Им созданы сотни рисунков, поскольку Бурдель, прежде чем приступать к работе над композицией, всегда предварительно делал огромное количество скульптурных набросков и эскизов. Бурдель впервые выступает в Салоне 1885 года, дебютирует большой гипсовой группой «Первая победа Ганнибала», которая ныне находится в Музее Энгра, в Монтобане. Бурдель постепенно увлекается средневековой архитектурой и скульптурой, благо Тулуза — настоящий музей.
В воспевании этой гигантской силы Геракла — весь пафос пластики Бурделя. Прежде всего предоставим слово самому Бурделю: «Мне хотелось бы указать в назидание всем вступающим в искусство, что мой путь стал таким широким благодаря той медленно созревавшей жатве тайн, которую я собрал на поле Родена. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (1861-1929) французский скульптор. Бурдель работает как одержимый.
В следующем году работа Бурделя «Первая победа Ганнибала» была приобретена и передана в музей Монтобана. Художественный музей Эмиля Антуана Бурделя (Muse Bourdelle), находящийся в 15 округе Парижа, был открыт еще в 1949 году, через 29 лет после смерти знаменитого французского скульптора-монументалиста. Э. а. бурдель. К созданию героических образов Бурдель умел больше, чем Огюст Роден. Стреляющий Геракл Бурделя — олицетворение стихийной, первобытной, но уже целеустремлённой силы: могучая и вместе с тем стройная фигура героя-атлета напряжена, как тетива натянутого лука, как гигантская стальная пружина».
В этот же период Бурдель занимается декоративным оформлением зданий. Целое десятилетие Бурдель преимущественно отдаёт работе над монументом Альвеара. «бурдель преодолел преграды на пути к известности, особенно трудные для художника независимого и гордого, который никогда не поступается своими идеалами в угоду моде или Академии». Особое место в творчестве Бурделя занимает так называемый «героический портрет», моделями для которого скульптору служили личности сильные и возвышенные: Бетховен, Рембрандт, Франс и другие. После смерти мастера разобрала архив и создала музей Бурделя на Монпарнасе жена художника, Клеопатра Севастос, гречанка по происхождению.
Но главная борьба за стремительный порыв в искусстве еще впереди, хотя имя Бурделя уже становится известным в художественных кругах. Работая в мастерской Родена, Бурдель делал и собственные сочинения. Оба эти произведения, созданные в духе русской реалистической школы, в то же время воплощают лучшие традиции Бурделя. Бурдель — крупнейший французский скульптор-монументалист первой трети двадцатого века, которому было свойственно стремление к героически-возвышенным образам, ярким и самобытным характерам.
Собственная нота Бурделя, пожалуй, впервые явственно слышится в памятнике поэту Леону Клоделю, воздвигнутом Бурделем на родине в Монтобане в 1894 году. Э. а. бурдель. Музей Бурделя.
Ближе к провинциального французского искусства Бурдель перенес в свои скульптуры страсть, монументальность и неровную, незаглажену, шершавую поверхность провинциальных произведений. Музей Бурделя. В 1900-1914 годах Эмиль Бурдель работал в самых разных жанрах. В мастерскую Родена вступили парижские сумерки, когда внезапно распахнулась дверь и в студию вошел Антуан Бурдель. Бурдель побледнел и взволнованно шептал: «Наконец-то, наконец».
Энергия, заключенная в скульптурах Бурделя, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Да, Бурдель, пожалуй, проник до глубины в великую суть Родена — в его сокровенную принадлежность природе — Земле. Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена.
В годы Первой мировой войны Эмиль Бурдель создал бронзовую статую Победы, которую задумал как памятник павшим на фронте депутатам Национального собрания (1916) и продолжает работать над начатым еще в 1912 году Памятником генералу Альвеару для Аргентины (открыт в 1925 г. ). С 1894 года произведения Бурделя начинают появляться на выставках. Глубокий след в творчестве Бурделя оставила работа с Роденом. Э. а. бурдель.
Бурдель, как никто, был близок Родену. Недолго проучившись в Школе изящных искусств, он поступает в мастерскую Фальгнера, но задыхается в атмосфере салонного благополучия: Бурдель не переносил академический лоск и казённость учёбы. Он поносил Родена и Бурделя, объяснял упадок современной скульптуры тем, что нет достойных сюжетов, а главное, что нет достойного материала. Вся тайна экспрессии и могущества искусства Бурделя — в чувстве гармонии, великолепном знании и безмерном труде.
Немало Бурдель создал и произведений, воскрешающих мотивы античной пластики: Маленький фавн-пастух, Афина Паллада, Сафо с лирой, Пенелопа. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 году, на которой были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических работ. Бурдель интуитивно повторил в пластике это ощущение Гайдна. Нравы новых друзей Бурделя из среды монпарнасской богемы не всегда влекли молодого художника по путям праведным. Э. а. бурдель.
В то время, когда официальная пропаганда культивировала ура-патриотизм, Эмиль Бурдель в своей Победе подчеркивал прежде всего чувство опасности, которое испытывал и сам, сознательно оставшись работать в обстреливаемом Париже. Мы ничтожно малы перед силами мира, - писал Бурдель, - и все же. Бурдель приехал в Париж в 1884 году.
Э. а. бурдель. В 20-е годы Эмиль Бурдель приобрел мировую славу.
Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. Выразительна и фигура самого Альвеара.
Роден», бронза, 1909 «А. 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека»: Л. ван Бетховен (бронза, 1887–1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Мои руки опухли от сырой глины.
Французский скульптор, художник, график.
В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Каждая из этих аллегорий не только прекрасно вписывается в общий архитектурный ансамбль, но и выразительна, содержательна сама по себе. Произведения Б. конца 1880-х – начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра.
Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. Произведения Б. конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет».
Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». Это уже нечто большее, чем ученик.
Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. Французский скульптор, художник, график. Посетил Италию, Грецию, Чехию. Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ).
Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». – Превозмогая боль, я начал лепить. Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей.
Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. Франс», бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. Композиция Геракла при всей её динамичности очень компактна и лаконична.
Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Начало 1910-х гг. Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Креллер-Мюллер).
В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. Произведения Бурдель Эмиль Антуан конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения.
Бурдель Эмиль Антуан работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже. Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). Мухина, И. Д. На свет появился удивительный документ — свидетельство братской солидарности художников — «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции.
Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925). Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции.
В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Чтобы передать пафос, духовное и физич.
«Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем — в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Там он обучался в мастерской Фальгиера. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. Я работал с ним девять лет. Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции.
Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909-29). Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.
Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент — «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Работа была удостоена почетного упоминания. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров.
Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов. Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства. В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера.
Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Величественный и импозантный памятник представляет собой грандиозное сооружение из розового гранита и бронзы высотой около 20 м. На высоком постаменте возвышается конная статуя, а по углам цоколя размещены четыре аллегории — Сила, Победа, Свобода и Красноречие. Придавал символико-аллегорич. Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции.
Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913–23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) — работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). музей совр.
Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», — говорил Эмиль Бурдель. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия.
Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, — это всегда она», — писал скульптор. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж).
Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия. Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. Единственный его недостаток — стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. В творчестве Б., близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантич. Роден, бронза, 1909 А. Франс, бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915-23), в установленных в Париже статуе Франция (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909-29) стремился выразить гражданские идеи. Роден», бронза, 1909 «А. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев — 1 октября 1929 г. умер.
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. В процессе работы над ним скульптор выполнил сорок девять этюдов, но, к сожалению, должен был остановиться из-за острого приступа ревматизма.
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Высота аллегорий равнялась 370 см. Франс», бронза, 1919) Бурдель Эмиль Антуан выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена., Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile-Antoine) 1861, Монтобан — 1929, Париж.
Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования.
С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. С тринадцати лет Эмиль Антуан начал помогать своему отцу в мастерской, вырезая небольшие фигурки для украшения мебели. К. М. Преподавал в Париже в студии «Ла Гранд-Шомьер» (1909–1929), ученики Б. – А. Джакометти, В. И. Третий аспект наиболее глубок и сложен.
скульптор приобрел мировую известность. Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). В портретах (О.
М., 1935). На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году.
В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Там он обучался в мастерской Фальгиера. Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства. В портретах («О.
Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Мастер выполнил более сорока портретов Бетховена, увлечение которым зародилось еще в юности.
В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией.
скульптор. Среди последователей Б. – А. Августинчич, Е. В.
В портретах («О. напряжение своих героев, Б. смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Нац. Мои руки опухли от сырой глины. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее».
В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ).
появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Роден», бронза, 1909 «А. — Превозмогая боль, я начал лепить. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации.
Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер. Позже Эмиль Бурдель сказал:. Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. Бурдель.
Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908). По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог».
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Меня удерживало только одно — искусство. В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила.
Его общая высота составляла 20 метров. Эмиль Антуан поступает в Школу изящных искусств в Париже, в мастерскую скульптора А. Фальгиера. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Ее руки, сложенные на груди, словно ограда, — выраженный пластикой символ затворничества и ожидания. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек.
Начало 1910-х гг. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Этим признанием он очень дорожил.
Она была моим главным источником. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О.
Этим признанием он очень дорожил. Я работал с ним девять лет. В портретах («О.
В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. Шадр.
Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан– 1. 10. 1929, Ле-Везине), франц. После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств.
После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка — одном из наилучших творений мастера. Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года.
Произведения Б. конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. Бурдель же привержен классике, утверждению вечных этических идеалов, его произведения отличает ясность композиции, четкость силуэта, подчеркнутая архитектоника: у хорошего скульптора в кончиках пальцев должны быть все законы математики знание геометрии — писал мастер.
Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). «У современной скульптуры, — писала Вера Мухина, — два ствола, дающие соки своим более молодым ответвлениям, — Бурдель и Майоль, два полюса по темпераменту, пластической форме: один — пафос огня, другой — дышащее спокойствием море. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую.
Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). влияние на дальнейшее развитие скульптуры, став одним из предшественников монументального иск-ва Германии и СССР 1930–40-хгг. Работа была удостоена почетного упоминания. Такие случаи доводили меня до отчаяния еще немного и я покончил бы с собой. На литье из бронзы всех фигур потратили три года.
В отдельных произведениях Б. 20-х гг. В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция).
«Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски. Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. Отлично вылеплен конь.
Как и в монументах, в многочисл. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования.
Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель Эмиль Антуан творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Бурдель Эмиль Антуан отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). иск-ва, Париж). Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане.
Творческое наследие Бурделя включает в себя не только произведения скульптуры, но и около 100 картин, более 6000 рисунков и большое количество рукописей. Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. Начавшийся в 1912 году произведение было закончено лишь 14 лет спустя и торжественно открыт в октябре 1926 года. музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др. «Чтобы сделать портрет гения, — говорил скульптор, — надо сначала четко представить себе форму его сущности».
Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». Во второй половине 80-х гг. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу.
Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). «Я чувствовал, что буду потерян для скульптуры, если буду продолжать в том же духе, — вспоминал художник о том нелегком времени. Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель.
Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Пенелопа, 1909-12, Сафо, 1924-25, – все бронза). Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). В отдельных произведениях Бурдель Эмиль Антуан 20-х гг. Жизнь — моя единственная школа.
До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади. Эта необычная скульптура, олицетворяющая собой человеческую силу и мощь перед лицом природы, сделала своего создателя по-настоящему знаменитым. Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм.
Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески.
Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910–1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Она была моим главным источником. Я лепил его со своего соседа — рыжего и худого итальянца. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», — сказал он педагогу на прощанье.
В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа».
скульптор приобрел мировую известность. Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой — новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», — говорил скульптор об «Аполлоне». За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. Эта конкретность в решении образа сочетается с декоративно трактованными деталями, что помогло скульптору объединить фигуру в единое целое с общим ансамблем.
Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. Форма Бур деля не проста и не плавна она вся комками, глыбами. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия.
Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. Творчество Бурдель Эмиль Антуан, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в., Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile-Antoine) 1861, Монтобан — 1929, Париж. Скульптор был полон множества новых замыслов, грандиозных проектов, но им не суждено было осуществиться. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др.
(ок. Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). В 20-е гг.
Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство). Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ. В 20-е гг. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор. Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года. Франс», бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи.
«Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Во второй половине 80-х гг. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Предмет для него только предлог, повод для творчества.
Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. символом возвращения в искусство образа естественного человека. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б.
Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).
«Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорил Бурдель. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть — настоящую «Бетховениану». Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Крупнейший ваятель рубежа 19–20вв., Б. оказал значит. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац.
Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния».
Я готов был даже на подвиги. В 1928 г. на крупнейшей прижизненной выставке Бурделя в Брюсселе были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических произведений. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи.
Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893-1908). Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения.
Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919).
Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Первые уроки Бурдель получил в Монтобане у своего отца столяра-краснодеревщика, затем он изучал скульптуру в тулузской Школе изящных искусств. характер монументальным произведениям (памятник ген. Участник выставок парижского Салона с 1884. Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», — писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац. Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Если бы в те годы Бурдель не получал заказы от частных лиц и других государств, его творческое монументальное наследие было бы несоизмеримо меньше. тенденции. Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., — «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений.
В 1925 году – бронзовую статую Франция. Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. и неоклассич.
Причину упадка он видел в распаде синтеза искусств: скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву. Терновец. Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929).
«Аполлон» был для меня отдыхом. Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). Жизнь – моя единственная школа.
В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Учился в Тулузе (1876–84), в парижской Школеизящных искусств у А. Фальгьера (1884–86) в 1886–90 пользовался советами Ж. Далу, в 1893–1908 работал ассистентом в мастерской О. Родена. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор.
«Аполлон» был для меня отдыхом.