Антуан Бурдель (31 октября 1861 – 1 октября 1929), родившийся Эмиль Антуан Борделль, был влиятельным и продуктивным французским скульптором, живописцем и учителем. В мастерскую Родена вступили парижские сумерки, когда внезапно распахнулась дверь и в студию вошел Антуан Бурдель. Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена.
Его студия стала Музе Боерделлом, художественным музеем, посвященным его работе, расположенной в 18, рута Антуан Бурдель, в 15-м районе Парижа, Франция.
Идеал человека первозданной необузданной силы выражен Бурделем в статуе «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Музей современного искусства). «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем — в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Множество томов занимали целые антресоли и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Этим признанием он очень дорожил. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее».
Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) 151 воплощение трагизма судьбы поэта и творца. Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер.
Позже Эмиль Бурдель сказал:. С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). Впечатление Бурделя еще более усилило необыкновенное сходство облика Бетховена с его собственным. Эти статуи 151 одна из самых больших удач художника.
«Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор. Общий запас лексики (от греч. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Я работал с ним девять лет.
С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой.
Французский скульптор, художник, график. Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908). На литье из бронзы всех фигур потратили три года. Им казалось, что с сигарой во рту они выглядят взрослыми мужчинами они кричали, громко смеялись, радовались, нравились женщинам или полагали, будто нравятся.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. Кроме огромного фриза (14 м х 2, 48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах. В 191215123 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса 151 вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства.
Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя – А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Да-да, библиотеки были унифицированными центрами и источниками получения справочных сведений. Я лепил его со своего соседа — рыжего и худого итальянца. В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж). Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ».
Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Работа была удостоена почетного упоминания.
Кроме занятий, он много времени уделяет изучению прекрасной готической архитектуры и скульптуры Тулузы. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). Мои руки опухли от сырой глины.
Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии. Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года.
Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией.
Жизнь – моя единственная школа. Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров.
Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Она была моим главным источником. Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится.
Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 18701511871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Во второй половине 80-х гг.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925).
Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году. В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. В 20-е гг. Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог».
Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики.
В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86) в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена. Меня удерживало только одно — искусство. Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. – Превозмогая боль, я начал лепить.
И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», — сказал он педагогу на прощанье.
В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан 151 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график. Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Участник выставок парижского Салона с 1884 года.
Однажды в витрине магазина Монтобана Бурдель увидел портрет великого композитора, который потряс его своей глубиной. Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. Его общая высота составляла 20 метров. В 191015113 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Произведения Б. конца 1880-х 151 начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 18931511902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения.
Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О. Начало 1910-х гг. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью.
Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. В 20-е гг.
Форма Бур деля не проста и не плавна она вся комками, глыбами. Такие случаи доводили меня до отчаяния еще немного и я покончил бы с собой. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Начало 1910-х гг. Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство).
Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (19141511923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. Бурдель покидает академию и лишается стипендии. Бурдель.
Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года. Это уже нечто большее, чем ученик. И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть — настоящую «Бетховениану». Однако дух Бурделя полон томления, его влечет драматизм, побуждающий форму трепетать и пульсировать.
В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека» : Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила.
В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. «Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», 151 говорил о «Пенелопе» Бурдель.
Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. В процессе работы над ним скульптор выполнил сорок девять этюдов, но, к сожалению, должен был остановиться из-за острого приступа ревматизма. Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари 151 вот мои истинные учителя». «Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) 151 одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве.
После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Пойти по другому пути вызвало другое понимание героического образа в скульптуре. Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности».
Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Жизнь — моя единственная школа. символом возвращения в искусство образа естественного человека. Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж). Там он обучался в мастерской Фальгиера.
«Аполлон» был для меня отдыхом. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет.
Эмиль Антуан поступает в Школу изящных искусств в Париже, в мастерскую скульптора А. Фальгиера. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». Этот период успело застать поколение ваших родителей. Если бы в те годы Бурдель не получал заказы от частных лиц и других государств, его творческое монументальное наследие было бы несоизмеримо меньше.
В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев — 1 октября 1929 г. умер. Посетил Италию, Грецию, Чехию. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. В то время Бурделю казалось, что простое, так сказать, арифметическое, преумножение силы, грандиозности человека может вырвать его из атмосферы рефлексии и сомнений. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена».
Бурдель стремится идти своим путем. Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» 151 настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. скульптор приобрел мировую известность.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади. Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм.
При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели и автора». Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929.
Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства. Во второй половине 80-х гг. Надо мной простиралось военное небо Франции. ». В 190915129 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., — «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца.
На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др.
Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. «О, люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне.
Бурдель конце 90-х испытал желание разрешить это противоречие. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) — работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. Мои руки опухли от сырой глины. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка — одном из наилучших творений мастера. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. мне хотелось бы указать в назидание всем вступающим в искусство, что мой путь стал таким широким благодаря той медленно созревающей жатве тайн, которую я собирал на поле Родена. Роден, бронза, 1909 А. Франс, бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191515123), в установленных в Париже статуе Франция (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190915129) стремился выразить гражданские идеи. Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра) могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже) «Анатоль Франс» 151 олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).
(1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо».
На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. М., 1935). Творческое наследие его поистине огромно – сотни памятников, статуй, барельефов, бюстов, тысячи рисунков, пастелей, гуашей иллюстраций.
Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929). В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой — новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», — говорил скульптор об «Аполлоне».
В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. В Аполлоне (19001511904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. Жизнь стремительно меняется. В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Предмет для него только предлог, повод для творчества.
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», — говорил Эмиль Бурдель. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
Среди последователей Бурделя – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия.
Преподавал в студии Гранд Шомьер (190915129). Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент — «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов».
О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм.
Совсем недавно, чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное выражение, люди ходили в читальные залы. После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств. «Я чувствовал, что буду потерян для скульптуры, если буду продолжать в том же духе, – вспоминал художник о том нелегком времени. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор.
Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). В портретах (О. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. «Чтобы сделать портрет гения, — говорил скульптор, — надо сначала четко представить себе форму его сущности».
От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Бурдель будет называть себя антиучеником Родена и всюду подчеркивать свою индивидуальность. С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер.
Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра. скульптор приобрел мировую известность. Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны.
Я готов был даже на подвиги. Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). Отсюда – утрирование физической мощи в монтобанском памятнике.
Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Я работал с ним девять лет. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, 151 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ).
Лучшие произведения Эмиля Антуана Бурделя (18611511929), художника напряженных чувств и высоких помыслов, проникнуты духом героической борьбы, созвучной прогрессивным устремлениям эпохи. Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац.
В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Молодой скульптор сам ищет себе учителей, увлекается творчеством гак называемых мягких интимистов Карпо и Далу.
Этим признанием он очень дорожил. Третий аспект наиболее глубок и сложен. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне.
С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, — это всегда она», — писал скульптор. Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов. Эмиль Антуан Бурдель родился 30 октября 1861 года в семье резчика по дереву.
Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», — писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
— Превозмогая боль, я начал лепить. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг.
Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). «Я чувствовал, что буду потерян для скульптуры, если буду продолжать в том же духе, — вспоминал художник о том нелегком времени. В 1925 году – бронзовую статую Франция. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором.
«Аполлон» был для меня отдыхом. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. В центре его внимания могучие характеры, люди действенные, активные, целеустремленные.
Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 19141511918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже 151 в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года 151 8 мая 1945». В творчестве Бурделя, близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантичные и неоклассические тенденции. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель.
Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Она была моим главным источником.
Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (187615184), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (188415186). Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж).
Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Терновец. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал.
В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Пенелопа, 190915112, Сафо, 192415125, 151 все бронза). Тема центрального фриза 151 «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187615184) и Париже (188415186). «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорил Бурдель.
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931511908). Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Высота аллегорий равнялась 370 см. В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Единственный его недостаток — стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Искусство Родена – неразрешимая трагедия души и тела, духовного порыва и инертной материи. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты.
За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. Обладая редким для начала 20 века пониманием связи архитектуры и скульптуры, Бурдель тяготел к конструктивному построению монументальных форм, к динамике крупных пластических масс, подчеркнутой резкости шероховатой обработки поверхности, как бы исполненной внутреннего движения. Лексический запас регулярно пополняют новые определения.