Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника.
В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.
Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.
Мягкое сияние женского лика пропитано благородством и каким-то едва уловимым ожиданием. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.
Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской.
А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Едва оказываясь во власти очарования картины Буше, Портрет маркизы де Помпадур, сразу слышишь мелодию, льющуюся сквозь полотно прямо в глубину сознания. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет.
Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. По Европе вальяжным размеренным шагом чинно шествует стиль Рококо. Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка». В ней проиллюстрирован целый миф.
Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви, — герои его нарядных картин. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Это именно из-под его кисти вышли самые пухлые, самые сдобные Венеры и самые прелестные Купидоны. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Если вы любитель сладостей – Буше для вас. В 1737 году Буше стал профессором Академии.
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. Пастухи и пастушки. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.
В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Он то прибегал к обильным лессировкам, придавая живописи вид миниатюры или фарфоровой поверхности, то писал свободными жидкими мазками, подражая манере Дж. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Вторая картина называется "Летняя пастораль". Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска».
Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. С 1760 года Буше терял былую популярность.
Как помнит читатель, Венера была женою Вулкана, хромого, но при этом весьма искусного в кузнечном ремесле бога. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Герои полотен выдающегося живописца легко и грациозно покидают пределы произведений, чтобы разыграть перед вами целое представление.
Особенно воспета живописцем богиня Венера. Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Конец 18 века. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру).
Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Вот насколько всё переменилось. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком.
Он проявляет в них изощренную фантазию изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо. И как иначе.
В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Точно не установлено, кто изображен на холсте. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Буше скончался 30 мая 1770 года. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов».
Богиню любви, впрочем, эти выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса, бога войны. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. Там большое влияние на художника произвели работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ).
Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Портретная живопись не была "коньком" Буше. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Первый художник короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. О мадам говорили, что «она благоухает розами».
Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов).
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной.
Также Франсуа Буше прославился как «первый художник короля» – на протяжении своей жизни он написал множество портретов августейших особ. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Пушкина). Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
То, что раньше считалось низким и недостойным. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. За несколько месяцев до смерти его избирали почётным членом Петербургской академии художеств. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур.
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. В 1722 году молодой художник получает заказ на иллюстрацию издания «Французской истории», а в следующем году за картину «Евил-меродах, освобождающий из оков царя Иоахима» получает академическую премию. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы.
Иначе стиль Рококо еще называли «Веком Венеры и Купидона». Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Сама мадам де Помпадур приглашала Буше расписывать стены своего будуара. В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Его работы совершенны и абсолютно очаровательны.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. Сиринга делалась следующим образом. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета.
Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». А. С. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Во Франции им был Франсуа Буше. Смысл имели лишь разговоры о любви.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана известного мастера-монументалиста затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Знатная заказчица позирует с книгой или у фортепьяно, на фоне модной обстановки будуара, кабинета или гостиной своего замка Бельвю. И в каждой европейской стране был характерный его представитель и выразитель этого стиля. А. С. Пушкина)13.
Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто.
В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). И мадам, засучив рукава, принялась за дело. В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев.
На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Работы «Вид Тиволи», «Вид садов Фарнезе» созданы под влиянием впечатлений от Италии. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога.
Сиринга была родоначальницей современного органа. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Это был по-настоящему придворный художник, обласканный вниманием знати. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов.
Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). И в один прекрасный день она стала его любовницей.
В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние. К тому же кому теперь интересны парадные залы. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора.
Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Было принято считать, что достойно внимания – лишь всё самое красивое. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Франсуа Буше – это самый, пожалуй известный из всех работавших в технике рококо мастеров.
Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». А. С.
Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин.