Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж. Британский музей (Лондон)В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт изображает бытовой жанр в живописи. Бытовая живопись (жанровая живопись, жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
М., 1990 Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII века. Русская бытовая живопись второй половины XIX века поражает прежде всего широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках.
Время широкого развития и распространения бытовой живописи было переломным временем в истории России. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра. Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии.
В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Суриков хотел воспеть русские расписные дровни.
О чём рассказывает бытовая картина. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость. – Поли.
Из недавнего прошлого», 1866 В. Е. Маковский. Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Дмитриев), Расшаркивающееся искусство. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. В картине А. Корзухина Перед исповедью (1877) художник ограничивается зорким наблюдением характерных фигур. П. Норблин).
Серебрякова, Д. Д. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469–70 «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485–90).
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Главной причиной их был конец народнических иллюзий и разброд в среде интеллигенции. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. В. Стасов сближал В. Перова с М. Мусоргским. Судьба деревни продолжает занимать русских писателей и художников. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. В известной картине В. Маковского Свидание (1883) она дана под сурдинку, смягченная свойственным ему ласковым благодушием. На рубеже 18 – 19 вв. Метсю.
П. Норблин). 20 – нач. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой «1919 год.
Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. В середине 80-х годов в крестьянском жанре происходят перемены.
Лето», 1820-е гг. Но осенняя природа так бескрасочна и невзрачна, что невольно наводит на грустные думы. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ).
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Картины «Хозяйка и служанка» (ок. Но народнический подход теперь кажется идеализацией.
утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. Этим завершается исторический круг развития крестьянского жанра. «Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 И. М. Прянишников. Салтыков-Щедрин, Первая передвижная выставка.
Но вопрос заключался в том, какой характер носит сострадание. соч., т. XIII, М. -Л., 1930. ). «Торг.
Задачей бытовой живописи является изображение сцен из частной и общественной жизни. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту. Позднее положение вещей меняется. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Во второй половине XIX века она стала едва ли не ведущим видом живописи. Но до сих пор совсем еще недооценена роль в истории русского жанра народного лубка. «Крестьянский обед», 1774 и «Празднество свадебного договора», 1777).
В картине Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875) В. Максимов представил избу, как сцену, видную из зрительного зала (А. Роль художников-жанристов не сводилась к передаче того, что каждый человек может заметить в повседневности. А. Пластов), города (Ю. И. 201). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты.
Во Фландрии П. П. Рубенс и Я. Иордане избирали Бытовой жанр для эпического воплощения могучих жизненных сил народа, красочности его бытового уклада. «Утро помещицы», 1823). В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. В 1768г. – Искра, 1863, 37, 38. ).
У Архипова в картине По реке Оке (1890) на носу судна сидят случайные пассажиры, но, глядя на этих ничем не примечательных, задумавшихся людей, нельзя и самому зрителю не проникнуться их грустными мыслями о своем житье-бытье. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Писал на исторические и бытовые сюжеты. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
И. Фирсов. Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. Современная русская критика внимательно следила за ходом развития жанровой живописи. Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее».
Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 1851–52) пронизаны подлинным трагизмом. Пафос точности и достоверности составляет сильную сторону русского крестьянского жанра.
«Шутники», 1865 Н. В. Неврев. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). В известной картине В. Маковского На бульваре (Третьяковская галерея) рассказана печальная судьба крестьянской женщины, о которой пелось и в песнях и которую изображали и народные картинки. М. Шибанов.
Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Дело не в различии тем, а в подходе к ним. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано.
«Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 И. М. Прянишников. дель Косса. Однако художники-передвижники были настолько захвачены своей идеей, что их не пугала неприкрашенная правда. 1621г. ) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг. ).
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. У К. Коровина в картине Зимой (1894) представлена смирная деревенская лошадка, сани, снег, забор и русская зима, но этого достаточно, чтобы в нас пробудился строй воспоминаний и догадок о всем том, чем живет деревня (Перов только отчасти подходил к этому в картине Последний кабак у заставы, но там все было окрашено в тона безысходной тоски). В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев -- В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. Мясоедова по праву считают основателем Товарищества передвижных художественных выставок. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Чуть только прочел я в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же испугался.
Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». (Воспр. : А. Леонов, В. М. Максимов, М., 1951, стр. Корин). Художественная литература имела в те годы ведущее значение.
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. В 18 в. английский художник и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743—45). Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В искусство XIXв. Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. – Поли.
1660г. гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520–10гг. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
Это определение лишь в самых общих чертах передает смысл того, что происходило в русском крестьянском жанре во второй половине XIX века. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок.
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Я видел только эти серьезные задушевные лица мужчин и баб, терпеливо ждавших выноса мощей. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
1660г. В 18в. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне.
Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). У поздних вене-циановцев также не остается следов светлой идиллии самого Венецианова. (К. Повседневная жизнь горожан их труд и отдых – в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. собр. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо.
Хиллестрём), Польши (Я. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. «Свидание», 1883). Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара, 1876).
16в. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Лонги), Германии (Д.
Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. Русь", 1900) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением. В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849г. ) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17в. В картине почти не происходит событий, да и не может произойти.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. В другом — общо, но ярко обрисованные народные типы. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А.
Написал много пейзажей. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. И даже не столько художникам 70-х годов, сколько шестидесятникам. В известной картине Ярошенко Всюду жизнь (1888) в образе семьи каторжанина за решеткой вагона как бы угадывается традиционный образ святого семейства. На дворе уже зимняя стужа, а он голыми ногами стоит на каменном полу. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Главное в картине — это не то, что происходит в толпе, а возможность все созерцать из прекрасного далека, любоваться покоем этого серебристо-хмурого осеннего дня на берегу реки.
Плес", 1889 "Свежий ветер. А за картину Любители соловьев получил звание академика. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). В одном случае — это разглядывание отдельных элементов быта.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. 16 в. «Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568). Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.
Достоевский, Выставка в Академии художеств. Маленькая косматая девочка со смуглым лицом непонимающим взглядом озирается по сторонам. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина».
В одном случае замкнутый четырьмя стенами мирок, в другом народная жизнь на миру. Учился в Академии художеств. В картине И. Прянишникова Спасов день на севере (1887) все передано с той достоверностью, которая требовалась в 70-х годах от художника, но он как бы отходит на расстояние от своего предмета. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Одновременно с этим в крестьянском жанре усиливается лирический момент.
соч., т. ХП1, М. -Л., 1930. ). У Б. Кустодиева в его Ярмарке (1908) мелькание пестрых тканей, резко очерченных контуров создает праздничность расцветки всей картины почти как в росписях крестьянских прялок. В мамонтовском кружке возникает увлечение крестьянскими вышивками, росписями по дереву. Во второй пол.
«Шутники», 1865 Н. В. Неврев. Пластов, А. А. Нетсхер в Голландии). Художники объединения ОСТ (А. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для бодегонес Д. Веласкеса.
«Крестьянский обед», 1774 и «Празднество свадебного договора», 1777). Искусство, 1949, 4. ). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д.
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. 184-185. ). Альбом, М., 1954. ).
В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в 17веке Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер дек Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В картинах этого рода иногда изображается крестьянский труд. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро».
Его почтительно поддерживает послушник с кружкой под мышкой. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Их манера повествования медлительна и спокойна. Родился в с. Паньково Тульской губернии и принадлежал к дворянскому роду. «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642 «Охотники на привале» В. Г. Перова, 1871 «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918).
Нет оснований причислять русских мастеров крестьянского жанра к народникам. Ф. Малявин в своем Вихре (1906) воспевает ярко-алые сарафаны крестьянских женщин как воплощение стихийной силы народного порыва, веселья, раздолья и разгула. Мать прекрасно понимает это, все существо ее переполнено тоской. Особое место в искусстве XIXв. Искусство тесно связывается с реальной действительностью.
Лошади на первом плане более заметны и различимы, чем толпа крестьян и духовенство. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В. Суриков в картину из народной жизни переносит свой опыт исторического живописца. 1950 г. до н. э. гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Здесь одни камни не плачут, — признавался Некрасов. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ).
Золотой Плес", 1889 " После дождя. 1825г. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 — после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер.
Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). С первых лет Советской власти художники (Б. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Из этих исторических условий проистекают и сильные и слабые стороны русского жанра. Во всяком случае, его развитие было сложным и противоречивым.
20 – нач. «Юный художник», 1760-е гг. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж.
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5в.
1657г. ). Нередко подобные картины небольшие по размеру. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А.
Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К. Маковского. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра).
Достоевский, Выставка в Академии художеств. В отдельных случаях такое усиление фигур не вредит эстетическому восприятию картины, хотя обычно для бытового сюжета предпочтительнее малые размеры. Разве уже жанристы и не художники. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Здесь, как и в ряде других произведений Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.
В России свою актуальность он набирает в 18 веке, а в Европе – веком раньше. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
По стилю работ ученик Боровиковского. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. «На жатве. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. У голландцев и фламандцев бытовая живопись, вместе с пейзажем, преобладала в национальной изобразительной школе. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г.
Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры. В ней полнее всего выразили себя передвижники. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. М. Пэн), Латвии (Я. М. Татевосян) и др. «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. К сожалению, В. Борисову-Мусатову так не удалось воплотить в живописном панно замысел своего рисунка (Третьяковская галерея), в котором крестьянский труд в поле должен был приобрести величавый характер.
В. Герасимов). М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. Современному художнику это требование может показаться чрезмерным, он боится фотографичности. В 1870—80-е гг. Я так и приготовился их всех встретить в мундирах, с известными ярлыками на лбу.
«Юный художник», 1760-е гг. Журнал Искра с негодованием отвергал искусство, способное вызывать только жалость и слезы. Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанризмельчал, будучи обремененным нравоучительностью.
Искусство А. Корзухина (а еще в большей степени В. Маковского) идет от так называемой кабинетной живописи малых голландцев и от П. Федотова. Терборх. «Свидание», 1883). Реалисты 19в.
В них преобладают разоблачение мрачных, уродливых явлений жизни (Перова Проповедь в селе, Сельский крестный ход на Пасхе, Чаепитие в Мытищах) и сочувственное сострадание к горестям народным (Проводы покойника). Среди них Владимир – самый известный художник, мастер бытового жанра. дельКосса.
За казенный счет повышал свое мастерство в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Нетсхер в Голландии). Их веками игнорировало, не замечало искусство. В XVI-XVIII вв. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. собр. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор.
Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. 1660 г. «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок.
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. События могут развертываться на природе или в помещении. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Коваленская, Русский жанр накануне передвижничества. рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10--13 вв.
Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. Де Хоох. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441).
1657 г. ). 1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). В детстве много рисовал и отец его поощрял стремление сына к живописи. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской.
Еще картина Якоби Привал арестантов произвела сильное впечатление на Ф. Достоевского своей достоверностью (лишь в правой ее части много сочиненного) (Ф. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Чернобородый мужчина приблизил лицо к иконе и смотрит на нее, словно в лицо живому человеку. К радости моей, весь страх оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ок. Термин стал использоваться в России со второй пол. Лишь 18 в. даёт единичные примеры (И.
Разумеется, картина Ярошенко — только крайнее выражение этой тенденции. Гораздо интенсивнее Бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (К. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). Сложно переоценить роль произведений этого вида искусства. Центральная часть триптиха – «Благовещение». Г. Перов.
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. Аналогия к этому — Антон Горемыка Григоровича или Поликушка у Л. Толстого.
В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Задумав своих Бурлаков, И. Репин говорил о том, что это историческая тема. К числу хоровых картин можно отнести и Земство обедает Мясоедова (1872), но на этот раз речь идет не о старозаветных устоях жизни крестьянства, а об его бесправном положении после земских реформ.
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. «Утро помещицы», 1823). Ходовецки), Швеции (П.
В рассказе Чехова Дом с мезонином Лида напоминает своими рассуждениями передвижников. Русские художники порвали с академической школой, так как тематика ее была чужда народу. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре.
В этом смысле не существует единых правил. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. На рубеже 19 и 20 вв.
Во всяком случае, В. Стасов хорошо определил картины этого типа как хоровые картины. Обычно он переплетается с историческим и портретным жанром, а также с пейзажным. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии).
Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США).
А. Бронников, К. Е. Маковский). – Журн. Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. На этом пути русский художник сталкивался со многими, порой непреодолимыми, трудностями. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П.
С другим назначением картины бытового жанра использовались в 18 веке: в первую очередь они противопоставлялись напыщенной галантности направления рококо. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг.
Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова, в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. Общепринято не изображать участников бытовых событий в натуральную величину. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—73 «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, 1891). Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
Преемники передвижников в своем стремлении преодолеть их односторонность сами нередко впадали в обратные крайности. Она пришла издалека, на последний пятак купила белый калач. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). Мурашко, З. Е. В 1850—60-х гг.
«Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568). Веласкес и др. ).
Художник сталкивался лицом к лицу с проявлениями происходивших в жизни перемен. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Другая хоровая картина этого времени — это Встреча иконы К. Савицкого (1878). Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 1851—52) пронизаны подлинным трагизмом. И что же.
Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. В 1768г. Но живописный язык картины более острый, чем у предшественников С. Иванова. Бытовой жанр 30-х гг. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Картина, написанная в содружестве с художником, может стать настоящей жемчужиной вашей коллекции.
Жанр передвижников огульно называют анекдотом (хотя это можно сказать только о В. Маковском). стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Ф. Милле, 1857). Лонги), Германии (Д. Жилинский, Г. М.
1825 г. «На жатве. Пименов), семьи (П. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Он принимал активное участие в передвижничестве. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. В конце XV – начале XVI вв.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. В другом — стремление охватить его как целое, как образ народной жизни. В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни.
Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. В полотнах воспевался мирный труд. Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе одна могла бы составить содержание целой картины (Воспр. : В. Г. Перов. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. В это же время впервые на холстах появились люди, занятые своим привычным трудом. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. В картинах мастеров XIXв. Художник А. П. Русская живопись XIX в., М., 1929. ).
Они видели у передвижников только недостатки и слабости и преувеличивали их. Несколько поодаль держится мужчина, который наблюдает за происходящим. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро.
На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. Ходовецкий), Швеции (П. передвижники.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.
Курбе и Ж. Ф. «Танцоры и музыканты». Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников.
Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. В период Тан (7--10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). «Масленица» Б. М. Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568 «Похороны в Орнане» Г. Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского, 1889—91 «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880—83). Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермера Делфтского, 1660-е гг. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Это по-разному сказывается в творчестве ряда художников. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Со второй половины 50-х гг. что тоже чувствуется в этой работе. английский художник и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743–45).
19 в. К. П. Стен. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. «Торг. Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара, 1876). Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681) и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей.
Он ближе к прозе Гл. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. В картинах русских художников многосторонне отражены люди, нравы и быт тогдашней деревни.
Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Волга", 1891–1895). За ними двое стариков упали на колени и жарко молятся, что-то вымаливая (Встреча иконы написана в год турецкой войны все мысли этих стариков и старух — об угнанных на чужбину сыновьях). Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты.
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картинслабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописисокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров – (портрет, пейзаж и бытовая картина). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров – от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных мастеров. Маковский – это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. Некоторые переговариваются, угощают друг друга. Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др. ) писали героические будни строительства новой жизни. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Кульминационная точка его работ на бытовые крестьянские темы — это Смерть переселенца (1889).
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. 19в. Поздние работы художника, неглубокие по образным решениям, утрачивают демократизм, следуя патрицианским вкусам. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
Сокольники", 1879, "Мостик. художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России. В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
Красота тканей вносит радостную нотку в скучную сценку ожидания. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Затем художники неоднократно протестовали против такого преуменьшения реальности и изображали фигуры повседневного значения во весь рост (например, французский художник Курбе изображавший крестьян так иногда поступают и русские художники).
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Федотова. Но русский крестьянский жанр в живописи занимает особое место. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф.
Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи -- сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти -- 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. даёт единичные примеры (И. И. Фирсов.
Перед нами ряд живо обрисованных, характерных лиц. Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. Художники воссоздают жизнь деревни (А. Они не боялись показать, как грубеет человек в условиях современной жизни. Во Франции Ж. Б. С. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Передвижников упрекали за их литературность.
1660 г. «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Лишь 18в.
Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. 1950г. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Буржуазия стала высмеиваться, а картины приобретали всё большую реалистичность.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70 «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485—90). стр. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба».
Французские романтики (Т. П. Кончаловский). Видно, мальчику живется у хозяина не очень-то сладко. Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности.
Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. У нас теперь все переворотилось и только укладывается.
Среди этих картин мелькают и интеллигенты: бедные учителя и художники, кутающиеся в плед студенты, худенькие курсистки. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). В 1870–80-е гг. А. Рябушкин в своем Празднике в деревне стремится к торжественно-симметрической композиции.
Учился у Робера Компена, . Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ).
В период Сун (10--13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Писать картины требовалось в стиле классицизма. 1660 г., Амстердам, Рейксмузеум), привлекающая искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором. 1740 г. ). Его Октябрь. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну».
до н. э. Для художественных произведений испанской и итальянских школ старого времени присуще изображение отдельных фигур (Мурильо) не исторического значения, однако, это не имело отношения к изображению собственно повседневной жизни. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Ф. Милле, 1857). 1595г. ) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха, 1475–80 «Менялы» М. ванРеймерсвале, сер. Мастера из Общества станковистов (А. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А.
Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века.
Воспевая удалую игру сибирских молодцов, В. Суриков возвеличивает родной народ. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). В старину на Руси произведения изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства.
1595 г. ) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха, 1475—80 «Менялы» М. ван Реймерсвале, сер. Обряд свершается степенно, даже появление колдуна не нарушает порядка. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). Успенского, Златовратского, Каренина, чем Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова. В создании типа картины, рисующей поэтический образ всего народа, первое место принадлежит молодому И. Репину как автору Бурлаков (1872).
И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. В 20-х гг. Стремление передвижников к народности общеизвестно.
Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. 21в. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.
Правда, Н. Ярошенко осуждали за то, что его Кочегар выглядит, как настоящий горилла. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.
Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие. Де Витте. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Художник сам входит полноправным членом в крестьянский мир. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849 г. ) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Из недавнего прошлого», 1866 В. Е. Маковский. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью.
Русские художники конца XIX—начала XX века воодушевлены были возможностью говорить о народе тем самым (или почти тем самым) языком красок, каким он говорил о себе и сам. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Леонов, В. М. Максимов, М., 1951, табл. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). – Поли. За несколько лет до Перова горе русских женщин представил В. Якоби в картине Привал арестантов (1861). Бахтин и Д. Молдавский, Русский лубок XVH-XIX вв., М. -Л., 1952, рис. 70 Русская крестьянская свадьба, 1868. ). Тревога» К. С. Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны).
Хиллестрём), Польши (Я. Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ванМириса Старшего, ок. Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия. Саввинская слобода", 1883). Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594—95 «Лютнист», ок. М. Шибанов.
Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Делакруа, О. Верне). А. Дейнека, Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников, Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов, В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова и многие др. ).
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах -- как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5--6 вв. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. до н. э. ). – Сб. Во второй пол.
Лето», 1820-е гг. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). собр. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным.
Деталь фрески. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ван Мириса Старшего, ок.
Картины народного горя заняли заметное место в этом жанре. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. до н. э. ). — спрашивал один из бунтарей главу тогдашней Академии Федора Бруни. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
В деле изучения и отображения нравов народа Перов призывал к неусыпной наблюдательности. Фигура, как олицетворение всего темного царства. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». соч., т. I, M., 1933. ). 19 век использовал бытовые картины как оружие против социальной несправедливости.
скончался бывший секретарь короля Луи ХV— де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Бытовая живопись, как самостоятельный род живописи, возникла в не столь далекие нам времена (примерно, после эпохи Возрождения). А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др. ) писали героические будни строительства новой жизни.
Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594–95 «Лютнист», ок. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870–73 «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, 1891). («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Лосенко). Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.
Многие композиции, вроде картины В. Максимова Семейный раздел (1876), построены по всем правилам академического классицизма, действие выглядит так, точно происходит оно на сценической площадке, хотя отдельные фигуры прямо выхвачены из реальной жизни. Но он не занимает в них такое же место, какое занимал в жизни крестьян. В 16–18 вв. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья. 1740г. ). Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе).
В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Коржев, В. Е.
Жанровые картины в это время соприкасаются с журнальной иллюстрацией. Все эти события всего лишь подразумеваются художником и угадываются зрителем. «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету».
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Дальнейшее развитие Бытового жанра 17 в. отмечено стремлением соединить конкретность в изображении быта с его поэтическим восприятием в свете общественных идеалов художника. 1621 г. ) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг. ). 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы.
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. В них находит своё отображение типичный поток времени. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Но для реализации народных тем они вынуждены были опираться на академическую традицию. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Показаны их тайные сходки и шумные споры, показан подвиг борцов за свободу.
Впрочем полностью отрицать воздействие Венецианова и его школы было бы ошибочно (Н. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
В древнегреческой вазописи и рельефах появились бытовые, несложные сюжеты значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре, в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Достаточно сравнить картину А. Корзухина с картиной В. Сурикова Взятие снежного городка (1891), чтобы понять, какой глубокий перелом произошел в мышлении и в живописном видении. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику.
Чуть ли не единственной специализацией многих художников были пляска, ссоры и драки в кабаках. Грабарь, Крестьянский Серов. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. К. Савицкий точно так же не забывает, что перед его глазами — живые взволнованные люди, его сочувствие к ним открывает ему глаза.
Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э. ). Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. Молодая женщина в тулупе и рядом с ней — вихрастый мальчишка с калачом в руках. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Домотканово (1895) можно отнести и к жанру и к пейзажу.
до н. э. ). Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). В них есть та наглядность и понятность, к которой стремились и передвижники (Вл.