Урок изобразительного искусства в 7 классе Заяц Л. А., учитель изобразительного искусства ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Заречный Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XVIII века, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств в годы расцвета классицизма.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). В искусство XIXв. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет.
Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).
Однако эскизы перспективного вида Невского монастыря были отклонены Советом Академии. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю.
Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Конькова считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Серебрякова, Д. Д. Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли художники 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В.
Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, нравственного и эстетического воспитания многих поколений. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. искусство ряда П. стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Их герои – чудаки идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Мы в ней. Безбородко, предводитель уездного дворянства П. В. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Несложный сюжет картины наполняется лирическим чувством любви к природе и человеку.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др. ). Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. В полотне На жатве.
В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Однако художник отступил от общепринятых норм. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи.
Первая половина 1820-х гг. В 1779 г. исполнена картина И. М. Танкова (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне». Другое яркое произведение – «Колхозное стадо» (1938). Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник».
Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины Гумно, Утро помещицы. Среди них помимо членов императорской семьи присутствовали канцлер граф А. А. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. В корпусе среди прочих предметов преподавали и рисование. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Центральная часть триптиха – «Благовещение». «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
Г. Перов и др. ). Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г. ). Основой его творческого метода стало изучение действительности.
Не один Шибанов обращался к этой теме. У него старообразная физиономия сатира. Санкт-Петербург. Его образ полон достоинства и жизненной правдивости. Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.
в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Художник точно и бесхитростно следует натуре, он внимателен ко всем ее проявлениям. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал.
Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В творчестве П. критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Побудительным мотивом к ее созданию, как сообщает саем художник, было знакомство с картиной Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме», находящейся в Эрмитаже. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. В 1850—60-х гг. Освободившись от регламентации и опеки АХ в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность. Прослеживается влияние на историческую картину передвижников голландской жанровой живописи на примере данного произведения. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики.
Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Имея прекрасный голос пел в церковном хоре, сочинял стихи. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами.
Авторитет и общественное влияние Товарищества неуклонно росли. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете». Уже в 1920—1930-е гг. Нетсхер в Голландии).
Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Сюжеты пословиц и поговорок игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны.
Саввинская слобода", 1883). Основой его творческого метода стало изучение действительности. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи и в скульптуре и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. 1825 год. Государственный Русский музей.
Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И.
и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники».
Большие картины остаются незаконченными. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Главное для него – верно изобразить натуру.
Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Свое эмоциональное состояние он вкладывает в содержание произведения. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Лирический русский пейзаж этого полотна создает особое настроение.
Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. В 18 в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, «пасторалей», становится изысканной и грациозной ироничной: А. Ватто, Ж. Б. Шарден Молитва перед обедом.
Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. История русской культуры М, 95, с. 82. Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова.
Его картины отражают быт простых крестьян. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника». Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Его основные черты начали оформляться в 1415015 вв.
Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9). Некоторые Артисты уверяли, что в картине Гране фокусное освещение причиною сего очарования и что полным светом, прямо освещающим, никак невозможно произвести сего разительного оживотворения предметов, ни одушевленных, ни вещественных. Веласкес и др. ).
П. Норблин). Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. вошли видные члены Товарищества (Репин, В. Маковский, Шишкин и др. ). Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд.
Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). В 1890-х гг. В XVI-XVIII вв. В картинах художников, входивших в «Товарищество передвижных художественных выставок», отражались со всей сложностью социальные противоречия времени, пафос политической и идейной борьбы тех десятилетий.
Вишнякова. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Учитель рисования Каракалпаков часто ругал Федотова за лень и поправлял рисунки, но видимо разглядел в нем природный дар и дал ему прочесть книгу Писарева «Предметы для художника», чем и разбудил в юном кадете интерес к рисованию. Но дальше этюдов работа не двигается.
Государственная Третьяковская галерея. Пименов), семьи (П. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Хиллестрём), Польши (Я. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. А. Пластов), города (Ю. И. Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Богатая гостиная обставлена по последней моде.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Пушкине. В конце XV – начале XVI вв.
Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место – с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает раскритикован именно вот таким образом, ведь некоторым это кажется слишком мелочным и анекдотичным. в состав Ак. Худ. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Широко известна его педагогическая деятельность. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой «Гимн труду» – полотна представителей соцреализма и авангарда.
Уже в 1920—1930-е гг. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. В. Герасимов).
К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А. С. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII – начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея. Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. Легкий поворот головы мальчика придает всей композиции подвижность. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. Мурашко, З. Е.
Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Жилинский, Г. М. Художники объединения ОСТ (А.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Весна. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его».
М. Пэн), Латвии (Я. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания. В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. увидели изображение предметов не подобными, аточными, живыми не писанными с натуры, а изображающими самую натуру.
Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Художник с особым чувством относился к этому краю. Особое место в искусстве XIXв. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Художники воссоздают жизнь деревни (А. Пластов, А. А. Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России.
Конькова считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны»1. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Венецианов Алексей Гаврилович На пашне. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью.
Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852). Бытовой жанр 30-х гг. Товарищество объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом.
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический художник И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян. Вишнякова. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом.
Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. По стилю работ ученик Боровиковского. По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А.
И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Деталь фрески. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби».
Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). жанристами-демократами – В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Их веками игнорировало, не замечало искусство.
Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. 1821 – 1822 гг. Горячая, прогретая земля. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена).
Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. П. Кончаловский).
Лонги), Германии (Д. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство. Весна.
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Художник в полной мере отразил идеи передвижников.
Тем временем художники продолжают использовать бытовой жанр в живописи, а обыватели – радоваться таким полотнам и с удовольствием приобретать их для интерьера. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Так неожиданно творчество этого мастера открывает еще одну, почти неизвестную, грань искусства XVIII столетия. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873) И. Е.
По мнению одного из исследователей, они представляются не жалкими, отверженными людьми, а грозной силой. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Художник успешно справился с поставленной задачей.
Лето (как и в картине На пашне. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. Со второй половины 50-х гг.
Этот полуфантастический образ органично гармонирует с реалистическим пейзажем. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».
Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Бытовой жанр русского критического реализма – сатирическое разоблачение существующего уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. -1864 годы художник проводит за границей.
Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре).
Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве. Однако А. Г. Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. На свои средства Венецианов содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств.
В 1878 году на 6-й Передвижной выставке К. А. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Погиб Венецианов А. Г. Трагически. Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911). (1851-1852). В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу».
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. нежно организована и развивалась в чувствах. Он собирался получить следующее академическое звание – профессор перспективной живописи.
Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. Корин). Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).
В результате русская жанровая живопись обогатилась новыми образами, пришедшими на смену идеализированным, то сентиментальным, то героическим представителям народа. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Венецианов Алексей Гаврилович, Гумно.
Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). Его верный пес с участием смотрит на хозяина. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. «Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета. Художник создал свою систему преподавания живописной науки.
Волга", 1891–1895). «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. 1823 – 1826 гг. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Москва. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина.
П. обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке.
Аркадий Пластов – «певец советского крестьянства». Русская жанровая живопись второй половины XIX века представляет собой попытку через изображение характерных явлений жизни понять то, что в ней происходило, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. городах.
Я решился победить невозможное. Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (На пашне. Ок. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино.
Мясоедов – один из членов-учредителей Товарищества, непосредственный инициатор его создания им была предложена идея организации передвижных выставок. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Римский-Корсаков (дедушка композитора Н. А.
Золотой Плес", 1889 " После дождя. Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Яркое представление об особенностях жанровой живописи Венецианова дает картина На пашне. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски.
«Юный художник» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Но такова сама природа жанровой живописи, что она ограничивается явлениями из жизни ничем не выдающихся людей, не пренебрегает самым обыкновенным, ординарным в жизни, мелкими фактами, серыми буднями.
Холст, масло 25, 8 х 20, 8. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Государственная Третьяковская галерея. Венецианов решает получить официальное звание художника.
Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Сговор переносит зрителя в праздничную обстановку. Венецианов пишет картину «Гумно» (Приложение 4).
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880—1892, обе в ГТГ). В 1768г.
Брань под Красным. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. В основу новой трактовки образов был положен светлый и гуманный взгляд на человека, характерный для прогрессивного искусства первой половины XIX столетия.
Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »). А. Г. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.
Вальдмюллер, К. Шпицвег). К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). Главное для него – верно изобразить натуру. Сама жизнь сформировала этот тип. Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка.
По мнению одного из исследователей, они представляются не жалкими, отверженными людьми, а грозной силой. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). что тоже чувствуется в этой работе. Тишиной, уютом, покоем веет от этого произведения, в котором художник запечатлел жену Марфу Афанасьевну и крепостных крестьянок из своего небольшого имения. Краски легки и прозрачны.
Серый, пасмурный осенний день во многом определил приглушенный темновато-серебристый колорит картины. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Сюжет картины На жатве почерпнут из повседневной народной жизни. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина.
Венецианова свойственна некоторая идилличность. Сокольники", 1879, "Мостик. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен).
К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. На рубеже XIX—XX вв.
Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Г. Г.
Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. Большие картины остаются незаконченными.
Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Произошло изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века, перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа изменение роли исторической живописи.
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. в творчестве передовой группы П. появлялись социалистические идеи, отражавшие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини.
С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны.
Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Здесь крайне лаконичен рассказ, но картина глубоко волнует, вызывает цепь ассоциаций, перекликается с русской поэзией. Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. Дерево, масло 27, 5 х 36, 5. Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. Правда, многим работам А. Г. 1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ).
С полотна к зрителю доносится чувство умиротворенности и покоя. Москва. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян.
Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. на смену академическому искусству пришел реализм. Отметим этапы творчества художника. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. Плес", 1889 "Свежий ветер.
Мясоедова «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
В 20-х гг. Весна. Делакруа, О. Верне). В этом, казалось бы, обыденном бытовом сюжете художник-демократ без прикрас изобразил современную ему действительность, убедительно показал, что участие крестьян в местном самоуправлении, о котором так много шумели правительственные органы после реформы 1861 года, – лишь фикция, обман и лицемерие. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов).
Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника»1. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его» Иванов И. Передвижники. В полотнах воспевался мирный труд. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Весна».
Каждый отрезок расстояния отмечен художником на первый взгляд незначительными, но очень существенными для передачи перспективы деталями: метла и грабли на первом плане, фигура мужчины, куча зерна и лошадь в центре, телега в глубине и т. д. Художник точно и бесхитростно следует натуре, он внимателен ко всем ее проявлениям. Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. В начале 1820-х годов И. Г.
Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Не один Шибанов обращался к этой теме. Каждая деталь этих образов полна символической значительности.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Венецианов Алексей Гаврилович вошел в историю русской живописи не только как основатель крестьянского жанра. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Савицкий показал картину «Встреча иконы» (1878).
Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Сюжет этой картины незамысловат. Художник Венецианов в картине Вот-те и батькин обед. Ходовецкий), Швеции (П.
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. Сама жизнь сформировала этот тип.
Учился у Робера Компена, . «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Коржев, В. Е. Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы.
Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Большую роль в развитии искусства П. играл критик-демократ В. В. Стасов П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения П., оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Директор музея В. А. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Это говорит о том, что на своих полотнах художник в первую очередь стремился воплотить идеал национальной русской красоты, которую видел в одухотворенности и высоких нравственных качествах. Потерпев неудачу, Алексей Гаврилович принял решение вернуться в тверское имение Сафонково. Венецианов Алексей Гаврилович Спящий пастушок.
В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А.
Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова. В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю.
Добролюбова и Н. Г. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э.
Белинского, Н. А. Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский художник, живший на рубеже XV—XVI вв. и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Но дальше этюдов работа не двигается.
Невеста же попросту миловидна. Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Венецианов Алексей Гаврилович Вот те и батькин обед. Пытливый взгляд на чем-то сосредоточен. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Оп – настоящая «военная косточка». Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве.
Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А. Г. Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. В творчестве Алексея Гавриловича Венецианова большое место занимала детская тема.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. На него указывает пальцем парень, приглашая сидящую рядом девицу посмеяться над нетерпеливым.
В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Е. А. М., 1961, с. 16. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (Свежий кавалер, 1846 Сватовства майора, 1848). Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. Французские романтики (Т.
Как и сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так и картины А. Г. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер.
Мастер восторгался в любое время года и праздничными обрядами простого народа. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре, приближавшимся иногда к осознанию глубоких противоречий жизни (произведения голландца Рембрандта, фламандца А. Брауэра итальянцев С. Розы и Дж. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
В 18901511900-х гг. 1862-1864 годы художник проводит за границей. Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате.
Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Неожиданно лошади понесли повозку испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Н. Г.
в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света в глубине – снова яркий свет. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна».
Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. Весна, На жатве. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. Г. Перов и др. ). Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. При этом, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. На рубеже 1915120 вв.
Венецианов Алексей Гаврилович Захарка. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русскогоромантизма. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский).
Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие.
Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне».
К середине 1840-х гг. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Выражение томного восторга написано на ее лице.
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг.
Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери. Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников.
Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Холст, масло 51, 2 х 65, 5. Государственная Третьяковская галерея.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. была в их числе. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц.
«Танцоры и музыканты». Картон, масло 39, 8 х 30, 7. Е. А. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.
Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Картина Ивана Фирсова «Юный художник» – одно из первых произведений русской жанровой живописи. 17 в. можно назвать веком «жанра» во всех живописных школах Европы: Микеланджело да Караваджо Гадалка, П. П. Рубенс Крестьянский танец, Я. Йорданс Праздник бобового короля, А. ван Остаде Флейтист, Ян Стен Больная и врач, Ф. Халс Цыганка, Ян Вермеер Дельфтский Девушка с письмом.
Товарищество П. распалось в 1923. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности.
Творчество П. в период своего расцвета в 187015190-х гг. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. Вскоре (1819) Алексей Гаврилович оставляет службу. Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии).
Картина На жатве. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. М. Татевосян) и др. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный художник» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия Балакина Т. И. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Он уезжает вместе с семьей в имение Сафонково Тверской губернии. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. В XVIII в. Ж. Б. С.
Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. На рубеже XIX—XX вв. С первых лет Советской власти художники (Б. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах.
В творчестве передвижников реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Санкт-Петербург. Е. А.
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Картина Вот-те и батькин обед. 1824 год. Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве.
Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость. Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. – 1847 г. ) – классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Холст, масло 60 х 48, 3.
Он весь блестит и лоснится, начиная с розовой плеши, обрамленной нафиксатуаренными волосами и кончая начищенными модными ботинками. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Венецианов вносит в портрет жанровые мотивы: Захарка перебросил через плечо топор, словно вот-вот примется за работу.
Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни». Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Жаркий июльский полдень. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. В картинах мастеров XIXв.
Москва. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Картина Спящий пастушок была написана А. Г. Венециановым в период с 1823 по 1826 годы.
Повседневная жизнь горожан их труд и отдых – в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. Римского-Корсакова), военный деятель А. А. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. А. Бронников, К. Е. Маковский). Художник в свойственной ему манере творить ala natura создает одно из самых совершенных своих произведений.
Киров). в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. Государственный Русский музей. На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество П. Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба).
Он выпускает офорты, высмеиваюшие увлечение высшего русского общества всем французским. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. (К. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).
Импрессионизм (фр.