Тишайшие братья Чернецовы. Жизненный и творческий путь Чернецовых был тернист и нелегок, братьям довелось познать признание и успех, а в конце жизни — забвение и нищету. 180 лет минуло со времени начала путешествия братьев Чернецовых из Рыбинска в Астрахань. Не могу сказать – чем именно, но мне нравятся картины братьев Чернецовых.
Когда-то, будучи студентом, я увидел в Государственном Русском музее картины братьев Чернецовых. С каждым годом братьям Чернецовым становилось все труднее. B l840 году братья Чернецовы отправились в свое первое заграничное путешествие. В заключение приведу мнение знатока искусств А. Эфроса – в работах «тишайших» братьев Чернецовых, «документалистов», столь велико художественное начало, что они «могут быть названы отцами русского пейзажа».
Трудолюбивые братья Чернецовы создали в этот период множество этюдов и картин, преимущественно морских пейзажей. В читальном зале городской библиотеки организована необычная выставка – выставка одной книги братьев Григория и Никанора Чернецовых «Путешествие по Волге» с рисунками авторов. Картину «Пушкин в Бахчисарайском дворце» (1837) братья Чернецовы посвятили поэту. Художники братья Чернецовы изобразили на полотне 746 м длиной и высотой 2, 5 метра все достопримечательности великой русской реки Волги.
Совершали братья Чернецовы поездки и по зарубежным странам. В 1840-1843 и 1846-1849 годах – в два «захода» – братья Чернецовы путешествуют по Италии, Египту и странам Ближнего Востока. Чернецовы (Григорий и Никанор Григорьевичи) – родные братья, живописцы пейзажей и перспективных видов, были дети мещанина города Луха, Костромской губернии1. Среди произведений исполненных Григорием Чернецовым в Италии, особенно замечательна картина Русские художники в Риме (1842), на которой изображены многие деятели русского искусства, в том числе сами братья Чернецовы, А. Иванов, Ф. Бруни, И. Айвазовский, В. Штернберг и т. д.
Тем не менее сегодня явственно чувствуется, что работы братьев Чернецовых исполнены художниками эпохи романтизма, современниками Пушкина и Венецианова, Брюллова и Лермонтова. Братья Чернецовы— Григорий Григорьевич Чернецов (12 (24) ноября 1802, Лух— 8 (20) мая 1865, Санкт-Петербург) и Никанор Григорьевич Чернецов (21 июня (2 июля) 1805, там же— 11 (23) января 1879, там же)— русские пейзажисты 1-й половины XIX века.
В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно. В 1838-39 годах братья Чернецовы совершают поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. К каждой тетради приложен лист объяснительного текста обложка весьма красиво иллюстрирована. Г. Венецианов) и интерес к родной природе, к собственному национальному бытию.
Неистощимая природа тут показала образы какой-то особой архитектуры. Они создали 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков. При перемещении картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя складывалось полное ощущение движения корабля. В нём много находится серебряников и чеканщиков.
По миновании островов Волга делает колено или поворот, где на правом берегу находятся Катумские горы из которых достают известь. Они стремились создать зрительный образ Волги, предвидя неизбежные её изменения. К каждой из семи параллелей был приложен краткий пояснительный текст. Особый интерес представляет большая картина Парад по случаю окончания военных действий в Царстве польском 5-го октября на Царицыном лугу в Петербурге (1831-37).
Но в разное время ведущей у них оказывалась то видовая перспектива (пейзаж, непосредственно вырастающий из перспективного изображения города), то архитектурные памятники и улицы города. «Она есть как благотворная жила земли Русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования: Матушка-кормилица». 18 (30) ноября Чернецовы закончили путешествие, прорезавшись через льды к берегу у села Ново-Павловского, в сорока семи верстах от Астрахани. Проблема соединения Волги и Дона была решена советскими людьми в 1948 — 1952 гг.
Венецианов, П. А. Они готовили к публикации путевые заметки, писали новые картины. В 1823 году в Петербург приехал Никанор Чернецов. Он путешествовал с графом Павлом Ивановичем Кутайсовым.
В 1831 г. был признан назначенным в академики, а в следующем году возведен в академики за «Вид Тифлиса». Художники принялись за создание уникальной волжской панорамы используя огромный материал, накопившийся во время поездки. Эти годы он провел в путешествиях, преимущественно по Кавказу и Крыму. К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. был издан альбом Палестина.
В средине этого вала видны груды после бывших тут каких-то строений. К книге приложена «Карта живописного путешествия по р. Волге от Рыбинска до Астрахани, 1838 года».
Повсюду они снимали «богатый живописный урожай».
В виду того, что стояла осень, братья Чернецовы не видели всего того, что описали.
Воробьева. С трудом переправясь к противоположной стороне, остановились у балахонского берега. Лучшие их вещи привлекают глубоким восприятием природы, блестящим мастерством. Их педагогами были С. Ф.
Всего на судне до 60 человек: 50 бурлаков и 10 погонщиков. Воробьев. Этот остаток твердынь городецких служит теперь местом гуляний жителей в летнее время. Всю его центральную и первую часть занимает коллективный портрет современников.
Никанор Чернецов так и не получил всей суммы. 18 (июля)—Простясь в Пучеже с добрыми своими знакомыми, утром, при легком попутном ветерке, мы отправились в путь. На этом полотне представлены портретные изображения Айвазовского, Ал. Григорий Чернецов с 1829 г. носил звание придворного живописца с содержанием от Кабинета Его Величества. Никанор Чернецов (1804 – 1879) получил образование в Академии Художеств, состоя также пенсионером общества поощрения художников и был в ней учеником М. Н. Воробьева. Впоследствии в мастерской художников в Петербурге появлялись новые картины. Наслаждаясь «зрением красот отечественной природы», они мечтали совершить плавание по Волге до устья.
Следующей остановкой путешественников была Дубовка: 23 (октября). Самым важным произведением Г. Чернецова 1830-х годов стала картина «Парад на Царицыном лугу» (1837), являющаяся сейчас ценнейшим историко-культурным памятником. Крылов, В. А.
Карамзин в своей истории так говорит о сём князе: «Заслуживший ненависть современников и презрение потомства, никто из князей Мономахова рода не сделал столько зла отечеству, как сей недостойный сын Невского, далеко погребённый от священного праха родительского». Наилучшую пору своей деятельности он провел, вместе со своим братом Никанором, в путешествиях: в 1830 г. они ездили на Кавказ, в 1838 г. сделали поездку по Волге от Рыбинска до устья этой реки, в 1838 г. отправились в Италию и оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию из которой возвратились в Россию в 1844 г. Никанор Чернецов (1804 – 1879) получил образование в Академии Художеств, состоя также пенсионером общества поощрения художников и был в ней учеником М. Н. Среди произведений, написанных в Риме, особенно примечательна картина Григория Чернецова «Русские художники в Риме» (1842). В этот Малый Китиш от нас из Городца, многие ходят на богомолье и полагают, что тут был город, куда во время Батыря из Большого Китиша (так тогда назывался Городец) князь укрылся. При ознакомлении с необъятным наследием братьев Чернецовых (известно более двух тысяч их произведений) мы понимаем, что они были прекрасными и талантливыми пейзажистами.
В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно. При благоприятном ветре мы скоро дошли до Дубовки, бывшей прежде казачьей станицей. Попутным ветром, под парусом, братья достигают Сарепты, которая их поразила:. Проходя мимо двух больших островов (Витязя и Ячменного), опять встретили несколько конных машин.
Заночевать пришлось у Стрельного бугра. Целью этой поездки было «срисовывания с натуры замечательных мест по обеим сторонам Волги в панорамном виде». Крупнейшей в России была расположенная на Волге Нижегородская ярмарка (ей предшествовала до 1817 г. Макарьевская ярмарка). Старший из них Григорий Чернецов (1801 – 1865) еще в детстве выказывал любовь и способность к рисованию. Всего на судне до 60 человек: 50 бурлаков и 10 погонщиков. В одной из таких картин – «Татарский домик в Крыму» (1839) — художник показал жизнь обычной татарской семьи. Общество поощрения художников приняло его под свою опеку, дав возможность юноше из Костромской губернии учиться в Академии художеств (1823 – 1827).
Наибольшие изменения произошли за годы Советской власти, когда народ, по выражению В. И. Ленина, «взял собственную судьбу в собственные руки». Этот рассказ между жителями составляет изустную историю Городца. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен.
По словам одного здешнего старожила, недавно здесь найдена была небольшая золотая корона, которая была куплена одним сарептянином (пастором Г. Цвиком – авт. ) со многими другими вещами. Братья вместе ходили на «снятие видов» в «натурный класс под открытым небом». Помощник отца — старший брат Евграф — был их первым учителем. Особенно их привлекали панорамы городов и памятники архитектуры, «примечательные по старине русского зодчества» храмы и светские постройки, остатки «твердынь».
Пустясь рано в путь и проплыв мимо нескольких островов, мы заметили, что течение Волги здесь очень быстро и находятся значительные глубины. Но впоследствии, получив признание своих способностей, они становятся учениками академии. Крымский этап ознаменовался и новыми достижениями в технике акварели.
На всём протяжении пути они продолжали свои художественные занятия. Никанор Чернецов создал своеобразную живописную энциклопедию юга России.
На шпиле над исполненным им Порталом была, естественно, установлена двурогая луна. в год. Из картин, нарисованных им, в свое время пользовались известностью за большую тщательность отделки и верность, «Вид Иосафатовой долины», «Вид реки Нила в Каире», «Вид Гурзуфа», «Вид горы Ай-Петри в Крыму», «Вид Александрии». Салтыкова-Щедрина). Однако он упорно работал и в 1822 г. получил за свои рисунки малую серебряную медаль. Путешествие Чернецовых по Волге не было прогулкой. есть важнейшая в России».
Крупнейшей в России была расположенная на Волге Нижегородская ярмарка (ей предшествовала до 1817 года Макарьевская ярмарка). И только искусство лоцмана и матросов позволило благополучно завершить путешествие.
Повседневные занятия людей столь органично включены в изображение природы, что создается ощущение гармоничной естественности происходящего действия. В 1831 году Григорий, а в 1832 году Никанор были удостоены звания академиков живописи. Чернецовы трудились чрезвычайно много, но не были отшельниками.
Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был «ценный подарок» : панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х гг. При подошве её мы остановились у берега. 17 (июля)— По значительной торговле хлебными товарами некоторых здешних капиталистов Пучеж есть замечательное местечко по Волге. Одной из них был «Вид на Нил в Египте» (1851) Григория Чернецова.
К 1845 г. издали альбом «Палестина. Местами приметны ещё водопроводные каналы.
Она так же, как и Жареной Бугор, принадлежит к числу урочных мест для новичков-бурлаков. Пурех почитают местом рождения князя Пожарского.
Большая роль в этом принадлежала ярмаркам. В 1865 году Никанор Чернецов с трудом находит средства на похороны Григория. Главное его произведение в этом роде – огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832-37). Потом оба дневника были сведены в один. Некоторые из названных картин находятся в Императорской Академии Художеств в Русском музее Императора Александра III в настоящее время находятся следующие картины: «Вид г. Саратова при закате солнца», «Развалины церкви в г. Кутаисе» (Зал XIII).
Пушкина. Правда, в отличие от Венецианова, братья ездили и по другим странам (побывали в Италии, Египте, Сирии, Палестине, Греции, Турции) и там тоже неутомимо работали, но большинство из этих произведений (за исключением ряда итальянских) значительно уступает сделанным в России. Отец братьев был иконописцем. Некоторые свои работы они рисовали вдвоем. Издание это, в большой лист, выходило тетрадями, которых всех вышло четыре с шестью рисунками в тетради.
В 1844 году по возвращении из Палестины, он получил от Академии вознаграждение в 1000 руб. Титульный лист первой книги снабжён красочной рамкой с цифрами в верхних углах: «1838» — «1862». Здесь изображены А. С. Главный промысл жителей состоит в хлебной торговле и в содержании судов для перевоза оного.
Огромную роль в судьбе Григория сыграл видный ученый историк Павел Свиньин. Известны три варианта видов Колизея, созданные кистью Никанора Чернецова. Лишь в середине 50-х годов «Параллель» была обнаружена в отделе рукописей Публичной библиотеки и в 1960 году данные о ней были опубликованы в «Каталоге русских рукописей Эрмитажного собрания» (издание Государственной Публичной библиотеки имени М. Е.
В 1832 году по заказу Академии художеств Никанор написал на звание академика «Вид Тифлиса». По исследованию художника-панорамиста и искусствоведа В. П. За годы Советской власти внешний облик реки изменили плотины гидроэлектростанций. Одним из свидетельств этого общения служит групповой портрет русской колонии в Италии – «Русские художники в Риме в 1842 году», созданный Григорием Чернецовым (всего 43 человека).
У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей («Колизей», 1840 «Грот в окрестностях Рима», 1840-е и др. ). Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока. Новое путешествие ещё более утвердило их мысль о необходимости продолжить работу над параллелью берегов и панорамой Волги и дополнить свои путевые записки «Воспоминания из путешествия по Волге» особым приложением. 19 (октября). Не менее славно Поволжье продукцией многочисленных машиностроительных заводов.
Окончил в ней курс в 1827 г. с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, полученной за «Вид галереи французской живописи в Императорском Эрмитаже» и за несколько пейзажей. Оба брата были не только высокопрофессиональными живописцами, но и прекрасными рисовальщиками. После окончания Академии художеств Григория зачислили художником в «Кабинет Его Величества». Для них наступило сложное время. Получив во время учения своего в академии малую и большую серебряные медали, он был в 1827 г. награжден за «Вид военной галереи в Зимнем дворце» большой золотой медалью и признан художником XIV класса, а в 1831 г. за «Вид в окрестностях Петербурга» (находится в музее академии) удостоен звания академика. Наилучшую пору своей деятельности он провел, вместе со своим братом Никанором, в путешествиях: в 1830 г. они ездили на Кавказ, в 1838 г. сделали поездку по Волге от Рыбинска до устья этой реки, в 1838 г. отправились в Италию и оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию из которой возвратились в Россию в 1844 г. подобное же путешествие было совершено ими в 1846 – 1849 гг. Несмотря на скрупулезную точность произведений, они полны глубокой непосредственности.
В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже «Русские художники в Риме в 1842 году» (1842).
Виды, рисованные с натуры академиками Г. и Н. Чернецовыми в 1842 – 1843 годах». Многочисленные пейзажи Крыма, Кавказа, Грузии, Абхазии, Черноморского побережья заочно благодаря работам Н. Чернецова открыли тысячам россиян привлекательные окраины, непохожие на земли традиционной России. В 1838 году произошло знаменитое путешествие трех братьев Чернецовых (к Григорию и Никанору присоединился младший Поликарп) и их ученика А. Иванова по Волге. Она так же, как и Жареной Бугор, принадлежит к числу урочных мест для новичков-бурлаков. П. И. На сегодняшний день известно местонахождение трех вариантов картины изображающих ущелье, — в тюменской картинной галерее и в петербургском и московском музеях А. С. В дневниках содержатся лишь упоминания о Кромеке, Гмелине, Эльзассере, Кателе.
Возвратясь из Сарепты, мы поплыли далее. А примечательного было много. «В Костычевских горах», «Жигули», «На Волге в Симбирской губернии», «Бугор Степана Разина», «Вид с Царёва кургана» и др., а также акварели из трёх волжских альбомов Чернецовых, хранящиеся в отделе рисунков Государственного Русского музея. Свиньина и В. И. Пейзаж» (1833), «Общий вид Фороса» (1836), «Алупка. Толстого.
Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума. Из множества курганов, находящихся в стороне Волги, один замечателен по своей величине. Вкус этого рассола солено-горьковатый имеет целительные свойства и, употребляемый ваннами, оказывает спасительные действия. Но только на первый взгляд.
В этом путешествии их сопровождал младший брат Поликарп и ученик, крепостной художник Антон Иванов, запечатлевший мастерскую Чернецовых на барже в небольшой картине. Известно, что в кабинете А. С. Пушкина висел пейзаж Никанора «Дарьяльское ущелье» (1832). С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. На Соборной площади Московского Кремля мчится стройными рядами пышный воинский эскорт, за которым наблюдают немногочисленные зрители. В них звучит подлинное чувство искренняя взволнованность живописцев. Именно Чернецовы открыли для живописи красоту и величие Волги, посвятив ей множество своих работ и вряд ли был далек от истины искусствовед А. Эфрос, когда писал, что они могут быть названы отцами русского пейзажа. Затем вместе с братом Никанором учился в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева.
С первого дня путешествия и до его конца Чернецовы вели подробные путевые записки. Мысль о путешествии по России не покидала художников. В одном из приделов её, в Царских вратах, находятся собственные труды героя, состоящие в клеймах, вырезанных из дерева, на которых написаны евангелисты. Предшественников в этом у них не было.
К сожалению, уже к концу 19 века эта панорама была утрачена. Художественная манера Чернецовых в значительной степени определялась пиететом перед Волгой как объектом художественного воспроизведения и характеризовалась документальной точностью, стремлением создать «документальный пейзаж», тщательным соблюдением законов перспективы и близкой к природе цветовой гаммой. Остановясь на якоре в некотором расстоянии от берега, мы ещё первый раз в пути принялись писать с натуры масляными красками между тем ветер позатих чтоб не терять случая, мы снялись с якоря и скоро приблизились к Нижнему, где остановились против ярмарки, у левого берега.
В 1844 году по возвращении из Палестины, он получил от Академии вознаграждение в 1000 руб. Волга была для них и «натурным классом» и предметом самостоятельных художественных занятий. На протяжении более пятидесяти лет творческой деятельности Чернецовы трудились не покладая рук, движимые одной целью «быть полезными себе и отечеству, обретя честь и существование в памяти потомства».
Одним из результатов художественного путешествия была «Параллель берегов Волги» по семи губерниям, причём для каждой губернии были склеены по две полосы: одна — с рисунками правого, вторая — с рисунками левого берега. В Петербурге они продолжали работу над волжскими материалами, начав, как они писали, «чертить те самые рисунки и по тем же самым очертаниям, которые были с натуры, сохраняя совершенную верность».
Его многофигурные композиции вызывали восторг многочисленных зрителей (в «Параде по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837) он сумел передать индивидуальные черты 223 известных современников, а в полотне «Русские художники в Риме» (1842) – 43 портрета замечательных отечественных живописцев). И естественно, что всё в Нижнем Новгороде подчинено ярмарке и всё существование города неразрывно граничит с «кормилицей» Волгой. Их строят различной величины, плоскодонные одномачтовые, как и все суда волжские. Бесконечные однообразные шеренги царских войск художник изображал и в последующие годы.
Братья Чернецовы — Григорий Григорьевич (1802–1865) и Никанор Григорьевич (1805–1879) — совершили первое в России «художественное путешествие» по Волге, открыли в ней неисчерпаемый источник вдохновения для художников и своими многочисленными пейзажами и зарисовками волжских городов поставили «красоту неизглаголенную» русской земли в один ряд с классическими красотами Востока и Запада. В 1840-е братья написали «Путевые записки по Востоку». Другое полотно – «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834года» — было создано художником в этом же году. Эта панорама стала первым в России своеобразным живописным видеофильмом. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий – «Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения», «Мертвое море» (обе 1850), «Подземная часовня в Иерусалиме» (1852) Никанор – «Вид Юрьевца-Повольского» (1851), «Вид на Волге» (1852), «Вид города Ярославля», «Вид города Саратова при закате солнца» (оба 1860), «Вид Иерусалима с Елеонской горы» (1863) и др.
Никанор сделал несколько сот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже множество картин маслом («Вид Суринамской крепости в Грузии», «Вид Тифлиса», обе 1832 несколько вариантов «Дарьяльского ущелья», 1832 – 33 «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря», «Вид у подножия Аю-Дага», обе 1836 «Крымские Гагры в Абхазии», 1837 «Вид Тифлиса», 1839 и др. ). Но осуществить свой замысел в ближайшее десятилетие братьям Чернецовым не удалось. В Нижнем Новгороде Чернецовы видели приготовление к открытию Нижегородской ярмарки, которая «по многочисленному стечению народа из отдалённейших мест, количеству и разнообразию товаров, обширности производимой торговли и великости обращающихся капиталов есть важнейшая в России». Из пейзажей, выполненных маслом известность получило полотно «Виды у подножия Аю-Дага» (1836).
Еще одно, последнее, заграничное путешествие художники предприняли в 1846-1849 годах. Отец и старший брат художников занимались живописью. Они тесно общались с Томаринским, Скотти, Логановским, Григоровичем.
Некоторые части гор есть отдельные имеющие общие формы вроде сахарных голов, подкреплённых контрфорсами. Один из таких рисунков – с изображением А. С. Никанор Чернецов по характеру дарования более тяготел к пейзажу. Большая роль в этом принадлежала ярмаркам. Пришлось пристать к берегу, чтобы переждать непогоду.
Поровнявшись с селом Василёвым, остановились на ночлег. В отличие от Григория, Никанор Чернецов был более привержен пейзажному жанру. Парадам царских войск художник по долгу службы уделял внимание и в последующие годы. Учились братья в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева. Возвратившись в Петербург, Чернецовы привезли с собой огромное количество изобразительного материала из которого составили художественную параллель берегов Волги по семи губерниям, состоявшую из 1982 рисунков, а также около 500 видов и 80 этюдов масляными красками (многие из них ныне находятся в ГТГ и ГРМ). Особенно трудно было работать на последнем участке пути, когда они подвергались многим опасностям, но, как отмечали художники, они не оставляли панорамы «ни во время бурь, ни даже когда находились во льдах и если делали её уже не с теми подробностями, какие наблюдались до сего времени, то по крайней мере, не опустили ничего замечательного.
Всё главное перенесено на бумагу». В 1823 году таким же «посторонним» учеником академии стал Никанор. Красочная концовка указывает на плодотворные результаты путешествия. На плоскодонном судне, вроде барки, длиною от 25 до 35, а шириною от 6 до 8 сажен, устраивается шпиль, приводимый в обращение лошадьми.
Я управлял ею с друзьями, а вы обороняйтесь ею от врагов. Чернецовы исключительно много работали. С оттенком пренебрежения писали о художниках критики. В своих записках художники говорят о «тревожной полугодовой жизни на воде, жизни, проведенной в непрерывных, постоянных трудах и заботах», о том, что навсегда «сохранят память о грозных картинах природы, когда в слабой ладье своей мы боролись то с разъяренными волнами, то с неодолимыми льдами».
5), «выполненный в традициях венецианского ренессанса итальянским зодчим Алевизом Новым в 1503 году, тем самым архитектором, который позднее прославил свое имя постройкой Архангельского собора в Московском Кремле». На ней изображены тюки с надписями: «Панорама», «Этюды». По сути, в этот волжский период начался творческий расцвет художников. Академия художеств прислала 200 рублей через две недели. Каратыгин, партизан Д. В.
Проходя мимо двух больших островов (Витязя и Ячменного), опять встретили несколько конных машин. Одним из лучших его полотен, написанных по материалам этого путешествия, является «Вид Тифлиса», за которое он и получил звание академика. В 1832 году он получил звание академика за «Вид Тифлиса», а в 1844 году удостоен звания живописца Его Величества.
Жуковский, К. П. Давно уже превысили полумиллионную численность Казань, Волгоград, Саратов, Ярославль. Следуя этим указаниям, Чернецов изобразил на первом плане местных жителей.
Великолепен «Парад в Кремле в 1839 году», написанный, кстати говоря, во время поездки в Италию в 1841 году. Увеличивающийся ветер заставил нас остановиться близ левого берега, против Балахны. Без сомнения, в недрах курганов много заключается любопытных предметов. Следует отметить, что еще в петровскую эпоху была выработана каноническая форма конного портрета и конный образ стал одним из атрибутов русской культуры с пышными празднованиями «викторий» и триумфов. Она название своё получила от протекающей тут речки Дубовки, в которую из Волги входят суда, небольшие из них со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колёса, вроде покатней и силою запряжённых в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причём употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 вёрст до Качалинской пристани, находящейся на Дону.
Нефть Поволжья самая дешевая в стране. Этот путь – «рабское следование натуре» (А. Таланты у братьев проявились рано. Встречали праздники вместе с русской колонией.
В конце 1842 года завершилось первое путешествие по Италии брать Чернецовых. Из путешествий художники привезли громадное количество этюдов и эскизов, которые потом послужили материалом для их многочисленных картин, а, главное, для многометровой панорамы волжских берегов, разворачивающейся по две стороны от зрителя, находящегося в центре. Но опыта подобного путешествия у них не было. Столь же внимательно осмотрел достопримечательности Крыма.
Пред церковью находится площадь, на которой приехавшие русские мужички продавали арбузы и другие продукты тут же были видны калмыки, представляя противоположную смесь европейского с азиатским. Прекрасный рисунок как пейзажа, так и человеческих фигур, умная группировка этих последних, почти постоянно играющих видную роль в изображенном виде природы и строго соблюденная линейная перспектива составляют достоинства их многочисленных, часто встречающихся картин иногда весьма интересных по содержанию и исполненных с большой добросовестностью, гармоничных, но условных и несильных по краскам. Известнейшие из произведений Григория Чернецова – «Парад на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, в 1831 г., по случаю окончания польской кампании» (находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге), «Мертвое море» (в музее Академии Художеств), «Вид Ярославля», «Площадь святого Петра в Риме», «Разлив Нила» (все три в музее Императора Александра III, в Санкт-Петербурге), «Вид на Генисаретском озере» (в московском публичном музее) и «Портретная группа литераторов: Пушкин, Жуковский, Крылов и Н. Гнедич» (в московской Третьяковской галерее). Из картин Никанора Чернецова достойны внимания: «Развалины церкви в Кутаисе», «Парадный катафалк императрицы Марии Федоровны» (обе картины в музее Императора Александра III), «Каралесская долина в Крыму», «Вид Тифлиса», «Двор татарина» (все три в Московском публичном музее), «Итальянский приморский вид», «Вид Петровского острова в Санкт-Петербурге» и «Вид в окрестностях Санкт-Петербурга» (все три в московской Третьяковской галерее). Опытом известно, что они могут служить до 12 лет. Годы учёбы в Петербурге были для них годами тяжёлых лишений и полуголодного существования.
В итоге за шесть месяцев вояжа художники подробно зарисовали виды обоих берегов Волги. Отдавая её жителям, Пётр сказал: Вот вам моя трость. Григорий Григорьевич в своей творческой деятельности занимался перспективной живописью и созданием портретных многофигурных сцен наиболее известна его громадная картина изображающая парад на Царицыном Лугу (Марсовом поле) 6 октября 1831 года, над которой он работал более пяти лет. С той далекой поры сама Волга и условия судоходства на ней изменились неузнаваемо. Картина простояла несколько лет в мастерской автора, пока ее не купили в дар наследнику престола. В это время Никанор Чернецов путешествует с председателем Общества поощрения художников по Кавказу (1829-31).
Он, отплыв на известное пространство от машины, останавливается и смотрит на сигналы, делаемые ему с машины — днём флагами, а ночью фонарями, которыми дают ему знать, где бросить якорь. Только в начале 50-х годов Чернецовы смогли демонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму «Волга». Рисованию и общеобразовательным наукам учил их старший брат Евграф, тоже иконописец. Именно орла в том же году видел в Бахчисарае И. М. Муравьев-Апостол, отрывок из «Путешествия по Тавриде» которого автор «Бахчисарайского фонтана» приложил к поэме. Третий брат, Поликарп, заболел и умер ещё во время путешествия по Востоку. Благодаря красивой живописи ощущается живое дыхание природы.
Горький (Нижний Новгород) и Куйбышев (Самара) перешагнули по численности населения миллионные рубежи. Давыдов и многие другие. Мы рады, что серия Сказки о художниках нравится вам и вашим малышам.
Зато первый план он дал очень четко и конкретно. Вначале он путешествует по Кавказу (1829 – 1831), а затем находится на службе у новороссийского генерала – губернатора М. С. Воронцова (1833 – 1836). Из дневника: Повсюду виден щебень, кирпичи, черепья посуды, куски разноцветных кирпичей с обливою и изразцов.
«Параллель берегов Волги» по распоряжению царя была передана в Русскую библиотеку Эрмитажа, но там она находилась недолго. В их картинах присутствует радостное чувство открытия жизни вокруг (не чужой, не отвлеченной, не схематичной).
И только искусство лоцмана и матросов позволило благополучно завершить путешествие. Для сей работы употребляют более семи тысяч быков. К сожалению, вопрос о том, где находится полотно «Вид Дарьяльского ущелья», созданное для поэта, остается открытым. кроме того, были посещены ими Крым и Остзейские губернии. Срисовывая на пути все, что ни встречалось любопытного, они привезли из этих поездок громадное количество этюдов и эскизов, которые потом служили материалом для их многочисленных картин. Воробьев, А. Г. Эти образы лишены романтической напряженности. Его интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные этнические типы.
Галактионов, А. Е. Поутру был морозец, но время тихое. Больше половины картины занимает небо с бегущими по нему облаками. К счастью, ему удалось получить разрешение заниматься ежедневно по два часа рисунком в классах Академии. Небольшие суда «со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колеса, вроде покатней и силою запряженных в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причем употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 верст до Качалинской пристани. ».
Чернецов Григорий ГригорьевичБратьев Чернецовых, оставивших след или просто упоминающихся в истории отечественного изобразительного искусства, было четверо: Евграф, Григорий, Никанор и Поликарп. Множество зарисовок и акварелей сделал Никанор в Крыму. По общей форме и по грани своей она отзывается татарским вкусом. Главное значение этих записок в том, что они будили интерес к родным местам, что они смело противопоставляли классическим красотам Востока и Запада красоты русской земли, указывали на красоту древнерусского зодчества, обращали внимание художников на Волгу как на неисчерпаемый источник вдохновения и сами вдохновенно живописали её маслом, акварелью, сепией, карандашом, тушью.
Г. Чернецов был замечательным пейзажистом и портретистом. Большие суда разбирают для сей переправы. Иванов, М. Н. С этой высоты, которую можно назвать бельведером, производят распоряжения лоцманы. Н. Г. Чернецов путешествовал много со своим братом.
Варнек и М. Н. Некоторое представление о характере панорамы могут дать сохранившиеся видовые изображения станкового характера: картины «В Костроме».
Со свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра. Чернецовы составляли описание художественных и исторических памятников, собирали сведения об искусных зодчих и художниках интересовались занятиями и разными деталями жизни народа. Весь первый план картины занимает изображение известных общественных деятелей, цвета русской литературы и искусства, в том числе А. Пушкина и Д. Давыдова, И. Крылова и В. Жуковского, Н. Гнедича и К. Брюллова, А. Венецианова, А. Иванова и многих, многих других (всего 223 фигуры).
Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами и плавание пришлось прекратить. Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин. В записке о параллели берегов реки Волги Чернецовы писали, что эта параллель есть «близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из знатнейших и благодетельных рек России, в том самом современном виде, в каком она ныне орошает берега свои, портрет интересный для просвещённой любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид и формы и население берегов и самое течение величайшей и благодатнейшей реки изменится». Художник использовал его для создания большого группового портрета.
В целом ряде произведений человеческие фигуры стали чем-то большим, нежели просто оживляющий природу стаффаж. В целом, говоря о произведениях Чернецовых, видно смешение различных стилей — и романтизма и академизма и бидермейера и раннего реализма. Небольшие суда «со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колеса, вроде покатней и силою запряжённых в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причём употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 верст до Качалинской пристани». Во времена, когда Чернецовы совершали свое путешествие, Волга посредством Мариинской системы соединялась с Балтикой, однако этим путем могли пользоваться только суда с небольшой осадкой, в связи с чем волжские суда доходили только до Рыбинска, где и осуществлялась перевалка грузов. При подошве ее мы остановились у берега.
Плавание, для которого было приобретено небольшое судно, превращенное в художественную мастерскую под парусом и с веслами, началось в Рыбинске. Всё это хранится в доме Градского общества в особом шкафе за стеклом. По постоянному ходу своему с огромным грузом они приносят владельцам большие выгоды.
Григоровича и выдающегося скульптора и рисовальщика Ф. П. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною», то есть почти 167 сантиметров. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. В беспримерном путешествии по Волге (1838) своим уже знаменитым братьям помогал младший. Все написано настолько живо и достоверно, что не возникает ощущения декоративной плоскостности. В этом земляном городе находятся два небольших озера и немалая часть домов жителей с зеленеющими садами, придающими этому месту много красоты. В Посольском садике дворцового комплекса находится один из мировых архитектурных шедевров Бахчисарая – Портал железных дверей Демир-Капу (см.
Некоторые из пряников делают весом до пуда, украшения на них издревле безызменны. Солнечный свет, падая сквозь слой облаков на землю, придает особенную мягкость. В этом отрывке, в частности, есть такой фрагмент: «На этой правой стороне, чрез ворота, под строением находящиеся, ты проходишь во внутренний двор, где тотчас на левой руке представляются тебе железные двери, пестро в аравском вкусе украшенные, с двуглавым над ними орлом, занявшим место оттоманской луны».
Получив во время учения своего в академии малую и большую серебряные медали, он был в 1827 г. награжден за Вид военной галереи в Зимнем дворце большой золотой медалью и признан художником XIV класса, а в 1831 г. за Вид в окрестностях Петербурга (находится в музее академии) удостоен звания академика. Асафьев в своих раздумьях над русской живописью. Со времени путешествия по Волге братьев Чернецовых минуло более 130 лет. Чернецов первым начал классическое обучение в школе Общества поощрения художников.
Никанор Григорьевич рисовал с натуры пейзажи Кавказа и Крыма. С этой высоты, которую можно назвать бельведером, производят распоряжения лоцманы. Вообще, Крымская серия художника – первая в русской живописи по обширности и разнообразию. Чернецовы в основном работают за границей. Повторно они вернулись сюда спустя несколько лет, в 1846 году. Верхний сад» (1835) и другие.
Работали они поразительно продуктивно. Сарепта прекрасна, она основана в 1763 году. В последние десятилетия своего творческого пути художники работали с особым напряжением. Теперь Чернецовы поставили перед собой новую цель — последовательно, не ограничиваясь только наиболее эффектными точками и местами изобразить на большом протяжении величайшую русскую реку. Работу над волжскими материалами Чернецовы продолжали и в последующие годы. Отсюда большая притягательность искусства Чернецовых, его обаяние.
В записке Чернецовых сообщается об «удивительном зрелище — сухопутном ходе судов степями» из района Дубовки (на Волге) до Качалинской пристани (на Дону). Картины его были очень популярны – в эпоху романтизма ценили экзотику. Путешественников интересовало все. С той далёкой поры сама Волга и условия судоходства на ней изменились неузнаваемо.
Но с зарубежными мастерами контакты были не столь оживленными. В двух из них (1840) художник написал лишь небольшой фрагмент грандиозных руин. Слева – император на коне и свита. Но значение его творчества, как и его брата Никанора Григорьевича (1805-79), в истории художественного освоения природы России поистине велико. Все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало – ему самому.
Только русские художники могли так писать. Вся высота их бывает от 6 до 20 сажен. Воробьёв. В записке Чернецовых сообщается об «удивительном зрелище — сухопутном ходе судов степями» из района Дубовки (на Волге) до Качалинской пристани (на Дону).
Они постоянно отмечают в своих записках «прекрасные картины», «великолепный панорамический вид», «удивительное и прелестное явление», приводившие их как художников в восторг и они без устали занимались писанием с натуры красками: «жаль проплыть без пользы мимо прекрасных мест». Материальные дела Чернецовых расстраиваются. По постоянному ходу своему с огромным грузом они приносят владельцам большие выгоды. Ветерок, принесший нас к этому лазурному берегу, постих и позволил нам плыть далее.
В 1844 – 1845 гг. Несмотря на то, что дул попутный ветер, Чернецовы не спешили с отъездом. Увидя на правом берегу горы имеющие необыкновенный вид, мы остановились. Варнек, а потом М. Н.
Именно орла мог видеть Пушкин над Порталом Алевиза 7 (19 по н. ст. ) сентября 1820 года во время осмотра Ханского дворца. Виды, рисованные с натуры академиками Г. и Н. Чернецовыми в 1842 – 1843 годах.
Она состояла из 1981 листа имела длину более 700 м и накатывалась на валик. Некоторые были, как каравай хлеба, другие имели несколько кругов, один другого менее, сложенных вместе, в числе множества разновидных камней один имел сходство человеческой головы в круглой шляпе. 17 (29) ноября за станицей Замьянской лодка была окружена к скована льдами. «На работах Чернецовых, — говорит Асафьев, — именно в силу особенно подчеркнутой в них обстоятельной деловитости и обозренчества видно, как воспитывался глаз русского художника конкретными впечатлениями от природы и быта родины». Но на переднем плане происходит нечто необычное.
Такое «смешение» — особенность, присущая всей русской культуре, особенно в первой половине столетия. Чернецов, несомненно, создал романтическое произведение. Он умер в крайней нужде, оставив нам свои неповторимые произведения.
Потом он находится на службе у новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму (1833-36). Он создал целую серию «видовых» акварелей – «Крым. Отец их, Григорий Степанович имел живописную мастерскую, которая явилась для братьев первой школой. Опытом известно, что они могут служить до 12 лет. Григорий Чернецов умер 8 (20) мая 1865 в Петербурге, Никанор Чернецов – 11 (23) января 1879 года также в Петербурге.
Терпя безжалостное палящее солнце, братья останавливались на каждом шагу и с неутолимой жадностью фиксировали в своих альбомах то, что казалось им примечательным. Брюллов, А. А. Причем документальность картины вовсе не означает отсутствия в ней живописности.
Из массы рисунков исполненных им во время путешествия с братом в 1831 – 1840 гг., составилось четыре портфеля, которые приобрела Академия Художеств. В 1844 – 1845 гг. Григорий Чернецов нарисовал здесь 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых поэт В. А. Жуковский, Иван Андреевич Крылов, Н. И. Гнедич – поэт и переводчик Гомера, А. С. Пушкин, Ф. А. Бруни – русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля, Д. В. Давыдов – генерал-лейтенант, партизан, герой Отечественной войны, И. П. Мартос – скульптор, яркий представитель классицизма, автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (есть памятники Минину и Пожарскому и других авторов), барельефа "Моисей источает воду из камня", знаменитого памятника императору Павлу I, В. И. Демут-Малиновский – скульптор, автор «Русского Муция Сцеволы» и многих заказных имперских композиций, Ф. П. Толстой – медальер, скульптор, художник, гравер, граф, проживший столетие (1783-1873), художники Карл и Александр Брюлловы, А. Н. Оленин – директор Императорской публичной библиотеки, президент Академии художеств, знаток античного искусства, П. А. Каратыгин – актер, знаток искусств, автор пьес, сами братья Чернецовы их отец и другие известные люди того времени. Здесь зрители не главные действующие лица. рис. был издан альбом «Палестина.
Лишь отдельные виды удалось художникам опубликовать в «Иллюстрации», но они были представлены очень низкими по качеству гравюрами на дереве. 15 (июля)— Большими плесами мы проплыли мимо многих островов живописные Юрьевецкие горы окончились. По возвращении, Григорий и Никанор получили от Академии вознаграждение.
После он был Дворцовою слободою а во время путешествия императрицы Екатерины Алексеевны по Волге пожалован графу Орлову». На этот раз не последовало даже «ценного подарка». Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. Отвергнутые и забытые, оба брата умерли в нищете.
Ковка якорей и колокольных языков составляет значительный промысл жителей. Пушкин, И. А. В надежде на материальную помощь братья в 1862 г. подносят новому императору, Александру II, рукописный экземпляр своих «Записок о путешествии по Волге» с иллюстрациями в тексте.
Но они не просто неподвижно стоят или сидят, а действуют: танцуют, музицируют или с интересом наблюдают за происходящим, По замыслу художника, они должны были придать холсту жизнерадостное настроение. Главными его наставниками в академии были сначала А. Г. В дальнейшем одним из его постоянных композиционных приемов станет выделенный первый план, на котором происходит «действие» и река или дорога, уходящая по диагонали в глубь пейзажа. Главными его наставниками в академии были сначала А. Г. Варнек, а потом М. Н. Воробьев.
По преданиям известно, что князь Пожарский имел в Балахне дом и часть в соляных варницах. Лучезарный пейзаж «Вид на Волге» (1852) Никанор Чернецов написал по воспоминаниям. Н. Г. Чернецов путешествовал много со своим братом.
По композиции полотно тоже необычное: центральная часть и передний план – коллективный портрет современников.
И естественно, что всё в Нижнем Новгороде подчинено ярмарке и всё существование города неразрывно граничит с «кормилицей» Волгой. Николай I, ограничившись благим пожеланием, чтобы любители изящного оценили и поддержали «труд достойных художников», не отпустил ассигнований на издание. Чернецовы (Григорий и Никанор Григорьевичи) – родные братья, художники пейзажей и перспективных видов, были дети мещанина города Луха, Костромской губернии. Это «видовой» пейзаж, столь характерный для всего его творческого пути. Эту Волгу воспели они кистью и пером и заключительные строки их путевых записок звучат как настоящий гимн «благодатным водам волжским».
Глубокая осень. Району принадлежит одно из первых мест в стране по выпуску синтетического каучука и синтетического спирта, пластмасс и синтетических смол, химических волокон, гербицидов, кальцинированной и каустической соды, кинофотопленки и многих других видов химической продукции. Семья Чернецовых была большая и бедная.
Старший из них Григорий Чернецов (1801 – 1865) еще в детстве выказывал любовь и способность к рисованию.