его чудесную (в полном смысле этого слова) историю — дело неблагодарное: всё, что говорится о Бенвенуто Челлини, бледнеет в сравнении с тем, что Бенвенуто Челлини написал о себе сам.
Сначала изготовлялась глиняная статуя. Но в целом, однозначно, — шедевр. Художники-маньеристы взывали к душе через эстетическое чувство. Так он показал, как расправился с Республикой и установил диктатуру Медичи. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого.
Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объёмом, но объединением значимых частей. Ослепленный яростью, припадки которой внезапно и на довольно длительный срок охватывали Челлини, он разит своим кинжалом направо и налево, поражая виновных, а чаще невинных. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объём (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. К счастью, реставраторы смогли полностью восстановить шедевр. /Отв. ред. 26 x 33, 5 см. Флорентийцы были настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, так как он сделал то, что искусство не могло сделать».
Но самой любимой его скульптурой, над которой он работал каждый день, был «Персей с головой Медузы». Едва ли малообразованный Челлини читал философские трактаты. На цоколе он сделал барельеф изображающий освобождение Андромеды Персеем. То, что это статуя работы Челлини, становится понятно в конце второй строфы, когда Бронзино намекает на место, где она установлена – на Лоджию деи Ланци: n cosi ricca loggia (в такой богатой лоджии). Позже, в 1556-59 гг. Он лежал на тюфяке, брошенном на пол и пропитанном водой.
Как бы то ни было — он великолепен. Потому и бывает, что ваятель, который к этому искусству не так уж склонен, довольствуется одной красивой стороной, самое большое двумя, чтобы не брать на себя труд спиливать кое-что с этой прекрасной стороны, дабы согласовать ее с остальными шестью не такими красивыми из-за чего его статуя жестоко страдает и из десяти и один не станет хвалить его фигуру, если осмотрит ее не только с той стороны, которая является показной, но кругом, со всех сторон. Страдание как бы слегка отмечено – лишь в меланхоличном наклоне головы и томном лице. Его воодушевление передалось окружающим и каждый из них работал за троих. Правая рука с мечом отведена чуть назад. По сути, правы и те и другие и третьи.
Козимо представлен в античных доспехах, украшенных различными узорами. Как будто не смерть изображает мастер, но сон. — Да это же форменный бандит. Именно он сделал Бенвенуто управляющим римским монетным двором.
Но Бенвенуто был так силен духом и телом, что перенесенные испытания не сломили его. Тем не менее, 27 апреля 1554 года статуя Персея была установлена на площади Синьории. С. 243. ). Одним ударом отрубил Персей голову Медузе.
Хотя сам Челлини воспринимал свою работу как апогей ренессансного искусства. А большинство его собственных ювелирных шедевров повторит судьбу папских тиар. Он накопил много простынь, разрезал их на длинные полосы и спрятал в своем тюфяке. К примеру, большая роль в триптихе отведена фигурам музыкантов.
И вот уже совместные силы папы Климента VII и императора Карла V под стенами родного города Микеланджело и Челлини. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Челлини был знаменитым ювелиром, скульптором и гравером. Сам Челлини ясно сознавал свою задачу, подтверждением чему служат его теоретические взгляды. И. И. Тучков, Е. Д. Федотова.
почти все живут в самой гуще интересов своего времени. Вот уж где полный «какус» Факт, что горожане восторженно восприняли новый символ Флоренции, а мрачный тиран герцог Козимо I Медичи даже выплатил автору 3000 скудо (против запрошенных 10 тыс. ). Под постаментом на цоколе лоджии расположен рельеф изображающий освобождение Персеем Андромеды.
Поистине — Терминатор. По этой причине молодому человеку пришлось бежать из города, переодевшись монахом. Творческая работа Бенвенуто перемежалась со ссорами, драками и скандалами. Модели еще обладают фронтальным характером, предполагают еще, по сути, одну точку зрения, они довольно плоскостны, сама фигура Персея в них легкая изящная (схожие легкие пропорции сохраняются у статуэток в нишах постамента). Вот за её-то головой и послал Персея коварный Полидект. Папа Римский проникается его работами иЧеллини поступает кнему наслужбу. Через несколько часов к нему в комнату вбежал испуганный подмастерье и сообщил, что работа испорчена и поправить ее уже нельзя.
6 мая 1527 года испано–нидерландское войско Карла V, под предводительством коннетабля Бурбона, осадило Рим: император решил слегка придавить разжиревший Ватикан. А некоторые инструменты по виду отличаются от настоящих. И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам. Ансамбль капеллы Элеоноры Толедской в палаццо Веккио. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь.
9 лет отделяют восковую модель от конечного результата. Челлини, совмещающий обязанности папского ювелира с ролью «главного стрелка по тарелочкам», стал подлинным героем противостояния. Его имя – Бенвенуто Челлини (1500 – 1571). Через 8 лет шедевр снова попал в заголовки английских газет.
Вып. 2. Весь Рим узнал его имя. В начале встречи мы сказали о скупости. В довершении всего, сам мастер был серьёзно болен и с трудом держался на ногах.
Вспомним, что на постаменте «Юдифи и Олоферна» изображаются вакхические сцены, не относящиеся непосредственно к теме памятника, но служащие антитезой образу главного героя. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность». История «Персея» – настоящий детектив, здесь есть и болезнь Мастера и отсутствие финансирования и зависть конкурентов и т. д. Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня за это время купили новую глиняную посуду и все мы весело пообедали Бенвенуто Челлини о себе: Я сущий великий дьявол, так как сделал то, чего искусство не могло сделать и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола». Титан Позднего Ренессанса, предтеча надвигающейся эпохи Барокко. Персея можно назвать прекрасным примером скульптуры Италии середины XVI века, замечательным образцом техники литья и выдающимся примером обработки металла (и камня) и причислить его к лучшим работам маньеризма. И вдобавок меня постигло еще и то, что начался пожар в мастерской.
«Он же (Челлини. — Прим. Бронзовый Персей призван затмить олицетворение Республики — мраморного Давида Буонаротти и стать символом новой власти великих флорентийских герцогов. Ему нельзя отказать в большой храбрости, он сам пишет о себе, что «не знал, какого цвета бывает страх». Вып. 4.
Особенно, если сравнивать Персея с работой заклятого врага Бенвенуто Баччо Бандинелли «Геркулес и Какус», стоящей поодаль. Для Козимо искусство- пропаганда. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объемом, но объединением значимых частей. Челлини Бенвенуто появился на свет в 1500 году во Флоренции.
Но нередки случаи, когда любознательные гости начинают задавать вопросы, связанные с произведением. Он несколько раз впадал в отчаяние и готов был бросить работу и уехать, но затем вновь обретал мужество, чтобы «сразиться со своей судьбой». Хвастун, мистификатор и плут.
Настал день и Челлини перенёс «Персея» в Лоджию де Ланци. Его девиз – «Summa tulisse juvat», «Высшее сладко нести». Его изобретательный и пытливый ум постоянно ищет все новых сфер деятельности. Эбонит, золото с эмалью. Это предельное насыщение стало привычным качеством, оно должно было заставить человека прочувствовать самые нереальные события или явления и оно стало основой «тенденции к натурализму, к вещественности, ошеломляюще осязательному восприятию реального мира», которая (как писал виппер), одновременно со «стремлением человека уйти от реальной жизни в мир чудес» породили феномен маньеристического искусства.
Челлини чрезвычайно высокого мнения о себе. В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, вот таким образом она продвигалась медленно. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити, КозимоI.
Создал Персея ювелир, захотевший тягаться с Микеланджело. Но в целом, однозначно, — шедевр.
Волны прибили мальчика с матерью к острову Сериф. Дворец вскоре стал местом заседания Синьории. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни».
И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). У ног Героя извивается в судорогах смерти тело Медузы. В 13 лет у будущего скульптора появился интерес к ювелирному делу. Персей изображён в момент триумфа.
Проблемы стиля и интерпретации //Итальянский сборник. статей. Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году.
Украв у одного сторожа клещи, он начал вытаскивать гвозди из двери, а для того чтобы сторожа этого не заметили, смешал ржавчину с воском и подделал головки гвоздей. В рассрочку. М. :Альфа-книга, 2008. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини – изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объёма. Если приглядеться, можно рассмотреть и собаку.
Но самой спорной частью картины является вовсе не зеркало, а сама семейная пара. Художник пытался бороться, ему вежливо передали, что если он не уймётся, то герцог прикажет выбросить «Персея» из Лоджии де Ланци. На них изображены библейские сцены. Тогда как сама Медуза выполнена скульптором столь искусно, что Бронзино боится не ее взгляда, но ее красоты, называя ее милым, нежным злом (dolci mali). С другой стороны, дождь хлестал с такой силой, был такой ветер, что горн остывал. Герцог так до конца и не расплатился за сделанную для него статую «Персей». Его лицо обращено к распластанному под ногами телу. Натуралистическая идеализация (внимание-внимание.
Ту же натуралистичную идеализацию можно наблюдать и в последнем произведении скульптора – в мраморном Распятии (около 1562 года, Эскориал), которое, по словам Вазари, по своему правдоподобию – самая редкостная и прекрасная скульптура, какую только можно видеть (Вазари Дж. «27 апреля 1554 года, – сказано в научном труде, – состоялось торжественное открытие статуи «Персей» Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком. Музыковеды из Оксфорда попробовали воссоздать их по изображениям и сыграли на них. Спустя некоторое время после ареста, Челлини стал готовиться к побегу из крепости.
Помню из далёкого детства книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Его родина там, где есть заказы. Основной деятельностью мастера было изготовление медалей срельефным изображением. Этот кардинал дал ему убежище и начал его лечить.
Так он попадает в папскую тюрьму в замке Святого Ангела. В последующие годы юный Челлини много путешествовал по Италии, обучаясь у лучших ювелиров. Пора обратиться к тому месту в рассказе, где о ней говорит С. А. Мусский. Персея можно назвать прекрасным примером скульптуры Италии середины XVI века, замечательным образцом техники литья и выдающимся примером обработки металла (и камня) и причислить его к лучшим работам маньеризма.
В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность. Расплавленный в горне металл должен был стечь и заполнить форму. Наследник Козимо — герцог Франческо — довел дело до конца, распорядившись достроить верхние этажи Уффици и разместить там художественные сокровища, накопленные семьей Медичи.
Её обжигали, покрывали слоем воска, а затем снова обмазывали глиной. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Многие зрители даже не замечают лежащее у ног Персея тело обезглавленной горгоны. Приходя на работу, Челлини видел приколотые к ограде многочисленные сонеты от питомцев знаменитой Флорентийской академии. Жить для Челлини – значит действовать.
Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная дляКозимо I. Это творение помогло Челлини добитьсявсеобщего признания по всей Италии. Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. Блестящий перевод на русский язык был выполнен Михаилом Лозинским. Его родина там, где есть заказы.
В то время никто не рисовал просто стоящих в центре комнаты людей. Это предельное насыщение стало привычным качеством, оно должно было заставить человека прочувствовать самые нереальные события или явления и оно стало основой «тенденции к натурализму, к вещественности, ошеломляюще осязательному восприятию реального мира», которая (как писал виппер), одновременно со «стремлением человека уйти от реальной жизни в мир чудес» породили феномен маньеристического искусства. Совет Восьми осудил Бенвенуто за серьёзную драку. Италия раздиралась на части иноземными завоевателями — французами и испанцами.
Но даже несмотря на это сразу понимания того, о чем говорится, нет. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Позже, в 1556-59 гг. Обращаясь к статуе, Бронзино не называет Персея по имени, но говорит: Giovin alter, cha Giove in aurea pioggia / Ti veggio nato (Гордый юноша, которого от Юпитера в облике золотого дождя / Я вижу рожденным). Это выясняется по ходу прочтения текста.
Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника достигло в работе над «Персеем» своей вершины. О ранней карьереЧеллини в Риме известно немного. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше) – наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. С. 173). Персей держит только что отрубленную (как мы можем догадаться по потокам крови) голову медузы, высоко подняв её над собой.
Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно. Она пронесла в Национальную галерею и напала на картину «Венера с зеркалом». Вена.
У него начали выпадать зубы и волосы. Плавку продолжали его работники. Свидетельств других очевидцев немного. Челлини Бенвенуто в очень короткие сроки обрёл много заказчиков.
Его бросили в подземелье, «где было много воды, полно тарантулов и множество ядовитых червей». Став для них в одночасье Бенвенуто (желанным). В отличие от Петрарки, Бронзино усиливает мотив жизнеподобия произведения. Бенвенуто Челлини — ученик Микеланджело — весьма своего учителя почитал, однако был уверен, что тот – представитель уходящего поколения художников, а среди его ровесников равных ему самому просто нет. В последующие годы Бенвенуто занимался обработкой мрамора («Венера и Амур», «Нарцисс», «Аполлон с Гиацинтом», «Ганимед») и изготовлением различных предметов роскоши.
Старшие сёстры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Сам папа Климент VII заказал у Челлини несколько вещей. Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон. Он говорит Персею, что теперь тот живее, чем когда-либо (piu che mai vivo). Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом.
Факт, что горожане восторженно восприняли новый символ Флоренции, а мрачный тиран герцог Козимо I Медичи даже выплатил автору 3000 скудо (против запрошенных 10 тыс. ). Характер Челлини был далеко не спокойный, а скорее даже буйным, что и не позволяло оставаться ему долго на одном месте, резко менять свой образ жизни и вновь пускаться вплавь по бурным волнам «этого бешеного времени» (как называет свою эпоху сам Челлини), не заботясь о том, к какому берегу они его прибьют. Истекающий кровью, со сломанной ногой, Бенвенуто продолжал двигаться вперед. Но Франциск I полностью покровительствовал Бенвенуто и даже преподнес ему замок.
Бенвенуто Челлини был не только ювелиром, скульптором, воином, но и талантливым писателем. Вследствие чего мастера обвинили в воровстве и приговорили к пожизненному заключению. Так погиб и коварный царь Полидект, не поверивший, что Персей мог совершить такой подвиг и потребовавший, чтобы он показал ему голову горгоны. Великолепная скульптура не получает от туристов того внимания, какого заслуживает, так как теряется рядом с прославленными «Давидом» Микеланджело и «Похищением сабинянок» Джамболоньи. В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт.
Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом. Заказчик скульптуры – Козимо I из рода Медичи, правящий во Флоренции в середине XVI века. Правосудие бездействовало или служило тому, кто больше платил судьям.
Он развел такой сильный огонь, что металл снова начал светлеть. И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). Помимо этого, Бенвенуто освоил изготовление печатей и искусство эмали. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объёма.
Чтобы избежать наказаний ончасто скрывался, покидая Рим. По углам находятся четыре головы козлов. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами. Выяснилось, что необычные инструменты звучат просто отвратительно. Статуя в полный рост выполнена из белого мрамора, крест – из черного мрамора. В конце концов, кардинал выдал Челлини папе, получив за это выгодную церковную должность.
После «покушения» на полотне осталось 7 длинных рубцов. Несмотря на то что все подозрения были сняты, ювелир провёл в тюрьме целых три года. Немало драматических страниц посвятил Персею Челлини. Ещё сюных лет ему были знакомы такие имена как: Леонардо даВинчи, Рафаэле, Микеланджело. Вот за её-то головой и послал Персея коварный Полидект.
Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Чтобы избежать наказаний он часто скрывался, покидая Рим. Павел Третий, который пришел к власти после смерти Климента Седьмого также оценил талант молодого мастера и поручил ему чеканку папских момент. Девиз «Fidem fati virtue sequemur» — намек на веру Козимо Медичи в астрологию.
Т. 1. А. В. Захаровой. Проспер Мериме писал в предисловии к Хронике царствования Карла IX. Позже Челлини вновь уезжает во Францию, где король Франциск I приближает его ко двору, а мастер создаёт свои самые знаменитые изделия такие как: золотая солонка и колоссальный бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло» с изображением красивой молодой женщины. Но всегда возвращался во Флоренцию.
В ночь на 3 ноября 1500 года в семье флорентийского мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини родился мальчик, которого назвали «желанным», по-итальянски — Бенвенуто. В 1537 году во время поездки во Флоренцию его мучила ужасная лихорадка. Бенвенуто убедил родителей отправить его на обучение к золотых дел мастеру Бандини. Но если страстность, могучий, не знающий никаких рамок темперамент часто толкали его на ссоры и поединки, то еще чаще они помогали ему создавать чудесные произведения искусства. В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт.
Буйство Челлини не казалось современникам преступным. Современники восторгались его ювелирным искусством. Если сравнить окончательный вариант статуи с двумя моделями (одна – восковая, другая – бронзовая, обе находятся во Флоренции, в музее Барджелло. ), то видно, как мастер добивался эффекта округлости.
Огонь разгорелся так сильно, что работать стало крайне тяжело. Архитектор Вазари выполнил заказ. Двигаться он не мог, так как нога еще не зажила. Как бы то ни было — он великолепен. Оттуда мальчик мочился на врага, в итоге потерпевшего поражения. Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка.
Мы боялись, как бы на нас не упала крыша. В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт. Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо. в Зале Козимо I в палаццо Веккьо знак козерога появится в декоре красно-белого терракотового мозаичного пола и потом станет частым атрибутом, связанным с герцогом.
Здесь Персей вырос в непобедимого воина. «Персей» был отлит на редкость удачно. Козимо повелел строить третий дворец — палаццо Веккио, украсив его росписями Вазари.
Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны. Но спокойно работать ювелиру мешали некоторые события его беспокойной жизни. Группа стоит на постаменте.
Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет. Не в этом ли универсальный секрет успеха. Лишь в 1518 году он вернулся во Флоренцию.
С происхождением «Писающего мальчика» связано множество легенд. И вот тут возникает ситуация, которая не красит хозяев дома: обладатели дворцового интерьера не в силах объяснить гостям, кто именно изображен в пластике, а также, кто является автором оригинала и, уж тем более, что стоит за его созданием. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. Титан Позднего Ренессанса, предтеча надвигающейся эпохи Барокко.
Воспользоваться его подсказками может лишь тот, кто видел статую. Хвастун, мистификатор и плут. Наступил самый ответственный и напряженный момент. В различных мастерских он практиковал свое ремесло.
В 60 лет скульптор решил исполнить свою забытую клятву – Челлини женился на Моне Пьера, от которой у него было восемь детей. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. Этот текст – фрагмент моего доклада, прочитанного мной на II Международной конференции молодых специалистов Актуальные проблемы теории и истории искусства, прошедшей 24-27 ноября 2011 года на историческом факультете МГУ им. Поистине — Терминатор. Но самым сильным ударом судьбы был арест.
Свою автобиографию «Жизнь Бенвенуто», скульптор писал, пребывая в глубокой депрессии. В мастерской случился пожар и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». Идеализированный портрет герцога Козимо, прототипом для которого, вероятно, служили портреты римских императоров, поражает богатством деталей и продуманностью обработки. Но Бенвенуто любил рисование и лепку больше, чем музыку.
Он совершил трудный подвиг. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объема. А большинство его собственных ювелирных шедевров повторит судьбу папских тиар. Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев. Для того, чтобы хозяева дома не оказались в подобной ситуации, мы периодически рассказываем об истории «рождения» того или иного творения, уделяя внимание и личности создателя.
Ломоносова (конференция организована совместно с СПбГУ). «Жизнеописание» Челлини – одна из самых захватывающих книг, рассказывающая о судьбе Мастера. Собрав все свои силы, Бенвенуто на четвереньках пополз к воротам стены, окружавшей Рим.
— возмущённо воскликнут любители story, привстав с насиженного диванчика. — Не нужно было нарываться, — сурово отрежут мужественные завсегдатаи политических баталий. По другой версии — родственник барона Мюнхаузена. А поговорить мы хотим о скульптуре мастера «Персей».
Эротизм «Венеры с зеркалом» зашёл так далеко, что эту картину считали самой откровенной работой того времени. Челлини охватил настоящий творческий экстаз. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи. Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию.
Бенвенуто Челлини родился вшироко известной своими великими живописцами— Флоренции. Сын Зевса и Данаи победил ужасную Горгону. Почти о каждой вещи, вышедшей из его рук, он пишет, что мир не видал ничего подобного или же утверждает, что на свете нет человека, способного довести до конца такое дело: «Такой, как я, может быть только один во всем мире, а таких, как вы, по десятку у каждой двери». Бенвенуто Челлини жил в переломную эпоху, был свидетелем осады Флоренции, Разграбления Рима (1527 г. ), видел нищету и роскошь. Старшие сёстры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Под каждой из них в картуши находится текст.
Бенвенуто было настолько плохо, что он стал готовиться к смерти. Когда он пополз дальше, на него набросились собаки и сильно искусали Челлини. С другого края легавых и борзых разного рода, так как так производит этот прекраснейший лес, где рождается источник. Так, требование одной из фавориток короля заключалось в повешении Челлини как наказание за оскорбление, которое он ей нанёс.
Виной тому материал, с которым работал мастер — золото. Во Флоренции Челлини продолжает свою карьеру ювелира, но при этом он занимается и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастераБаччо Бандинелли (1493–1560). «Восковая модель будущего «Персея», – пишет С. А. Мусский, – вышла великолепно.
Музей истории искусства. Вот уж где полный какус. Италия XVI века представляла собой арену разнообразных и острых политических столкновений. Челлини жил и работал в замке Малый Нель.
Сначала Челлини создал восковую, а потом гипсовую модель скульптуры в полный рост. Девиз «Fidem fati virtue sequemur» – намек на веру Козимо Медичи в астрологию. Особенно, если сравнивать Персея с работой заклятого врага Бенвенуто Баччо Бандинелли Геркулес и Какус, стоящей поодаль. Второй дворец – палаццо Питти — построил Филиппо Брунеллески.
Но закончим это отступление и вернемся к истории создания «Персея». Сочетание тем в главной скульптуре и рельефе постамента— черта XVI века.
Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини : вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности. Но убежище оказалось ненадежным. Таким образом, Бронзино обыгрывает миф о Медузе, своим взглядом обращавшей людей в камень.
Однако в этот момент Челлини столкнулся и с первыми неприятностями в жизни. Встретив водоноса, он уговорил последнего отнести его во дворец одного из кардиналов. С детства у мальчика стали проявляться способности к музыке. / Под ред.
Так, в знаменитом письме к Бенедетто Варки он писал: Статуя, принадлежащая к искусству скульптуры, должна иметь восемь точек зрения и все они должны быть одинаково хороши. С. 174. ). Дело в том, что он находился под защитой испанского короля Филиппа IV, вот таким образом трибунал не решился выдвигать художнику обвинения. Он якобы помочился на зажжённый фитиль, когда враги пытались взорвать городские стены. Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон.
— Человек эпохи Возрождения, — подведут итог знатоки исторических коллизий и замшелых артефактов. Спустя пару лет он расстригся.
Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений — «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом. Постамент украшен четырьмя небольшими скульптурами. С. 1221. ).
Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. 9 лет отделяют восковую модель от конечного результата. Этот факт дал историкам основания утверждать, что в «Портрет четы Арнольфини» был вложен более глубокий смысл. И, в третьих, это отточенная изящная техника как в работе кистью, так и в работе со словом: в живописи это проявляется в виртуозности рисунка, в великолепном умении передавать фактуру различных материалов, в тонкости и светоносности колорита, в поэзии же – в тонкой звукописи, в изысканности эпитетов, в использовании сложных, многосоставных предложений. Чем же это объясняется.
В итоге он подцепил «французскую болезнь», которая едва не лишила мастера зрения. Авторство остального, приписываемого ему творческого багажа, сомнительна. М. : Памятники исторической мысли, 2005. Вернемся к началу сонета.
Персей Бенвенутто Челлини в чём-то сродни странной славе своего создателя. Не имея дамы сердца, скульптор погряз в беспорядочных половых связях. Однако это холодная чувственность, холодная красота, лишенная жизни. Герои того времени. Заполнив горн кусками бронзы, Челлини с помощниками разжег под ним огонь. Маньеризм — что тут скажешь.
Он никогда не знал, «какого цвета бывает страх», обладал неукротимым, вспыльчивым и буйным темпераментом. – СПб., 2012 – С. 255-260. Немало драматических страниц посвятил Персею Челлини.
М., 1956. В других случаях этого было достаточно для конфискации работы художника и отлучения его от церкви (вкупе с наложением серьёзного штрафа). М. В. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом.
Мастер заканчивал статую на воздухе. Челлини снова попал в крепость. Последние же три строки – это настоящий гимн совершенству искусства.
Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми». Но именно в этом выявилось совершенство Микеланджело, так как он осознал величие этого искусства (Мастера Искусства об искусстве. М-Л. : ИЗОГИЗ, 1937.
Кстати, золотая солонка ФранцискаI — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. Человеческая жизнь стоила дешево, ей постоянно грозили всевозможные опасности.
Но Веласкеса сия незавидная участь миновала. Когда все было готово, Бенвенуто ночью открыл дверь и выбрался на крышу. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф) – пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объёмом, но объединением значимых частей.
Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини: вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности. Они «. Герцог заказывает мастеру статую «Персей», которая должна ассоциироваться с победой власти Медичи над флорентийской республикой.
.