Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. М., 1981 Wildenstein V. Chardin. Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (1699-1779) французский живописец. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Тенденцию усложнения, противоположную росту энтропии, ученый объясняет опять-таки действием «внутреннего», силой радиальной энергии. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности. пантеизма и панпсихизма. Смысл Земли открывается и взрывается вверх, в смысл Бога. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Их можно рассматривать как неизбежные неудачи развития.
В эссе «Ностальгия фронта» (1917) он говорит, что встреча с опасностью, смертью дала ему почувствовать значительность и величие жизни, помогла преодолеть гнет обыденного и пошлого. Это зло беспорядка и неудач, продукт разложения, сопровождающего жизнь. Опыт Тейяра, отображенный в его книге «Божественная среда» (1926-1927), подсказал ему ответ на старый вопрос. Эту фазу мировой эволюции он называет «точкой Омега». благодати или любовь – энергия.
Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. После повторного изгнания из Франции жил в США. нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать многочисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). Человечество нуждается в деперсонифика-ции всего, чем восхищалось.
Его светлый взгляд на будущее обнаруживает в нем веру, которой нужно учиться всем. Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и других католических учреждений и указ канцелярии Ватикана от 30. 6. 1962, призывающий охранить католическую молодежь от воздействия его работ. ученый-палеонтолог, философ и теолог. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску.
истолкование эволюции. методологич. Последние годы жизни он провел в США. Фронтовая жизнь обогатила его опытом новых переживаний. Соловьев, Н. Бердяев и др. ).
Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. природу, возвысить тварный дух и привести его в глубины Божественной среды. Исходный пункт его культурологич.
С этого времени художник пишет сцены тихой и уютной семейной жизни («Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Мальчик с волчком», «Девочка с воланом»), варьируя одни и те же сюжеты. Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно в 1955) и др. Тейяр прямо называет его «внутренней революцией». С 1926 г. начинают осложняться отношения между Тейяром и Обществом Иисусовым. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в феномене человека. С т. зр. Лишь в этом случае станет биологически возможным образование духа Земли. Москва. Бог не нуждается в плодах созидат. Его положение в космосе и роль в «космогенезе» служат объективным основанием категории долга.
Т. -Ш. Именно вот таким образом оно могло воздвигать Вселенную все выше и выше к «божественному очагу». терминологию, Т. обозначает Бога как Альфу и Омегу космич. Долгие годы ученый делит со своими спутниками трудности полевой работы. Ее шедевры – это мысль, личность, единство индивидуальностей.
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Свои пошлые мысли об эволюции Т. -Ш. Его философия внесла оживление в определенные христианские круги, показав, что научное исследование — чисто «материалистического» стиля, — направленное на историю природы, отнюдь не исключает веру.
- франц. Этические воззрения Т. д. Ш. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. Это исследование «промежуточных звеньев» сближает его с диалектическим материализмом в его аспекте науки о природе и истории. На полотнах своих патронов он писал неодушевленные предметы: ружье в сцене охоты, битую дичь, хозяйственные принадлежности, плоды, овощи, цветы.
Она ничего не дала ему. Всё увеличивающаяся в процессе космогенеза концентрация психического, «радиальной» энергии предстаёт у Т. де Ш. естеств. Вот таким образом жить и действовать в окружающем мире – значит находиться в творческой «лаборатории», где совершаются деяния Творца. На зону мысли, которая никогда не была единой. Одним словом, оно оказывается чем-то естественным и неизбежным.
Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Т., необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. Одним из идеалов Т. было создание сверхнауки, способной координировать все отрасли знания. В 1954 году провёл два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.
Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:. Т., заключается в том, что оно с момента своего появления (в результате «совокупного усилия Жизни») «тКет» ноосферу. В действительности же Тейяр в этом отношении не был пионером.
сочинений и изгнан церк. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Грандиозная схема Т. убедительно продемонстрировала высочайший потенциал обновления имплицитно содержащийся в символической совокупности догматов христианства. Несоответствие взглядов Т. офиц.
Библия, христианство пронизаны этим упованием: «Да приидет Царствие Твое». (Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911).
Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. Она тождественна Иисусу Христу.
Как и в случае понятия «биосфера», Т. использует традиционную метафору (гностики, патристика) «жизни на сфере». Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). принцип Т. – идея эволюции. anski Т., Маrksizm a fenomen Teilharda,, 1967 (библ. ) Сardoletti P., Rassegna teilhardiana, Letture, 1968, ag. «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения людей после завершения истории в космич. «Альфа» транспозици-онна точке «Омега», находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы.
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. В то Же время прохождение критических точек является обязательным законом эволюции. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
догмы, Т. был лишен права преподавания, публикации своих филос. -теологич. Соловьев («Оправдание добра»). Второй недостаток традиционной теологии Тейяр видит в том, что она озабочена гл.
Задача эволюционной феноменологии, с т. зр. вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. Принципы этики Т. д. Ш.
Пушкина. В виду всего этого Общество не разрешило Тейяру заниматься преподаванием и печатать философские труды, хотя он получил уже мировую известность и был избран членом Французской Академии. Тейяр созерцает Христа, одухотворяющего весь космос и склоняется перед Ним, полный доверия и любви: «Ты – искрящееся Слово, Ты – пламенная Мощь, Ты мнешь, как глину, множественность, чтобы вдохнуть в нее Свою жизнь, молю Тебя, возложи на нас Свои могучие руки, Свои пестующие руки, Свои всеприсутствующие руки, которые не касаются, в отличие от руки человека, а. трогают нас сразу всем тем, что есть самого великого и сокровенного в нас и вокруг нас. » («Божественная среда» – М. 1992, с. 123). изложены в соч.
volution, P., Chauchard P., L. tre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959 Gren. Было бы крупной ошибкой пренебрегать высшими ступенями развития (т. е. Это не будет посягательством на творчество Тейяра, а напротив – продолжением его дела. Лишь благодаря культуре становится возможным усовершенствовать человеч. культуры, к-рой Т. придает планетарное и космич.
Искупление же есть уничтожение греха, т. е. окончательное преодоление тенденции к распаду. Универсум необратимо деперсонифицируется. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. фр. Ноосфера это всевозрастающая совокупность человеческих знаний и гуманных отношений, прежде всего любви. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ.
Сюда входят как внешние явления, так и силы, стоящие за ними, в частности творческая «радиальная энергия». Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. При его участии в 30х гг. Он странствует по Индии, Бирме, Яве, Африке и Америке.
философ, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католич. поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
Одним из идеалов Т. было создание сверх-науки, способной координировать все отрасли знания. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Одухотворенности планеты можно достичь лишь при условии окончат избавления человеч. Жизнь вечна, поскольку угроза уничтожения несовместима с механизмом сознательной деятельности, с механизмом эволюции.
Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. А мировая культура подразумевает единую религию. Позднее в уединении монгольской пустыни он напишет: «Ты дал мне.
Т. рассматривает сознание как свойство. Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Он указывает на любовь к Богу как на ведущую силу эволюции ноосферы. философии.
Тейяр был романтиком, но романтиком в самом высоком и серьезном значении слова. Одну из гл. «Омега» отражает то важное обстоятельство, что погружение Бога в вещи, его вхождение в самое сердце материи руководит эволюцией. Эволюция – это поток, становление, гибель и рождение. С детства у него проявился интерес к геологии.
Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается протезировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». ученый-палеонтолог, философ и католический теолог, разработавший христианский вариант эволюционной этики. tique de Teilhard, P., 1965 Truhlov К. V., Teilhard und Solowjew. Последующие 20 лет Тейяр де Шарден провел в экспедициях в Азии.
христ. Иными словами, эволюционизм Шардена — не только теория эволюции и восхождения низших видов к человеку, это также философия истории, приписывающая человеку «сверхчеловеческие» задачи, то есть чисто духовную жизнь идеал Христа. были открыты останки древних человекоподобных существ синантропа и питекантропа. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом.
256), оно не рождается в эволюции, а «наличествует всегда». Самые важные изменения в развитии человеч. общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но выяснилось, что противоречия нет. тупик.
Натюрморт со скатом, 1727–1728. борьбы, к-рую вели его далекие предки с представителями др. естествознанию, в сб. : Вопросы науч. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Тейяр учит нас любовному отношению к миру. История человечества, по Т., – завершающий этап космогенеза. Для Тейяра же оно скорее заключено уже в самом факте существования «внутреннего» вещей.
задач своего творчества видел в утверждении эволюц. культуры, Т. не считает, что ее достижение произойдет автоматически. Мы знаем теперь в общих чертах, каким способом произошло творение всего существующего. Человек несет ответственность за успех эволюции. Таким образом, космогенез отождествляется Т. с христогенезом. Одна принадлежит прот.
«Преджизнь», скрытая, «радиальная» энергия, ведет материальный мир по пути усложнения. С 1929 г. в Китае он участвует в раскопках в Чу-ку-тьене (близ Пекина), где был обнаружен синантроп — так называемый Пекинский человек, представляющий собой, наряду с Яванским человеком, самый древний человеческий тип. Каждый элемент каждого уровня организации связан с центром сферы, а все сферы — с «солнцем бытия» — мистической точкой «Альфа». Он оставляет преподавание и отправляется в большую экспедицию по Азии.
1-13. Во-первых, все построения томизма основываются на статической рациональной схеме, которая не позволяет описать динамику творения, грехопадения и искупления (основных событий, смысл которых должна прояснить христианская теология) как взаимосвязанных и непрерывно совершающихся процессов. Ради эксперимента. Внес вклад в развитие философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. Теология должна описать спасение именно такого субъекта.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). слиянию с Богом. немарксистской философии. В этой книге, а также в Избр. Она является как живая система взаимосвязей, как органическое (а не механическое) взаимопроникновение элементов.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Он продолжал упорно работать над своими трудами, уточняя и раскрывая изложенные в них мысли. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. P. 124). cit.
Но говорит ли Т. Ш. На важности эволюционной идеи для христианского миропонимания настаивал и Вл. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Correspondance comment. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). P. 148). Он много времени провел в Китае, работал в Эфиопии, Южной Африке, США.
Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера). У него рано проснулся интерес к палеонтологии. На этапе «мысли» появляется человек, концентрирующий всебе психич. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. В конце 20 в. концепция Т. трактуется как одна из версий христианства католического типа, сопоставимая по уровню смелости и масштабности гипотез с парадигмой неотомизма.
Но положение дел абсолютно иное» («Феномен человека», с. 137, 140). В век, когда столь многие проклинают технику и тяготятся цивилизацией, он усматривает в них «гоминизацию Земли и мира». Как одни предметы отражаются в других. Порой он, казалось, доходил до своеобразного «мистического материализма».
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. В целом его взгляды были отвергнуты церковной иерархией. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Эволюция Вселенной разделяется на стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и«сверхжизни». Он выиграл право и обязанность реализации Божественного замысла в ходе долгой эволюц. галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр) или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником тихой жизни, поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
В 1920, защитив докт. Ученик П. -Ж. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. В момент «взрыва» из вещества путем внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи.
Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. Пытаясь построить новую (соответствующую, как он полагал, современной науке) теологию, Тейяр противопоставил свою доктрину принятым в католической церкви томистским взглядам, в которых он усмотрел два важных недостатка. Слабостью Тейяра является и его понимание зла.
слиянием крупинок мысли каждого человека в единую сферу разума – ноосферу. Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. цивилизации, что является первым значит, шагом в направлении Омеги. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей.
Технич. Эти удивительные молитвы родственны по духу творениям великих мистиков. Он даже решается вот таким образом называть стадию неживой материи «преджизнью». Итак, жизнь возникла единожды, в одном месте. Сама эволюция становится тождественной творению». На этом этапе отд.
Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). «Еще встречаются люди, – пишет он, – скептически настроенные в отношении эволюции. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:. lui, P., 1960 Smulders P., La vision de Teilhard de Chardin, 2. Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т. е.
площадке, где смотрят, можем ли мы быть перенесенными на Небо. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац.
изысканий объездил все континенты. Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. Атрибуты искусств, 1765., Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. В 1724 был принят в Академию Св. материи, достигшей определенного уровня организованности (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302).
(Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. жизней и сознаний.
Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103). И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и выделяющую, чтобы ее завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое».
Воскреснув, Христос продолжает свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Человек – вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека – родоначальника всего человечества, Т. считал, что человек – наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органич. В православной литературе были высказаны две точки зрения на тейярдизм.
Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Художник был принят в члены Королевской академии, как «художник цветов, плодов и характерных сюжетов».
воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». Кроме того, заявляя о своей ограниченности «феноменальным», он оставляет простор для работы философской и богословской мысли. Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность. Так возникает третий слой, лежащий за пределами материи и биосферы, ноосфера. И только так он может вместить в себя человеческую личность.
Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега. работе Божественная Среда (1926-1927) Т. изложил свои взгляды на значение человека в эволюции Вселенной с т. зр. В 1920-е г. Т. -Ш.
Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Став Членом «Общества Иисуса» в 1899 г. и священником в 1911 г., он преподает теологию и палеонтологию в парижском Католическом институте с 1920 по 1923 г. С 1923 по 1946 г. он путешествует по Китаю, Индии, посещает Бирму, Яву, в 1931-1932 гг. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775 Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу.
мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. пришел к своим эволюционистским идеям под влияние трудов Анри Бергсона. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». В чем же этот переворот коренится. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др. ).
взаимозависимости и психич. Но Тейяр на первое место ставил послушание инока и долг сына Церкви. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
С этой т. зр. la th.
Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно, в 1955) и др. Уйти из Церкви Тейяр не мог хотя бы потому, что в самом его миропонимании она была центральным стволом эволюции ноосферы. Для него зло – это прежде всего естественный продукт «игры больших чисел». «энергия» принимается им как свойство самой материи и одновременно как духовная движущая сила, задающая импульс эволюции космоса. Графически эволюционный процесс можно изобразить в виде конуса пространства-времени, в основании которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»).
полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). e catholique., не отрицая себя самой, насчет факта и реальности такого развития. Член ордена иезуитов с 1899.
деятельность людей. В. Пасика. обр., зап. -европейское, начало движение по пути создания общечеловеч. Ее легко обнаружить ибо он силится выразить ее во всех своих произведениях. Это и есть «точка Омега».
Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания. ologie, Nch. Куапеля, Ж. Б. Омега представляет собой, с одной стороны, то, что православные богословы называли «соборностью», – единение без смешения, слияние без поглощения. Но вот эволюция подходит к тем рубежам, где, по выражению Тейяра, «психическая температура повышается». А. С.
Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. позицию как «монизм». Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведёт к Парусии («уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным»). Но на этом эволюция не заканчивается.
Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Побывав в Риме, он писал в октябре 1946 г. : «Христианство представляет собой абсолютно особый феномен (феномен христианства) с его парадоксальной, неповторимой и действенной убежденностью в том, что земные противоречия являются как бы аркой, связывающей человека с тем, что выше его». Здесь мы видим не поверхностный дуализм веры и знания, а два образа бытия, два устроения. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. С целью палеонтологич. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. По мнению Т., в наст. Подобная связность и непрерывность между теорией жизни (биосферой) и теорией духа (ноосферой) заставляет вспомнить о фило7 софии Бергсона (теория жизни — творческая эволюция — достигает своей кульминации в теорий духа— «Два источника морали и религии»).
Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии. Материя была для него не отвлеченным философским понятием, а живым материнским лоном. Вторая неясность связана с тем, что у читателя легко создается впечатление, что радиальной энергии (присущей материи вообще) достаточно для того, чтобы обусловить всю эволюцию. На каждом этапе действует тенденция, противоположная развитию.
шаг, к-рый снова погрузит людей в сверхматерию, т. е. 58). (l мая 1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский философ, ученый-палеонтолог и теолог. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Сначала это будет Дух Земли. Так возникла его «Вселенская литургия» или «Месса над миром».
Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Окончил университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета. Гл.
«Столь привлекательная идея непосредственного превращения одной энергии в другую должна быть отвергнута» (там же, с. 64). Близкие и теплые отношения связывают персонажей. Писанию, который, порвав с Церковью (в 1908 г. ), стал профессором Коллеж де Франс. Членами комиссии были многие друзья Тейяра, в том числе выдающиеся ученые (А.
Боже, непреодолимое тяготение ко всему, что движется в темной материи. атеизма, вып.
Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957). oulin D., 193 Teilhard de Chardin. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Тейяр рассматривает творение как эволюцию. души и мысли.
Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе социализации – объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции – высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в точке Омега (в бессмертной сверхжизни). В книге заметно влияние идей Демокрита, Николая Кузанского, Я. Беме, Р. Декарта, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Каза, Н. Н. se Erfahrung, Freiburg – M. nch., P. u. пытался создать цельное мировоззрение, т. н.
Тейяр же вообще был склонен к словотворчеству и новому осмыслению старых понятий. 1881-1955) – франц. Коллектив и Универсум — это то, что прочно в мире. при его жизни. форму. об эволюционной теории как таковой.
Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. форма божеств. 1881-1955) — франц. Испытав влияние А. Бергсона и др., Т. де Ш. стремился создать «науч. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Моргана и С. Александера, Т. претендовал на создание научной феноменологии, синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия картины эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Процесс эволюции подчинён своему регуляторуи финальной цели– «точке Омега», которая символизирует собой Иисуса Христа, сопричастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. науки, .
Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. наукой. В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»). В этом он был необычайно близок к идеям русской религиозной философии (Вл. Т. д. Ш» мораль появляется на онределенном этапе эволюции жизни и «есть не более чем завершение механики и биологии». бурж. В живой материи сознание обретает психич. У живых организмов происходят постоянные мутации, ведущие к вымиранию, возникновению тупиковых ветвей эволюции и т. п. Наконец, в ноосфере действует постоянное стремление человека к обособлению, эгоистическому противопоставлению себя природе и обществу.
1733г. ) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Все прекрасное, творческое, все пронизанное любовью, что осуществляется на Земле, есть для Тейяра «знамение времени», предвестие грядущего преображения.
Последнее возможно лишь при признании эволюции и в рамках динамического (процессуального) представления отношений Бога и мира. Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушая принципа естеств. Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви.
Это и есть точка Омега. запрета публикаций его филос. Холст, масло, 114146 см. Во время Второй мир. На зону мысли, которая никогда не была единой.
«Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (1938-40, опубликовано посмертно) и др. Как же понимает Тейяр эту проблему с точки зрения «феномена». В противном случае человечество осуществит эволюц. Культурологич.
института в Париже и долговрем. ученый-палеонтолог, философ, теолог.
авторитет среди зап. – Феномен человека, M., 1965. Не знаешь, в чем именно кроется очарование ибо оно разлито повсюду» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы — фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
18 в. Лишь недавно об-во, гл. интеллигенции. тенденцией.
антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы (наряду с Э. Ле Руа и В. Вернадским). Шапиро. 1961. В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Т. не определяет четко онтологический статус понятия «Омега».
Самые удивительные черты эволюции проявляются в области развития человека. Член Парижской академии наук (1950).
мира. Соч. : Oeuvres. Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега. 2, М., 1965, с. 80–82 Клор О., Новые тенденции в отношении евангелич.
Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. 1737г. ). Опираясь на достижения совр.
С внутр. Однако для философов и богословов Тейяр оставляет полный простор осмыслить ту связь, которая существует между «внутренней» энергией мира и Божеством (тем более что ни те, ни другие не смогли еще прийти к единому мнению в понимании этой проблемы). Эволюция Вселенной разделяется им на стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни.
дис., становится проф. Участвовал в нескольких экспедициях в Южную Африку. радиальной в отличие от обычной тангенциальной. Ее вещество, пройдя ряд последоват. Тема эта была для мыслителя отнюдь не отвлеченной.
Но Тейяр идет еще дальше. Одесса, 1914).
Одним из частных случаев, по мнению Т., перманентного проявления Бога выступает христианство. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Т. декларирует описательный характер своего исследовательского метода («только лишь феномен, но зато уж весь феномен»), противопоставляя свою эволюционную феноменологию неэволюционной феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, а также метафизике, традиционно ищущей принципы, начала и причинные механизмы бытия. Сверхчеловечество нуждается в СверхХристе. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Для денег.
Эта радиальная энергия, таким образом и есть психическое свойство всей материи. Этим тейярдизм отличается от ряда др. Профессор Католического института в Париже (1920—23). Их характер тесно связан с внутренней интуицией ученого, с его взглядом на мир. Характерной чертой творчества Тейяра де Шардена является комбинирование научных и теологических идей. В 1920-23 – проф.
Гегеля, А. Бергсона. Брейль, Дж. Христианство помогает людям осознать связь эолюцив жизни с «духовным и трансцендентным полюсом универсальной конвергенции», к-рый посредством, божественной благодати направляет ход эволюции.
Ткань универсума несет в себе координацию внутреннего («психического») и внешнего, структурного («тангенциального»). В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Тейяр проходит по древним путям Монголии изучает геологию Китая, вместе с Дэвидсоном Блэком и Пей Вень-чжуном открывает кости синантропа в Чжоукоудяне. Думается, что истина скорее где-то посередине.
кафедры геологии Париж, католич. По мнению Тейяра, она не может остановиться в своем развитии ибо она есть часть эволюции. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк.
К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира. В силу своей противоречивости этические идеи Т. д. Ш.
Источник его Тейяр видит в самой природе радиальной энергии, в том «психическом», что скрыто в «преджизни». Говоря о библейском сказании, он справедливо сравнивал его не с научными данными (ибо Писание не претендует быть научной книгой), а с космогониями древних народов. Культура является единств, сферой проявления человеч. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен.
Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). влияний. Тем не менее он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена. Отрицать его было бы столь же неразумно, как вращение Земли.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). напряжения противоречие между бессмертием жизни как таковой и смертностью отд. «Натюрморт с трубкой», ок.
В. Зеньковский считал, что Тейяр не удержался на «поверхности вещей» и обратился к таким понятиям, которые лежат глубже феноменального плана. Шарден организовал выставку на площади Дофин, которая оказалась успешной. «Омега» характеризует как первоисход эволюции, так и ее результат («конец истории») ибо, с т. зр.
Разумеется, гипотезы рождаются не в пустом пространстве. Осн. – оригинален был модернистский философский язык Т. ).
В 1728г. Земля в этом смысле уподоблена испытат. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Более 20 лет прожил в Китае.
18811955) – французский философ, ученый, теолог. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. концепциям эволюционной этики. ученый-палеонтолог, философ, теолог.
Это и есть точка Омега. представлял как основу для соединения веры и науки. теории и создании «науч. t P. -B., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgr.
Видные католические теологи (например, А. де Любак) пишут исследования о Тейяре, называя его «истинным свидетелем Христа». Шарден — это прежде всего ученый. процесса. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке.
Однако мыслитель сознательно стремился к преодолению недостатков и пробелов своей системы. В 1913 начинает работать в Париж ин-те палеонтологии человека. За религ.
То, что движет ее, должно быть «независимым» (с. Т. -Ш. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Христе.
rinit. Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью.
войны Т. написал вышедшую посмертно (орден препятствовал публикации) книгу Феномен человека. Она фиксирует, закрепляет все духовные искания и умств. Его эволюционизм казался слишком прямолинейным и радикальным.
Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции) Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Многие выражения Тейяра, действительно, были двусмысленными. Тихо и незаметно подготавливается новый планетарный переворот. Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия.
Впервые в ходе эволюции достигает драматич. M., 1987 Божественная Среда. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. На человека возложена миссия сознательного продолжения творчества эволюции.
Но этого мало. Тейяра глубоко волновал вопрос, который ставился еще Отцами Церкви: какую жизнь должен предпочесть христианин: деятельную или созерцательную. Представленные на ней натюрморты («Скат», «Буфет» обе – 1727–28) были исполнены в духе фламандских картин 17в. Понимая Омегу (точку слияния человечества с Богом) как высшую цель человеч. 1, 20).
(1 мая 1881 – 10 апp. not С., Pierre Teilhard de Chardin. Для него это было мучительным испытанием. С появлением человека Земля меняет кожу и, более того, – обретает душу. «Я охотно представляю себе, – говорит Тейяр, – нового пришельца возникшим из автономной, долгое время скрытой, хотя и втайне активной эволюционной линии, которая в один прекрасный день выступила победоносно среди всех других линий» (там же, с. 198).
1955) – Франц. Значит, взрыв, революция. Распространение мысли и силы человека по Земле, его «планетизация» – это залог будущего. Для него «феномен» – это не «явление» в кантианском смысле, а та часть действительности, которая доступна познанию. Мы лишь очень кратко коснулись основных моментов тейярдизма.
(1881-1955) – фр. Сочинения: «Человеческий феномен» (1938-1940), «Сердце материи» (1950), «Христово» (1955). С этим трудно согласиться и вот таким образом Тейяр все же допускает «особый эффект какой-то катастрофы или первичного извращения». душу живую». трансформаций по пути усложнения собств. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Пользуются красками, а пишут чувством. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту. Кардинал Фелтен подчеркнул огромное значение Тейяра, его «глобальность видения, в котором материя и дух, тело и душа, природа и сверхприродное, наука и вера находят свое единство во Христе» (Documentation Catholique. Вся его жизнь проходила между двумя полюсами: с одной стороны, активная общественная работа, путешествия, научные исследования, а с другой – мир духа, где монах-мистик предстоял Христу. Р., 1955-1976 Феномен человека.
стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии – персонализация, возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). Осн. Понятия «Альфа» и «Омега» характеризуют развитие как создание нового, прерывание непрерывности. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. концепция Т. эсхатологична: истоки культуры берут начало от Альфы и завершаются в Омеге. Выступает в защиту эволюционной теории. Учение об эволюции занимает у Т. -Ш. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
и геол. Это будет последнее эволюц.
tapes de son. В дальнейшем, согласно Т. из ноосферы разовьется любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в область Омеги. ) Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. (1. 5. 1881, замок Сарсена, близ КлермонФеррана, Овернь – 10. 4. 1955, Нью-Йорк), франц. d., P., 1965 Crespy G., De la science. теолог. Но здесь нужно иметь в виду, что многие мыслители употребляли известные термины со своим особым значением (например, Бергсон называл «интеллектом» нечто противоположное «интеллекту» схоластов).
При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. Новый мир рождается наяву. властями из Франции. В 1923—46 жил в Китае, с 1951 — в Нью-Йорке. Т. видел свое жизненное призвание в радикальном обновлении христ. контакта, экон.
Его жанровые картины проникнуты лиризмом и созерцательным спокойствием. Василию Зеньковскому, который считал учение Тейяра неприемлемым для христианства, другая – покойному вице-ректору Христианской Академии (Польша) Георгию Клингеру. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать мночисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). и католич. Атрибуты точки Омега – автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
Но у Тейяра есть две неясности, на которые следует указать. Процесс эволюции подчинен, по Т., своему регулятору и финальной цели – точке Омега. заведет в эволюц. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок. теологии к совр. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции.
t., 1965 Rideau E., La pens. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Сама же радиальная энергия оказывается естественной формой божественной благодати. Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции.
Какова же основная интуиция Тейяра. Осн. Он признает прерывность, вопреки обвинению Зеньковского. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Т. называет их зонами: зоной мысли и зоной всеобъемлющей любви.
С другой стороны, концепция Тейяра близка к эволюционистским представлениям в философии естествознания и созвучна взглядам многих видных ученых (напр., В. И. Вернадского, у которого Тейяр заимствовал термин «ноосфера»). Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом сложности – сознания: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности (психизма). В «Феномене человека» Т. была предпринята грандиозная и вместе с тем глубоко романтичная по своей сути попытка создания натурфилософии, стремящейся к раскрытию тайн природы через понимание эволюции. стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни.
Католич. «Может ли, – говорит он, – универсум окончиться иначе, чем в безмерном. » («Феномен человека», с. 247). Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. преподает в Католическом институте в Париже. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
соч. : Божественная среда (1927), Феномен человека (опубликовано посмертно, 1956). Психич. наз. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т. е. геологии и палеонтологии Католического института в Париже.
Новый мир рождается наяву. Посмертно была создана комиссия, опубликовавшая наследие Тейяра в 10 томах (в них не вошли его письма и ряд эссе). Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации – образованию крупных коллективов людей.
Возникла она путем скачка. феноменологию», синтезирующую данные наук и религ. -мистич. С. 114). «Я вижу, – писал он два года спустя, – именно в этом Римском Древе, во всей его целостности, поддержку биологии, достаточно широкую и многообразную для того, чтобы осуществлять и поддерживать преображение человечества».
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос.
Она тоже развивается и имеет цель единение всего человечества в любви. В духе бергсонианства Т. -Ш. логически вытекают из его теории «космогене-за», согласно к-рой развитие вселенной идет в определенном направлении и в конечном счете сводится к становлению и развитию духа. мыслях и теол.
французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. Les grandes.
Соловьевым и Н. Бердяевым. Дальнейшее развитие человеч. В 1923-46 жил в Китае, с 1951 – в Нью-Йорке.
В1731г. свойственны все методологические пороки, присущие др. по: Grenet P. Op. идеологич.
работ. Т. верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты. Резко изменилось отношение к Тейяру в католических кругах. Достоинство человека как вида, с т. зр.
Умалчивая о начале мира (а что можно сказать об этом с точки зрения феноменальной». ), Тейяр склонен, однако, к принятию теории «взрыва» и «расширяющейся Вселенной». В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. Т. к. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр).
Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. доктрины католицизма. разветвление.
Он устраняет также отделенность Церкви от мира, настаивая на необходимости конечного слияния «града земного» и «града Божия». Член Парижской академии наук (1950). видов. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. M., 1992. Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др.
Тейяр де Шарден называет это призвание человека точкой омега. Тейяр де Шарден родился в Саране, во Франции и в десять лет поступил в иезуитскую школу. «Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой» (с. Продвиукение по пути создания общемировой религии и культуры Т. связывает с естеств. Эволюция начинается еще задолго до появления живых организмов. Переход к очередному этапу происходит как нарушение непрерывности, скачок в развитии.
Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). организации (кристаллизация, полимеризация и др. ), образовало на своей поверхности сначала предбиосферу, а затем биосферу. Бегство от энтропии осуществляется путем возврата к «Омеге», гоминизиру-ется сама смерть, замечает Т. Стремление к «Омеге» означает перерастание феномена человека вфеномен человечества. тейярдизм).
Развитие вселенной (космогенез—христогенез) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В то же время жизнь и сознание, по Т. имманентны Ткани Универсума – этой модификации особой радиальной энергии, к-рая имеет психич. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929).
Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Его движущей силой является «ортогенез» – целеустремлённое сознание. (Teilhard de Chardin, Pierre, 18811955).
Омега стоит вне времени. формойбожественной благодати. В итоге радиальная энергия выступает как естеств. Т., бесконечный прогресс невозможен, как и «райский период перед концом света». Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Но если зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени, тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. Конечная вершина прогресса – «точка Омега», олицетворяющая Христа. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
СПб., 1913. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. nch., 1965.
Colloque de Venise. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Шарден женился на Маргарите Сентар (она изображена в картине «Дама, запечатывающая письмо», 1733). Т. выделяет четыре ступени Божественного промысла: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Его оптимизм заряжен неистощимой созидательной энергией, его доверие к бытию, доверие к Богу вдохновляет и вселяет надежду.
Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911). 1760г. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т. п. ). Доктрина Т. крайне противоречива.
– sett., No 8–9 Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie, 1955–1965, Freiburg–M. Философская концепция Т. — христианский эволюционизм— является разновидностью идеалистического пантеизма. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. «Омега» — то, в чем мыслящая жизнь может устойчиво функционировать и развиваться. я узнаю в себе гораздо более сына Земли, нежели дитя Неба».
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе истинном «центре всех центров». (и человеч., в частности) развития. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Один из первооткрывателей синантропа (1929). Этот замысел заключается в создании вида, к-рый осознал бы свое предназначение.
Из того, что было сказано, легко увидеть, что «пантеистический» внутренний опыт Тейяра наложил определенную печать на его систему. С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. Обществ. Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». Вернадского).
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. экспедицию в Китай (1923). Essai de bibliographie (1955–1966), Qu. о. положением индивида, его отношением к Богу, спасением, местом в церкви.
неразрывно связанной с богом. Но Шарден связывает эволюцию не столько со становлением человека (как высшего вида в иерархии животного мира), сколько с реализацией исключительно духовного человека, живой Образ которого представлен Христом. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Лувр, Париж. усматривает в каждой точке материи сочетание двух сторон: материи и сознания.
Вспомним хотя бы судьбу аббата Альфреда Люази, специалиста по Св. Грехопадение не есть для него событие оно есть процесс, оттеняющий творение и необходимо его сопровождающий. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр)., Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964 Сu.
В своей статье он пытался доказать близость (если не тождество) тейяровского и святоотеческого учений. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926) и публиковать труды по теологии. Свобода воли, предоставленная человеку, должна быть осознанно на это направлена. ун-та. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа). В наст. В 20 ст. человеком).
Мнимая энергия возрастания наукообразно именуется Т. -Ш. жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. участвует в так называемом «Желтом круизе» (путешествие по Центральной Азии на автомобиле, организованное Ситроеном). момент отвечать отряд приматов и, в особенности, выделившийся из него род человека.
Холст, масло, 112140, 5 см. причинности. Наиболее полно Тейяр высказал свои взгляды в книге «Феномен человека». С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Если «тангенциальная» энергия связует однопорядковые элементы воедино, то «радиальная» энергия ведёт к возрастанию сложности материальных явлений, находящей наивысшее выражение в человеке– существе, наделённом способностью сознания и самосознания. Таким образом, о происхождении мира, в естественно-историческом смысле этого слова, в Библии мы не находим ни малейшего намека в такой форме, впрочем изложение этого вопроса было бы фактически бесцельным, так как на протяжении тысячелетий оно оставалось бы непонятным.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Слово Божие имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. 249).
Разветвления живой массы, определяемые конкуренцией отд. деятельности людей, его интересует лишь, правильно ли воспользуется человек дарованной ему свободой и отдаст ли он Богу свое предпочтение. 43, No 431–432 Philippe de la. Вступил в орден иезуитов в 1899. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии. e par Henri de Lubac, P., 1965 в рус. Участвовал в экспедиции 1929, в результате которой был открыт синантроп.
Его личный религиозный опыт есть драгоценная жемчужина христианства всех времен. А смысл Бога укореняется и питается снизу, в смысле Земли.
Преобразуя материю, он должен противодействовать злу и способствовать общему подъему духа. Он видит эволюцию и развитие человечества глазами веры.
Васман, как и Тейяр, был католиком католиком же был и Гуго Обермайер (1876-1946), профессор Парижского института по изучению доисторического человека, который недвусмысленно отстаивал эволюционизм. Эта точка имеет свои атрибуты: автономность, наличность, необратимость. В 20 ст. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Испытав значительное влияние Бергсона, К. Л. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). цивилизации и культуры, по мнению Т., произошли в кон. категориям этики Т. д. Ш.
Это абсурдное предположение не кажется Т. -Ш. Известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему идея свободной теософии – цельного знания у В. Соловьева и многих других, оригинален был модернистский философский язык Т. ) Т. не был расположен в контексте собственного видения эволюционирующего мира примитивизировать и упрощать интерпретации этого явления: по его мнению, поэтапного усложнения нервной системы для появления духовной личности человека, очевидно, недостаточно – необходимо и осуществление соответствующего творческого акта. пер.
Церковные власти так и не дали разрешения на публикацию богословских трудов Т. -Ш. На Земле создателем и носителем культуры стал человек. В более узком смысле понятие «Альфа» обозначает совокупность элементарных материальных частиц и их энергий, а «Омега» — полюс притяжения радиальных энергий.
Здесь и «пучки» и «соки» и «пульсации» и «черешки». В 1923 г. происходит важное событие в жизни Тейяра. Выходя за рамки «феномена», Тейяр ожидает нового этапа эволюции.
Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции – Ткани Универсума, одновременно духовной и материальной. Используя апокалиптич. В 1914 г. ученый-монах был мобилизован в армию в качестве санитара. Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции), Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Процессуальное (а не событийное) описание христианской истории тем более необходимо, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека.
Dichtung und religi. доктрине католицизма стало причиной отстранения его от деятельности профессора Католич. Пг., 1917 Деннерт Е. Умер ли Бог. beck, 1966.
природу и обеспечивает продвижение эволюции вперед и вверх. французский ученый, философ и теолог (Сарсена, 1881 —Нью-Йорк, 1955). С 1899 — член Общества Иисуса (орден иезуитов), в 1911 рукоположен в священники. В нем происхождение мира является деянием личного, всемогущего Бога.
– Быт. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п. ). Без этих гарантий люди не смогут продвигать эволюцию и сознательно переносить трудности. P., 1958. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Лувр, Париж.
Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: Кто вам сказал, что пишут красками. С внешней, веществ. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. течений совр.
Она неразрывно связана с любовью между людьми, с активным преодолением зла и разделений. Так, творение мира есть свободное действие Бога. Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа. В целом же этике Т. д. Ш.
При этом Т. допускает, что может произойти и раскол ноосферы на две части, разделившиеся в вопросе о форме. Однако гораздо важнее отметить, что Тейяр очень близок к тем из православных мыслителей, которые рассматривали весь мир как Теофанию (Богоявление). Личность становится тюрьмой из которой следует освобождаться, передавая себя «как дар», «как пламя» обществу целиком. Это начало трансцендентное, надмирное. Культура воспринимается Т. как процесс одушевления, а затем и обожения материи.