«фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картина «Нидерландские пословицы» или, как некоторые источники её называют, «Фламандские пословицы» («Мир вверх тормашками»), была создана Брейгелем в 1559 году, это одна из его ранних работ (См. Питер Брейгель Старший был одним из самых значительных голландских художников эпохи Возрождения, а его картина на самом деле является буквальной иллюстрацией более ста голландских пословиц и идиом. Картина Питера Брейгеля старшего Фламандские пословицы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Некоторые пословицы и поговорки изображенные Брейгелем в его картине, сохранились в голландском языке до сих пор, смысл других почти утрачен. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картину-притчу «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля иногда называют «Мир вверх тормашками». На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. Картина Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы» привлечет внимание многих любителей разгадывать головоломки.
За неимением достаточного количества информации о процессе написания «Нидерландских Пословиц», можно судить о нём только по примеру художников – современников Брейгеля, по традициям старинной нидерландской гильдии живописцев и по результатам исследования самой картины. Картина «Нидерландские пословицы» или, как некоторые источники её называют, «Фламандские пословицы» («Мир вверх тормашками»), была создана Брейгелем в 1559 году, это одна из его ранних работ (См. За неимением достаточного количества информации о процессе написания «Нидерландских Пословиц», можно судить о нём только по примеру художников – современников Брейгеля, по традициям старинной нидерландской гильдии живописцев и по результатам исследования самой картины. «фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.
Кусать железо (врать, не скромничать). Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома. Почти каждая деталь на картине отвечает той или иной пословице, а некоторые герои изображают даже сразу несколько.
«Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Но что за люди движутся от церкви к роще. Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться. это заслуживает уважения. Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку.
Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Теперь самая заметная деталь башни – прилепленные к ней снаружи дощатые скворечники нужников. Вот её истинное назначение.
Львов: «» Нидерландские пословицы» были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры». Сегодня картина «Фламандские пословицы» выставлена в Берлинской картинной галерее. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета.
На территории современного села объединены вообще два бывших поселения (жителей которых не осталось, только несколько домов и мельница) Белый Кош (прежде татарское поселение было заселено евреями в 1925 году и названо Хейрус и Черный Кош (тоже бывшее татарское поселение было заселено немцами-меннонитами, а основатель меннонитов Менно Симмонс (15 век) – вообще голландец по происхождению), меннонитов гоняли по Европе за протестанство и их приютила Екатерина Вторая и потомки их попали в начале 20 века в крым и черный кош был переименован в поселение Иоханру). Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. Но покуда строили башню, развалилась стена.
Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Так же, следует отметить, что не все пословицы в этой картине имеют только отрицательное значение, хоть и представляют собой насмешку, к примеру – человек, плывущий против течения или держащий глаз на.
Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи.
Но прежде всего, удивительно само место действия. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире.
Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев. Картина стыдит человека. Но покуда строили башню, развалилась стена.
То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Почти одновременно с Брейгелем разнообразный мир пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. Вот её истинное назначение.
А ведь был бывший колхоз-миллионер. Короче, после войны всех выселили (и немцев и евреев (и крымских татар впридачу) и в 50 -х годах заселили жителями Урала, которые продолжали прибывать туда вплоть до 90-х годов. Вооружиться до зубов (хорошо подготовиться) 3.
Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. С. Л. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. «Это селение нигде и всюду. Яркие цвета и нагромождение деталей.
у меня есть целый альбом фоток из краеведческого музея пос Советского (в прошлом Ички). Но вряд ли Брейгель обращался к нему. 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий). 63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его «Наставляет ему рога»). – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок. Это селение нигде и всюду. История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах.
Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. Вероятно, ему приходилось выполнять всё самостоятельно, без чьей-либо помощи, от чего качество работы не страдало, а даже наоборот, будучи под постоянным контролем мастера, без вмешательства чужих рук, всё делалось без ущерба технологии, что является причиной хорошей сохранности этой картины по сей день. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде.
Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. Так же, следует отметить, что не все пословицы в этой картине имеют только отрицательное значение, хоть и представляют собой насмешку, к примеру – человек, плывущий против течения или держащий глаз на. Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины. Но что за люди движутся от церкви к роще. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Приложение 3).
На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется.
Картина кажется подобной калейдоскопическому узору, груде причудливо брошенных на поверхность цветных стекол. это заслуживает уважения. А метеллолом так уже давно весь сдали. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка. Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище.
В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах». А жаль. Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. И освобождать от ответственности реальных насильников. Тревога то отодвигалась куда-то вглубь, то становилась нестерпимо острой, но присутствовала постоянно». Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. «Вешать колокольчик на кота» (совершать опасный и неразумный поступок) 2.
Начало этой тенденции положил ученый-гуманист Эразм Роттердамский, который собрал и выпустил собрание пословиц и афоризмов сначала античных авторов, а позже – фламандских и немецких. Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок). Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Мнения специалистов неоднозначно.
«А происходит здесь много удивительного. Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час). Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. Несмотря на мрак тех лет, этот самый мрак в работах Брейгеля перемежался с выразительными, яркими пятнами, кипящими жизнью.
Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета. Любопытны некоторые параллели между ними. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Картине этой предшествовала долгая подготовка.
Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц.
Именно так воспринимали картину ее первые зрители. Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов». Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. Примерно в это же время другой нидерландский художник.
Так об этом пишет С. Л. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно.
Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. Картина стыдит человека. Картина стыдит человека. Оригинальное названия картины не сохранилось. Но прежде всего, удивительно само место действия.
Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности.
Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня.
Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. Любопытны некоторые параллели между ними. «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Но покуда строили башню, развалилась стена. Ярких пятен так много, они так четко отграничены друг от друга, что глаз поначалу не знает, на чем остановиться.
Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок.
Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Картине этой предшествовала долгая подготовка. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек. – У страдающих ею перестраивается мозг.
Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Может, правда, и их уже растащили. Лечить надо. - Сексуальная зависимость это совсем не миф, – уверяет известный американский нарколог Джон ОНейлл.
Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Вот её истинное назначение. Но прежде всего, удивительно само место действия.
Как их судить, если они больные. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Этот персонаж выглядит как предзнаменование надвигающейся революции, он пока один, но потом таких станет больше и все они будут бороться за свободу своего народа, упрямо пробивая себе путь упрямством и непокорностью духа истинных фламандцев. «А происходит здесь много удивительного. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени.
В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Разобраться в происходящем на картине не так сложно – стоит лишь проследить за необычностью действий людей. На картине изображено более сотни пословиц. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога».
26 Кусающий колонны (религиозный лицемер). 27 у нее в одной руке огонь, а в другой – вода (она двулична и лжива). 28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого). б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану). с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб заставили держать сумку) ему пришлось расхлебывать). 29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд «Все не так просто, как кажется»). 30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность потерпеть неудачу из-за нерешительности «Сидеть между двумя стульями). 31 Что может сделать дым железу. Так об этом пишет С. Л. Львов: «» Нидерландские пословицы" были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры". Иногда они еще встречаются в самых сильных светах, но и то лишь в виде тончайших лессировок».
Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. «Это селение нигде и всюду. Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии.
При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. Человек не может чувствовать себя нормально, пока не удовлетворит тягу. Но вряд ли Брейгель обращался к нему.
Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель». Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры.
– Франс Хогенберг. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Картине этой предшествовала долгая подготовка. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника.
Именно так воспринимали картину ее первые зрители. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога».
Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин. Оттого, её изучение становится сложной, психологически напряжённой работой, ведь порой, в ней находишь себя с не лучшей стороны, такого, каким не желал бы себя видеть, чего старался бы избежать. Потом, при взгляде на название, ему становится интересно, как же можно расшифровать всё это мельтешение и тут осуществляется одна из основных задумок великого нидерландского мастера: картина захватывает всё внимание зрителя и заставляет изучать себя, всматриваться в каждый тёмный уголок, находить всё новые и новые детали, пытаться логически представить смысл изображённого. 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу). 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста.
Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». А про село вообще интересная история. Но что за люди движутся от церкви к роще. (нет смысла пытаться изменить существующий порядок). 32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело). 33 Найти собаку в горшке.
Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что спохватиться слишком поздно «Пусти козла в огород»). 34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность нерадивость должна быть наказана). 35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного). 36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость «Готов броситься в бой»). 37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала). 38 Вооруженный до зубов. 39 Кусающий железо (болтун). 40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились). 41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа или постоянное повторение одного и того же «Тянуть одну и ту же песню»). 42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи притон, где обманут и об- чистят обираловка). 43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость говорить двумя сторонами рта). 44 Один стрижет овец, другой – свиней (одному все, а другому ничего или один живет в роскоши, а другой в нужде Богач и бедняк). 45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»). 46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой). 47 Кроткий как ягненок. 48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни). б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так или, где есть две женщины, лающая собака не нужна). 49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту «Украшать солнце свечой»). 50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг подлаживаться ко всем). Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины. В процессе изучения этой картины, часами вглядываясь в каждый её фрагмент и перечитывая все возможные его толкования, начинаешь находить в себе человечка, тянущего угря за хвост, закапывающего яму с утонувшим телёнком или бьющегося головой о кирпичную стену. Приложение 3).
Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер.
Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. Именно так воспринимали картину ее первые зрители.
Львов пишет: «Ошеломленное недоумение Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Приложение 2).
Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость.
О жизни его из трёх сохранившихся документов точно известно только то, что в 1551 году его приняли в Гильдию живописцев в Антверпене, в 1563 году он женился и то, что умер он в 1569 году, ни точной даты рождения, ни дневников не сохранилось. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. «Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену.
1 Крыша крыта пирогами (страна изобилия рай дураков «Страна Кокейн»). 2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно). З Выставить метлу (хозяев нет дома «Кошка в гости, мышкам праздник»). 4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход). 5 Висит нож (вызов). 6 Сабо стоят (напрасно ждать). 7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга). 8 Кости брошены (это решено). 9 Дуракам достаются лучшие карты. 10 Как карта ляжет. 11 Он какает на мир (он презирает всех). 12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот мир наоборот). 13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль или «Око за око»). 14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»). 15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь). 16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное Лаять на луну) или Писать против ветра). б) Он пописал на луну (потерпел фиаско). 17 У него дыра в крыше. 18 Старую крышу приходится часто латать. 19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»). 20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин). 21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь надувать). 22 Расти из окна (этого не скроешь «Тайное всегда становится явным»). 23 Два дурака под одним капюшоном дурак дурака видит издалека). 24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство). б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости). 25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола). Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. 64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»). 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. б) Писать на огонь полезно для здоровья. в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис)68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). 69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу). 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод). б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны). В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году.
А происходит здесь много удивительного. Он, определенно, стремился наглядно показать на примерах смысл изображения, чтобы зритель мог разглядывать и понимать каждый фрагмент и сюжет в отдельности. Понимая сегодня намного глубже истинный масштаб личности Брейгеля и его неповторимый опыт, приходится признать, что мы, похоже, проигрываем в прочтении содержания многих – если не всех – его работ. Маленькие фигурки людей изображены так, чтобы всех было видно – немного сверху и разграниченные воздушным пространством. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу.
Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель». На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием.
Яркие цвета и нагромождение деталей. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. Приложение 2).