Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» – сценический портрет Надежды Забелы-Врубель. «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Мне понравилась картина Михаила Врубеля "Царевна-лебедь", особенно запомнились глаза царевны, таинственный взгляд и ее наряд – сказочный головной убор с драгоценными камнями. Уникальная особенность работ Врубеля, отраженная в том числе и на картине "Царевна Лебедь", – насыщенность переливающимися цветами, придающими изображаемым фигурам полумистический характер.
Глядя на его полотна, понимаешь – сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля. «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Картина Михаила Врубеля "Царевна -лебедь" написана в 1900 году и посвящена героине оперы Н. А. Римского-Корсакого "Сказка о царе Салтане".
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь».
Царевна легко удерживает ее возле сердца, выражая чувство тревоги. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю.
Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника.
Царевна-Лебедь— существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии— тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Художник и певица обвенчались в том же году. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ».
На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Это неслучайно. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Царит полный покой, все как – будто заколдовано. Шикарен перьевой наряд Царевны. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный».
Печать можно заказать одним кликом или телефонным звонком. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца.
Чувствуется, что на душе героини неспокойно. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленная сюжету сказки Пушкина с одноименным названием. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной».
Но это неправда. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины.
На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение. Юный художник вскоре проявил склонность к рисованию. В совокупности они могут составить своеобразный миф, ту картину мира, которая будет отражать особенности восприятия художником реальности.
Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Так оно и есть. И какой облик. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями.
Созданные им работы, которые радуют зрителей, отличаются красотой и гармонией. С головы принцессы падает на плечи легкая прозрачная, как бы сотканная из воздуха, вуаль. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
А ее облик заставлял только восхищаться. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок.
Полотно просто удивительно. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее.
С ранних лет мальчик учился живописи в частной школе. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Творческая манера Михаила отличается декоративностью и богатством цвета.
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Изображение кажется бесплотным призрачным видением». Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу.
Вся картина окутана сказкой, спокойное море и серое предрассветное небо. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
Это неслучайно. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Его отец был офицером, а затем стал военным юристом. Крылья подчеркивают невинную красоту девушки. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно.
Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков.
Врубель был в состоянии оценить природную красоту, так как был весьма талантлив. За спиной девушки расположились огромные белые крылья. На алых губах нет и тени улыбки.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
За спиной царевны – лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо – острова. Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. На лице можно прочесть грусть и одиночество. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5.
Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны.
Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то.
Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля. Ее наряд больше похож на свадебный. Драгоценные украшения напоминают нам, что перед нами принцесса.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. По воспоминаниям современников, голос и внешность певицы полностью соответствовали сказочным и фантастическим образам, которые она воплощала на сцене: голос у нее был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и абсолютно спокойно льющийся. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Стоит внимательно вглядеться в лицо героини: ее большие выразительные глаза уже чем-то напоминают птичьи, губы через мгновение превратятся в клюв.
Художник получил прекрасное образование. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви и колдовские чары ее целиком на стороне добра, ради которого она кажется готовой пожертвовать самой жизнью. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь.
Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Под фатой виднеется темная густая коса.
С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Волшебная кисть художника остановила девушку в пути и заставила оглянуться. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Судьба Врубеля была очень не простой.
Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.