Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись населения», «Избиение младенцев».
В произведении «Избиение младенцев» описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Но Святое Семейство, предупрежденное ангелом (см. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню». Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца.
(Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. Сидящая женщина, проливающая слезы над телом младенца – аллюзия на цитату из книги Иеремии (31:15): Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет. Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия.
Эти убийства, затеянные царем Иродом, называются «избиением младенцев» (Мф. 2:16). Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Питер Брейгель Старший «Избиение младенцев» (1566) Дерево, масло.
На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Вифлеемское избиение младенцев – событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.
С Мужицким Брейгелем. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Это Избиение младенцев 1564 или 1566 года. Самым большим эстетическим открытием этого года был для меня Питер Брейгель Старший. Я, кажется, впервые начал понимать что такое художник в строгом смысле слова. Прорванный круг будет замкнут.
Иосиф так и поступил.
Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) – это Елисавета, мать Иоанна Крестителя о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова. Получился какой-то Брейгель Интеллигентский. 2:13). Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». В центре – человек в черном (католический монах. ).
Но не надолго. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву.
Закрытые двери выбивают тараном. Но вот, в Галерее в Вене я столкнулся с настоящим Брейгелем. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Вот отряд всадников с пиками нависает над ужасающей резней.
Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат.
На всадниках – красные мундиры. А вот крестьянин, которого заставили выбивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми.
Но тщетно. Это событие проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода, занимающего царственный трон незаконно. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Покорно выполняет он этот страшный приказ.
Зимний день. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Но для людей, чьи дома оказались на пути враждующих армий – это прежде всего ад на земле изображенный Брейгелем, цепляющий и ужасающий сильнее, чем любой из босховских адов.
Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. В произведении «Избиение младенцев» описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета – вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения.
ИОСИФ, муж Девы Марии, 2), к этому моменту уже скрылось в безопасное место (БЕГСТВО В ЕГИПЕТ). Избиение младенцев (Мф., 2:16). Избиение младенцев – эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе.
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей. А количество маленьких трупов продолжает расти. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Земля усыпана мертвыми телами. 24 х 34 см Институт искусства Курто, Лондон, Великобритания Созданные после «Охотников на снегу», в следующем 1566 году, картины Питера Брейгеля – «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме» – означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане.
Деревня оцеплена, бежать некуда. Средневековая Церковь считала это прообразом резни Ирода. Бегство в Египет и избиение младенцев. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Среди них Валерио Кастелло, Питер Брейгель, Никола Пуссен, Рубенс.