Перепись в Вифлееме— картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1566 году.
Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. В ранний период творчества он отдал дань увлечению романизмом. В Пушкинском музее можно увидеть, например, его широкоформатное полотно «Мелеагр и Аталанта». Фактически, «Перепись в Вифлееме» – это лишь повод для написания картины. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
«Оплакивание Христа» – гимн жертвующему собой человеку и попытка перевода церковной догмы на язык земных эмоций. В музее хранится очаровательный натюрморт его кисти, датированный 1618 годом. Цвет, в живописи мастера имеет символическое значение. Действие происходит у разгоревшегося алтаря в храме Весты. В других работах, художник скрыто сравнивает короля с Царем Иродом, фактически говоря о цикличности истории, о том, что Иисус, мессия живет в миру в любую эпоху и будет всегда, пока существуют люди, скованные тщетой бытия. Стоит отдельно сказать о колористике произведения. «Портрет Клары Серены Рубенс» (хрестоматийный портрет дочери, умершей в 12 лет) – одно из первых психологически точных изображений ребенка, не похожего на взрослого карлика-дегенерата.
Черным изображены мертвые деревья и окна домов, в которых читается пустота. Кончается короткий зимний день— красное солнце садится за ветвями дерева. Здесь изображена толпа, слегка позади которой, фактически теряясь, написаны Иосиф и Мария. Гостиница «Зеленый венок» окажется переполненной и святая чета будет ночевать в хлеву, где в студеную ночь родится Христос. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.
Из мифологического сюжета о рождении Рема и Ромула, близнецов – основателей Рима, художник выхватывает момент соблазнения прекрасной весталки Реи Сильвии напористым богом войны Марсом. В картине он отводит немалую роль натюрморту. Его «Кухарка» датирована 1559 годом, то есть написана за несколько лет до начала Нидерландской революции. 1560) изображена толпа на деревенской площади.
Люди изображенные здесь, противоположены написанным на втором плане. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». В Триумфе смерти (ок. Сочетание цветов образует систему, переходы от света к тени выглядят плавными и естественными избегают крайних, темных оттенков, за исключением тех объектов, в которых черный обоснован поэтикой. Над системой цветовых решений (что характерно для многих работ Брейгеля) надстроена общая, цветовая тональностью, словно светофильтр, приводит колористику к некому общему цветовому знаменателю.
Ван Дейк писал фламандских бюргеров и кичливых аристократов, работал при дворе английских королей Якова I и Карла I, эрцгерцогини Изабеллы в родном Антверпене, а в Генуе рисовал итальянских маркизов и кардиналов. Ведь евангелисты убеждены, что Вифлеем и есть истинное место появления на свет Иисуса. Жизнь народа с его трудами и заботами становится основной темой произведения. В произведениях Брейгеля нет звука. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Картина насыщена подробностями: слева человек наполняет кувшин с вином, на снятой с петель двери несут к столу лепешки, волынщик жадно засмотрелся на угощение. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Ему причисляют канонизацию стиля фламандской школы. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы. Однако после в течение всей жизни планомерно от нее избавлялся, предпочитая леденящую деликатность цвета и чувства. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
Эта эпидемия близорукости становится главной категорией живописи Брейгеля. Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой. Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения.
Причина и основной сюжетный мотив – тирания короля Филиппа 2, во времена которого жил Брейгель. Ее скромное занятие приобретает неожиданно значение большого труда. Однако это событие не отражается на общем настроении картины.
Художественно-исторический музей. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года.
Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты. Брейгель был прозван Мужицким за приверженность к крестьянской теме. В картине Брейгеля «Перепись в Вифлееме» использован евангельский рассказ о том, как согласно приказу Цезаря Августа на всей территории Римской империи была объявлена перепись населения и Иосиф вместе с Марией направился в город Вифлеем. Лица первого не видно, он идет к нам спиной, его голова покрыта шляпой с высокими полями. Мария сидит на осле, укрытая длинным, широким плащом.
Художник дает свою версию легенды. «Перепись в Вифлееме» – библейский сюжет, который обосновывает появление Марии и Иосифа в Вифлееме непосредственно перед рождением Иисуса. Брейгель был неповторим в своем искусстве, хотя ему подражали и многое копировали, особенно, как мы уже упоминали, его сын Питер Брейгель Младший. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха.
Изображение этого эпизода Брейгель переносит из Иудеи на Север, в свою родную страну. Дерево, масло. В нем удивительно сочетание живой непосредственности композиции из разбросанных вещей с отточенной живописной характеристикой каждого предмета. Однако, по Луке, Иосиф и Мария проживали в Назарете.
Плотника в нем выдает только пила – предмет ремесла. Сюжет же картины взят из греческой легенды об Икаре и Дедале. Однако герои картины игнорируют присутствующего среди них Христа: они не смотрят ни друг на друга, ни на Святое семейство. Вена.
И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов. Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. У него были предшественники — мастера, также искавшие новых путей в искусстве. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли. Характерно, что в части картины, где изображен закат, нет ни одного человека. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Тоскуя по родине, он сделал крылья себе и сыну Икару, чтобы достигнуть берегов Греции. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Известны картины, созданные ими сообща. Согласно ветхозаветным пророкам этот город и есть та территория, где родился Мессия. А еще сразу три варианта работы «Марс и Рея Сильвия» – само полотно, эскиз к нему и вытканная шпалера. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Брейгель использует небольшой набор цветов. Питер Брейгель-старший (Мужицкий) – несомненно великий художник. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре.
Северные пейзажи этой части Европы, тяготеют к глухим, холодным оттенкам. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Художник повествует об обреченности: окна домов черны и пусты, люди идущие по замерзшей реке, редеют их труд тяжел и бесполезен. На Брейгеля (хоть и представленного на выставке копией) ориентировались и Рубенс и остальные представители фламандской школы.
Икар упал в море и погиб. Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр. Именно из этих зачатков психологизма вырастут знаменитые портреты ван Дейка. 1559), Детские игры (ок. Артсен создал яркий и сильный образ женщины из народа. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Возрождение. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. Центральными являются белый и серо-голубой – снег и небо. 114 x 163 см.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. «Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием. Эта тональность диктует общее настроение картины. Здесь следует вспомнить о роли Питера Брейгеля старшего в мировой живописи. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.
1480–1550). Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Густой, синий цвет плаща говорит о завуалированном аристократизме Марии, который заложен в ее евангелическую миссию, она таинственна. Тем не менее, ни Иосиф, ни Мария ничем не отличаются от остальных изображенных людей, во-первых, «Вифлеем» на картине изображен обыкновенной фламандской деревней, во-вторых.
1525— 1569): «Поклонение волхвов», «Падение Икара», «Зевающий», «Падение восставших ангелов», «Перепись в Вифлееме». Дедал—легендарный скульптор—бежал из Афин на остров Крит. С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади. Их отличают пестрота и обилие деталей, симбиоз живого и мертвого, не подразумевающий присутствия человека.
Нидерланды (Фландрия). Другой его сын, Ян, получил прозвище Бархатный за нежную красоту почти эмалевой живописи. В картинах Битва поста и масленицы (ок. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. «Перепись в Вифлееме» – очередная вариация работы Брейгеля Старшего 1566 года, на которую художник смотрит взглядом подслеповатого демиурга, оглядывающего свое творение. Мастерство графики подразумевает высокий уровень детализации работы, пристальное отношение к каждому элементу и наполненность картины мелкими, четко прорисованными объектами, которые являются с одной стороны самодостаточными, с другой, связанными композицией. Самое значительное влияние на живопись Брейгеля оказал Иероним Босх – в картинах Брейгеля четко просматриваются отсылки к Босху в изображении людей, в идее безликости живого существа, которую Брейгель развил и переосмыслил.
Всё творчество художника этого временного промежутка характеризует подлинность происходящего, а евангельский сюжет маскирует это действо. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Ян родился за год до смерти отца, в 1568 году и умер в 1625 году, работая уже в новую эпоху подъема искусства, рядом с Рубенсом, ближайшим другом которого он стал. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Картина подписана Брейгелем и датирована 1566 годом. Крупнейшим художником бытовой живописи был Питер Артсен (1508—1575).
В музее находятся пять картин Питера Брейгеля (ок.