Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор.
На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Интерьер сакристии и купол утратили тяжесть и монументальную статичность, столь характерные для купольных построек раннего Средневековья. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Что произошло, неизвестно известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим единственным наследником. Двухэтажный фасад и выходящая на площадь 9 арками лоджия уже полностью отрицает готическое стремление ввысь. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. В цлому ж вона лягла в основу всього кватрочентистского мистецтва.
Действительно, если бы ее можно было возвести на круге, тогда достаточно было бы применить способ, который употребляли римляне при постройке купола Пантеона в Риме, так называемой Ротонды, но здесь приходится считаться с восемью гранями и вводить каменные связи и зубья, что будет делом весьма трудным. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Родился в семье флорентийского нотариуса игравшего видную роль в жизни города: по поручению республики он выполнял ряд дипломатический поручений. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
У нього всляко пдкреслений драматизм ситуац: Авраам схопив свого до смерт переляканого сина за горло, вн уже всадив в його тло ножа лише владна рука ангела утриму його вд вбивства. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием).
2 и 9). Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Внутри здание сильно перестроено.
Капелла была заказана семейством Пацци. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками.
Из Флоренции он уехал в Неаполь.
Якова в собор в Пстой. традицйно йде пд мям Альберти149. Звичайно, непрямим чином Флппо повинен був при цьому враховувати пропорц зображеного будвл, але в його експеримент не це було головним. Брунеллески ставить соб завданням передати бблйний сюжет як цлком реальну ситуацю.
Она была разрешена только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично сочетались архитектор инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. Это — флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру — «часть жизни» — с самой жизнью города. 13).
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем.
Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия.
И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть. С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Мало того, более глубокий анализ показывает, что Брунеллеско не воспринял и основных композиционных принципов римского искусства.
10). Вернулся из Рима и Филиппо. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Тим, хто змагаться давався пвторарчний термн для виконання рельфу з зображенням «Жертвопринесення Авраама» та зазначалося, що композиця повинна бути вписана в квадрифолий тако ж форми, як на бронзових дверях Андреа Пзано.
Головна ж причина полягала не в цьому. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад.
Здание приписывают также Альберти. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Брунеллески завжди всюди залишався самим собою.
В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Не те у Брунеллески. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
У листопад цього ж року вн консульту будвельну комсю Санта Маря дель Фьоре (флорентйського собору). В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров. Пропорции здания, его членения и формы определяются системой классического ордера, что составляет наиболее примечательную особенность этой постройки, представляющей самый ранний пример использования ордера в композиции городского палаццо Возрождения.
Будучи людиною заможним (вн залишив чималу спадщину свому прийомному синов Андреа Кавалькант)141, Брунеллески тим не менш вв скромний спосб життя, охоче допомагав бдним друзям. Это имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время служить надежным контрфорсом, воспринимающим распор парусных сводов боковых нефов. Гдна згадки одна примтна деталь: у жовтн 1367 року батько Брунеллески брав участь у затвердженн остаточного проекту купола флорентйського собору, для чого були скликан менит громадяни города128. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город.
Воно менш ритмчно, в ньому спостергаться розднансть окремих мотивв. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Приписуване Брунеллески деревяне «Розпяття» в Санта Маря Новелла146, яке зазвичай вдносять до часу близько 1410 року у звязку з яким Вазар склав свй легендарний розповдь про конкуренцю з Донателло, да деально пднесений образ Христа. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции.
Frey. По-видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться.
Брунеллески не вдаться сплавити вс ц елементи в дине цле. В цлому образ, позбавлений яскраво ндивдуальност, близький до того, що створювали на пвноч вропи майстра «мякого стилю». в оцнц його творчо ндивдуальност в оцнц його художньо еволюц нколи не слд забувати про слова, сказан самим майстром: «якщо б мен довелося виконати сотню моделей церков чи нших будвель, я зробив би х все про ci рзномантними рзними»139.
За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Что он тогда будет делать. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
В 1398 году Брунеллески вступил в «Арте делла сета» и стал золотых дел мастером. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную.
А что если Филиппо долго проболеет. И не только во Флоренции.
Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Так за першо трансформацю послдувала друга.
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа.
14). 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Заключение не заставило Брунеллески покориться и вскоре цех вынужден был уступить: Филиппо освободили по настоянию музея Опера дель Дуомо, поскольку без него не могли продолжаться строительные работы.
Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения сочеталось с характерным для готической архитектуры стрельчатым очертанием свода, также способствующим уменьшению распора. 8). Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Творческие дерзания Филиппо Брунеллески легли в основу величайших достижений итальянского зодчества этой эпохи.
Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. 15, 17). Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио.
так що точка сходження лнй розташовувалася по центральнй ос. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Модель приюта исполненная рукой Филиппо, простояла много лет в здании шелкового цеха, что у ворот Санта Мариа, так как с ней очень считались для той части здания приюта, которая оставалась неоконченной ныне модель эта пропала.
Однако историко-художественное значение купола и прогрессивные черты его архитектурного образа выходят далеко за пределы инженерно-технических задач. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. Боковые крылья и двор пристроены позднее.
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция).
безсумнвно, були розроблен Брунеллески. Он ездил в качестве консультанта в Феррару, Римини, Мантую, проводил экспертизу мрамора в Карраре. 5). Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Це час особливо активно архтектурно дяльност майстра (початок роботи над куполом, роботи над проектами Спедале дель нночент, сакрист церкви Сан Лоренцо, палацо д парте Гвельфв).
Коли вн вперше побачив деревяне «Розпяття» Донателло, то вдразу ж кинув коротку фразу: «Селянин на хрест». Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова «вступить в бой, не боясь риска». Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Це була перша графчна фксаця взамини розмрв в залежност вд вддалення обктв вд глядача. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Л. Ольшки прямо пише: «Брунеллески був знайомий з теоретично оптикою псевдо-Евклда, Гппарха Витело, так як теоретичн передумови його нововведень – перш все, припущення про конус променв – мстилися в творах цих авторв»150. 15, 16). Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. реформа Брунеллески йшла цьому назустрч.
В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти).
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Першими зробили з не далекосяжн висновки Донателло Мазаччо, а потм також Гберт Анджелко. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. последователями Брунеллеско). Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Фгура струнка, з тонкими кнцвками, без рзкого вигину, без напруги.
В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Приют является национальным центром детства и юности. по уставу монахи не могли общаться с миром.
Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Входы в здание расположены по главной оси двора.
Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. Коли йому показали невдалу модель лхтаря купола, виконану конкурировавшим з ним Манетти, вн сказав: «Примусьте його зробити ншу, вн зробить мою». Для венецанцв купол був не тльки символом мста комунальних вольностей, але й «осяяв собою вс тосканськ народи», тобто був символом вс флорентйсько республки. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти.
4oo) з дйшли до нас творв Брунеллески – виконан ще за час перебування його в ювелрнй майстерн дв пвпостат пророкв (в квадрифолиях) дв фгури отцв церкви (Амвросй Августин)143. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399).
Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из «палат» – дель Пополо или дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Конечно, уже не от них зависело, что Филиппо не разбил модели, не сжег рисунки и меньше чем в полчаса не уничтожил всю ту работу, которую он вел в течение стольких лет. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ).
При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность выйти замуж или уйти в монастырь. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.
М., 1937, т. II, стр. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
Маленького зросту, непоказний на вигляд, вн був згустком енерг. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Его творческий путь начался с поражения: в 1401 году он вместе с самыми выдающимися мастерами Европы участвовал в городском конкурсе на создание лучшего бронзового рельефа для ворот баптистерия Сан-Джованни, древнего и почитаемого флорентийского храма, стоящего перед кафедральным собором. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Одним з перше Брунеллески зобразив фгуру Христа совершенно голою, без плата на стегнах.
В його рельф ще багато чого збергаться вд позднеготической захопленост лню (bel canto), але в цлому вн вигляда краще рельфу Брунеллески тому, що його композиця бльш цлсною органчнше поднуться з примхливою примхливою формою обрамлення. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти.
Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Когда же по приезде его собралось правление попечителей собора Санта Мариа дель Фьоре с консулами шерстяного цеха, они сообщили Филиппо все затруднения – от малого до великого, – которые чинили мастера, присутствовавшие тут же вместе с ними на этом собрании.
Круглые окна позднейшего происхождения. одню з таких завдань була науково обрунтована перспектива з дино точкою сходження лнй. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. якщо перебування в Рим мж 1432 1434 роками могло дати мпульси для нових ршень (наприклад, бльш пластична трактування стни), то це не привело до радикальних зрушень. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. У 1429 роц вн бере участь у колективну клятву врност республц, зобовязуючись – в числ нших громадян – «усунути несправедливсть, скинути будь-яку ненависть, повнстю вдйти фракцй партй, дбаючи лише про благо, чест велич республки, забути про всх огорчениях, випробуваних за донин, через партйних або фракцйних пристрастей, або по якомусь ншому приводу»137. 7).
С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Розумючи силу свого нтелекту, вн тим не менш нколи цим не хвалився.
Крупные фортификационные работы велись в Пистойе, Лукке, Пизе, Ливорно, Римини, Сиене и в окрестностях этих городов. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
т. I, с. 225-226). Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). В здании сохранено ясное чувство пропорции. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Вот таким образом отнюдь не следует морщить нос при встрече с особами, не обладающими на вид тем непосредственным обаянием и той привлекательностью, каковыми природа должна была бы при появлении его на свет наделить всякого, кто в чем-либо проявляет свою доблесть ибо нет сомнения в том, что под комьями земли кроются золотоносные жилы. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя – защитной. У поданн пзнших поколнь талйських письменникв суттв зрушення у мистецтв раннього XV столття були викликан тим, що художники почали працювати в античнй манер» (переднй antica). При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора).
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. 6). Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант.
Он расположен на покатой площади Питти. Бла штукатуренная стна членування з pietra serena (мсцевий камнь благородного срого кольору) – ось т два основних матералу, до яких особливо любив вдаватися мастер127. Небо Флппо вкрила срблом, яке вн ретельно вдполрував, щоб у ньому вдбивалися «повтря хмари».
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Ця «varieta». С. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Недарма йому надавалося таке виняткове значення.
Сам фасад никогда не был окончен— неудача заговора Пацци против Медичи решила в 1478 году его участь. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. 8). Манетти оплакував цей процес, Вазар прийняв його беззастережно.
Этой изобретательной новой технике попеременной кладки горизонтальных и вертикальных рядов кирпича «в елку» суждено было стать характерной чертой всех соборов, возведенных Брунеллески, — как больших, так и малых. як художник як людина Брунеллески мав великий цлснстю. Це той фон, на якому виступа могутня фгура Флппо Брунеллески (i 377-1446)124, стояв у самй гущ суспльного життя Флоренц швидко виявився загальновизнаним лдером нового напрямку. И все это, чтобы его ублажить.
Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Филиппо уже довел купол в обоих сводах до высоты в двенадцать локтей, а там уже должны были быть наложены каменные и деревянные связи и, так как это было дело трудное, он решил поговорить об этом с Лоренцо, чтобы испытать, отдает ли себе тот отчет в этих трудностях. прийшов вн до цього як архтектор. Его создания говорят о той же упругой силе, сочетающейся с нежностью, о тех же безграничных, неиспользованных возможностях, которые флорентийские художники XV века воплощали в юношеских образах Георгиев, Давидов и Себастьянов.
т. 2, с. Ю7-ю8, 120-121, 123-127)125. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка.
Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). Перш (i399-.
Оно было подобно огромному кратеру и никто не знал, как решить эту задачу. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы.
Законотворчество в режиме онлайн. Дж. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности.
Стар джерела вдзначають, що Флппо отримав гарну освту. Франкль). Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета).
Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. А что если не будет Филиппо. Действительно, пока он был в Риме, вспомнили о его работах и его проницательнейшем уме, обнаружившем в его рассуждениях ту твердость и ту смелость, которых были лишены другие мастера, упавшие духом вместе с каменщиками, обессилевшие и уже больше не надеявшиеся найти способ возведения купола и сруба, достаточно крепкого, чтобы выдержать остов и вес столь огромной постройки.
Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Он успел отлично обработать и подвезти почти что все мраморные части, которые предназначались для фонаря и на которые, глядя, как их подвозили, дивился народ: как это возможно, что он надумал нагрузить свод такой тяжестью. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной».
Он должен был строиться на деньги, оставленные по обету завещанием знаменитого кондотьера Пиппо Спано.
Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески).
Звичайно, в нескнченних суперечках навколо проектв технчного здйснення купола був вдтнок вдомо безладност, свого роду «анархзм». Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Коли його попросили назвати найкраще з дянь Гберт, вн вдповв: «Продаж Леприано» (це був маток Гберт, яке той незадовго до цього продав за камянистого грунту)140.
Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре.
Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза.
Судьба пошла навстречу этому желанию ибо как раз в то время Бартоломео Барбадори захотел построить капеллу в церкви Феличита и сговорился с Филиппо, который за это время и без лесов построил купол для капеллы, находящейся при входе в церковь направо, там, где сосуд для святой воды исполненный им же точно так же в это время он построил еще одну капеллу – со сводами для Стиатты Ридольфи в церкви Санто Якопо, что на Арно, рядом с капеллой большого алтаря. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.
фахвцв. Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании.
Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером.
У юнаков, вынимающем з ноги скалку, даться парафраза на вдому античну статую, поривчасто руху Авраама в мотив питущого мула вдчуваються вдгомони рельфв пзансько кафедри Джованн Пза-но145, в трактуванн одягу (особливо Авраама) дуже багато вд «мякого стилю» нтернацонально готики. Легкость и прозрачность лоджии, ее изящество были бы немыслимы без конструктивного новаторства, проявившегося здесь. Восходящие к византийским образцам средневековые купольные постройки Италии не могли подсказать нужного решения, так как были значительно меньших размеров и имели иное устройство. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св.
Это была эпоха великих флорентийских «правителей-гуманистов», таких, как Колуччо Салютати, Леонардо Бруни и Поссио Браччолини, чьи имена вошли в историю итальянской литературы. — храме Минервы Медики). В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям.
С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью— избегнуто все давящее, все разъединяющее. Проект церкви Сан Лоренцо, выполненный Брунеллеско почти одновременно с проектом сакристии, позже им перерабатывался.
Стар автори вагалися щодо знання античними художниками перспективи. И вот после того, как Филиппо продал маленькое имение, которым он владел в Сеттиньяно, оба они покинули Флоренцию и отправились в Рим.
В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Посему, оповестив об этом замысле всех находившихся в то время в Тоскане скульпторов, за ними послали и назначили им содержание и год времени на исполнение, каждому по одной истории в числе их были призваны Филиппо и Донато, которые каждый порознь должны были сделать одну историю в соревновании с Лоренцо Гиберти, а также Якопо делла Фонте, Симоне да Колле, Франческо ди Вальдамбрина и Никколо дАреццо. Манетти це допускав, Альберт та Фларета це отрицали151.
Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Зробив вн у ц ранн роки подорож в Рим для вивчення антично архтектури, «музичних пропорцй» технчних прийомв – залишаться спрним. Вона принесла у посаг свому чоловков будинок, який пзнше перейшов по спадок до Флппо в якому вн прожив все життя (на роз пьяцца дель Альи).
Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Вн явно захоплються витонченим бгом прямих вигнутих лнй складок, ще одягу слабо виявляють обм тла, волосся пддан сильно лнйно стилзац, тендтн кнцвки з довгими витонченими пальцями багато в чому нагадують стату далле Массенье Ламберт.
Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Показово, що переважали майстра, тяжли до готиц.
Будущие исследования покажут, насколько этот характер проникает во все поры художественных организмов, созданных им, будь то, например, профилировка или гармонический строй. Людям Вдродження подобався ясний, впорядкований свт, створений великим зодчим, м подобалося ясне, упорядкований простр, вдтворене на площин скульпторами живописцями. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско».
Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. рис. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Они непрестанно измеряли и рисовали, чуть ли не забывая о еде и сне, зато, возвратившись во Флоренцию, Брунеллески ощутил в себе достаточно знаний для выполнения задачи, которую он поставил себе еще в юности: для перекрытия кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре.
26).
Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг.
Зиновия.
В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1421—1428).
Крупный деятель культуры Возрождения. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Вдлит з србла, вони призначалися для прикраси ввтаря св. Нет, этот реализм и универсализм были той питательной почвой, на которой выросло и созрело его новаторство. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния.
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). У всякому раз, м було ясно, що античн майстри в тй чи ншй форм користувалися перспективою (пор.
Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции). Недарма Альберт писав у 1436 роц в передмов до свох «Трьом книгам про живопис»: «.
Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип «открытого плана», который включает в себя такие элементы окружения, как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями. Цим Брунеллески був близький багатьом з його сучасникв.
Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». На метафорический язык ордерной декорации переводится порядок тектонических отношений, который в системе Брунеллески представляет самостоятельную ценность.
Будувалися в основному госптал, а будвель для цехв, влл палаццо зводилося мало126. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Найдавнший з дйшли до нас споруд Брунеллески (капела Барбадор у флорентйськй церкв Санта Фелчта) датуться близько 1420 року. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Його дружина належала до знатного роду Spini. У напис «вдячне втчизна» прославляв зодчого Флппо як за «дивовижний купол», «так за багато споруди, винайден його божественним генм». Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Але зате йому вдаться зберегти бльшу нж у Гберт виразнсть за кожним окремо взятим мотивом.
В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Тод в дзеркал вн бачив вдображення картини, але повернене в ншу сторону. Идея была принципиально новой, но и осуществимой. Франкль). Активна архтектурна дяльнсть Брунеллески починаться з кнця другого десятилття XV столття.
В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». А так как у него уже были сделаны рисунки и модели, он тотчас же их показал когда же попечители и другие мастера их увидели, они поняли, в какую впали ошибку, покровительствуя Лоренцо и, желая загладить эту ошибку и показать, что они понимают хорошее, они сделали Филиппо пожизненным распорядителем и главой всей этой постройки и постановили, чтобы ничего в этом деле не предпринималось иначе, как по его воле. прийшов вн до цього нового ршення не як художник, а як архтектор-практик.
Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано.
Тльки в одному вн був не владний – у забезпеченн свох будвель грошовими коштами, з-за чого х зведення розтягувалося на багато десятилть знаходило завершення вже довгий час псля смерт майстра (Сан Лоренцо, капела Пацц, Санто Спрто). К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Флппо прагнув тут до гармон, до т ж гармон, яка визначала лад його пропорцй в архтектур. В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора.
Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Мав багато друзв, але й немало ворогв, головним чином з-за свого гострого язика.
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Десять книг о зодчестве. З друго чверт XV столття вона стала надбанням всх тих, хто хотв здатний був засвоти. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Глядач повинен був взяти картину, повернену до нього задньою стороною, лву руку поглянути через дрочку на вднесене на деяку вдстань дзеркало, яке вн тримав у правй руц яке повинно було бути розмщено паралельно площин картини.
Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами.
Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно иногда несколько раз в год. З-за важких вон з Флппо Маря Всконт постйно не вистачало грошей, в будвництв, природно, мали мсце перебо, що поясню нам долю багатьох будвель Брунеллески, що залишилися незавершеними. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей.
Жарт полягала в те, що Манетто змусили поврити в чудесну трансформацю – вн бльше не Манетто, а Маттео (це був спльний знайомий вс компан). Конкурсна комся, що складалася з представникв одного з найбльш багатих цехв Калимала (купцв), забезпечувала тим, хто змагаться рчне утримання та оплату усх витрат по виготовленню рельфв. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Тем временем в душе Филиппо пробудилась мысль сделать модель, каковой до того времени еще ни одной не было сделано и вот, взявшись за это дело, он заказал ее некоему Бартоломео, столяру, жившему около Студио.
До дзеркала Брунеллески вдався для переврки сво перспективно конструкц на предмет симетр збги центрального променя (дзеркальне вдображення вдразу ж выявляло дефекти перспективного побудови). Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. После осмотра местности Брунеллески предложил проект.
Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. С другой стороны, Лоренцо, оказавшись побежденным и как бы посрамленным, был настолько облагодетельствован и поддержан своими друзьями, что продолжал получать жалование, доказав, что он не может быть уволен раньше чем через три года.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. знову був Гберт, який отримав замовлення. У точц сходження лнй Брунеллески зробив невеликий отвр конусоподбно форми. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»).
Якщо ранше в цьому нхто не сумнвався, приймаючи на вру свдоцтво бографа Брунеллески Антоно чи Туччио Манетти (1423-1497), то останнм часом вчен все бльше ставлять пд сумнв цю ранню римську поздку, не без пдстав вважаючи, що Брунеллески мав повну можливсть почерпнути вс потрбн йому античн мотиви з проторенессанс-них споруд Тосканы136. Оба эти свода должны круглиться один вдоль другого, пирамидально сокращаясь в своей толщине в одинаковых отношениях, вплоть до вышины глазка, замыкаемого фонарем. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. А где же Лоренцо.
в вдповдальн дипломатичн доручення, здив до Вдня, в Ломбардю, в Романью. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». У 1398 роц Брунеллески вступив в цех Сету, куди входили також ювелри (повноправним майстром цеху вн став лише в липн 1404 р. ).
Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Як будвельник купола вн весь час на виду у колективу республки, його архтектурн ршення технчн винаходи викликають здивування венецанцв, як розумли, що в його особ «людина комуни» ставив виршував зовсм нов завдання, перекликавшиеся з новими деалами «громадянського гуманзму». Во дворце Ручеллаи во Флоренции фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Первоначально здание имело только семь осей и три больших арочных входа в первом этаже, окна в заложенных боковых арках были сделаны позже. Почему он ничего не делает. в цьому принципова новизна його рельфу. Но каково же отношение Брунеллеско к античности, которая в представлении людей того времени была чем-то вроде волшебного зеркала, отвечавшего на все вопросы. Композицйне ршення Брунеллески набагато поступаться композиц у Гберт.
На это Филиппо ответил им словами, взволнованными как от притворной болезни, так и от его любви к своему делу: «Как. Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость.
Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Архитектор предлагал строить купол без традиционных деревянных опор. Итак, он сделал модель церкви, а также обители для братии в том виде, в каком они существуют поныне. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами.
Вн чудово погодив основн лн композиц (згнута постать Авраама, вигнута лня скел, нахилений мул) з параболами обрамлення, вдало роздлив з допомогою скел все поле зображення по дагонал, вмло ввв чудову фгуру юного саака, навяну зразками антично пластики. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Строителем этого дворца был флорентийский архитектор Лука Фанчелли, который выполнил для Филиппо много построек, а для Леон-Баттисты Альберти – по заказу Лодовико Гонзага, – главную капеллу флорентийского храма Аннунциаты. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Можливсть перспективного зображення будвл безсумнвно дозволила йому вддати соб замовнику бльш ясний звт в тому, як буде виглядати в кнцевому рахунку споруда. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
Будвництво мало суспльний характер, в чому можна не вбачати впливу «громадянського гуманзму». Духа статую кающейся св. Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Вн постйно викону вдповдальн доручення ради «Десяти бал», пдтриму тсний контакт з менитими громадянами мста, в першу чергу з представниками найбльших цехв, з 40-х рокв працю для Козмо Медч.
Когда же художники подняли шум, что и они также сумели бы сделать, Филиппо ответил, смеясь, что они и купол сумели бы построить, если бы увидели модель и рисунок. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. вони навно вважали, що Брунеллески вдродив стар добр традиц античност.