Интересным фактом служит то, что роспись потолка Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» производилась дважды. Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» создавалась великим итальянским художником в течение 4 лет.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. На нем одежда Христа, Крест, орудия Страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава). Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII.
Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Всякого рода чувства, страсти, движения мысли, надежда, отчаяние, зависть, бессильный гнев, ужас, боль и нравственное падение находят свое место рядом с умилением, радостью и восхищением. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале.
Икона – на ум и интуицию. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Оранжевый цвет – благодать Божию, преодолевающую материальность. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль23. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
Лиловый цвет – завершение. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
По ним можно изучать анатомию. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. Чезена остался в аду.
В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля). Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства.
Аретино стал его врагом. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и.
Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Около весов ангелы борются с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши (или нескольких юношей). Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства. Искусствовед В. Н.
Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других. Его звали Пьетро Аретино. В центре под Христом изображен престол уготованный (алтарь). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. В 1534 г. папа Климентий VII поручил Микеланджело написать «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21.
Пространство перестает быть препятствием. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине. Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Свет исходит от ликов и фигур из глубины их, как символ святости.
Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену. Это означало, что он обвинял художника в ереси. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано».
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Еще ниже бывают изображены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией» и здесь же, неподалеку, весы -- то есть «мера дел человеческих». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. В данном реферате была рассмотрена фреска Микеланджело «Страшный суд» в сравнении с иконой «Страшный суд» (1580-е гг).
В иконе говорят не цвета, а созвучия цветов. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Здесь и толпы грешников, в неистовом сплетении тел влекомых в подземелья ада и возносящиеся к небу ликующие праведники и сонмы ангелов и архангелов и Харон, перевозчик душ через подземную реку и Христос, вершащий свой праведный суд и прижавшаяся к нему дева Мария. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Художники пытаются через мимитическое искусство, т. е. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Таким материалом стало золото как металл, не подверженный коррозии. Но Микеланджело не написал ему. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
Впоследствии он перебрался в Болонью, а затем в Рим, где создал скульптурную группу «Оплакивание Христа» и во Флоренцию, где изваял своего «Давида». Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа.
Золото на иконах – антитеза функции золота как символа земного богатства.
Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.
Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных. Искусствовед В. Н. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Икона – на ум и интуицию.
Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
Из одних и тех же звуков создаются не похожие друг на друга мелодии: так в меняющихся композициях цвета могут иметь различное символическое значение и эмоциональное воздействие. (О языке православной иконы). Свободолюбивый дух был более не в чести. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Фигуры исполнены с изумительным знанием пропорций человеческого тела и законов гармонии. В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».
Пространство перестает быть препятствием. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. Одним движением забирает он грешные души. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота.
Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть. Каждое лицо имеет свою неповторимую индивидуальность и психологическую характеристику. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена.
Грешники должны будут идти в «муку вечную». Он стал требовать, чтобы Микеланджело ее уничтожил, он надменно требовал ответа на свои письма. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Под Христом – грешники, которым сулит ад. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. Картина отражает настроение икона – состояние личности. В иконе фигуры неподвижны, они как бы застыли. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве).
Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы Христос среди учеников возвышается над ними и т. д. Картину можно рассматривать аналитически. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В иконе много символичных образов (ладонь с младенцем – «праведные души в руке Божией» и здесь же, весы -- то есть «мера дел человеческих»). Икона – это богословская книга, написанная кистью и красками. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
«Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». В центре сидит полуобнаженная женщина -- её олицетворение. Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Воскрешение мертвых совершается в долине Иосафата, как повествует талмудическое предание. Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба21. И он люто возненавидел художника.
Возможно. Но это не холод смерти здесь подчеркивается внутренняя жизнь, внутренняя динамика. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Но в то же время в иконе используются менее яркие цвета, нежели во фреске Микеланджело. Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Стальной цвет – человеческие силы и энергии, в которых есть нечто холодное. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело14.
Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. На реализацию грандиозного замысла ушли годы (с 1536 по 1541), причем Микеланджело — к тому времени уже шестидесятилетний — был вынужден подолгу работать на лесах в неудобной позе при скудном свете свечей. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Янтарный цвет – гармонию, согласие, дружбу.
Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Икона похожа на внутренний план и чертеж событий. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
Есть ли они у философов. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Для западных, католических священных изображений и картин, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого.
Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.
Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем : «Когда же прийдёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов- на левую». Им предстоит быть судимыми, согласно их делам милосердия, которые они выполняли в своей земной жизни. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Не отказывается он от участия и в самой войне. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
(Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю. ) Серый цвет – мертвенность (скалы изображены на иконе серым цветом, четкими условными линиями). Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия.
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. А мученики. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Грешники должны будут идти в «муку вечную».
Землю окружают круглое море, где плавают рыбы, выплевывающие мертвых. Образ взят из античной мифологии. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. В то же время религиозное значение этой картины равно нулю. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов — всего 53 персонажа. Величины в иконах носят не пространственный, а аксиологический характер, выражая степень достоинства.
Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. были незнакомы с анатомическим атласом. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Оба изображения выполнены в обратной перспективе. Справа от Христа -- праведники, слева -- грешники.
Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.
Но не Микеланджело. Бывают ли помощники у поэтов. «Видение Даниила» -- это четверо животных (в кругу) и «Земля, отдающая своих мертвецов»: темный круг, обычно неправильной формы.
Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Над ними Бог. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
Иногда изображают группы людей, обращающиеся к Судии с евангельскими словами «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее. Фреска поражает монументальностью и размахом. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Особенно придирчиво Микеланджело выбирал синюю краску ультрамарин.
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Не отказывается он от участия и в самой войне. В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции. 1514—1519). Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись.
Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. Он знал: времена менялись. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Некоторые блаженные из числа воскресших устремляются наверх, вовлечённые в общее мощное вращательное движение. Икона прекрасна тогда, когда она зовет человека к молитве, когда душа ощущает динамичное поле энергий и сил излучаемых через икону из Царства вечного света. Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро.
Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей -- «воскресшие из мертвых», звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Золотые нимбы святых. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Цвета в иконе не могут рассматриваться локально, вот таким образом мы говорим о характере цвета очень условно, пытаясь выявить лишь общие тенденции. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески. Картина имеет границы, рамки сюжета икона – включает в безграничное. «Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Золотые блестки на их ризах – ассисты или инакопь – знак причастности к Божеству по благодати) зеленый – жизнь синий – тайну красный – жертвенность (жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства) голубой – чистоту.
Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера. Кроме того, решение писать именно в технике фрески, т. е. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Но этого ему показалось мало. В так называемой религиозной живописи эпохи Возрождения заключена методологическая ошибка.
Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую». Отсутствие внешнего источника света.