В сентябре 1499 года Милан захватили французские войска и Браманте уехал в Рим, где папа Юлий II назначил его на пост главного архитектора Ватикана. 11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Став главным папским архитектором в 1503 г., Браманте вёл обширные работы в Ватикане: двор Сан-Дамазо и двор Бельведера спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор св. Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) итальянский архитектор.
Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). 15, слева вверху).
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей.
Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Театр Олимпико – один из немногих театров Ренессанса. Тем самым стало возможным не только обеспечить перенесение идеи сферичности на плоскость, но и добиться огромного разнообразия световых эффектов.
Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Статуи стоят в нишах и на особых пьедесталах над колоннами. Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. В самом деле, замысел, связанный с «исторической» реконструкцией Рима, недвусмысленно изложен в памятной записке, направленной папе Льву X. Ее, скорее всего, написал Рафаэль при непосредственном участии или, во всяком случае, в соответствии с идеями Браманте. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
Купол, опирающийся на высокий барабан, украшенный галереей со спаренными арками, чередующимися с пилястрами, возвышается над огромным кубом главного объема, стороны которого (за исключением той, которая ведет в главный неф) переходят внизу в широкие полукружия трех апсид. Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница.
Миланский период:Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой. Построенный им для себя дом (1509), перешедший затем к Рафаэлю (рустованный нижний этаж и второй с окнами между сдвоенными колоннами), также представлял собой образец дома, пригодного как для отдельной постановки, так и для включения в состав улицы.
Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Первые два яруса — аркады с колоннами тосканского ордера, третий ярус — пилястры. Петра.
Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. ниже).
С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера. Колонны нижнего яруса темнее по цвету, чем колонны верхнего. Дворец Бельведер. Итальянцы не были единой нацией.
Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко). Ему же принадлежат в Бельведере многие другие лестничные спуски, высокие и низкие, в зависимости от своего местоположения. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости. В клуатре церкви Санта-Мария делла Паче (1500—1504), этом первом его римском творении, он говорит еще на языке своих ломбардских построек, но синтаксис его речи становится более римским. 21).
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). Он был первым главным архитектором нового собора св. В 1580 году Палладио создал театр Олимпико в Виченце. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Действительно, Браманте не собирался строить архитектурную коробку для усыпальницы, а задумал здание, которое само по себе должно было приобрести то историческое и идеологическое значение, которое соответствовало «монументу», отвечавшему идеям Микеланджело.
Нет архивольтов. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, РимПалаццо делла Канчеллерия (1499—1511). Юлий II пришел в ярость. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. До него этот приём применялся лишь в живописи.
Этому способствовала также и биография мастера. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). библиографию), Ант. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках.
Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. 224). Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Неаполя, вместе с др.
В Милане он перестраивал старинную церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Хотя Донато Браманте и написал несколько картин, он всегда ощущал себя главным образом архитектором. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане.
В центре был задуман огромный купол. Прав ли был Микеланджело в остальном. Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять при строительстве храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианские соборы формы языческих храмов. Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. Главным проектом Б. стала перестройка собора св. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником.
Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. рис. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест.
Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Любопытно, что та же композиционная схема, повторенная неизвестным мастером в фасаде палаццо Джиро, не наделяет его подобными художественными качествами вследствие того, что пилястры здесь слишком сильно выступают из плоскости стены (рис. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено.
Погребен он был в Сан-Пьетро в 1514 году». Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане.
Классическая культура Браманте сложилась в Урбино. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
В том же году какой-то епископ неуклюже попытался заступиться за Микеланджело, сказав несколько слов в том духе, что художники – люди туповатые, в правилах приличия ничего не смыслят, вот таким образом его надо простить. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио.
Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
Просто победа Браманте была бесспорной. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Мелкие же украшения образуют складки на поверхностях, щедро обращенных к свету.
Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Джокондо). Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте.
В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Италии.
Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Композиция делится на три яруса, почти лишенные декора.
Не осуществлен. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). В 1488-1492 гг. Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело.
на стр. Достраивал её Браманте.
Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада. Петра в Риме. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных.
Так, при пяти осях на фасаде внутренний двор, естественно, не мог быть окружен традиционными галереями, которые в лучшем случае шли с трех сторон. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. Герцог, Людовико Сфорца, сделал его практически своим придворным архитектором, начиная с 1476 года, заказы достигли своего апогея в знаменитом хоре тромплёй церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1482-1486). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Три широких ступени служат основанием храму.
И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Петра в Риме. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой.
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Он долго работал в Ломбардии, где сильны были консервативные художественные традиции. Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.
План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план. На самом деле есть документальное свидетельство, что как архитектор Браманте сложился вне всякого влияния Леонардо, – Гравюра Преведари, где изображен великолепный интерьер крупной церкви или собора. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини.
Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Но одна такая церковь, которую он решил архитектурно обобрать, нравилась человеку по имени Микеланджело Буонарроти. Для воплощения этой идеи, обоснованной историческим преданием, Браманте воссоздал на основе теории (Витрувия) и исторических свидетельств (руин) типологию классического центрического храма. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Хор позади алтаря перекрыт небольшим, очень изящным плоским зонтичным куполом, напоминающим купола Брунеллеско в сакристии Сан Лоренцо и капелле Пацци (рис. 1510-1519), ок.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии.
При жизни Браманте была возведена центральная часть собора с главными пилонами и подпружными арками. Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом.
Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Оно облегчается большими окнами, которые разрежают внизу стену, а вверху – круговой лоджией барабана. Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. 22). Начал он так: Julio II Pont.
Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. (1488). Ордер пилястр построен на золотом сечении и придает членениям стены строгую закономерность.
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. (1505).
Задуманный Браманте собор планировался в виде греческого креста, вписанного в квадрат, в него входили четыре квадратные капеллы, купол возвышался в средокрестии. Весь план пронизан нерушимой логикой. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
Браманте предстояло связать летнюю папскую резиденцию — виллу Бельведер — с папским дворцом и базиликой св. Браманте привез из Ломбардии и заработал в Риме кое-какие деньги, которые он тратил с величайшей бережливостью, так как хотел жить независимо и в то же время иметь возможность, без необходимости работать, спокойно обмерять все древние постройки Рима. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Браманте стремился к тому, чтобы купол собирал и завершал своей полусферой равноценные пространственные отрезки, а поскольку ограниченная площадь церкви не давала ему возможности развить хор пропорционально протяженности главного корабля и трансепта, он создал видимость хора из искусственного мрамора (стукко), умело используя иллюзионистские возможности перспективы.
Петра, Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. Композиция делится на два яруса. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Возвратимся, однако, к Браманте. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим.
(1506—1514). Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии.
«Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Этот метод мог быть также применен и в масштабах города в качестве принципа соотношения отдельного здания с остальной застройкой. Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке.
До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Он полностью отошел от принципа базиликального плана. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. 17 этой главы и рис.
1510). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы).
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Таким образом храм должен был быть хорошо уравновешенной и симметричной системой с перспективно организованным пространством внутри и пластически разработанным объемом снаружи. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. В углах должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объема четыре колокольни. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра.
Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Под непосредственным наблюдением Браманте до 1492 г. были завершены тяжелые своды крипты, две из четырех угловых сакристий и, по-видимому, перекрытие хора остальные наземные части собора также были начаты. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения.
Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
мастерами принял участие в строительстве собора в Павии – здания с куполом, высоко поднятым на 8 столпах над обширным средокрестием. Маленькое здание задумано как центр «реального» пространства, о чем свидетельствует глубокий перспективный проем окон, наводящий на мысль о стягивании лучей к центральной оси: ведь храм строился как центр и ось вселенной, мира. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. В самом деле, в Темпьетто легко проследить, как пластическая форма колонны гармонически переносится на круговой периптер, цилиндрический объем капеллы, балюстраду и полукруглый купол. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). К началу чинквеченто (16 в. ) центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим.
Темпьетто играет роль исторического мемориала, так как построен он на месте, где якобы был распят святой Петр. После вторжения французов в сент. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве.
Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Портал сцены и зрительный зал оформлены ордерами, скульптурой – круглой и барельефами.
План собора, задуманного Браманте, представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, с апсидами на его концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом в средокрестии. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший образ жизни и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить.
– обелиск, который стоял в Большом цирке. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. На предполагаемом месте мученичества ап. Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница. «Модуляции» подлежит, прежде всего изменение светотени при переходе от легких стволов колонн к цилиндрическому объему капеллы, от свободной игры света и воздуха в балюстраде к сферичности купола.
Вилла была построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана. Микеланджело стремился к представлению напряжения сгустка сил, Браманте старался передать абсолютное равновесие и гармонию форм. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке.
странах, а также в живописи, напр. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. Посему именно Браманте считается настоящим родоначальником архитектуры ренессанса.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Милан) и капелла св. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. 18). Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых.
Вопреки всем строительным нормам он не удержался от искушения изменить светотеневое соотношение между двумя ярусами галерей, поставил над нижними арками дополнительные колонки, членящие лоджии второго яруса ради уменьшения эффекта их глубины. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. В 1505-1506 гг. Папа принял решение разместить в одном месте, а именно на Виа Джулиа, выпрямленной для этой цели Браманте, все государственные и судебные учреждения Рима, дабы удобнее было купцам заключать свои сделки, при которых до того постоянно возникали большие неудобства. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера для турниров и зрелищ. Лодовико Сфорца.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое.
Может быть, все-таки существовал какой-то изначальный план, набросанный лично Донато Браманте и его-то все и придерживались. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Браманте занимался перестройкой церкви. Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме.
Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Предполагался единым ансамблем с террасной организацией пространства на единой оси. Лестница Браманте (1505), служащая связующим звеном между Бельведерским и Апостольским дворцамиСан-Дамазо (1510)Темпьетто (Часовня — ротонда «Маленький храмик» Три основных ступеньки крипта). Собор Святого Петра. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Главное создание Браманте – проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором.
К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы» и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. Однако собор св. В этой истории многое переплелось. Он имеет и символическое значение ибо представляет собой церковь, основанную Петром.
Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. Донато Браманте потирал руки. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо.
В ранних работах, напр. В те же годы он строил капеллу, так называемый Темпьетто, при церкви Сан-Пьетро ин Монторио (завершена в 1502 году). Потому ли, что хор должен был служить надгробной капеллой Лодовико Моро и всей семьи Сфорца, в силу ли склонностей самого Браманте или же вследствие его обращения к ломбардской традиции, средокрестию церкви с заменяющими ветви трансепта апсидами и алтарем была придана ярко выраженная, развивающаяся кверху центрическая композиция (рис. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Восьмиугольная ризница увенчана куполом.
Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы.
Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. да Сангалло и фра Дж. Исчезает тяготение к декоративности и полихромии. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал.
В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Папа посмеялся над этим и приказал ему вместо этого написать прописные буквы высотой в локоть, находящиеся там и ныне, поставив ему на вид, что глупость эту он взял из Витербо, где некий архитектор Франческо поместил свое имя над дверью на архитраве, на котором рельефно были высечены св.
1490 Пинакотека Брера, Милан). Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Петра в Риме.
К середине 16 столетия, когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Витрувинская академия (около 1530), деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима изучали трактат Витрувия. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Тем самым он ослабил стену, а так как сооружение не имело внизу контрфорсов, покрывать его сводами было опасно, в особенности по углам, куда ложилась вся тяжесть свода названного купола. Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост.
Петра в крипте и под куполом нового собора. Внутри купол церкви Санта Мария прессо Сан-Сатиро представляет кессонированную сферическую поверхность с круглым световым окном посередине. Собор в Павии. Петра. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств.
В 1492—1497 гг. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Брунеллески). Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы.
Ведь речь шла о восстановлении исторического облика Рима как воплощения синтеза древней истории и христианского учения. Крупнейшим творением Браманте является собор св.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Леонардо да Винчи, а это был именно он, дал будущему великому скульптору несколько, говоря современным языком, мастер-классов по архитектуре и рекомендовал герцогу подучить юношу, который превзойдет многих зодчих. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Maximo изобразив в профиль голову Юлия Цезаря и двух арочный мост, что и обозначало Julio II Pont и далее вместо Мах. И дело вовсе не в соперничестве мастеров.
Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. 5). Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора).
Знаменитый двор (рис.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Монументальное сооружение как бы на глазах увеличивает свой объем. Ранний период. На углах сооружения также должны были быть мощные квадратные башни, выделенные из массива стены раскреповками. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой. Браманте, таким образом, стремился сделать из главного храма христианства всеобщее явление, включающее в себя все частные проявления (природу и историю) и показывающее их логическую связь, зависящую от высшей логики творения. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). 1510).
Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б. ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. Б. предложил план центрического сооружения в виде равноконечного креста, вписанного в квадрат, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Речь идет, однако, не о чисто числовой прогрессии, а о конкретных пластических формах. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане).
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Так что расчет Браманте выглядел верным. Фасад очень длинный, рустованный с имитацией клееной кладки. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь четыре средних пилона и часть южной стены.
Характерно палаццо Каллеони Порто (1552)- двухэтажное здание с симметричным планом. После возвращения им возведены в герцогской резиденции в Виджевано капелла в церкви Сан Франческо, палаццо делле Даме и лоджия полагают, что по его проекту выполнена также башня замка и находящаяся перед ним окруженная аркадами площадь. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему.
центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 16). В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов.
БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Браманте — один из строителей. Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97).
до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Петра в Ватикане (архитекторами Дж. 1510). Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св.
Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Среди архитекторов эпохи Возрождение особо ярко сияет звезда Донато Браманте (1444 – 1514 гг. ). Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.
БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). Он сохранил там только алтарь св. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Браманте создавал и перестраивал огромные церкви и дворцы. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Он был первым главным архитектором нового собора св. Композиция предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Темпьетто (итал. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано. Купол должен выступать лишь для развития объема вверх, пространство под куполом должно было быть свободным.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю»Римский период:Внутренние дворики:Санта-Мария-делла-Паче (1500—1504). В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511 дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504).
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. рис. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Но поссорился ненадолго.
От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Состоял он и в совете по расширению церкви Сан Якопо дельи Спаньуоли ин Навона, а также при вынесении решения о церкви Санта Мариа дель Анима, постройка которой была поручена одному немецкому архитектору. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь.
в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо.
Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как Правила пяти архитектурных ордеров (1562) Джакомо Виньолы и Четыре книги по архитектуре (1570) Андреа Палладио. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Те же, кто занимается обмером архитектурных памятников древности, находят, что в архитектуре Браманте не меньше, чем во всех этих древностях, вложено и знания рисунка и искусства.
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он сам разработал типовые образцы гражданских и церковных зданий. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. До 1479 г. он поступил на службу к герц. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем.
Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. Развитие получила наука, литература искусство.
Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы).