Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Зимний день. Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей. Это были те самые «дорогие мои мальчишки» и девчонки 14-15 лет, которые заменили у станков отцов и братьев, ушедших на фронт. Про этих, работавших по десять часов, стоя на ящиках — они не доставали до станка, — написано много трогательного и умиленного.
И неоткуда ждать спасения, люди с оружием всегда побеждают. Они попали в ад и в этом аду жались к тем, кто им казался более сильным. Спорят, например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определённый месяц другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла исключается то «Сенокос», то «Жатва».
Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. И все написанное было правдой. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Этими сильными были, конечно, блатари и блатарки.
Но тщетно. Эх, Алина, все твои посты о Брейгеле я пропустила, некогда было в МП бывать. Среди них Валерио Кастелло, Питер Брейгель, Никола Пуссен, Рубенс. Прорванный круг будет замкнут. Вторая получила название «Хмурый день» (февраль — март). Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе.
Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Конечно, вместе с «рабсилой».
На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. На новом месте было холодно, голодно, неустроенно и страшно. На всадниках – красные мундиры. 114 x 163 см.
Художественно-исторический музей. Сейчас только в фейсбуке прочла страшную статью Бессмертный барак. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей.
Его картины хорошо рассматривать в деталях, там много всего. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Все они были осуждены на пять лет за нарушение закона военного времени: «О самовольном уходе с работы на предприятиях военной промышленности». А количество маленьких трупов продолжает расти.
Дерево, масло. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме«, про которое мы уже говорили и«Избиение младенцев». Покорно выполняет он этот страшный приказ. Но не надолго.
Вот уже много лет «Месяцы» Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Эту мифологическую историю увековечили в своих картинах многие художники с одноименным названием. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца.
Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. В Избиении младенцев – контраст силы и бессилия. Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. Для военных обычная операция, для жертв – трагедия. На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Затем следуют «Сенокос» (июнь — июль), «Жатва» (август — сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь— ноябрь).
Нидерланды (Фландрия). Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». А ведь и испанцы и фламандские жители христиане, но их вера не остановит насилие. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской – о 64 тысячах. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке.
Многие дети и подростки не выдерживали этого и, поддавшись естественному инстинкту, сбегали к «маме». Библейская тематика, но наполненная современным художнику содержанием. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (декабрь — январь). Не могу дать ссылку, не получается Вот таким образом разделю на части, она небольшая. В сорок втором году в лагерь начали поступать целые партии детей. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.
Третья (впоследствии утраченная) картина — это апрель и май. Не было только написано о том, что происходило, когда — в силу обстоятельств военного времени — предприятие куда-нибудь эвакуировалось. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян.
Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Его живописная техника, однако, отнюдь не груба аккуратно нанесенные тонкие слои краски великолепно перелают насыщенность и разнообразие цвета. Это событие — проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода.
Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Возрождение.
Вена. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии.
Закрытые двери выбивают тараном. История их была коротка, ясна и страшна. Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце.