Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен).
Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Повседневная жизнь горожан их труд и отдых – в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством.
Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Курбе и Ж. Ф.
П. Кончаловский).
Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами.
Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Особое место в искусстве XIXв. Художники воссоздают жизнь деревни (А.
С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф. Бытовой жанр (фр.
А. Пластов), города (Ю. И. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Г. Перов и др. ).
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто.
В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
Мурашко, З. Е. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
В 16–18 вв. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. В искусство XIXв.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. («Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Корин). В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола».
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Пименов), семьи (П. Делакруа, О. Верне). «Танцоры и музыканты».
Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Их веками игнорировало, не замечало искусство. В картинах мастеров XIXв. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов).
В них находит своё отображение типичный поток времени. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
Федотова. Нередко подобные картины небольшие по размеру. В. Герасимов). На рубеже 19 и 20 вв.
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Пластов, А. А. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне.
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. О чём рассказывает бытовая картина.
Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. В 1768г. Родоначальником русской жанровой живописи считается А. Г. Венецианов, на полотнах которого труд крестьян предстает как вечный праздник единения человека с природой, а красота женщин овеяна духом высокой классики.
В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна.
ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Деталь фрески. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Жилинский, Г. М. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических.
В 1768г. Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я.
Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К.
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы.
genre, нем. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Веласкес и др. ). Киров). Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П.
Тяжело его представить без подробной описательности: домашняя сервировка стола, отображение привычных блюд или обстановки в комнате тесно граничат по жанру с натюрмортом. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). передвижники. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
Учился у Робера Компена, . Центральная часть триптиха – «Благовещение». Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. В XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком.
Ню (произошло от фр. что тоже чувствуется в этой работе. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). События могут развертываться на природе или в помещении.
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Ок. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Уже в 1920—1930-е гг. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской.
Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Серебрякова, Д. Д. А. Бронников, К. Е. Маковский). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д.
Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки.
Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX — XX веков вновь вернуло значение бытовой картине. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
На рубеже 19 и 20 вв. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). В полотнах воспевался мирный труд. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Коржев, В. Е.
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. На рубеже XIX—XX вв. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. В XVIII в. Ж. Б.
Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
.