У нас представлен большой выбор репродукций картин известных художников писавших в Бытовом жанре.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Значение Перова в истории русской живописи огромно.
Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. В 1913 году И. Э. Грабарь известный художник историк русского искусства и в то время директор Третьяковской галереи, обратил внимание на стилистическое несоответствие небольшой картины «В мастерской художника» творческому почерку мастера, чьим именем она была подписана — А. П. Лосенко.
Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Попкова, «Земляничная поляна» Ю. М. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
Когда картину почистили реставраторы, то обнаружилась другая подпись — И. Фирсов. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.
Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Деталь фрески. что тоже чувствуется в этой работе. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж.
Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Серьезное развитие жанровой живописи произошло в 17-м веке, под влиянием голландской реалистичной школы, в которой стоит выделить ЯнаВермеера (1632–1675).
Эскиз – это проект картины, первый этап работы нал ней. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Ню (произошло от фр. (К.
Исторические темы интересовали Перова издавна. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Ок.
Золотой Плес", 1889 " После дождя. Плес", 1889 "Свежий ветер. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом. Каждая деталь этих образов полна символической значительности.
Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами. «Танцоры и музыканты». Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. Коржев, В. Е. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.
Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Ракши, «Летом» А. И. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». Волга", 1891–1895).
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Бытовой жанр в эпоху строительства советской страны был особенно популярен, так как показывал связь между личностью и обществом, связывал исторические события с конкретным человеком. Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Следовательно, художник, пишущий сюжетную картину, должен уметь изображать не только человека, его фигуру, лицо, душевное состояние, но и пейзаж и окружающий человека предметный мир.
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Трудно было поверить, что художник такого гражданственного темперамента, автор знаменитого патетического «Прощания Гектора с Андромахой», признанный мастер академического рисунка мог написать это камерное, скромное по сюжету и, вместе с тем, тонкое по исполнению произведение — «домашнее упражнение», как в середине XVIII века называли живопись подобного рода. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью.
На их картинах ты можешь увидеть обстановку, одежду, предметы быта, традиции и обычаи в жизни людей. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Федотова.
В 1768г. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.
Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. В изобразительном искусстве термином «жанровая живопись» определяется картина изображающая ситуации и сцены повседневной жизни. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).
Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э.
События могут развертываться на природе или в помещении. В искусство XIXв. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ).
Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. На рубеже 19 и 20 вв. передвижники. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи и в скульптуре и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.
Веласкес и др. ). Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Особое место в искусстве XIXв.
В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину».
Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем.
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева». Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Это связанно с тем, что жанровые картины не рассматриваются как «вдохновляющие» и не содержат «посыла» и «рассказа», характерного для конкурентов выше, хотя это и является спорным утверждением.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В картинах мастеров XIXв. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". По словам В. В. Стасова, эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот.
Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра.
Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. В. Герасимов).
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого и современности (Ф. Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Пименов), семьи (П.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. А. Пластов), города (Ю. И. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра I, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Саввинская слобода", 1883). Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока.
Бытовой жанр (фр. Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Мурашко, З. Е. Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова — Венецианов не касались.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами.
Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Делакруа, О. Верне). Иерархия жанров, упомянутая выше, — официальная «рейтинговая система», принятая Французской академией изящных искусство.
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Центральная часть триптиха – «Благовещение». Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к событиям. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI – XVII вв. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж интерьер. В любом случае, в отличие от «академической»точки зрения, жанровые картины вполне способны передавать моральныесообщения и выражать скрытые подтексты. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка».
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др. П. Кончаловский). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. По стилю работ ученик Боровиковского. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Их веками игнорировало, не замечало искусство. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. На рубеже 19 и 20 вв.
Корин). В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер.
Исторические темы в картинах Перова. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Пименова, «Мать и сын» В. Е. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Курбе и Ж. Ф. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов.
Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. В живопись Перов вступает как жанрист. А. Бронников, К. Е. Маковский). Различные переживания, отраженные на лицах и в позах персонажей, дают пищу для воображения и мысленного развития сюжета.
Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. Именно из первых христианских мотивов направление перешло в средневековое искусство, где подобные изображения стали использоваться на колоннах и в текстах манускриптов. Характерно и объединение жанров в более общие названия. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Во многом, благодаря этомужанровые картины выросли всамостоятельный вид искусства, распространившийся по всей Европе.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Пластов, А. А. Жилинский, Г. М. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Художники воссоздают жизнь деревни (А. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист.
Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).
В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В них находит своё отображение типичный поток времени. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек.
Творчество Мясоедова. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Сокольники", 1879, "Мостик. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. К началу 1880-х гг. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами.
Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате.
genre, нем. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке.
Лактонова и многих других. Вальдмюллер, К. Шпицвег). В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
Он стремился показать народ как движущую силу истории. В полотнах воспевался мирный труд. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ).
Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление в искусстве России. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. О чём рассказывает бытовая картина. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. Бытовые ("жанровые") сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.
В 1850—60-х гг. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. означает «молитвенный образ».
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В середине – 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж.
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры. И это замечательно, ведь все движется вперед. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта.
Нередко подобные картины небольшие по размеру. Исторические темы в картинах Перова. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Учился у Робера Компена, . 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. И потому художники старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.
В 16–18 вв. Серебрякова, Д. Д. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Иконопись в переводе с греч.