«путь на Голгофу» («Несение креста») (нидерл. De kruisdraging van Christus, нем. Die Kreuztragung Christi)— картина Питера Брейгеля Старшего.
Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Художественно-исторический музей. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя» «Избиение младенцев» «Обращение Савла» «Перепись в Вифлееме» «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник Питер Брейгель Старший подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Четыре фигуры переднего плана отделены от основного действия. На экране – природа Фландрии, в которой жил Брейгель, как её видел сам художник.
Подвыпившие, неуклюжие персонажи, населяющие живые сцены Брейгеля, прямая противоположность итальянскому идеалу утонченного совершенства. Дерево, масло. Это и «Девушка с жемчужной сережкой» и «Тайны ночного дозора». От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена).
Чтобы до зала дошла изобразительная мощь картины, которая вдохновила авторов киноленты, кадры сменяются неспешно, позволяя насладиться «ожившей» живописью. Однако эта демонстрация силы оказывается и «ахиллесовой пятой» фильма: ему не хватает динамики. он согнулся под тяжестью креста.
Географический размах оказался под стать смысловому содержанию картины Брейгеля. Ведь и полотна в галерее так долго не рассматривают. Возрождение. Для самого Маевски новая работа – продолжение уже начатого. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. В книге Гибсона, а потом и в фильме «Мельница и крест» отражены только некоторые из наиболее важных замыслов художника, еще больше предстоит отыскать зрителям самостоятельно.
В 2004 он снял картину по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха. Однако «Мельница и крест» – не просто рассказ или виртуозная экранизация картины, это отдельный образ, новый пересказ Евангельской истории. По обилию деталей, образов и героев «Путь на Голгофу» не уступает многим классическим романам. Брейгель не только помещает его в гущу толпы, но еще и рисует "ниже" всех, т. к. Фигура Христа словно теряется в огромном скоплении человеческих фигур: этот маньеристский прием воспроизводится и в «Обращении Савла» и в «Проповеди святого Иоанна Крестителя».
114 x 163 см. Доска, масло. «Мельница и крест» – это картина «Путь на Голгофу», персонажи которой ожили.
Актеры по типажу похожи на героев Эйзенштейна и «Страстей Жанны Дарк» Дрейера, а кадры выстроены в подражании картинам (нередко – портретами) шестнадцатого века. Картина «Путь на Голгофу» или «Несение креста».
Среди толпы не сразу различим Христос. Недаром поляк считает Брейгеля своим учителем. Питер Брейгель "Путь на Голгофу" 1564Картина «Путь на Голгофу» или «Несение креста».
Отчетливо прослеживается общий вектор движения толпы, направляющейся к месту казни. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
Вот таким образом в каждом интервью поляк повторяет, что без современных технологий ничего бы не вышло. Итак, в первый момент мы не фиксируем взглядом Христа, но видим рассеянные по широкой долине толпы людей. Высокий деревянный столб справа с колесом на вершине – орудие пыток. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Фигура Христа словно теряется в огромном скоплении человеческих фигур: этот маньеристский прием воспроизводится и в «Обращении Савла» и в «Проповеди святого Иоанна Крестителя». Нидерланды (Фландрия). 5.
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. В основу фильма «Мельница и крест» легла одноименная книга Майкла Гибсона, в которой тот проанализировал полотно голландского мастера.
Вена. Но так как рассмотрено не все – остается ощущение фрагментарности. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. В ролях заняты такие звезды, как Шарлотта Рэмплинг (она играет Марию) и Майкл Йорк, а самого Брейгеля играет Рутгер Хауэр. Но потом дал добро.
Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Маевски и Гибсон сделали высококлассный почти документальный фильм и в то же время – фантазию о судьбе десяти персонажей «Пути на Голгофу».
Каждый кадр – это наложение нескольких слоев, а небо и облака из «Пути на Голгофу» создатели фильма собирали по всему миру. Наиболее подходящими оказались небеса над Новой Зеландией. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. При мощной изобразительной стороне, «Мельница и крест» практически лишена связного повествования.